Питер Парлер

редактировать
Питер Парлер
Автопортрет на камне около 1370 года Автопортрет на камне в соборе Святого Вита, ок. 1370
Родился1333. Швебиш Гмюнд,. Священная Римская Империя
Умер13 июля 1399 (1399-07-13) (68–69 лет). Прага, Королевство Богемия,. Священная Римская Империя
НациональностьНемец, Богемия
Другие именаПетер фон Гемюнд. Петр Парлер
Род занятийАрхитектор
ДетиИоганн Парлер. Венцель Парлер
Родитель (и)Генрих Парлер Старший
ЗданияФрауэнкирхе. Св. Собор Вита. Карлов мост
ДизайнПоздняя готика

Петер Парлер (Немецкий : Петер фон Гемюнд, Чех : Петр Парлерж, Латинский : Петрус де Гемунден в Суэвии; 1333 - 13 июля 1399) был немецким богемским архитектором и скульптором из семьи Парлеров мастеров-строителей. Вместе со своим отцом, Генрихом Парлером, он является одним из самых выдающихся и влиятельных мастеров Средневековья. Петр родился и учился в городе Швебиш-Гмюнд. Петр работал на нескольких важных строительных объектах позднего средневековья, в том числе в Страсбурге, Кельне и Нюрнберге. После 1356 года он жил в Праге, столице Богемского королевства и резиденции Священной Римской империи, где он создал свои самые известные работы: Санкт-Петербург Собор Вита и Карлов мост.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Нюрнберг
  • 3 Прага
    • 3.1 Собор Святого Вита
    • 3.2 Карлов мост
    • 3.3 Другие работы
  • 4 Семья и личная жизнь
  • 5 Наследие
    • 5.1 Астероид
    • 5.2 Премия Парлера
  • 6 Список основных работ
    • 6.1 Здания
    • 6.2 Архитектурные чертежи
  • 7 Галерея
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки
Ранние годы
Хор Священного Креста Minster, Schwäbisch Gmünd, Германия

Мало что известно о ранней юности Петера Парлера. Его отец, Генрих Парлер Старший, был каменотесом в Кельнском соборе. Примерно в 1333 году, когда родился Петр, вольный имперский город Швебиш-Гмюнд пригласил Генриха взять на себя строительство новой большой приходской церкви Священного Креста. Петр уже работал вместе со своим отцом в церкви, когда в 1351 году был заложен краеугольный камень хора . Предположительно, здесь же завершилось его ученичество. Разделение хора сплошной балюстрадой демонстрирует то, что станет его фирменным стилем. Арочный участок южного портала церкви также можно отнести к Петру. Дизайн, разработанный группой отца и сына в Святом Кресте, был уникальным и стал важной вехой в позднеготической архитектуре и скульптуре.

Затем Петр отправился в так называемые «годы странствий. "(нем. : Wanderjahre), средневековая немецкая традиция работы странствующим мастером после завершения обучения. Во время этих визитов он изучил самые важные концепции готических строительных технологий в Центральной Европе. Он посетил Кельн, возможно, Париж, и определенно провел время в Страсбурге - точное знание Страсбургского собора можно увидеть в его последующих постройках. Во время работы в Кельне он познакомился с Друдой (Гертрудой), дочерью местного архитектора Бартоломеуса фон Хамма. В конце концов они поженились и у них родилось четверо детей: трое сыновей, двое из которых стали известными мастерами-строителями, и дочь.

Несмотря на отсутствие документов, некоторые ученые полагают, что Парлер поехал в Англию в этот период, в то время как другие считают такую ​​возможность маловероятной. Идея возникает из-за того, что в его более поздних работах появляются определенные подробные и скрытые технические устройства, которые можно было получить только из личного опыта, а не из каких-либо архитектурных чертежей. Что определенно известно, так это то, что каменщики в Страсбурге применили определенные ремесленные методы из западной Англии в конце 1200-х годов, что указывает на знание архитектурных методов английской готики в Рейнской области. Поскольку Питер Парлер работал в Страсбурге, гораздо более вероятно, что он получил знания об этих методах оттуда. В частности, своды, которые он позже спроектировал в соборе Святого Вита, скорее всего, были смоделированы по образцу капеллы Святой Екатерины в Страсбургском соборе.

