Танец семи вуалей

редактировать
Танец Саломеи. Арман Пойнт, 1898

Танец семи покрывал - это танец Саломеи, исполненный перед Иродом II. Это развитие библейской истории казни Иоанна Крестителя, в котором говорится о том, что Саломея танцует перед королем, но не дается название танцу.

Название «Танец семи вуалей» происходит от английского перевода 1893 года французской пьесы Оскара Уайльда 1891 года на французском языке Саломея в постановке «Саломея танцует танец семи покрывал ». Этот танец был также включен в оперу Рихарда Штрауса 1905 года Саломея.

Содержание
  • 1 Библейское повествование
  • 2 Оскар Уайльд
    • 2.1 Происхождение танца «вуаль»
  • 3 Рихард Штраус
  • 4 Более поздние версии
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Библейское повествование

Согласно десяти стихам Матфея 14, Иоанн был заключен в тюрьму за критику брака царя Ирода Антипы с Иродиадой, бывшей женой сводного брата Антипы Ирода II. Ирод предложил своей племяннице награду по ее выбору за исполнение танца для его гостей в его день рождения. Иродиада уговорила свою дочь попросить голову Иоанна Крестителя на блюде. Вопреки здравому смыслу Ирод неохотно удовлетворил ее просьбу.

Романо-еврейский историк Иосиф называет падчерицу Антипы Саломеей, но не упоминает танец и не делает никакой связи между Саломией и Иоанном Крестителем.

Оскар Уайльд
Танец живота Обри Бердсли, интерпретация Танца семи вуалей

Идея о том, что танец Саломеи включает в себя «семь вуалей», возникла в пьесе Уайльда 1891 года Саломея. На Уайльда повлияли ранние французские писатели, превратившие образ Саломеи в воплощение женской похоти. Рэйчел Штейр пишет, что

для французов Саломея была вовсе не женщиной, а грубой, бесчувственной силой: Гюисманс называет ее «символическим воплощением бессмертной Похоти… чудовищным чудовищем, равнодушный, безответственный, бесчувственный »; а Малларме описывает ее как непостижимую: «вуаль остается всегда». Герой Гюисмана Дес Эссент характеризует ее как «странную и сверхчеловеческую фигуру, о которой он мечтал.… [В] ее дрожащей груди,… вздымающемся животе,… подбрасывании бедер… теперь она была раскрыта как воплощенный символ порока старого мира ».

На Уайльда особенно повлиял рассказ Гюстава Флобера « Иродиада », в котором Саломея танцует на руках, чтобы доставить удовольствие Антипе. Этот вид танца был распространен среди «цыганских» акробатов в 19 веке. Сначала Уайльд намеревался последовать версии Флобера, но передумал. Ширин Малик говорит, что, возможно, на него повлияла поэма 1870 года «Дочь Иродиады» Артура О'Шонесси, в которой описывается танец Саломеи:

Она освободилась и парила в воздухе своими руками. Выше тусклые пелены, скрывавшие чары ее груди.... Пелена падала вокруг нее, как тонкие клубящиеся туманы., пронизанные топазовыми солнцами и аметистами.

В стихотворении описываются краткие виды ее "украшенного драгоценностями тела" как струящиеся вуали закручиваются и расходятся.

Уайльд превращает танец из публичного представления для своих гостей, как в Библии, в личный танец для самого короля. Он не дает описания танца, кроме названия, но идея серии завес была связана с процессом раскрытия. Как говорит Малик, «хотя Уайльд не описывает танец Саломеи и не предлагает ей снять вуаль, ее танец неизменно считается танцем раскрытия, тем самым раскрывая себя». Игра Уайльда даже была предложена как источник стриптиза. Тони Бентли пишет: «Заключенная в скобки краткость Уайльда позволила создать мир интерпретаций. Можно ли связать изобретение стриптиза с одной безобидной постановкой сцены в подвергнутой цензуре пьесе, которая едва ли могла найти театр или публику? Можно ли считать Оскара Уайльда маловероятным отцом современности стриптиз? "

На одной из иллюстраций к пьесе Обри Бердсли он изображает то, что он называет« танцем живота »(т. е. танец живота ), на котором Саломея изображена с обнаженной грудью и волнистым животом в прозрачных панталонах. Уайльд написал записку в знак признательности за дизайн Бердсли, в котором говорилось: «Для Обри: для единственного художника, который, кроме меня, знает, что такое танец семи вуалей, и может видеть этот невидимый танец». Концепция «танца живота» стала широко известна в 1893 году, за год до того, как Бердсли создал свой дизайн, когда он был представлен на Всемирной выставке в Чикаго в том же году.

