Сравнительное правоведение - изучение различий и сходство между законом (правовыми системами ) разных стран. В частности, он включает изучение различных правовых «систем» (или «семей»), существующих в мире, включая общее право, гражданское право, социалистическое право, каноническое право, еврейское право, исламское право, индуистское право и китайское право. Он включает описание и анализ зарубежных правовых систем, даже если явное сравнение не проводится. Значение сравнительного права чрезвычайно возросло в нынешнюю эпоху интернационализма, экономической глобализации и демократизации.
Истоки современного сравнительного правоведения можно проследить до Готфрида Вильгельма Лейбница в 1667 году в его книге на латинском языке Nova Methodus Discendae Docendaeque Iurisprudentiae (Новые методы изучения и преподавания юриспруденции). Глава 7 (Представление права как проекта для всех наций, земель и времен) вводит идею классификации правовых систем на несколько семейств. Примечательно, что несколько лет спустя Лейбниц представил идею языковых семей.
Хотя каждая правовая система уникальна, сравнительное правоведение посредством изучения их сходств и различий позволяет классифицировать правовые системы, в которых правовые семьи являются основными. уровень классификации. Основные различия между Law Families находятся в источнике (источниках) права, роли судебных прецедентов, происхождении и развитии правовой системы. Монтескье обычно считается одной из первых фигур в области сравнительного права. Его сравнительный подход очевиден в следующем отрывке из главы III книги I его шедевра De l'esprit des lois (1748; впервые переведен Томасом Ньюджентом, 1750 г.):
[T] he политические и гражданские законы каждой нации... должны быть адаптированы таким образом к людям, для которых они созданы, чтобы было большим шансом, если законы одной нации подходят другой.
Они должны быть связаны с характером и принципом каждого правительства: формируют ли они его, как можно сказать о политических законах; или поддерживают ли они это, как в случае с гражданскими институтами.
Они должны соответствовать климату каждой страны, качеству ее почвы, ее положению и размеру, основному занятию местных жителей, будь то земледельцы, охотники или пастухи: они должны иметь отношение к степени свободы, которую допускает конституция; к религии жителей, к их склонностям, богатству, численности, торговле, манерам и обычаям.
Кроме того, в главе XI (озаглавленной «Как сравнить две разные системы законов») книги XXIX, обсуждаются французы и английские системы наказания лжесвидетелей, он советует, чтобы «чтобы определить, какая из этих систем наиболее приемлема для разума, мы должны взять их каждую в целом и сравнить их в целом». Еще одно место, где очевиден сравнительный подход Монтескье, - это следующее из главы XIII Книги XXIX:
Сэр Генри Джеймс Самнер Мэн, британский юрист и первый профессор сравнительного права в Оксфорде.Поскольку гражданские законы зависят от политических институтов, поскольку они созданы для одного и того же общества, всякий раз, когда есть намерение принять гражданское право другой нации, было бы уместно заранее проверить, имеют ли они те же самые институты и тот же политический закон.
Современным основоположником сравнительной и антропологической юриспруденции был сэр Генри Мэн, британский юрист и историк права. В своей работе 1861 года Древний закон: его связь с ранней историей общества и его связь с современными идеями он изложил свои взгляды на развитие правовых институтов в примитивных обществах и провел сравнительное обсуждение Восточные и западные правовые традиции. Эта работа поместила сравнительное правоведение в ее исторический контекст, была широко читаемой и влиятельной.
Первый университетский курс по этому предмету был открыт в Оксфордском университете в 1869 году, когда Мэн занял должность профессора.
Сравнительное право в США было принесено правоведом, спасающимся от преследований в Германии, Рудольфом Шлезингером. В конце концов Шлезингер стал профессором сравнительного права в юридической школе Корнелла, помогая распространять эту дисциплину по всей территории США.
Сравнительное правоведение - это академическая дисциплина, которая включает изучение правовых систем, включая их составные элементы, их различия и то, как их элементы объединяются в систему.
Несколько дисциплин развились как отдельные отрасли сравнительного права, включая сравнительное конституционное право, сравнительное административное право, сравнительное гражданское право (в смысл права правонарушений, договоров, имущественных и обязательств ), сравнительного коммерческого права (в смысл коммерческих организаций и торговли) и сравнительного уголовного права. Исследования в этих конкретных областях можно рассматривать как микро- или макро-сравнительный правовой анализ, то есть подробные сравнения двух стран или широкомасштабные исследования нескольких стран. Например, сравнительные исследования гражданского права показывают, как право частных отношений организовано, интерпретируется и используется в разных системах или странах. Целями сравнительного права являются:
Сравнительное право отличается от общей юриспруденции (т.е. теория права) и из публичного и частного международного права. Однако он помогает информировать все эти области нормативности.
Например, сравнительное правоведение может помочь международным правовым учреждениям, таким как органы системы Организации Объединенных Наций, в анализе законов разных стран в отношении их договорных обязательств. Сравнительное право будет применяться к международному частному праву при разработке подхода к толкованию в анализе конфликтов. Сравнительное правоведение может способствовать развитию теории права, создавая категории и концепции общего применения. Сравнительное правоведение также может дать представление о вопросе правовой трансплантации, то есть переноса права и правовых институтов из одной системы в другую. Понятие юридической трансплантации было придумано Аланом Уотсоном, одним из всемирно известных ученых-юристов, специализирующихся на сравнительном праве.
Кроме того, полезность сравнительного права для социологии права и права и экономики (и наоборот) очень велика. Сравнительное исследование различных правовых систем может показать, как на практике действуют разные правовые нормы для одной и той же проблемы. И наоборот, социология права и права и экономики могут помочь сравнительному праву ответить на такие вопросы, как:
Арминджон, Нольде и Вольф считали, что для Для классификации (на тот момент) современных правовых систем мира требовалось, чтобы эти системы как таковые были изучены независимо от внешних факторов, например географических. Они предложили разделить правовую систему на семь групп, или так называемых «семейств», в частности,
Рене Давид предложил классификацию правовых систем в соответствии с различной идеологией, вдохновляющей каждую из них, на пять групп или семейств:
Es Что касается объединения Дэвидом гражданского и общего права в единую семью, Дэвид утверждал, что противоположность между системами общего права и гражданского права носит скорее технический, чем идеологический характер. Иного рода, например, противоположность, скажем, между итальянскими и американскими законами, и другого рода, чем между советскими, мусульманскими, индуистскими или китайскими законами. Согласно Дэвиду, правовые системы гражданского права включали те страны, где юридическая наука была сформулирована в соответствии с римским правом, тогда как страны общего права - это страны, в которых преобладает право, созданное судьями. Характеристики, которые, по его мнению, однозначно отличают западную правовую семью от остальных четырех:
Конрад Цвайгерт и Хайн Кетц предлагают другую, многомерную методологию категоризации законов, то есть упорядочивания семейств законов. Они утверждают, что для определения таких семей необходимо учитывать пять критериев, в частности: исторический фон, характерный образ мышления, различные институты, признанные источники права и доминирующую идеологию. Используя вышеупомянутые критерии, они классифицируют правовые системы мира на шесть семей:
Вплоть до второго немецкого издания их введения в сравнительное правоведение, Цвайгерт и Кец также упоминалось советское или социалистическое право как еще одно семейство законов.