Нюрнберг
Фрауэнкирхе, Нюрнберг, Германия, где была установлена ​​первая скульптура Петера Парлера можно напрямую идентифицировать (1352–1356)

Через некоторое время после 1352 года Петр присоединился к строительным работам на Фрауэнкирхе в Нюрнберге в качестве посредника или главного помощника на стройплощадке вместе со своим отец. Точная дата и его точная роль неясны. Фундамент церкви был заложен еще в 1351 году по инициативе Карла IV, императора Священной Римской империи, который задумывал ее как центр для проведения императорских церемоний. Это отражено в резных гербах Императора, семи князей-выборщиков и города Рим, где императоры Священной Римской империи были коронованы. Здесь первые скульптуры могут быть непосредственно приписаны Петру, среди них выдающаяся фигура Захария.

Карл также заказал строительство Венцельсбургского замка в Лауф-ан-дер-Пегниц, под Нюрнбергом. Построенный на руинах старого замка, его амбициозная архитектура может быть напрямую связана с Парлерами, и Петр, вероятно, работал там скульптором. К 1355 году их изысканный стиль привлек внимание Карла IV, и Петр был призван работать в Праге, столице нового Чешского королевства и резиденции императора. Год этого назначения не совсем ясен, поскольку документальная надпись в Праге была частично закрашена в 15 веке. Сегодняшние исследования обычно устанавливают дату 1356 года, что объясняет паузу в строительстве как в Нюрнберге, так и в Праге, а также информацию о том, что ему было не менее 23 лет на момент назначения.

Прага
Интерьер собора Св. Вита, ясно демонстрирующий балюстраду в стиле Парлера

. После своего восхождения на престол королем Богемии в 1347 году Карл IV основал свою столицу в Праге. В то время он состоял из двух автономных средневековых городов по обе стороны реки Влтавы (нем. : Moldau): Старый город справа и Мала Страна с Пражским Градом над ним слева. В 1348 г. он приказал построить Новый город рядом с существующим Старым городом, основал Карлов университет, начал реконструкцию замка и возобновил работы над собором.. Для выполнения этой амбициозной программы строительства он нанял лучших архитекторов, которых смог найти. Первым был Матиас Аррасский, который умер в 1352 году. Когда в 1355 году Карл был избран императором Священной Римской империи, Карл решил сделать Прагу витриной столицей Центральной Европы и нанял Питер Парлер воплощает в жизнь это грандиозное видение. Этот период положил начало тому, что стало известно как «золотая эра» Праги, и вскоре он стал крупнейшим европейским городом после Константинополя, Парижа и Гранады.

Св. Собор Вита

Когда Петр прибыл в Прагу в 1356 году в возрасте 23 лет, его непосредственным заданием было занять строительную площадку в соборе Святого Вита, который томился после смерти Матьяша Аррасского в 1352 году. О талантах Петра свидетельствует то, что самое важное здание в Империи тогда было доверено такому молодому архитектору. Петр продолжил работы на Святом Вите из амбулатории и часовен, которые были частично завершены, и постепенно изменил план Матиаса, сохраняя постоянные ссылки на первоначальное видение.

Карлов мост

Карлов мост и Старый Башня Городского моста

В 1342 году, незадолго до правления Карла IV, романский мост Юдифи через Влтаву сильно пострадал от наводнения. Это был первый каменный мост, соединявший каждый берег реки. В 1357 году Карл поручил Петру построить новую структуру, чтобы воссоединить растущий город, который теперь состоит из 4 районов. Первый камень в фундамент был торжественно заложен в присутствии императора 9 июля 1357 года в 5:31 утра. Точное время известно, потому что архитектор вырезал на башне моста палиндромное число 135797531, которое королевские астрологи выбрали как наиболее благоприятное для начала строительства. Из-за сложности инженерного проекта и большого количества других проектов строительство продолжалось до 1402 года.

Восточная башня моста, Староместская башня моста, также была построена Питером Парлером. Его арка содержит сетчатый свод, который был первым в своем роде в Богемии.

Другие работы

Помимо собора и моста, Петр был также главным проектировщиком Нового города Праги. Он также построил Часовню Всех Святых внутри Королевского дворца Пражского Града. После пожара 1541 года его отремонтировали в стиле барокко. Между 1360–78 Парлер построил алтарь Св. Варфоломея церковь в Колине. Петр также отвечает за различные гробницы, святыни и скульптуры в различных местах в Праге и ее окрестностях, в том числе в Кутна Гора.