Происхождение танца «вуаль»

Афиша выступления Лой Фуллер в Фоли-Бержер

Бентли отмечает, что месопотамская богиня Инанна «исполнила первый задокументированный стриптиз. "когда она спустилась в подземный мир в поисках Таммуза. Инанне пришлось «отказаться от своих драгоценностей и одежды у каждых семи ворот в подземный мир, пока она не окажется обнаженной в« стране невозврата ». Оскар Уайльд приписал это символическое сошествие в подземный мир бессознательного, церемонию, которая для Саломеи приравнивает раздевание догола к состоянию истины, окончательному открытию ».

Считается, что концепция Уайльда« семи вуалей » происходило из-за популярности так называемых танцев с вуалью в то время. Это были прозападные версии воображаемых танцевальных стилей Ближнего Востока. Танцовщица Лой Фуллер особенно ассоциировалась с такими танцами. В 1886 году Фуллер появился в Нью-Йоркском стандартном театре в спектакле под названием «Арабские ночи». По словам Ронды Гарелик, это «четырнадцать различных номеров восточного танца, в том числе танец« Вуаль пара », исполненный с облаками пара вместо тканевой вуали».

Еврейское слово chuwl, означающее крутить или кружить (по кругу или спирали) используется в Судей 21: 21-23, Судей 11.34 и I Царств 18.6-7. В этих случаях это относится к типу эротического танца, исполняемого во время библейских церемоний женщинами. В частности, в Ханаане до 900 г. до н.э. все, что носили в Ханаане, носили на бедрах (agor).

Рихард Штраус

Опера Штрауса В адаптации пьесы также присутствует Танец семи вуалей. Танец остается безымянным, за исключением актерских примечаний, но сексуальное увлечение Саломеи Джоном, кажется, мотивирует просьбу - хотя Ирод изображен довольным. Музыка для танца исходит почти от кульминации оперы. Визуальное содержание этой сцены (около семи минут со стандартным темпом ) сильно различается в зависимости от эстетических представлений постановщика, хореографа и сопрано, а также от хореографических навыков. и фигура этого певца. Сам Штраус оговорил, что танец должен быть «совершенно приличным, как если бы он исполнялся на молитвенном коврике». Тем не менее, многие постановки сделали танец откровенно эротичным. В постановке 1907 года в Нью-Йорке танцовщица «не щадила публику ничего в активных и наводящих на размышления деталях» до такой степени, что некоторые дамы в зале «закрывали глаза своими программами».

Эрнст Краузе утверждает, что Версия танца Штрауса «установила современную музыкальную формулу для изображения экстатического чувственного желания и довела ее до совершенства». По мнению Дерека Б. Скотта, «эротизм« Танца семи вуалей »закодирован в чувственном богатстве (тембральном и текстовом) огромного оркестра, в квази-восточном приукрашивании мелодии (намеки на« экзотическую »чувственность), а также приемы крещендо и ускорения темпа (что наводит на мысль о растущем возбуждении) ».

Более поздние версии
Саломея (в изображении Мод Аллан) с головой Иоанна Крестителя после ее Танца семи покрывал.

Пьеса Уайльда и опера Штрауса привели к феномену «Саломании», в котором различные исполнители разыгрывают действия, вдохновленные эротическим танцем Саломеи. Некоторые из них подвергались критике за непристойность и близость к стриптизу, что привело к «устойчивой моде на женщин, исполняющих гламурные и экзотические« восточные »танцы в стриптизе». В 1906 году в Вене открылась постановка Мод Аллан "Видение Саломе". Вольно основанная на пьесе Уайльда, ее версия Танца семи вуалей стала известной (и для некоторых печально известной), и она была объявлена ​​«Танцовщицей Саломе». Ее версию хвалили за «восточный дух» танца без «пошлостей, знакомых туристам в Каире или Танжере». Танец впервые появился в фильме в 1908 году в постановке Витаграф под названием «Саломея, или танец семи покрывал».

Бриджит Базлен в роли Саломе в библейский эпос Король королей (1961).

В фильме 1953 года Саломея, Рита Хейворт исполняет танец как стриптиз. Она останавливает танец, прежде чем снять свою последнюю вуаль, когда она видит, как голову Джона доставляют на блюде, поскольку она не хотела, чтобы его убили в этой версии истории.

В фильме 1961 года Король королей, Саломея, которую изображает Бриджит Базлен, исполняет похожий танец; ее сладострастное соблазнение пьяного похотливого Ирода Антипы по-прежнему высоко оценивается и теперь широко считается лучшим выступлением Базлена.

Ссылки
Внешние ссылки
Посмотреть танец семи покрывал в Викисловаре, бесплатном словаре.
Последняя правка сделана 2021-05-16 11:41:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте