Чешская готическая архитектура относится к архитектурному периоду в первую очередь позднего средневековья на территории современной Чешской Республики (бывшая Корона Богемии, в основном состоящая из Королевства Богемия и маркграфство Моравское ).
Готический стиль впервые появился на чешских землях в первой половине 13 века и был там до начала 16 века. Фазы развития готической архитектуры в чешских землях часто называют в честь богемской правящей династии того времени:
Самыми выдающимися готическими архитекторами, работавшими на чешских землях (особенно в Богемии), были Петер Парлер и Бенедикт Рейт.
Готический стиль проник на чешские земли в первой половине 13 века - в то время, когда романский стиль процветал в Богемии и высокая готика во Франции. В 13 веке Чешское королевство стало стабильной страной, и рост политического и экономического значения Богемии отразился и в искусстве. До этого времени культурное развитие чешских земель явно отставало по сравнению с Западной Европой. В 13 веке было основано множество монастырей, женских монастырей, городов и деревень. Это было время колонизации еще необитаемых районов Королевства. Чешская знать приняла культуру рыцарей, поэтому они послушали немецких миннезингеров, участвовали в турнирах, получили их герб и построили замки из камня. Благодаря недавно обнаруженным серебряным рудникам Королевство становилось богаче (например, Йиглава, Стршибро или Кутна Гора ).
. В 1240-х годах были построены последние чисто романские церкви (например, в Винец, Потворов, Тисмице или Кондрач ). В 1230-е годы первые здания ранней готики были построены в «переходном» стиле, принесенном в Богемия и Моравия Орденом цистерцианцев. Их здания не были очень красивыми, и они часто использовали мотивы листьев и ягод, особенно на капителях. Цистерцианцы были самыми важными строителями архитектура в очень раннем готическом стиле на чешских землях.
Аббатство Тепла Церковь, Богемия, освященная в 1232 г.Церковь Аббатства Тепла (Премонстраты ), освященная в 1232 г. - одна из старейших готических церквей в Чехии. Другим важным сооружением в стиле ранней готики является Осек монастырь (цистерцианцев) в Чехии с его уникальным Капитульным залом. зданием в Моравии был монастырь цистерцианских монахинь Porta Coeli в Předklášteří u Tišnova около Брно, основанный Констанц Венгерской, Королева Богемии в 1233 г. и сконцентрирована в 1239 г. На чешских землях сохранились самые старые узоры розовых окон и причудливый портал, построенный в стиле французских соборов был уникальным в Центральной Европе того времени.
Св. Базилика Прокопия в Тршебиче считается самым причудливым произведением европейской архитектуры второй трети 13 века. Архитектура бывшего бенедиктинского монастырского костела в Тршебиче представляет собой уникальное сочетание романского и готического стилей. Он не был построен в «переходном» романско-готическом стиле, но строители использовали элементы обоих стилей в их зрелых формах и создали здание, которое одновременно является чисто романским и готическим. Поэтому он внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Самым старым готическим зданием в Праге является монастырь Святой Агнес, основанный в 1231 году чешской принцессой Агнес Богемской (позже канонизирован). Это был первый монастырь бедных кларов за пределами Италии. Первая церковь этого монастыря (церковь Святого Франциска) была построена в 1234 году и считается самой старой сводчатой церковью нищенствующего ордена к северу от Альп. Церковь Христа Спасителя, построенная в 1261–1265 годах как королевский мавзолей династии Пржемысловичей королем Богемским Оттокаром II, находилась под непосредственным влиянием французской готической архитектуры.
Аркады Королевского замка в Писеке образуют вторую половину 13 векаВ новооснованном богатом шахтерском городке Йиглава были построены три раннеготических церкви (приход, минориты и доминиканы ) в 1240-х годах, которые также относятся к старейшим сохранившимся готическим церквям на чешских землях.
После 1260-е годы влияние цистерцианского стиля уменьшилось, и чешская архитектура была вдохновлена французской архитектурой высокой готики. В южной Чехии работали королевские строители, нанятые королем Богемии Оттокаром II. В Королевском городе Писек здесь построены важные здания (Королевский замок, Каменный мост Писек, приходская церковь). Они также построили Замок Звиков с центральным двором, окруженным аркадами на двух уровнях, вдохновленный монастырем - типичным элементом монастырской архитектуры. Часовня замка была построена в 1270 году.
Другими важными замками являются королевский замок Бездез (с его красивой часовней) и замок Кршивоклат, епископский Горшовский Тын Замок (сохранилась часовня, позже были перестроены другие части). В Моравии находятся замок Шпилберк в Брно, замок Вевержи, Бухлов, Гуквалды и другие.
Староновая синагога в еврейском квартале Старого города Праги была построена около 1270 года каменщиками из королевской мастерской, которые также построили монастырь Святой Агнесы.. Эта двухнефная синагога является одной из старейших сохранившихся в Европе и самой старой действующей в Европе.
Стиль Староновой синагоги напоминает цистерцианские монастыри Злата Коруна (основанная в 1263 г.)) и Вышши Брод (основан в 1259 году). В Вышши-Броде сохранился очень ценный зал раннеготического капитула 1285 года. Затем эти монастыри были завершены в стиле высокой готики.
Монастырь Святой Агнессы Богемской в Праге, 1230–1270-е годы
Интерьер Св. Базилика Прокопия в Тршебиче с 1240-х и 1250-х годов
Осекский монастырь, до 1240 года
Староновая синагога в Праге, после 1270
Звиковский замок в Богемия, до 1270 года
Писекский каменный мост, 1263–1265
Часовня в Бездезском замке, до 1283 года
Капитульный зал Вышшего Бродского аббатства, 1285
Период высокой готики в чешских землях начался во времена правления короля Вацлава II в 1290-е гг. В это время изменился готический стиль на чешских землях. В новостройках стали очень сильно подчеркиваться вертикальность и свет.
В цистерцианском Седлецком аббатстве около Кутна Гора, первая церковь в стиле французских готических соборов на чешских землях была построена вокруг 1300. Его называют церковью Успения Богородицы и Святого Иоанна Крестителя, и хотя в 18 веке он был перестроен в готическом стиле барокко, его пресвитерий, главный неф и трансепт не утратил своего первоначального вида. Он считается одним из первых построек высокой готики в Чешской Республике, а также внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Очень похожая церковь была построена в другом цистерцианском монастыре в Збраславе. В свое время это была самая большая церковь в Чехии - ее длина составляла 104 метра. Збраславский собор был разрушен во время гуситских войн.
Первый король новой династии Люксембурга Иоанн Люксембургский не был великим основателем новых построек. Вероятно, он перестроил Дом Каменного Колокола на Староместской площади в Праге после 1310 года. В это время дом был украшен большими статуями и картинами и, вероятно, использовался как королевская резиденция вместо Пражского Града, который был непригоден для жилья после пожара 1303 года.
епископ Праги Ян IV. z Дражич поддерживал новую архитектуру вместо короля, который часто отсутствовал в стране. Он основал новую мастерскую в своем городе Роуднице-над-Лабем, куда он пригласил южно-французских строителей. Он начал строительство нового моста в Роуднице через реку Эльба (чешский : Лабе). Он также пригласил на один год архитектора моста Вильгельма Авиньонского, который обучал местных каменщиков, чтобы они могли закончить строительство моста самостоятельно. Епископ также основал новый монастырь с церковью в Роуднице и новыми замками в Литовицах и Дражицах. Он также основал новую монументальную церковь Св. Джилса (чеш. : Kostel sv. Jiljí) в Старом городе Праги и перестроил резиденцию епископа в Малой части Праги (был разрушен во время гуситских войн).
Расцвет искусства высокой готики в чешских землях пришел с сыном Иоанна Карлом IV. Этот молодой чешский принц приехал в Богемию в 1333 году из Франции, где он вырос при французском королевском дворе. Затем он стал первым королем Богемии императором Священной Римской империи, и Прага стала императорской резиденцией. Правление императора Карла IV и его сына короля Вацлава IV - один из немногих периодов чешского искусства, когда оно находилось на уровне европейского развития и даже стало ведущей силой в развитии искусства. Европейское искусство.
Северный портал церкви Девы Марии перед Тыном в Старом городе Праги, построенный мастерской ПарлераКарл IV был очень важным сторонником искусства. Он основал много новых зданий, например, самое важное здание высокой готики в Чешской Республике - собор Св. Собор Вита на Пражском Граде, который был основан им, его отцом королем Иоанном и пражским архиепископом Арноштом Пардубицким в 1344 году. Первым архитектором был француз Матиас Аррасский, спроектировавший церковь в стиле французской готики. После его смерти Петр Парлер (приехавший из Германии) стал архитектором собора и изменил старые планы. Питер Парлер построил сетчатый свод в главном нефе, один из первых сетевых сводов в континентальной Европе. Затем этот сетчатый свод послужил источником вдохновения для хранилищ во многих центральноевропейских церквях (например, в Милевско, Чески-Крумлов или Нысе в Польше). Одно из самых ценных пространств собора - часовня Святого Вацлава, которая напоминает часовню Святого Креста в Карлштейнском замке в центральной Чехии. Строительство собора было прервано гуситскими войнами и было завершено в начале 20 века. Карл IV также приказал восстановить Старый Королевский дворец в Пражском Граде, его сын Вацлав IV затем продолжил восстановление после смерти Карла.
Еще одним важным зданием пражской высокой готики является Карлов мост со Староместской мостовой башней, построенной Петром Парлером и являющийся одним из самых больших и красивых готических ворот в Европе.
Петр Парлер также спроектировал новый пресвитерий церкви Св. Варфоломея в Колине (чешский : Kostel sv. Bartoloměje). Позднее работы Петра Парлера стали большим источником вдохновения для центральноевропейских архитекторов поздней готики.
Самым важным чешским замком высокой готики является замок Карлштейн, построенный в 1348–1357 годах (и украшенный до 1367), где можно увидеть уникальную Часовню Святого Креста, которая должна была быть похожа на Небесный Иерусалим и в которой хранятся самые драгоценные святые мощи и драгоценности Королевства Богемия и Священной Римской Империи были сохранены (например, Императорская Корона Священной Римской Империи ). Его стены украшены драгоценными камнями и 130 изображениями святых, написанными Теодориком Пражским, его золотой потолок напоминает небо со звездами, солнцем и луной.
Во времена правления Вацлава IV готический стиль немного изменился на так называемую международную готику, которая характеризовалась заменой монументальности элегантностью (поэтому он также известен как «красивый стиль»). Типичными для международной готической архитектуры, особенно в Центральной Европе, были зальные церкви. Зальные церкви обычно также имели тонкие высокие колонны, поддерживающие свод. Типичными примерами международной готической архитектуры в Чешском королевстве являются южно-чешские церкви Св. Джайлса в Тршебонь (Чех : Kostel sv. Jiljí) и Св. Вита в Собеслав (чешский : Kostel sv. Víta). Сам король приказал восстановить итальянский двор в Кутной Горе и построить замок Точник. Другой важной церковью была церковь Св. Вита в Чески-Крумлов, построенная после 1407 года как залная церковь с сетчатым сводом в главном нефе.
Барочный рисунок разрушенного собора Збраславского монастыря, гр. 1300
Церковь монастыря Вышши Брод, гр. 1300
Церковь Успения Девы Марии в Брно, после 1323 года
Церковь в Роуднице-над-Лабем, основанная в 1333 году пражским епископом Яном IV. z Дражич
Замок Карлштейн, Богемия, 1348–1357
Каменный колокол в Старом городе Праги, после 1310 года
Карлов мост в Праге после 1357 г.
Церковь Святого Варфоломея в Колине с его высоким пресвитерием, 1360–1378
Кашперкский замок, юго-запад Чехии, после 1356 г.
Интерьер Святого Вита Церковь в Чески-Крумлове, после 1407 г.
Расцвет архитектуры высокой готики в короне Богемии был остановлен началом гуситских войн в 1419 году. Многие церкви, монастыри и замки были сожжены, а многие новые здания остались незавершенными строителями, например, собор Святого Вита на Пражском Граде. Удивительная система укреплений гуситского городка Табор, вероятно, единственное ценное архитектурное произведение того времени. Во время войн и много лет после них денег не хватало на строительство каких-либо ценных построек. Единственными важными памятниками того времени в Праге являются костел Девы Марии перед Тыном в Старом городе Праги (использовавшийся как главный гуситский костел в Чехии), строительство которого продолжалось после войн, и более высокая башня ворота Карлова моста в Малой части Праги, построенные на средства короля Георгия после 1464 года.
Плохое положение чешского искусства, вызванное войнами и политической нестабильностью, улучшилось после 1471 года, когда католический польский принц Владислав Ягеллон (внук чешской принцессы Елизаветы Люксембургской внучкой Карла IV) стал новый король Богемии и особенно после 1485 года, когда была введена свобода вероисповедания (для католиков и гуситов), и таким образом религиозные войны наконец закончились.
Св. Церковь Варвары в Кутна ГораВ то время как стиль Возрождения процветал в Италии, а Западная Европа и Венгрия находились под его влиянием, чешское искусство вернулось в своем стиле к наследию мастеров старой готики. Богемия была не единственной страной, которая не приняла искусство эпохи Возрождения очень рано и попыталась развить старый готический стиль в новых формах - это было также в Австрии, Баварии, Саксония или Англия (см. Тюдоровская архитектура ). Хотя они по-прежнему использовали готический стиль, они постепенно начали смешивать его с некоторыми элементами эпохи Возрождения.
Самым выдающимся архитектором чешской поздней готики был Бенедикт Рейт, работавший на короля Владислава. Он перестроил Пражский Град в стиле поздней готики, а также использовал элементы раннего ренессанса. Шедевром Рейта является Владиславский зал в Старом Королевском дворце Пражского Града, строительство которого было завершено в 1502 году, и в то время он был самым большим светским сводчатым пространством (без внутренних опорных колонн) по крайней мере в Центральной Европе.
Бенедикт Рейт завершил проект St. Варвары в Кутной Горе в стиле поздней готики с сводом, очень похожим на свод Владиславского зала. У этой церкви типичная шатровая крыша в стиле поздней готики.
Вместе с Хансом Шписсом Бенедикт Рейт построил Королевскую ораторию в соборе Святого Вита на Пражском Граде после 1490 года. Интересный свод этого оратория имеет натуралистически выполненные сухие обрезанные ветви, связанные прочными веревками на вершине арок. вместо обычных ребер. Ганс Шписс, выходец из Франкфурта-на-Майне, также перестроил королевский замок Кршивоклат в центральной Чехии.
Другим важным архитектором поздней готики был Матей Рейсек который был чешского происхождения. В 1475–84 он построил Пороховые ворота в Праге, вдохновленные Староместской мостовой башней.
В Брно работал австрийский архитектор Антон Пильграм, спроектировавший очень интересный портал Старой ратуши.
Конная лестница Пражского Града, около 1500
Владислав Холл в Пражском Граде работы Бенедикта Рейта, около 1500
Склеп церкви Св. Иакова в Прахатице, 1505–1513
Портал Старой ратуши в Брно от Антона Пилграма, 1510–1511
Убежище в доме в Славоницах
Царском молельне в Св. Собор Вита в Праге, построенный Бенедиктом Рейтом и Гансом Шписсом, около 1500 г.
Склеп церкви Святых Петра и Павла в Мельнике Гансом Шписсом, 1490-е гг. 301>Пороховая башня в Праге Матей Рейсек, 1475–1484
Башня церкви Девы Марии перед Тыном в Праге с оригинальной крышей, до 1511 года
Замок Пернштейн, Моравия, рубеж XV и XVI веков