Конферансье - пьеса в трех действиях автора Джон Осборн, впервые поставленный в 1957 году. Его первая пьеса, Оглянись в гневе, вызвала неоднозначные отзывы, но широкую огласку. Изобразив «сердитого молодого человека » в более ранней пьесе, Осборн написал на просьбу Лоуренса Оливье о рассерженном мужчине средних лет в «Конферансе». Его главный герой - Арчи Райс, неудачливый исполнитель мюзик-холла. Годы спустя Ричардсон описал Арчи как «воплощение национального настроения... Арчи был будущим, упадком, мрачностью, пеплом былой славы, куда направлялась Британия». Первый спектакль был дан 10 апреля 1957 года в Royal Court Theatre, Лондон. Этот театр был известен своей приверженностью новой и нетрадиционной драме, и включение в актерский состав звезды Вест-Энда, такой как Оливье, вызвало большой интерес.
Спектакль состоит из трех действий, разделенных на тринадцать сцен. Некоторые из них происходят в доме семьи Райс, а другие показывают Арчи Райса на сцене мюзик-холла.
Спустя годы, в «Бегущем на длинные расстояния: автобиография» Ричардсон размышлял о роли, в которой играла пьеса. о его жизни: «Я не мог сформулировать это, потому что никогда не был интроспективным... (но)« Конферансье »был ключевым моментом в моем развитии, потому что все идеи и убеждения, с которыми я должен был работать впоследствии, кристаллизовались в его создании. «
Сценарист для TCM, Фелисия Фистер рассказывает о воспоминаниях Ричардсона о создании пьесы, а также о фильме:« Персонаж Арчи Райса, который затронул аспекты личности Ларри, которые он никогда раньше не использовались, сразу же захватили его. Он принял пьесу еще до ее завершения ». После начала репетиций Ричардсон вспоминал: «Его понимание Арчи было настолько полным, что он мог заставить все работать. Он заразил всех своим энтузиазмом. «
Оригинальную музыку к пьесе написал Джон Аддисон. Мелодии Томаса Гастингса («Скала веков »), Артура Салливана («Христианские солдаты, идущие вперед » и «Рассеянные Нищий ") и Джордж Уэр (" Мальчик, которого я люблю, в галерее ") также включены.
Оригинальная постановка в Королевском Судом руководил Тони Ричардсон, оформление - Алан Тагг.
Спектакль перенесен в сентябре в Palace Theater в Вест-Энде, гастролировал и вернулся во дворец. Во время бега Джоан Плаурайт покинула состав и была заменена Джеральдин Макьюэн. Плаурайт вернулся в состав группы. • когда производство открылось в Нью-Йорке в феврале 1958 года. В том же году гастрольный спектакль был представлен в британских провинциях с Джоном Слейтером в главной роли в роли Арчи и Бобби Хоусом в роли Билли.
Лондонские возрождения снялись в главных ролях Макс Уолл (Гринвичский театр, 1974); Питер Боулз (Шафтсбери Театр, 1986); Роберт Линдси (Олд Вик, 2007); и Кеннет Брана (Театр Гаррика, 2016).
В августе 2019 года начался новый тур по Великобритании в Curve, Лестер с участием Шейн Ричи в роли Арчи, режиссер Шон О'Коннор. В этом производстве. Действие пьесы происходит в 1982 году, во время Фолклендской войны. Финальный спектакль состоялся 30 ноября 2019 года в Richmond Theater в Лондоне.
A киноверсия 1960 года была адаптирована Найджелом Книлом и Джоном. Осборн. Режиссер Тони Ричардсон, в главных ролях: Лоуренс Оливье, Бренда Де Бэнзи, Роджер Ливси, Джоан Плорайт, Алан Бейтс, Дэниел Мэсси, Тора Хирд и Альберт Финни. Оливье был номинирован на премию Оскар за лучшую мужскую роль за свою игру.
10 марта 1976 года NBC транслировали двухчасовую полумузыкальную версию пьесы с Джеком Леммоном в роли Арчи. Обстановка была изменена на морской курорт в Соединенных Штатах; Марвин Хэмлиш написал музыку, Тим Райс (сэр Тимоти, с 1994) предоставил тексты.
Майкл Гэмбон снялся в постановке для BBC транслировалась 4 декабря 1993 года.
В ноябре 2008 года BBC Radio 7 передало радиоверсию, адаптированную Джоном Фоули, с Биллом Найи в роли Арчи, Шерил Кэмпбелл в роли Фиби, Дэвид Брэдли в роли Билли, Сара Джейн Холм в роли Джин и Берти Карвел в роли Фрэнка.
Оливье сыграл Арчи перед аншлагами толпы в Лондоне и Нью-Йорке, но, как отмечает критик Джанет Фистер, когда дело дошло до фильма, критики разделились, и… » Оливье в конечном итоге так и не добился того ошеломляющего успеха и восхищения кинематографической версией, которой он наслаждался в пьесе ».
В The Observer Кеннет Тайнан писал: «У г-на Осборна была большая и блестящая идея поместить всю современную Англию на одну и ту же сцену... Он выбирает в качестве своего национального микрокосма семью захудалых водевиллиев. Дедушка, величественный и отставной, олицетворяет эдвардианцев. милосердие, по которому мистер Осборн испытывает глубокую ностальгию. Но ключевой фигурой является папа, пятидесятилетний певец и танцор, которому довелось появляться дважды в ночь в обнаженных ревю ".
В апреле 1957 г. The Manchester Guardian был вялым, посчитав кульминационный момент пьесы «банальным», но добавил: «Сэр Лоуренс доводит до беды Чед герой то и дело хихикает чудесным пафосом и в конечном итоге придает маленькой фигурке трагические размеры. Это не великая пьеса, но и не плохой вечер ».
The Times не связала пьесу с состоянием постимперской Британии в своем обзоре за апрель 1957 года, считая пьесу почти« мрачной, современный эквивалент Пинеро Trelawny of the Wells ». Ко времени возрождения 1974 года The Times соглашалась с Тайнаном:« Все помнят The Entertainer за его блестящее уравнение между Британией и полуразрушенный старый мюзик-холл », но добавил, что эта пьеса также« одна из лучших семейных пьес в нашем репертуаре ».
В августовском обзоре постановки с Бранаом в главной роли Генри Хитчингс заметил: «Что касается пьесы Осборна, то она еще не постарела, с ее вспышками женоненавистничества теперь довольно тяжело переваривать. Тем не менее, она все еще имеет тревожный резонанс как портрет Британии в упадке».
.