Язык дуна

редактировать
Дуна
УроженецПапуа-Новой Гвинеи
РегионЮжное нагорье - Провинция Хела : округ Короба-Копьяго, к востоку от реки Стрикленд ; Провинция Энга : Сельский округ Пайела-Хева
Этническая принадлежностьДуна
Носители языка25 000 (2002)
Языковая семья Транс– Новая Гвинея ?
Коды языков
ISO 639-3 duc
Glottolog duna1248
Дуна-Погая languages.svg Карта: языки Дуна-Погая Новой Гвинеи языки дуна-погайя другие языки трансновогвинейского языка другие папуасские языки австронезийские языки необитаемый

дуна (также известный как юна) - папуас язык из Папуа-Новая Гвинея. Он может принадлежать к языковой семье Trans New Guinea и часто далее классифицируется как язык Duna-Pogaya, поскольку Bogaya, по-видимому, Duna ближайший родственник, о чем свидетельствует аналогичное развитие личных местоимений. По оценкам, количество говорящих колеблется от 11000 (1991) до 25000 (2002).

Содержание
  • 1 Языковой контекст
    • 1.1 Люди дуна
    • 1.2 Языковые влияния
  • 2 Фонология
    • 2.1 Согласные
    • 2.2 Гласные
    • 2.3 Контраст высоты тона
  • 3 класса слов
    • 3.1 Местоимения
    • 3.2 Существительные
    • 3.3 Глаголы
      • 3.3.1 Модификаторы глагола
      • 3.3.2 Добавочные глаголы
      • 3.3.3 Флективная морфология
  • 4 Структура предложения
    • 4.1 Базовая структура предложения
    • 4.2 Невербальные предложения
    • 4.3 Вопросительные предложения
    • 4.4 Сериализация
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Языковой контекст

люди дуна

дуна - это родной язык многозначно названных людей дуна, которые живут в северо-западная часть провинции Южное нагорье. Район расположен в гористой местности с высотой от 900 до 13000 футов. Благодаря равномерному распределению осадков (4500 мм в год) и температур (от 65 до 83 ° F) окружающая среда подходит для земледелия и выращивания некоторых деревьев. Вот почему большинство Duna являются крупными земледельцами, основным продуктом питания которых является сладкий картофель, наряду с другими выращиваемыми в саду фруктами и овощами. Кроме того, они содержат домашних свиней и ловят рыбу в озере Копьяго, а также охотятся на мелкую дичь, такую ​​как опоссумов, летучих мышей и маленьких птиц. Кроме того, в рацион входят собранные грибы, папоротники и крессы.

Высокогорье Папуа-Новой Гвинеи

Дуна группируются в кланы и приходы. Каждый член разделяет обширные обязанности, требующие от группы значительных социальных усилий. До первого прямого контакта с европейцами в 1930-х годах их культура поддерживала строгое разделение на мужчин и женщин. Вначале мальчики воспитывались отдельно и воспитывались в зрелом возрасте. Другие важные темы жизни до контакта включали упорядоченную войну, ухаживание и силу ритуального жертвоприношения. С момента создания в 1950-х годах в Австралии правительственного учреждения обычаи и традиции претерпели некоторые существенные изменения, например, общественное обучение и т. Д.

В этом районе мало оплачиваемой работы, а также электроснабжения или телекоммуникационных сетей. не всегда доступны. В регионе есть большой медицинский центр недалеко от Копьяго и общественная школа до 8-го класса. Хайлендское шоссе является частью наземной транспортной сети, но она прерывистая и находится в плохом состоянии, так что большинство путешествий осуществляется пешком. Рейсы в Копьяго выполняются довольно регулярно - раз в неделю или два раза в неделю.

Язык влияет на

Пример. Заимствования Дуна
ДунаТок ПисинАнглийский
pʰɛkɛtɛɾifekteri«фабрика»
t̪ʰukuɺiскул"школа"
kɔⁿdaɾɛkɛkontrek"контракт"
ᵐbuku / abuk"книга"

Относительно поздний контакт с европейцами означает, что влияние английского языка на язык дуна произошло совсем недавно. Поскольку культурные изменения привели к появлению нескольких новых концепций, лексический словарь пополнился множеством заимствованных слов, хотя неясно, пришли ли они из английского или родственного ему креольского языка Ток Писин. Однако влияние английского языка усиливается, поскольку английский язык включен в школьные программы. Учителя должны постепенно вводить его до 3-го класса, и с этого момента предполагается, что он станет основным языком обучения.

Ток-писин является официальным языком в северном материковом регионе и, следовательно, используется дунами для общения с внешним миром. Способность говорить на ток-писине различается: некоторые могут только пассивно понимать ток-писин, а другие, в основном люди, которые проводят время за пределами сообщества Дуна, свободно говорят. Общий статус Tok Pisin привел к появлению первых вариаций, а это означает, что слова, производные от Tok Pisin, могут использоваться рядом с эквивалентами Duna, например. люди говорят siriki, что означает «обмануть», вместо глагола Duna адъюнкта ho с тем же значением.

Тесный контакт с народом хули оказал наибольшее влияние на язык дуна до такой степени, что носители дуна проводят четкое различие между дуна, на котором говорят в северо-западном регионе, и на одном говорят в юго-восточном регионе, ближайшем к району Хули. Влияние можно наблюдать в фонетической и лексической вариациях. Например, у многих наборов синонимов Duna есть один вариант, который, вероятно, происходит от слов хули, что видно по сходству с его аналогом хули: yu и ipa оба означают «вода, жидкость», где / ipa / также является словом хули.

Фонология

В Duna фонология структура слога обычно (C) V (V), что означает, что код всегда пусто. Занятие начала необязательно, хотя группы согласных не допускаются. Вот почему заимствованные слова, которые произошли от слов с кластерами согласных, как в fa ct ory, приспособились к структуре слогов Duna, вставив гласные между согласными.

Согласные

Система согласных звуков Дуны состоит из двадцати согласных фонем с некоторыми аллофоническими вариациями. Стоп фонемы различаются по устремлению и высказыванию / преназализации в трех местах артикуляции. Только глоттальные фрикативные выступают как отдельные фонемы, но придыхательные упоры могут быть реализованы как аллофонические аффрикаты или фрикативные слова - первоначально слова, например. in / pʰu / "удар", который происходит как глухая остановка [pʰu], аффрикат [pɸu] или щелевой [ɸu]. Глоттальный фрикативный звук появляется только в начале корней и чередуется между глухим [h] и бормотанным [ɦ] осознанием: см. / Hɔ / «вот оно» с [hɔ] или [ɦɔ]. Аллофоническая вариация также встречается с преназализованными остановками в начале слова в двугубных или велярных местах артикуляции, когда они предшествуют гласной / а /, где остановка может быть опущена: [ᵐbapu] vs. [mapu] «(en) круг». Первоначально постукивание имеет четыре аллофонических реализации: [ɾ], [t], [d], [dɾ], как в / ɾiⁿdi / «земля», в то время как выразительная речь может также привести к реализации трели [r ] слово изначально или медиально. Глайды обычно не меняются аллофонически.

Двугубные Апикальные Небные Веларские Глоточные
Вдыханные стоп t̪ʰkʰʷ
Стоп pk
Преназализованный стоп ᵐbⁿdᵑɡᵑɡʷ
Носовой mn
Tap ɾ
Боковой flap ɺ
Fricative h
Glide wj

Гласные

Существует пять фонематически различных гласных. После гласного заднего ряда неокругленные гласные в последних слогах с небным скольжением в коде часто сокращаются до [ɘ] или [ɨ]. Вокальная назализация часто встречается для слов, связанных со звуком, например, в rũ- «нытье» и в контексте носовых согласных; однако в большинстве случаев назализация не является обязательной.

Передний Центральный Задний
Высокий iu
Средний ɛɔ
Низкий a

В последовательностях VV второй V может быть отдельным гласным или скользящим: / ai / "who" с [ai] или [aj]. Первый V часто подвергается ассимиляции, сокращаясь до [ɘ], как в морфеме / -nɔi / с [-nɘj]. Высокие гласные встречаются только как первая V, когда вторая V является низкой гласной. В срединной позиции слова после высокой гласной и перед низкой гласной апикальный носовой и апикальный упор будут палатализированы, как в / it̪a / «свинья» с [it̪a] или [it̪ʲa]; некоторые другие согласные тоже делают то же самое, но реже в этой среде. Между округленными гласными и нижними гласными, велярные остановки также могут быть лабиализированы, что можно увидеть в / ɾɔka / "многие" с [ɾɔka] или [kʷa]. Фонематический статус этих лабиализированных велярных стопов спорен, но можно найти доказательства в структурах слогов CGV (G для скольжения), которые могли возникнуть из лежащих в основе лабиализированных фонем, как это обсуждалось Сан-Роке (2008: 51).

Контраст высоты тона

Пример. односложные контрасты высоты тона
FallRiseConvexLevel
tʰɛ

«берег»

tʰɛ

«origin»

tʰɛ

"быть неторопливым"

kãɔ

"заклинание"

kãɔ

"ложь"

Duna использует четыре контрастных контура высоты тона на лексических корнях, чтобы различить лексические единицы. Таким образом, «слово в целом более важно, чем слог как область для назначения тонов». Движение высоты тона вниз характерно для контура падения, а движение вверх - для контура подъема. Выпуклый контур показывает движение как вверх, так и вниз, в то время как контур уровня не показывает изменения высоты тона. В зависимости от количества слогов высота звука будет увеличиваться или уменьшаться, что означает, что для двусложных слов выпуклый контур поднимается на первый слог и падает на второй. Не все контуры контрастируют друг с другом в любой среде. Для односложных слов выпуклые и восходящие контуры не приводят к лексическим различиям, тогда как выпуклые и спадающие контуры не показывают контрастов для многосложных слов. Таким образом, контрасты существуют максимум между тремя контурами.

Классы слов

Местоимения

Существуют местоимения для единственного и множественного числа, а также двойного. Двойственное, кажется, происходит от формы единственного числа с добавлением префикса , хотя третье лицо соответствует двойной форме первого лица. У Дуны есть синкретизм в первом и втором лице множественного числа. Третье лицо является особенным в том, что оно часто клитицируется в именные фразы в субъектной позиции или притяжательные конструкции. Маркер исключительной идентичности -nga может быть добавлен к местоимениям субъекта, сигнализируя о том, что субъект выполняет действие сам по себе или выполняет рефлексивную деятельность. Этой исключительности также можно добиться за счет удвоения местоимений.

Личные местоимения
Единственное числоДвойное числоМножественное число
1nokenoinu
2konakoinu
3khokhenokhunu

Обратите внимание на особые формы для противопоставления предметов единственного и множественного числа местоимений, которые снова указывают на тесную связь между единственное и двойное местоимения. Эти формы отличаются от обычных местоимений в гласных, имея a вместо o. Суффикс -ka - это композиционный контрастирующий предметный маркер, используемый для существительных. Контрастные предметы либо обозначают своего рода фокус, таким образом выделяя новый или неожиданный предмет среди других референтов пункта, либо имеют такой же эффект, как и выделение эргативного падежа, выделяя предмет среди других участников.

Контрастные подлежащие местоимения
Единственное числоДвойное
1накена (-ka)
2канака
3кхаkhena (-ka)

Существительные

Множественность существительных может указываться путем повторения существительного, но это не обязательно. Предложение может содержать немаркированные, неопределенные, родовые словосочетания существительных, содержащие только одну лексическую составляющую:

wikiti-rane
game.animalспуститься-SW.SEQ
«Игровые животные спустились»

С помощью суффикса -ne прилагательные можно именовать. Номинальные числа также могут образовываться от глаголов с номинализатором -ne, но тогда они нуждаются в привычном глагольном склонении -na. Эта композиция напоминает значение слова «с целью».

Прилагательное обозначение:Словесное обозначение:
кете-нерамене-на
small-TYPEgroup-SPEC
"группа маленьких биты "
кана-на-непелиндуса-тасихейяneya
2SG.CSeat-HAB-TYPEхорошоoneget-SEQудерживайтеcome.IPFVНЕ
«Ты не принес ничего хорошего для еды [то есть еды]».

Притяжательные отношения устанавливаются путем сопоставления именных фраз или фразы, содержащей послелог -я «благодетель (BEN)», в частности, когда владелец одушевлен и владеющие отчуждаемые и неодушевленные. Собственник настоящим следует за владельцем.

Существительное словосочетание притяжательное:Постпозиционное притяжательное:
noамеhutia
1SGотецcome.PFV.VIS.P
«Мой отец пришел».
no-yandunendu
1SG-BENвещьодно
"что-то моё"

Глаголы

Можно выделить три класса глаголов: «согласные глаголы» состоят из согласного и гласного / а / в основной форме, обычно это глаголы движения, экзистенциальности и динамической активности; глаголы типа «wa-class» обычно включают морфему wa или ua в форме основания а. В отличие от обычных глаголов, члены обоих классов претерпевают изменения гласных для различных процессов, таких как флексия, и могут принимать глагольные дополнения. Правильные корни всегда заканчиваются той же гласной, к которой присоединяются флективные аффиксы. Согласные глаголы и глаголы класса wa используют три базовые формы для различных ролей, например. оба класса принимают базовую форму для императива.

Основная морфологическая структура глагола следующая:

NEG -Корень глагола –Модификаторы -NEG -Флективная морфология

Отрицание выражается циркумфиксом на- -я, который включает корень глагола (в сериализации глагола, включающей все корни глагола).

Модификаторы глагола

Добавление деривационных суффиксов или указательных указателей к глагольному корню изменяет вербальное значение. Направленные демонстративы, такие как сопа «внизу» или рома «наверху», вносят вклад в изображаемое словесное действие. Модификаторы, подобные наречиям, добавляют такие аспекты, как исчерпание (-ku «завершенность»), действия, включающие круг (-yare «окружение»), повторяемость (-ria «снова») или действия по отношению к говорящему (-ku «навстречу»). Модификаторы, сигнализирующие вербальным участникам, еще не входящие в подкатегорию глагола, включают причинно-следственную -программу, которая добавляет нового агента, имеющего разрешение на выполнение или вызывающее действие, и благотворно - iwa, сигнализируя новому благодетелю, для которого разыгрывается действие.

Направленный демонстративный элемент:Адвербиальные модификаторы:Модификаторы участника:
phoko- sopa -na
jump-below-SPEC
«(Он) прыгает вниз».
nei- ку -wei
eat-EXHAUST-PROHIB
«Не ешь [их всех]».
нетантиа-якира- ива -нда
1SGмать-БЕНповар -BNF-INT
«Я приготовлю для своей матери».

Глагольные дополнения

Неправильные глаголы могут сочетаться с глагольными дополнениями, которые предшествуют корню глагола и, кажется, образуют новый корень, поскольку отрицание включает в себя как дополнение, так и корень глагола. Сочетание корня и дополнения глагола не является свободным, поэтому часто добавление сочетается только с одним глаголом. Глагол nga "идти" может, например, встречаться с дополнением aru "быть ответственным за" для образования значения "путешествовать, сопровождать", а в сочетании с дополнением iri "доставить" он означает "принести, чтобы забрать". Эти конструкции могут быть результатом сериализации предыдущих глаголов.

Флективная морфология

маркеры ТАМПравильная форма
Совершенный -o ~ -u
Несовершенный -
Намеренный-nda
Desiderative -no
Stative -i
Habitual -na
Prophetic-na
Promissive-wei
Абилитативный-nopo
Императивный -pa
Запрещающий -wei
Настойчивый -wae
Предупреждение- wayeni
ПредложениеHORT / INT + kone

Флективная система Duna включает обязательные и необязательные морфемы, которые появляются в самом конце морфологической структуры глагола. Все маркеры Duna TAM являются обязательными перегибами. Кроме того, некоторые морфемы доказательного и информационного статуса кодируют признаки ТАМ в дополнение к их индивидуальным значениям, таким образом, происходя вместо маркеров ТАМ, что делает их частью обязательной категории. Второй вид доказательных и информационных маркеров статуса является необязательным и распространяется на изменяемые глаголы, требуя предварительного прикрепления маркеров ТАМ. Они расширяют предложение, добавляя перспективу того, как оно оценивается. Маркеры эпистемологического состояния всегда необязательны и неизменно следуют обязательным перегибам - они предоставляют подробную информацию о личных мнениях.

В Duna есть 14 взаимоисключающих маркеров ТАМ, определяющих временные отношения, включая время и аспект, а также модальность события, которая выражает взгляд на актуализацию события, включая вопросы способности, намерения или обязательства и разрешения. Доказательные маркеры классифицируют вид доказательства события, независимо от того, оправдано ли его предположение на визуальной, невизуальной сенсорной, результативной или концептуальной основе. Соответствующая морфема выбирается на основе ее отношения к функциям ТАМ. С помощью маркеров информационного статуса рассматриваемая информация оценивается с индивидуальной или общей точки зрения, конкретная, неопределенная, драматическая, ожидаемая или потенциальная. Маркеры эпистемического состояния включают частицы = пи, которые сигнализируют о личном знании, мнении или суждении, = koae / = nokoae, выражая неуверенность в исходе гипотетического события, и = pakapi для вероятных утверждений.

Структура предложения

Структура основного предложения

Базовая структура предложения - SOV. В предложениях ditransitive объект, обозначающий тему , следует за получателем.

hina-konokinguaniнгуа-на = ния.
this-CS1SGk.pigfatgive-HAB = ASSERT
SubjectRecipientThemeV
"Этот дай мне свиной жир ".

Для дополнительных устройств есть две позиции в линеаризации. Следуя предложению разделить дополнения на те, которые каким-либо образом участвуют в мероприятии, и те, которые не участвуют, а скорее описывают сеттинг или обстоятельства, последние, косвенные составляющие, будут заполнять место между субъектом и объектом, в то время как первые, элементы участия следовать за объектом. В структурах с непереходными глаголами добавочные элементы располагаются после подлежащего. Маркеры определяют роль вспомогательных элементов, например, инструментальный маркер -ka, который по своей сути указывает на элемент участия, или маркер местоположения -ta, который может быть сопутствующим или косвенным, в зависимости от того, является ли компонент семантически частью вербального действия. или дополнительная информация.

Совместное + инструментальное:Совместное + месторасположение:Непосредственное + месторасположение:
naurundupandu- касо-ра.
1SG.CSratonetrap-INSTRstrike-SHRD
SubjectObjectУчастиеV
«Я убил крысу с помощью ловушки».
Историяпалунимбатияину-тарувангу.
talklegacyнекоторые1 / 2PL-LOCговорятgive.PFV
ObjectУчастникV
«[Она] дала нам последний совет»
Хайякеномбоу-тахинаанда-я
PSN1DLgarden-LOCsw.potatodig.up-DEP
ТемаОбстоятельстваОбъектV
«Хая и я выкопали сладкий картофель в саду».

Невербальные предложения

При объявлении идентичности двух элементов Duna не нуждается в связке. Две словосочетания с существительными можно просто сопоставить, чтобы указать на идентичность или отношение сходства. То же самое и с предикатами прилагательных: сопоставление подлежащего и прилагательного приводит к атрибуции собственности.

нетхинидПака.
1SGземляPLN
«Моя родина - Пака».
Юнахакапая.
GPNtalkхороший
«Язык Duna - это хорошо»

Вопросительные предложения

Чтобы задать вопрос в Duna, можно использовать одно из тремя способами. Вопросительные слова располагаются в канонической позиции (там же, где и ответ). Вопросительный маркер -pe, прикрепленный к глаголу, необязателен для вопросительных слов, но необходим для простых вопросов да-нет. Третья возможность - это вопросы с тегами, для которых говорящий комбинирует вопросительный маркер и повторяет глагол с отрицательным маркером na- -ya.

Сериализация

Для описания связанных событий к ним примыкают словесные корни. Только последний корень получает флективную морфологию, которая затем разделяется всеми глагольными корнями. Таким образом, циркумфикс отрицания включает в себя всю сериализацию корня глагола. Часто у глаголов есть хотя бы один общий аргумент.

Памбопиколакува-руа.
огурецLNKpickcarry-STAT.VIS.P
«[Они] собирали и носили огурцы».
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Язык и познание - Дюна
  • Бирсак, Алетта, изд. (1995). Папуасское пограничье: перспективы Хули, Дуна и Ипили на Высокогорье Папуа-Новой Гвинеи. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
  • Новый Завет Дуна. Ngodeya haga ayere ho. Подготовлено под эгидой Христианской миссии во многих странах. Wewak: Christian Books Melanesia Inc., 1976.
  • Джайлз, Гленда. «Путеводитель по произношению дюны». Рукопись хранится в SIL. PNG, Укарумпа.
  • Гиллеспи, К. (2007). Крутые склоны: творчество песни, преемственность и перемены для Дюны Папуа-Новой Гвинеи (доктор философии). Австралийский национальный университет. doi : 10.25911 / 5d63c08c647ac. hdl : 1885/147121. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Stürzenhofecker, G. (1998). Времена переплетены: пол, пространство и история среди дюн Папуа-Новой Гвинеи. Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press.
Последняя правка сделана 2021-05-18 06:10:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте