Экономика искусства и литературы или экономика культуры (используется ниже для удобства) является раздел экономики, изучающий экономику создания, распространения и потребления произведений искусства, литературы и аналогичных творческих и / или культурных продуктов. В течение долгого времени понятие «искусство» ограничивалось изобразительным искусством (например, живописью) и исполнительским искусством (музыкой, театром, танцами) в англосаксонской традиции. Использование расширилось с начала 1980-х годов с изучением индустрии культуры (кино, телевизионные программы, книжные и периодические издания и музыкальное издательство) и экономики учреждений культуры (музеи, библиотеки, исторические здания). Поле имеет код JEL: Z11 в системе классификации Journal of Economic Literature , используемой для поиска статей.
Экономика культуры занимается искусством в широком смысле. Рассматриваемые товары имеют творческое содержание, но этого недостаточно для того, чтобы считаться культурным товаром. Дизайнерские товары, такие как одежда и шторы, обычно не считаются произведениями искусства или культуры. Культурные товары - это товары, ценность которых определяется символическим содержанием, а не физическими характеристиками. (Для получения дополнительной информации см. Также Исследования учреждений культуры ). За последнее десятилетие экономическое мышление применялось во все большем количестве областей, включая загрязнение окружающей среды, коррупцию и образование.
Произведения искусства и культуры обладают особым качеством, которое заключается в их уникальности. В то время как другие экономические товары, такие как сырая нефть или пшеница, являются универсальными взаимозаменяемыми товарами (с учетом определенного сорта продукта), существует только один пример известной картины, такой как Мона Лиза, и только один образец известной скульптуры Родена Мыслитель. Хотя с этих произведений искусства можно делать копии или репродукции, и хотя продается много недорогих плакатов Моны Лизы и небольших фабричных копий Мыслителя, ни полноразмерные копии, ни недорогие репродукции не рассматриваются как замену настоящих произведений искусства. Таким образом, потребитель рассматривает фунт сахара сорта А с Кубы как полностью эквивалентную замену фунту сахара сорта А из США или Доминиканской Республики. Поскольку для этих знаменитых произведений искусства нет эквивалента или замены, экономист-классик Адам Смит считал, что их невозможно оценить. Альфред Маршалл заметил, что спрос на определенный вид культурных благ может зависеть от его потребления: чем больше вы слушали определенный вид музыки, тем больше вы цените его. В его экономических рамках эти товары не имеют обычного убывающего предельной полезности.
. Ключевые академические работы по экономике культуры включают работы Баумоля и Боуэна (Performing Arts, The Economic Dilemma, 1966), Гэри Беккер о товарах, вызывающих зависимость, и Аланом Пикоком (общественный выбор). Это резюме было разделено на разделы, посвященные экономическому изучению исполнительского искусства, рынку отдельных произведений искусства, рынку искусства в индустрии культуры, экономике культурного наследия и рынку труда в секторе искусства.
В основополагающей статье Уильяма Баумола и Боуэна был введен термин болезнь затрат для обозначения относительного роста стоимости живых выступлений. Такой рост затрат объясняет растущую зависимость этого вида искусства от государственных субсидий. Это происходит, когда расходным материалом является сам труд. Чтобы понять это явление, сравните изменение стоимости исполнения Мольера пьесы Тартюф в 1664 году и в 2007 году с изменением стоимости вычисления большого количества сумм из бухгалтерской книги.. В 1664 году вам нужно было два часа и двенадцать актеров, чтобы сыграть пьесу Мольера, и, скажем, потребовалось бы двенадцать бухгалтеров, работающих по два часа, чтобы сложить все суммы в бухгалтерской книге. В 2007 году один бухгалтер с 10-долларовым калькулятором может сложить суммы за 20 минут, но вам все равно понадобится два часа и двенадцать актеров для пьесы Мольера. Художники должны делать значительные инвестиции в человеческий капитал (например, в обучение) и получать соответствующую оплату. Заработная плата художников должна расти вместе с оплатой труда населения в целом. Поскольку последняя следует за общей производительностью в экономике, стоимость пьесы будет расти вместе с общей производительностью, в то время как производительность актеров не повышается.
В последующей литературе по экономике исполнительских видов искусства есть два направления мысли:
Два сегмента рынка визуального Можно выделить искусство: произведения искусства, которые знакомы и имеют историю, и современные произведения, на которые легче повлиять под влиянием моды и новых открытий. Однако оба рынка являются олигополистическими, т. Е. Количество продавцов и покупателей ограничено (олигопсония ). Два основных вопроса о работе рынков: как определяются цены и какова доходность произведений искусства по сравнению с доходностью финансовых активов.
Компоненты произведения искусства, такие как необработанный камень, тюбики с краской или неокрашенный холст, обычно имеют гораздо меньшую стоимость, чем готовые изделия, такие как скульптура или законченная покраска. Кроме того, количество труда, необходимого для производства предмета, не объясняет большой разницы в цене между произведениями искусства. Кажется, что стоимость гораздо больше зависит от восприятия ее потенциальными покупателями и экспертами. Это восприятие состоит из трех элементов: во-первых, социальная ценность, которая представляет собой социальный статус, который покупатель имеет, владея им. Таким образом, у художника есть «художественный капитал». Во-вторых, художественная ценность по сравнению с современными работами или важность для последующих поколений. В-третьих, история цен на предмет, если покупатель использует это для своего ожидания будущей цены, по которой он мог бы продать предмет снова (учитывая олигополистическую структуру рынка). Эти ценности определяют три типа экономических агентов. Конкретные эксперты, например владельцы галерей или директора музеев, используют первую социальную ценность. Такие эксперты, как историки искусства и профессора искусства, используют вторую, художественную ценность. Покупатели, которые покупают произведения искусства в качестве инвестиций, используют третье, историю цен и ожидания относительно будущего роста цен.
Некоторые крупные финансовые учреждения, банки и страховые компании имеют значительную доходность от инвестиций в произведения искусства в 1990-е годы. Эти ставки не снизились одновременно со ставками на фондовых биржах в начале 1990-х годов. Это может указывать на возможность диверсификации. Помимо этого свидетельства успешных инвестиций, объем доступных данных стимулировал изучение рынка. Многие работы продаются на аукционах. Таким образом, эти транзакции очень прозрачны. Это позволило создать базы данных цен, в которых цены на некоторые предметы восходят к 1652 году. Эмпирические исследования показали, что в среднем доход на произведения искусства был ниже, чем на капитал, с волатильностью, которая как минимум такая же высокая. Нематериальная выгода с точки зрения удовольствия от произведения искусства может частично объяснить это. Однако, прежде чем интерпретировать цифры, следует иметь в виду, что искусство часто освобождается от многих видов налогов. В 1986 году Баумоль оценил среднегодовую норму прибыли в 0,55 процента для произведений искусства по сравнению с доходностью 2,5 процента для финансовых активов за 20-летний период.
На многих аукционах произведений искусства источник денег участника торгов часто бывает трудно определить, или работы приобретаются анонимным покупателем.
Сотрудники правоохранительных органов говорят, что высокая степень секретности стала недостатком, поскольку оставляет процесс доступным для отмывателей денег. По данным ФБР и Интерпола, «по сравнению с другими секторами торговли, рынок искусства сталкивается с более высоким риском воздействия сомнительной финансовой практики», потому что «объем юридически сомнительных сделок заметно выше, чем на других мировых рынках».
Некоторые известные произведения искусства, такие как картина Моны Лизы, невозможно воспроизвести (по крайней мере, в смысле создания другой копии, которая будет считаться равноценной), но есть много культурных ценностей, ценность которых не зависит от единственной индивидуальной копии. Книги, записи, фильмы приобретают некоторую ценность благодаря существованию множества копий оригинала. Это продукты основных индустрий культуры, таких как книжная индустрия, музыкальная индустрия и киноиндустрия. Эти рынки характеризуются:
Важные индустрии культуры, как правило, имеют олигополистическую структуру рынка.. На рынке доминируют несколько крупных компаний, а остальная часть рынка состоит из множества небольших компаний. Последние могут действовать как фильтр или как «привратники» для художественного предложения. Небольшую компанию с успешным артистом или качественным составом может купить одна из крупных компаний. Большие конгломераты, объединяющие теле- и кинопроизводство, существуют десятилетиями. В 1990-е годы произошли слияния, выходящие за рамки отрасли как таковой, и слияния производителей оборудования с поставщиками контента. Ожидаемые выгоды от синергии и рыночной власти не были реализованы, и с начала 2000-х годов наметилась тенденция к организации по отраслевому принципу.
Культурное наследие отражается в товарах и недвижимости. В этой области изучается управление и регулирование музеев.
Музеи, которые выполняют роль консерватории и предоставляют выставки для широкой публики, могут быть коммерческими или некоммерческая база. Во втором случае, поскольку они обеспечивают общественное благо, они создают проблемы, связанные с этими товарами: должны ли они быть самофинансируемыми или субсидироваться? Одна из специфических проблем - это дисбаланс между огромной стоимостью коллекций в музеях и их бюджетами. Кроме того, они часто расположены в местах (центрах городов), где стоимость земли высока, что ограничивает их возможности расширения. Американские музеи выставляют только около половины своей коллекции. Некоторые европейские музеи, такие как Центр Помпиду во Франции, показывают менее 5 процентов своей коллекции. Помимо проведения выставок, музеи получают доходы от производных продуктов, таких как каталоги и репродукции. Они также производят на более нематериальном уровне: они собирают коллекции. Из стольких предметов, находящихся в общественном достоянии, они делают выбор на основе своего опыта, таким образом повышая ценность простого существования предметов.
Двойная цель сохранения и обеспечения выставок, очевидно, представляет собой выбор. С одной стороны, по соображениям сохранения музей заинтересован в экспонировании как можно меньшего количества предметов, и он выберет менее известные работы и специализированную аудиторию для продвижения знаний и исследований. С другой стороны, аргумент выставки требует показа основных произведений из разных культур, чтобы удовлетворить запросы публики и привлечь большую аудиторию. Когда правительство сделало выбор в отношении этого, применение экономической теории контрактов поможет реализовать этот выбор, показывая, как использовать стимулы для разных менеджеров (с финансовой стороны, консервативной стороны) для получения требуемого результата.
Во многих странах есть системы, которые охранять исторически значимые здания и сооружения. Это здания или другие сооружения, которые считаются имеющими культурное значение или представляющими ценность наследия. Владельцы получают налоговые вычеты или субсидии на восстановление, взамен которых они соглашаются с ограничениями на модификации зданий или предоставляют общественный доступ. Здания, которые часто классифицируются как здания наследия, включают бывшие или нынешние здания Парламента, соборы, здания судов, дома, построенные в признанном историческом стиле, и даже довольно обычные дома, если дом ранее был домом известного политика, художник или изобретатель. Здания со статусом наследия, как правило, не подлежат сносу. В зависимости от характера ограничений, связанных с наследием, нынешнему владельцу может быть разрешено или не разрешено изменять внешнюю или внутреннюю часть здания. Такая система ставит те же проблемы выбора, что и музеи. Этот вопрос мало изучен.
рынок труда художников характеризуется:
Термин «звездная система», введенный Шервином Розеном, используется для объяснения того, почему небольшое количество художников и авторов на рынке, например знаменитости A-list актеры и лучшие поп-певцы, зарабатывают большую часть общего дохода в сектор. В статье Розена 1981 года была исследована экономика суперзвезд, чтобы определить, почему «относительно небольшое количество людей зарабатывает огромные суммы денег и, кажется, доминирует в тех областях, в которых они работают». Розен утверждает, что на рынках суперзвезд «небольшие различия в талантах на вершине распределения приведут к большим различиям в доходах». Розен отмечает, что «... продавцы с более высоким талантом берут лишь немного более высокие цены, чем продавцы с более низким талантом, но продают гораздо большее количество; их больший доход в подавляющем большинстве случаев получается от продажи большего количества, чем от взимания более высоких цен».
В индустрии культуры ключевую роль играет неуверенность в качестве продукта. Потребитель на самом деле не знает, насколько хорош продукт, пока он или она не употребит его (вспомните фильм), а продюсер не столкнется с типичной неопределенностью в культурной индустрии. Потребитель ищет рекомендации по цене, репутации или известному имени на обложке или плакате. Поскольку продюсер понимает, что использование известного режиссера, актера или певца влияет на спрос, он или она готов платить много за имя, которое считается признаком качества (звезда). Действительно, такие авторы, как Адлер и Гинзбург, доказали, что звездный статус определяется случайно: в музыкальном конкурсе результаты сильно коррелировали с порядком исполнения. Эта случайность использовалась для объяснения того, почему предложение рабочей силы в секторе остается чрезмерным: учитывая чрезвычайные достижения звезды и иррациональное поведение или особые предпочтения в отношении случайности, неудачливые художники продолжают попытки, даже когда они зарабатывают деньги в основном в другой торговле, например, в столах ожидания. Второй аргумент - это возможность нематериальной отдачи от труда художников с точки зрения социального статуса и образа жизни. Например, даже диджей, испытывающий трудности, большую часть времени проводит на сцене в ночных клубах и рейвах, что для некоторых людей является желательным результатом.
Было доказано существование различная структура в производстве культурных ценностей. (См. Исследования институтов культуры.) Художник часто считает продукт выражением самого себя, в то время как обычный ремесленник озабочен только своим продуктом, поскольку это влияет на его / ее заработную плату. Например, художник, создающий произведения искусства, которые выставляются в музеях, может рассматривать свои картины как свое художественное выражение. С другой стороны, художник-постановщик музыкального театра может считать себя мастером, которому почасовая оплата за рисование. Таким образом, художник может захотеть ограничить использование своего продукта и может возразить, если музей использует репродукцию его / ее картины для продажи автомобилей или спиртных напитков. С другой стороны, художник сцены может не возражать против повторного использования в коммерческих целях своей наборной картины, поскольку он / она может рассматривать это как обычную работу.