На паровозе ведущее колесо представляет собой приводимое колесо, которое приводится в движение локомотивом поршнями (или турбиной, в случае паротурбинного локомотива ). На обычном локомотиве без шарнирного сочленения все ведущие колеса соединены вместе с боковыми тягами (также известными как соединительные тяги ); обычно одна пара приводится в движение непосредственно основным штоком (или шатун ), который соединен с концом штока поршня; мощность передается другим через боковые тяги.
На дизельных и электровозах ведущие колеса могут напрямую приводиться в движение тяговыми двигателями. Соединительные тяги обычно не используются, и довольно часто на каждую ось устанавливается собственный двигатель. промежуточный вал привод и соединительные тяги использовались в прошлом (например, в локомотиве Swiss Crocodile ), но теперь их использование ограничено маневровыми локомотивами.
на шарнирно-сочлененный локомотив или сдвоенный локомотив, ведущие колеса сгруппированы в наборы, которые связаны между собой внутри набора.
Ведущие колеса обычно больше, чем ведущие или ведомые колеса. Поскольку обычный паровоз имеет прямой привод, одним из немногих способов «приводить » локомотив для достижения конкретной цели производительности является определение соответствующих размеров ведущих колес. Грузовые локомотивы обычно имели ведущие колеса диаметром от 40 до 60 дюймов (от 1016 до 1524 мм); локомотивы двойного назначения, как правило, от 60 до 70 дюймов (от 1524 до 1778 мм) и пассажирские локомотивы от 70 до 100 дюймов (от 1778 до 2540 мм) или около того.
Ведущие колеса пассажирских экспрессов с годами уменьшились в диаметре, например от 8 футов 1 дюйм (2464 мм) на GNR Stirling 4-2-2 1870 года до 6 футов 2 дюйма (1880 мм) на SR Merchant Navy Class 1941 года. Это связано с тем, что усовершенствования конструкции клапана позволили увеличить скорость поршня.
Некоторые локомотивы с длинной колесной базой (четыре и более соединенных оси) были оснащены слепыми машинами . Это были ведущие колеса без обычных фланцев, что позволяло им преодолевать крутые повороты без заедания.
У некоторых локомотивов с тремя ведущими осями также были колеса без бортов на средней оси, например NZR WH класс.
На локомотивах с боковыми тягами, включая большинство паров и промежуточный вал локомотивов, ведущие колеса имеют противовесы для уравновешивания веса муфты и шатунов. Балансир в форме полумесяца хорошо виден на рисунке справа.
В Нотации Уайта ведущие колеса обозначаются средним числом или числами в наборе. В системе классификации UIC подсчитывается количество осей, а не количество колес, а ведущие колеса обозначаются буквами, а не цифрами. Суффикс «о» используется для обозначения осей с независимым приводом.
Количество ведущих колес на локомотивах сильно варьировалось. У некоторых ранних локомотивов было всего два ведущих колеса (одна ось). Наибольшее общее количество ведущих колес составило 24 (двенадцать осей) на локомотивах 2-8-8-8-2 и 2-8-8-8-4. Наибольшее количество сцепленных ведущих колес - 14 (семь осей) на злополучном тепловозе АА20 4-14-4.
Термин «ведущее колесо» иногда используется для обозначения ведущей звездочки, которая перемещает гусеницу на гусеничных транспортных средствах. такие как танки и бульдозеры.
Многие художники американских корней, такие как The Byrds, Tom Rush, The Black Crowes и канадская группа Cowboy Junkies исполнили песню «Driving Wheel», написанную Дэвидом Виффеном, со словами «Я чувствую себя кем-то старый двигатель / Это мое рулевое колесо потеряно ».
Эти слова являются отсылкой к традиционной блюзовой песне« Broke Down Engine Blues »Blind Willie McTell, 1931 год. Боб Дилан и Джонни Винтер.
Многие версии американской народной песни «In the Pines » в исполнении таких артистов, как Leadbelly, Марк Ланеган (на The Winding Sheet ) и Nirvana (на MTV Unplugged In New York ) ссылаются на обезглавленный мужчина голова обнаружена в ведущем колесе. Кроме того, вполне вероятно, что Чак Берри ссылается на ведущее колесо локомотива в «Джонни Б. Гуде», когда он поет: «инженеры увидят его сидящим в тени / бренчащим в ритме машинистов».