Семья и личная жизнь
Могила Петра Парлера в соборе Святого Вита

189>Семья Парлер разрослась, и многие ее члены работали на готических стройках по всей Центральной Европе и Северной Италии. Ветвь семьи Петра началась с его брака с первой женой Гертрудой. Хотя дата их свадьбы точно не известна, к 1360 году они воспитывали трех сыновей и дочь:

  • Иоганн Парлер Младший : родился около 1359 года, получил образование в Праге, работал вместе со своим отцом на Св. Вите. Иоганн взял на себя роль своего отца в качестве главного строителя собора в 1398 году, а также стал главным строителем церкви Св. Варвары, Кутна Гора, ныне объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Николаус Парлер: стал священником и служил каноником в Праге с 1380–1398 годов. О нем мало что известно.
  • Венцель Парлер : родился около 1360 года, также получил образование в Праге, работал вместе со своим отцом и братом Иоганном в Св. Вите в течение 1390-х годов. Затем он стал мастером-каменщиком в Св. Стефана, Вена.
  • Их дочь появляется примерно в 1383 году как жена Михаила из Кельна, возможно, сына другого архитектора собора по имени Майкл (1364–1387).

После 1360 года Петр владел домом в Площадь Пражского Града и был избран городским олдерменом. Его первая жена Гертруда умерла в конце 1360-х годов, и он вернулся в Кельн, чтобы распорядиться ее наследством в 1370 году. Затем он женился на Элизабет Агнес фон Бур в 1380 году и в том же году купил второй дом на Замковой площади. От этого брака родились еще двое детей: Иоганн, возможно, ставший каменщиком в Загребе ; и Пол, о котором не сохранилось никакой информации. Возможно, у него были и другие дети. Покупка домов, женитьба его дочери и количество его детей привели к ряду юридических споров. Известно, что Петер Парлер оставил оба дома своей второй жене и их детям.

Петр получил гражданство в Праге в 1379 году. К старости он стал богатым человеком и все еще был архитектором. Его имя фигурирует как «Соборный мастер» (нем. : Dombaumeister) на панели в Святом Вите еще в 1396 году. Он умер в Праге в 1399 году и был похоронен в соборе Святого Вита вместе со своими сыновьями Петром и Венцелем. продолжая свою работу.

Наследие

Питер Парлер был одним из самых известных и влиятельных мастеров средневековья. Дизайны его и его отца стали известны как «стиль Парлера» и распространились по всей Центральной Европе. Показательные примеры: Св. Церковь Мартина, Ландсхут (начата в 1389 г.); Св. Лоренц, Нюрнберг (начало нефа 1400); Св. Георгия, Динкельсбюль (начало 1448 г.); Св. Стефана, Вена (южная башня начата в 1368 г.); и множество других примеров из Ганзейского союза от Нидерландов до Польши. Примеры также можно найти в Скандинавии, например, в St. Mary's, Helsingør, Дания.

Демонстрация того, насколько далеко зашли его идеи, можно найти на Севильский собор, начатый в 1402 году и сегодня по-прежнему самый большой готический собор в мире. Стандартная готическая вертикальность центрального пространства нарушена балюстрадой на границе с окнами фонаря. Что еще более важно, широко расставленные вертикальные перекладины балюстрады и ее положение, выходящее за пределы крайних ребер, в точности повторяют первоначальный проект Питера Парлера западных бухт в соборе Святого Вита. Строительство Севильского собора продолжалось до 1506 года.

Во время гуситских войн (1419–1434) земли чешской короны были полностью разорены. Хотя его здания все еще стоят, большая часть скульптурных работ Питера Парлера была разрушена. Его портрет, вырезанный из его руки, хранится в Домской галерее собора Святого Вита.

Астероид

Астероид, названный в честь Питера Парлера, 6550 Parléř, был обнаружен Антонином Мркосом в Обсерватория Клеть 4 ноября 1988 года.

Премия Парлера

«Премия Петера Парлера» была учреждена в 1994 году Немецким фондом защиты памятников ( немецкий : Deutsche Stiftung Denkmalschutz) и Федеральная ассоциация каменщиков Германии (немецкий : Bundesverband Deutscher Steinmetze). Он вручается каждые два года на Международной выставке натурального камня и обработки камня в Нюрнберге за выдающиеся заслуги в сохранении культурного наследия. К призу прилагается памятный бюст Питера Парлера и 15 000 евро. Последний раз в 2015 году он был награжден Августом Вебером и Гельмутом Шнайдером за реставрационные работы в церкви Св. Георгия в Ульме.

Список основных работ

Здания

Архитектурные чертежи

  • Питер Парлер: Рисунок хора и западного фасада собора Святого Вита (черные туши на пергаменте, 132 x 52,5 см), Купферстичкабинет, Академия der Bildenden Künste, Вена
  • Питер Парлер: Рисунок южной башни собора Святого Вита (черные туши на пергаменте, 106 x 93 см), Kupferstichkabinett, Akademie der Bildenden Künste, Вена
Галерея
См. Также
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Питером Парлером.
Последняя правка сделана 2021-06-01 10:50:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте