Св. Собор Вита

редактировать

Церковь в Праге, Чехия
Собор Святого Вита
Столичный собор Святых Вита, Вацлава и Адальберта
Чешский : Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha
Святой Витус Прага сентябрь 2016-21.jpg St. Собор Вита полностью расположен в пределах комплекса Пражский Град.
Собор Святого Вита находится в Праге Собор Святого Вита Собор Святого Вита
50 ° 5′27,24 ″ с.ш. 14 ° 24′2,16 ″ в.д. / 50,0909000 ° с.ш. 14,4006000 ° в.д. / 50.0909000; 14.4006000 Координаты : 50 ° 5′27,24 ″ N 14 ° 24′2,16 ″ E / 50,0909000 ° N 14,4006000 ° E / 50,0909000; 14.4006000
МестоположениеПрага
СтранаЧехия
Конфессия Римско-католическая
Веб-сайтВеб-сайт Собора
История
СтатусСобор
Основанc. 930. 1344 (нынешняя церковь)
Освящена 12 мая 1929 г.
Архитектура
Функциональный статусДействует
Архитектор (ы) Питер Парлер, Матиас Аррасский
Архитектурный типЦерковь
Стиль Готика
Завершено1929
Технические характеристики
Длина124 метра (407 футов)
Ширина60 метров (200 футов)
Колокола10
Администрация
Архиепископия Прага
Духовенство
Архиепископ Доминик Дука
Правитель Вацлав Мали
Декан Ондржей Павек
Диакон (и) Штепан Фабер

Кафедральный собор святых Витус, Вацлав и Адальберт (Чех : metropolitní katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha) - римско-католический кафедральный собор в Прага, резиденция архиепископа Пражского. До 1997 года собор был посвящен только святому Виту, и до сих пор его обычно называют только . Собор Вита .

Этот собор является ярким примером готической архитектуры и является самой большой и самой важной церковью в стране. Расположенный в пределах Пражского Града и содержащий гробницы многих богемских королей и императоров Священной Римской империи, собор находится в собственности чешских правительство как часть комплекса Пражский Град. Размеры собора составляют 124 на 60 метров (407 футов × 197 футов), главная башня имеет высоту 102,8 метра (337 футов), передние башни 82 метра (269 футов), высота арки 33,2 метра (109 футов).

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Готический собор
    • 2.1 Часовня Св. Вацлава
  • 3 Ренессанс и барокко
  • 4 Завершение XIX и XX веков
  • 5 Орган
  • 6 Влияние
  • 7 Недавняя история
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 См. Также
  • 12 Внешние ссылки

Истоки

Нынешний собор является третьим в серии религиозных построек на этом месте, все они посвящены святому Виту. Первой церковью была ранняя романская ротонда, основанная Вацлавом I, герцогом Богемии в 930 году. Этот святой покровитель был выбран потому, что Вацлав приобрел святую реликвия - герб святого Вита - от императора Генриха I. Также возможно, что Вацлав, желая легче обратить своих подданных в христианство, выбрал святого, имя которого (Svatý Vít по-чешски) очень похоже на имя славянского солнечного божества. Свантевит. Две религиозные группы, увеличивающаяся христианская община и уменьшающаяся языческая община, жили одновременно в Пражском Граде, по крайней мере, до 11 века.

План собора с очертаниями прежних построек в романском стиле

В 1060 году, когда было основано Пражское епископство, князь Спитигнев II приступил к строительству более просторной церкви, поскольку стало ясно, что существующая ротонда тоже маленький, чтобы вместить верующих. На его месте была построена гораздо более крупная и представительная романская базилика. Хотя все еще не полностью реконструирован, большинство экспертов соглашаются, что это была трехнефная базилика с двумя хорами и парой башен, соединенных с западным трансептом. Дизайн собора отсылает к романской архитектуре Священной Римской империи, в первую очередь к церкви аббатства в Хильдесхайме и Шпейерскому собору. Южная апсида ротонды была включена в восточный трансепт новой церкви, потому что в ней находилась гробница святого Вацлава, который к тому времени стал покровителем чешских князей. К югу от новой церкви был построен особняк епископа, который был значительно расширен и расширен в середине XII века.

Готический собор

Панорама трансепта

Строительство современного готического собора началось 21 Ноябрь 1344 г., когда резиденция Праги была преобразована в архиепископство. Король Иоанн Богемский заложил первый камень в фундамент нового здания. Покровителями были глава собора (во главе с деканом), архиепископ Арност Пардубицкий и, прежде всего, Карл IV, король Богемии и будущий Император Священной Римской империи, который задумывал новый собор как коронационную церковь, семейный склеп, сокровищницу для самых драгоценных реликвий королевства и последнее место упокоения и паломничества святого покровителя Вацлава. Первым мастером-строителем был француз Матиас Аррасский, вызванный из Папского дворца в Авиньоне. Матиас спроектировал общий план здания как, в основном, импорт французской готики: трехнефная базилика с аркбутанами, коротким трансептом, пятизвенным хором и десятиугольник апсида с амбулаторным и расходящимися часовнями. Однако он дожил до постройки только самых восточных частей хора: аркад и амбулатории. Тонкая вертикальность поздней французской готики и четкое, почти строгое соблюдение пропорций отличает его работы сегодня.

После смерти Матиаса в 1352 г. 23-летний Питер Парлер взял на себя управление мастерской собора в качестве главного строителя. Он был сыном архитектора Хайлиг-Кройц-Мюнстер в Schwäbisch Gmünd. Первоначально Парлер работал только над планами, оставленными его предшественником, построив ризницу на северной стороне хора и часовню на юге. Закончив все, что Матиас оставил незаконченным, он продолжил в соответствии со своими собственными идеями. Смелый и новаторский дизайн Парлера привнес в новый уникальный синтез элементов готики в архитектуре. Лучшим примером этого являются своды, которые он спроектировал для хора. Так называемые своды Парлера или сетчатые своды имеют двойные (а не одинарные, как в классических сводах высокой готики паховые своды ) диагональные ребра, которые охватывают ширину хорового отсека. Пересекающиеся пары ребер образуют сетчатую конструкцию (отсюда и название), которая значительно усиливает свод. Они также придают живому орнаменту потолок, так как переплетенные сводчатые пролеты создают динамичный зигзагообразный узор по всей длине собора.

Мозаика Страшного Суда у Золотых Ворот (с аннотациями)

В то время как Матиас Аррасский учился на геометра, делая упор на строгие системы пропорций и ясные математические композиции в своем дизайне, Парлер учился как скульптор и резчик по дереву. Он относился к архитектуре как к скульптуре, словно играя со структурными формами в камне. Помимо смелых сводов, особенности его работы можно увидеть и в конструкции колонн (с классическими, колоколообразными колоннами, которые были почти забыты высокой готикой ), гениальный купол свод новой капеллы св. Вацлава, волнистые фонарь стены, первоначальное окно узор (у него нет двух одинаковых окон, орнамент всегда разное) и глухие ажурные панели контрфорсов. Архитектурной скульптуре отводилась значительная роль, пока Парлер отвечал за строительство, что можно увидеть на карнизах, перемычках проходов и, в частности, в бюстах на трифории, на которых изображены лица королевских особ. семья, святые, пражские епископы и два мастера-строителя, включая самого Парлера.

Работы над собором, однако, продвигались медленно, потому что Император поручил Парлеру много других проектов, таких как строительство нового Карлова моста в Праге и многих церквей по всему Чешскому королевству.. К 1397 году, когда Питер Парлер умер, были закончены только хор и части трансепта.

Вид на собор и Пражский Град, над рекой Влтава.

После смерти Петера Парлера в 1399 году его сыновья Венцель Парлер и особенно Йоханнес Парлер продолжили его работа; их, в свою очередь, сменил некий мастер Петрилк, который, судя по всему, также был членом мастерской Парлера. Под руководством этих трех мастеров были закончены трансепт и большая башня на его южной стороне. Так же был и фронтон, соединяющий башню с южным трансептом. Прозванный «Золотыми воротами» (вероятно, из-за изображенной на нем золотой мозаики из Страшного суда ), именно через этот портал короли входили в собор для церемоний коронации.

Весь процесс строительства был остановлен с началом гуситской войны в первой половине 15 века. Война положила конец мастерской, которая стабильно работала почти столетие, и убранство собора, десятки картин и скульптур сильно пострадали от разрушительного воздействия гуситского иконоборчества. Как будто этого было недостаточно, большой пожар 1541 года сильно повредил собор.

Св. Вацлавская часовня

Св. Вацлавская часовня

Пожалуй, самым выдающимся местом в соборе является часовня Св. Вацлав, в котором хранятся мощи святого. Питер Парлер построил комнату между 1356 г. (год, когда он занял место) и 1364 г. с ребристым сводом . Нижние части стен украшены более чем 1300 полудрагоценными камнями и картинами с изображением Страстей Христовых, относящихся к первоначальному убранству часовни 1372–1373 годов. В верхней части стен расположены картины, изображающие жизнь Святого Вацлава, выполненные Мастером Литомержицкого алтаря между 1506 и 1509. Над алтарем находится готическая статуя Святого Вацлава, созданная Йиндрихом Парлером. (Племянник Петра) в 1373 году. Часовня не открыта для публики, но ее можно увидеть через дверные проемы.. Маленькая дверь с семью замками в юго-западном углу часовни ведет в Коронную палату, в которой находится Драгоценности чешской короны, которые демонстрируются публике только один раз каждые (примерно) восемь лет.

Ренессанс и барокко

На протяжении большей части следующих столетий собор оставался лишь наполовину законченным. Он был пристроен к большой башне и трансепту, который был закрыт временной стеной. На месте строящегося трехнефного нефа стояло сооружение с деревянной крышей, и службы там проводились отдельно от интерьера хора. Несколько попыток продолжить работы над собором в большинстве своем не увенчались успехом. Во второй половине 15 века король Владислав Ягеллон поручил великому архитектору эпохи Возрождения-готики Бенедикту Риду продолжить работы над собором, но почти сразу после начала работы они были прерваны из-за отсутствия средств. Более поздние попытки достроить собор только привнесли в готическое здание некоторые элементы ренессанса и барокко, в первую очередь явно отличающийся от барокко шпиль южной башни, созданный Николаусом Пакасси (1753-1775) и большой орган в северном крыле трансепта.

Южная дверь и башня, включая шпиль

Завершение в XIX и XX веках

Коронация короля Богемии Фердинанда V в 1836 году

В 1844 году энергичный Святой Витт canon вместе с неоготическим архитектором представили программу обновления и достройки большого собора на собрании немецких архитекторов в Праге. В том же году было сформировано общество под полным названием «Союз за завершение собора Святого Вита в Праге», целью которого было восстановить, завершить и избавить структуру от всего искаженного и стилистически враждебного. Йозеф Краннер руководил работами с 1861 по 1866 год, которые в основном состояли из ремонта, удаления ненужных украшений в стиле барокко и восстановления интерьера. В 1870 году рабочие окончательно заложили фундамент нового нефа, а в 1873 году, после смерти Крамера, архитектор Йозеф Мокер взял на себя управление реконструкцией. Он спроектировал западный фасад в типичной классической готической манере с двумя башнями, и тот же дизайн был принят после его смерти третьим и последним архитектором реставрации Камилем Гильбертом.

В 1920-е гг. Скульптор Войтех Сухарда работал над фасадом, а знаменитый чешский художник в стиле модерн художник Альфонс Муха украсил новые окна в северная часть нефа. Франтишек Кисела разработал Окно из роз в 1925-7 годах, на котором изображены сцены из библейской истории сотворения мира. К юбилею святого Вацлава в 1929 году собор святого Вита был окончательно завершен, почти через 600 лет после его начала. Несмотря на то, что вся западная половина Собора является дополнением к неоготике, при реставрации были использованы многие элементы дизайна и элементы, разработанные Питером Парлером, что придает собору в целом гармоничный, единый вид.

Орган

Орган на северном трансепте

Собор Святого Вита имеет два органных корпуса. Верхний фасад принадлежал органу в стиле барокко, который построил в 1765 году Антон Гартнер. У него было 40 остановок на 3 мануалах и педалях. Этот чехол чисто декоративный. Связанная работа была перевезена примерно в 1909 году и была утеряна.

Нижний неоклассический корпус содержит сегодняшний главный орган. Он был построен Йозефом Мельзелем в 1929-31 годах. Капитальный ремонт проводил производитель органов Брахтл а Канский (1999-2001). Довольно скромный по отношению к большому церковному пространству инструмент имеет 58 упоров на 3 мануала и педали, всего 4475 труб. Действие чисто пневматическое. Благодаря большому количеству основных труб (флейты и принципалы) и маленьких язычков (труб) инструмент имеет довольно мягкий тон - типичную черту постромантических органов.

Влияние

Западный взгляд и главный портал Восточный фасад

Кафедральный собор Святого Вита оказал огромное влияние на развитие позднеготического стиля, характерного для Центральной Европы. Члены мастерской Парлера, а также семья Парлер (обе были основаны на месте застройки святого Вита) проектировали многочисленные церкви и здания по всей Центральной Европе. К более ярким примерам относятся собор Стефансдом в Вене, Страсбургский собор, церковь Св. Марко в Загребе и церковь Святая Варвара в Кутна Гора, также в Чехии. Региональные готические стили Словении, северной Хорватии, Австрии, Чехии и южной Германии - все они находились под сильным влиянием дизайна Парлера.

Особый интерес представляют сетевые хранилища Парлера . Поздняя готика Центральной Европы характеризуется богато украшенными и необычными сводами, эта практика была начата с разработки Парлером его собственной системы сводов для хора собора Святого Вита. Другой региональный готический стиль также демонстрирует удивительную изобретательность и орнамент в дизайне сводов, это перпендикулярный стиль из английской готики. Остается вопрос, что на что повлияло. Некоторые британские историки искусства и архитектуры подозревали, что Питер Парлер мог путешествовать в Англии в какой-то момент своей жизни, изучая великие английские готические соборы, которые затем вдохновили его работу над Святым Витом. Однако, учитывая, что перпендикулярный стиль и использование поистине экстравагантных сводов в английской готике началось в самом конце 14 века, вполне возможно, что именно собор Святого Вита в Праге повлиял на развитие английской готики.

Новейшая история

В 1997 году, в 1000-ю годовщину смерти святого Адальберта (св. Войтех на чешском языке), patrocinium (посвящение) церкви было повторно- посвящен святому Вацлаву и святому Адальберту. Предыдущая романская базилика имела этот тройной патроциний для основных покровителей Богемии с 1038 года, когда здесь были помещены мощи Святого Адальберта. Череп святого Адальберта хранится в Казначействе Гильберта

В 1954 г. постановлением правительства весь Пражский Град был передан в собственность «всего чехословацкого народа» и в управление Администрации президента. Начиная с 1992 г., после бархатной революции, церковь подала несколько петиций с просьбой определить истинного владельца здания. Спустя 14 лет, в июне 2006 года, городской суд в Праге постановил, что указ 1954 года не изменил право собственности на собор и что владельцем является митрополит Капитул Святого Вита. В сентябре 2006 г. администрация президента передала управление столичному капитулу. Однако в феврале 2007 г. Верховный суд Чешской Республики отменил решение городского суда и вернул дело в суд общей юрисдикции. В сентябре 2007 года Окружной суд Праги 7 постановил, что собор принадлежит Чешской Республике, это решение было подтверждено городским судом в Праге, и Конституционный суд отклонил апелляцию столичного капитула, однако отметил, что кафедра, несомненно, владеет внутреннее убранство собора. Столичный капитул рассматривал возможность продолжения дела в Европейском суде по правам человека, однако в мае 2010 года новый пражский архиепископ Доминик Дука и президент государства Вацлав Клаус вместе заявили, что не желают продолжать судебные разбирательства. Они заключаются в том, что семь человек, которые традиционно являются держателями ключей от Палаты Святого Вацлава с Богемскими драгоценностями короны, становятся также советом по координации и организации управления и использования собора. Тем не менее, споры о владении некоторыми родственными домами канонизма продолжаются.

В июле 2012 года Палата депутатов приняла закон о компенсации церквям за имущество, конфискованное коммунистическим правительством. Сенат одобрил законопроект в ноябре 2012 года, и правительство реализовало его в июне следующего года после устранения юридических проблем.

Дополнительная литература

  • Фучикова, Элишка, Мартин Халата, Клара Халманова, Павел Шойфлер. «Пражский Град в фотографиях / 1956-1900». Прага: Správa Pražského hradu a Nakladatelství KANT, 2005. ISBN 80-86217-94-9
  • K. Бенешовска, П. Хотебор, Т. Дурдик, М. Плацек, Д. Прис, В. Разим. «Архитектура готики», т. 2 из серии «Десять веков архитектуры», Prague Castle Administration DaDa, as, Прага 2001, ISBN 80-86161-41-2 (английская версия)

См. Также

  • icon Портал католицизма
  • flagПортал Чешской Республики

Список литературы

См. Также

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы по теме Св. Собор Вита.
Последняя правка сделана 2021-06-09 06:00:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте