Царица змей Эгле

редактировать
Царица змей Эгле, статуя в парке Глебе, Канберра

Царица змей Эгле или Королева травяных змей Эгле (литовский : Eglė žalčių karalienė), это литовская народная сказка.

Королева Эгле Змеи - одна из самых известных литовских сказок со многими отсылками к балтийской мифологии. Собрано более сотни слегка расходящихся версий сюжета. Его мифологическая подоплека интересовала литовских и зарубежных исследователей индоевропейской мифологии ; Гинтарас Береснявичюс считал это литовским теогоническим мифом. В сказке рассказывается не только о человеке - рептилии изменении формы, но и о необратимом изменении формы человека и дерева. Нумерология также очевидна в сказке: двенадцать сыновей, три дочери, три дня, три уловки, три недели пира, девять лет под присягой в браке, три задания, данные Эгле ее мужем для выполнения, девять дней посещения и т. Д.).

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Краткое содержание
  • 3 Переводы
  • 4 Анализ
  • 5 Культурные ссылки
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Библиография
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Этимология

Эгле - это одновременно популярное женское имя в Литве, а также существительное значение ель (лат. Picea). Считается, что это имя также означает ель.

. Один из главных героев этой сказки - травяной змей (литовский : žaltys ), но поскольку он, кажется, населяет лагуну, прилегающую к морю (литовский : marios), это слово может фактически относиться либо к мифической водной змее, либо к европейскому угрю (Anguilla anguilla).

Краткое содержание

Рассказ можно разделить на несколько частей, каждая из которых имеет параллели с мотивами других народных сказок, но их комбинация уникальна.

Девушка по имени Эгле после купания с двумя сестрами обнаруживает в рукаве своей блузки травяную змею. Точное место их купания остается нераскрытым. Говоря человеческим голосом, травяная змея неоднократно соглашается уйти только после того, как Эгле дает ему клятву в обмен на то, что он оставит ее одежду. Шокированная, расстроенная, нерешительная (как она, человек может выйти замуж за травяную змею?), Но спешащая избавиться от стойкой змеевидной рептилии, Эгле соглашается выйти замуж, не полностью понимая возможные последствия и серьезность о ее ситуации. Затем, через три дня, тысячи травяных змей маршируют во двор дома ее родителей. Они приходят, чтобы объявить Эгле невестой своего хозяина и своей будущей королевой, но каждый раз их родственники обманывают их. гусь, овца и затем корова даются вместо невесты легиону травяных змей, но как только они отправляются в путь домой, кукушка, сидящая на березе, предупреждает их об обмане. Разъяренные травяные змеи возвращаются в последний раз и угрожают всем засушливым годом, наводнением и голодом. Наконец, они берут не фальшивую невесту, Эгле, на дно морской лагуны к своему королю.

Вместо того, чтобы увидеть змею или травяную змею на берегу моря, Эгле встречает своего жениха Жильвинаса, который кажется красивым мужчиной - Принцем Травяной Змеи. Они переходят на ближайший остров, а оттуда - в подземелье под морем, где находится красиво оформленный дворец - новый дом Эгле для вечности. Пиршество длится три недели, после чего пара счастливо живет вместе. У Эгле четверо детей (трое сыновей (Ажуолас (Дуб), Уосис (Ясень) и Бержас (Береза)) и одну младшую дочь Дребуле (Осина)). Эгле почти забывает о своей родине, но однажды, после того как ее старший сын Ажуолас расспросил ее о своих родителях, она решает навестить свой дом. Однако Жильвинас (возможно, интуитивно боясь потерять жену или предчувствуя свою судьбу) отрицает ее разрешение покинуть дворец Травяной Змеи. Чтобы получить разрешение на посещение дома, Эгле необходимо выполнить три невыполнимых задания: прядить бесконечный пучок шелка, стереть пару железа обувь и испечь пирог без посуды. После того, как она получает совет от колдуньи (потенциальное направление к Владычице Моря или Хозяйке пещеры) и успешно выполняет эти три задания, Жильвинас неохотно отпускает Эгле и детей. Перед их отъездом он наставляет их, как вызвать его из морских глубин, и просит никому не рассказывать эту тайну.

Эгле, королева травяных змей и ее дети Деревянные статуи Эгле и ее детей в Друскининкайском музее «Эхо леса»

После встречи с давно потерянным членом семьи родственники Эгле не хотят отпускать ее обратно в море и решают убить Жильвинаса. Во-первых, его сыновьям угрожают и бьют их дядья, пытаясь заставить их рассказать, как вызвать своего отца; однако они хранят молчание и не предают его. Наконец, испуганная дочь говорит им заклинание вызова травяной змеи:

«Жильвинас, дорогой Жильвинелис,
Если (вы) живы - пусть морское молоко пенится
Если (вы мёртв - пусть морская пенится кровью… »

Все двенадцать братьев Эгле называют Жильвинаса Травяной Змеем из моря и убивают его косой. Они не говорят своей сестре ни слова об ужасном преступлении, которое они только что совершили. Через девять дней Эгле прибывает на берег и звонит мужу, но, к сожалению, из моря возвращается только пена крови. Когда Эгле слышит голос своего умершего мужа и узнает, как умер ее возлюбленный, в наказание за предательство она нашептывает чары, превращающие ее хрупкую страшную дочь в дрожащую осину. После этого она превращает своих сыновей в крепкие деревья - дуб, ясень и березу. Наконец, сама Эгле превращается в ель.

Переводы

Сказку перевели как «Ель, царица травяных змей».

Анализ

Согласно Бернар Серджент, «брак человека и животного - союз, который слишком далек, поскольку инцест - слишком тесный союз. По сравнению со сбалансированным браком между людьми, но из другого клана или из другой деревни, то есть - в зависимости от общества - в рамках хорошо измеренной эндогамии или экзогамии, инцест выходит за рамки нормы, потому что это преувеличенная эндогамия, а брак животных нарушает ее, потому что это преувеличенная экзогамия ».

Хотя его точное время и место происхождения не могут быть установлены с уверенностью, литовский миф сравнивают с аналогичными историями, найденными среди коренных народов Америки (Ваямпи, Яхган и Коос ), что могло быть результатом унаследованного древнего североевразийского мотива с изображением женщины, выходящей замуж за водного животного, vi излагая человеческие законы экзогамии и соединяя земной и водный миры.

Культурные ссылки
Эгле и статуя змея в Паланге

История впервые была опубликована М.. Ясевич в 1837 году.

Саломея Нерис, литовская поэт , написала стихотворение под названием Eglė žalči karalienė (1940), основанное на мотивах сказки..

A бронзовая скульптура Робертаса Антиниса с изображением Эгле и змея была построена в Паланге Ботанический сад, Литва в 1960 году.

Балет Эгле жальчю каралене Эдуардаса Балсиса и многие другие спектакли были поставлены в различных литовских театрах впервые в 1960 году под руководством Юозаса Густайтиса.

См. Также
Ссылки

Библиография

Дополнительная литература
  • Пальмайтис, Летас. «Ромео Моисей и Психея Брюнхильда? Или Амур, змей и утренняя звезда?» В: Caucasologie et migologie compare, Actes du Colloque international du CNRS - IVe Colloque de Caucasologie (Севр, 27-29) juin 1988). Paris, PEETERS, 1992. pp. 177-185. ISBN 2-87723-042-2
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-18 09:05:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте