Кристофер Велен (17 апреля 1927 - 18 сентября 1993) - английский композитор, дирижер и драматург, наиболее известный своими радио и телевизионные оперы. Поскольку большая часть его работ была написана для конкретных театральных постановок в 1950-х годах или непосредственно для трансляции в 1960-х годах, немногие из них сохранились до наших дней.
Уэлен родился в Лондоне и получил крещение Святой Мартин в полях. Он был куплен его матерью Уинифред, скрипачкой, с помощью его крестной матери Мэри Готч, также музыканта. Он стал певчим в Нью-Колледже Оксфорда, посещал Уорксоп-Колледж (обучение игре на фортепиано и виолончели), а затем в Музыкальной школе Бирмингема и Мидленда (ныне Королевская консерватория Бирмингема ) между 1944 и 1946 годами для кларнета и композиции. После двух лет службы в RAF за национальную службу, Велен получил уроки дирижирования у австрийского эмигранта Рудольфа Шварца. стал помощником дирижера в Муниципальном оркестре Борнмута под управлением Шварца.
Уже заинтересованный кельтской культурой (особенно Йейтсом ), музыка Арнольда Бакса оказала центральное влияние на Уилена после того, как услышала исполнение Тинтагель. В 1947 году началась переписка, которая привела к тесной дружбе до смерти Бэкса в 1953 году. Было опубликовано около 40 писем. В 1951 году Уэлен дирижировал Шестой симфонией Бакса в Борнмуте. Бакс написал: «Я все еще обожаю ваше исполнение № 6 и хочу повторить». Через Бакса Велен также познакомился с пианисткой Харриет Коэн, которая стала его сторонницей. Он был награжден медалью Элизабет Спрэг Кулидж за дирижирование в 1955 году.
Однако с 1951 года Уелен стал музыкальным руководителем Old Vic Theater в Лондоне и большей частью его выполнение обязательств было снято. Находясь там (а с 1955 года и в других театрах), он поставил много случайной музыки для Шекспира и других постановок. Он написал музыку для фильма Джона Осборна Мир Пола Сликки (1959). Это была единственная попытка Осборна написать мюзикл. Но после огромного успеха его предыдущих пьес Оглянись в гневе и Конферансье пьеса должна была стать «одним из самых зрелищных провалов в английском театре». Несмотря на эту неудачу, работа в театре привела к серии заказов для Уэлена от BBC для часто экспериментальных теле- и радиопостановок с 1960-х по 1980-е годы, включая оперы, написанные для телевидения, а также музыку, которую сложно классифицировать. драмы, для которых Уелен обычно писал и слова, и музыку, сочетая музыку и действие.
Уилен встретил своего пожизненного партнера Денниса Эндрюса в 1948 году в Борнмуте. Они много лет жили вместе в Камнор, Оксфордшир, до смерти Уилена в 1993 году. Премия Кристофера Уилена за инновации в музыке в кино и Театр был создан на его имя. Победителями стали Пэдди Каннин, Джонатан Дав, Энди Прайс и Мик Сэндс.
Велен в первую очередь был музыкальным драматургом, и его самые успешные работы - это сериалы музыкальных театров на радио и телевидении, заказанные BBC с 1960-х годов. Его первой оперной постановкой, транслировавшейся 6 августа 1961 года, была «Опера нищего» , для которой он внес новые аранжировки традиционных баллад. Оригинальная радиооперация «Отменяющаяся тьма» с текстом поэта Вернона Сканнелла последовала 5 декабря 1965 года. Действие чередуется между разбившимся самолетом в африканских джунглях около Бенгелы и радио Диспетчерская на аэродроме Каконда. Джереми Рандалл в «Санди Таймс» сказал, что у нее «кольцо в стиле древних мореплавателей, и ее следует услышать снова».
Специально заказанная телевизионная опера «Некоторое место тьмы» использовала оригинальное либретто опытного телевизионного писателя Джон Хопкинс. BBC настаивала на реализме, и в результате получилась «мрачная домашняя драма, действие которой происходит в настоящем, она является примером всего, что продвигает телевидение». У Велена было меньше энтузиазма. Пьеса, по его словам, «стала результатом указа BBC - четкого и ясного -« современный сюжет и современная одежда ». Слова шлепали, как влажная ткань, на оперный стол».
К 1969 году для Incident at Owl Creek Whelen обошелся без либреттиста, адаптировав исходный материал (основанный на рассказе Амброуза Бирса ). Это привело к тому, что он написал текст, основанный на оригинальной идее «Находок» (1972), о раскопках этрусской гробницы. Создавая свой собственный сюжет и персонажей, представленных его собственными словами и музыкой, Уелен пытался создать более личную форму «тотального музыкального театра». Кристофер Палмер назвал «Выводы и инцидент в Сове-Крик» «выдающимися». Музыкальная драма «Реставратор», продюсером и постановщиком которой является Мартин Эсслин, является примером экспериментов Уилена с тесным сочетанием слов и музыки. Это касается изображения в голландском музее и его влияния на посетителей, с отголосками Оскара Уайльда и Вальтера де ла Мара.
Другая часть работы Уилена была в кино. Он написал музыку к фильмам The Valiant (1962), The Face of Fu Manchu (1965) и Coast of Skeletons (1965). Был также балет Cul de Sac в постановке Нормана Морриса и поставленный Ballet Rambert 13 июля 1964 года в Sadler's Wells.