В греческой мифологии, Хирон (; также Cheiron или Kheiron ; греческое : Χείρων «рука») считалось превосходной степенью кентавр среди своих собратьев, так как его называли «мудрейшим и справедливейшим из всех кентавров».
Хирон был известен в греческой мифологии своей заботливой юношеской натурой. Его личные навыки, как правило, совпадают с навыками его приемного отца Аполлона, который обучил юного кентавра искусству медицины, трав, музыки, стрельбы из лука, охоты, гимнастики и пророчеств и заставил его подняться над своей звериной природой. Хирон был известен своими знаниями и навыками в медицине, и поэтому ему приписывают открытие ботаники и фармации, науки о травах и медицине.
Подобно сатирам, кентавры были известны тем, что были дикие, похотливые, чрезмерно снисходительные пьющие и пьяницы, жестокие в состоянии алкогольного опьянения и, как правило, некультурные преступники. Хирон, напротив, был умен, цивилизован и добр, потому что не имел прямого отношения к другим кентаврам из-за своего происхождения. Он был сыном Титана Кроноса и Океанида Филиры, и, таким образом, возможный брат Долопса и его предка и эпоним афроев, т. е. коренных африканцев. Хирон жил преимущественно на горе Пелион ; там он женился на нимфе Чарикло, который родил ему трех дочерей, Хиппе (также известный как Меланиппа, что означает «черная кобыла» или Эйиппа, «добрая кобыла»), Эндеис и Оциро и один сын Карист. Другой источник также сообщил, что его жену звали Наис, а некоего Аристея - его сыном.
Как и другие кентавры, Хирон был позже изгнан лапитами из своего дома; но там магнезийцы приносили ему жертвы до самого позднего периода, и семья Cheironidae в этом районе, известная своими знаниями медицины, считалась его потомками
.Хотя Хирон и был кентавром, внешность Хирона часто несколько отличалась от других кентавров, демонстрируя его статус и происхождение. В традиционных греческих изображениях Хирона его передние лапы человеческие, а не лошадиные, это контрастирует с традиционным изображением кентавров, у которых вся нижняя часть тела лошади. Это явно отличает Хирона от других кентавров, что делает его легко узнаваемым. Это различие также могло указывать на уникальное происхождение Хирона, который был сыном Кроноса. Хирона часто изображают с веткой, на которой он поймал мертвых зайцев. Хирон также часто изображается в одежде, демонстрируя, что он более цивилизован и не похож на обычного кентавра (единственными другими случайными исключениями из этого правила являются кентавры Несс и Фол ).
Воспитание Ахилла настенная живопись из базилики в Геркулануме (вверху справа) - одно из самых распространенных римских изображений Хирона, поскольку он учит Ахилла лире. В этой версии мы видим Хирона с полностью конской нижней частью тела, в отличие от древнегреческих представлений. В дополнение к этой реконфигурации, внешность Хирона также изменилась с его ушами. В то время как раньше уши Хирона были человеческими, теперь они соответствуют ушам сатира ; сложенный вверху. Этот рендеринг создает более звериную версию Хирона, более похожую на стандартного кентавра. Возможно, что из-за роста письменных источников римские художники были вдохновлены письменными описаниями Хирона; просто используя слово кентавр, вместо традиционных визуальных представлений. Таким образом, это может быть не преднамеренная переработка мифа о Хироне со стороны римлян, а просто утраченный нюанс персонажа в его миграции из Греции в Рим. Как пишет Ф. Келси; «Хирон на нашей живописи... имеет тело, как у других кентавров, но не менее заметен человеческий фактор в его природе; он мудрый и мягкий учитель, наставник искусства». Хирон сохранил элемент одежды и получил лавровый венок, что говорит о том, что художник хотел изобразить благородство или даже божественность, более согласованное с традиционным взглядом. Было также высказано предположение, что эта фреска является репродукцией реальной статуи на римском форуме.
Согласно архаичному мифу, Хирон был рожден от Титана Кроноса, когда он принял форму лошади и оплодотворенная нимфом Филира.
Род Хирона отличался от других кентавров, которые были рождены от Иксиона, обречены на огненное колесо, и Нефела («облако»), которое в олимпийском повествовании Зевс придумал выглядеть как Гера.
Вскоре после рождения Хирона Филира бросила своего ребенка из-за стыда и отвращения. Хирон, фактически осиротевший, позже был найден богом Аполлоном, который взял его под свое крыло и обучил искусству музыки, лире, стрельбе из лука, медицине и пророчествам. Сестра-близнец Аполлона, Артемида, обучила его стрельбе из лука и охоте. Уникальный миролюбивый характер, доброта и ум Хирона приписываются Аполлону и Артемиде.
. Некоторые источники предполагают, что Хирон изначально был фессалийским богом, позднее отнесенным к Греческий пантеон как кентавр.
Великий целитель, астролог и уважаемый оракул, Хирон, как говорили, был первым среди кентавров и очень почитался как учитель и наставник. Среди его учеников было много культурных героев : Асклепий, Аристей, Аякс, Эней, Актеон, Кеней, Тесей, Ахилл, Ясон, Пелей, Теламон, Персей, иногда Геракл, Оилей, а в одной византийской традиции даже Дионис.
Согласно Птолемею Ченнусу Александрии «Диониса любил Хирон, у которого он научился песнопениям и танцам, вакхическим ритуалам и инициациям».
В мифе о Хироне также присутствует постоянная связь с Пелеем. Это можно объяснить тем, что последний был дедом Пелея через свою дочь Эндеиду, которая вышла замуж за царя Эгины Эака. Хирон спас жизнь Пелею, когда Акаст попытался убить его, взяв свой меч и оставив его в лесу на смерть кентаврам. Хирон принес меч Пелею. Затем Хирон объяснил Пелею, как поймать нимфу Фетиду, что привело к их браку.
Хирон также связан с историей аргонавтов, которых он любезно принял, когда они приехали в его резиденцию во время путешествия, поскольку многие из героев были его друзьями и учениками.
Его благородство также отражено в истории его смерти, поскольку Прометей пожертвовал своей жизнью, позволив человечеству получить использование огня. Как сын Кроноса, он был бессмертен, поэтому Гераклу пришлось заключить сделку с Зевсом, чтобы обменять бессмертие Хирона на жизнь Прометея, который был прикован к скале и оставлен умирать за свое проступки. Хирон был пронзен стрелой, принадлежавшей Гераклу, обработанной кровью Гидры, или, по другим версиям, ядом, который Хирон дал герою, когда тот находился под опекой благородного кентавра. Согласно Схолию на Феокриту, это произошло во время посещения Гераклом пещеры Фола на горе Пелион в Фессалия во время его четвертого подвига, победив эриманфского вепря. Пока они ужинали, Геракл попросил вина к своей трапезе. Фол, который ел сырую пищу, был ошеломлен. Дионис незадолго до этого подарил ему сосуд со священным вином, чтобы кентавры держали его на хранении до подходящего времени для его открытия. По наущению Геракла Фол был вынужден произвести сосуд со священным вином. Герой, задыхаясь от вина, схватил его и силой открыл. После этого пары священного вина вылетели из пещеры и опьянили диких кентавров во главе с Нессом, собравшимися снаружи. Они атаковали камнями и елями пещеру, которая находилась в окрестностях Малеа. Геракл был вынужден пустить много стрел (отравленных кровью Гидры ), чтобы отбросить их. Во время штурма Хирон получил ранение в бедро одной из отравленных стрел. После того, как кентавры сбежали, Фол вышел из пещеры, чтобы наблюдать за разрушениями. Обладая философским складом ума, он вытащил одну из стрел из тела мертвого кентавра и задумался, как такая маленькая вещь, как стрела, могла вызвать столько смерти и разрушения. В этот момент он выпустил стрелу из своей руки, и она упала и попала ему в копыто, мгновенно убив его. Это, однако, вызывает споры, потому что Фол разделял форму «цивилизованного кентавра» с Хироном в некоторых художественных изображениях и, таким образом, был бы бессмертным.
По иронии судьбы, Хирон, мастер целительства, не смог исцелить себя и добровольно отказался от своего бессмертия. По этой причине его сводный брат Зевс сжалился над ним и поместил его среди звезд на небе, чтобы он был удостоен чести. Греки идентифицировали его как созвездие Центавр.
В стихотворении Овидия Фасти у Овидия есть герой Геракл в гостях у Хирона на Пелионе, пока там ребенок Ахилл. Пока Хирон осматривает оружие Геракла, одна из стрел, смоченных ядом лернейской гидры, падает на левую ногу Хирона и отравляет его:
Затем Хирон пытается исцелить себя травами, но безуспешно. После девяти дней под плачущим Ахиллом, смотрящим на него, Хирон переходит к звездам, превращаясь в созвездие.
На протяжении всей греческой мифологии было много героев, которых обучал Хирон. Среди учеников Хирона:
A дидактическая поэма, Заповеди Хирона, часть традиционного образования Ахилла, некоторые из более поздних греков считали одними из работ Гесиода. Романизированный греческий путешественник II века н. Э., Павсаний, обратил внимание на список работ Гесиода, который ему показали, выгравированный на древней изношенной свинцовой табличке, тендерами святилища в Геликоне. в Беотии. Но в произведениях Гесиода, как отмечает Павсаний, была сохранена другая, совсем другая традиция, в которую вошли Заветы Хирона. Очевидно, это было среди произведений из Ахарн, написанных героическими гекзаметрами и связанных со знаменитым именем Гесиода, поскольку Павсаний добавляет: «Те, кто придерживается этой точки зрения, также говорят, что Гесиода учили предсказания ахарнийцы. " Хотя он был утерян, фрагменты героических гекзаметров, сохранившиеся в цитатах, считаются принадлежащими ему. Общая нить во фрагментах, которая может в какой-то степени отражать ахарнийский образ Хирона и его учения, заключается в том, что они являются скорее объяснительными, чем повествовательными, и предполагают это, а не пересказ вдохновляющих событий архаических времен такими людьми, как Нестор или Глава могли бы сделать, Хирон учил первобытным путям человечества, богов и природы, начиная с предостережения: «Прежде всего, когда вы приходите в свой дом, приносите добрые жертвы вечным богам». Хирон в «Заветах» считал, что ни один ребенок не должен получать литературное образование до достижения им семилетнего возраста. Фрагмент, связанный с Заветами, касается продолжительности жизни нимф в форме древней числовой головоломки:
болтающая ворона выживает девять поколений стариков, а жизнь оленя - четыре время ворона, и жизнь ворона делает трех оленей старыми, тогда как феникс переживает девять воронов, но мы, богатенькие нимфы, дочери Зевса, держателя эгиды, переживаем десять фениксов.
Говоря человеческим языком, Хирон советует: «Не принимайте решения, пока не услышите, как говорят обе стороны».
Александрийский критик Аристофан Византийский (конец III - начало II века до н. Э.) Был первым, кто отрицал, что Заповеди Хирона были работой Гесиода.
Ахиллеида должна была быть эпической поэмой о жизни Ахилла. Однако ее автор, Статий, умер во время написания второй книги в конце I века нашей эры во время правления императора Домициана. Ахиллеида показывает отношения между Хироном и его подопечным Ахиллом. В первой книге о близких отношениях между Хироном и Ахиллом становится ясно, когда Фетида проводит с ними вечер в пещере Хирона на горе Пелион, прежде чем уйти с Ахиллом. Хирон показан в отцовском качестве, а не просто учителем, и изображен далеким от животного.
Ночь погружает в сон. Огромный Кентавр рушится на камень, и Ахиллес нежно обвивает его за плечи, хотя его мать там, предпочитая знакомую грудь. (1.195–97).
Здесь Статиус демонстрирует любовные отношения между двумя персонажами, которые никогда не исследовались традиционным взглядом Хирона. Позже, описывая, что он ел в детстве, Ахиллес называет Хирона родителем; «Таким образом, мой отец кормил меня» (2.102), здесь используется латынь «pater», так что мы можем считать этот перевод точным. Это еще раз демонстрирует природу любовных отношений между Хироном и Ахиллом. Здесь Статиус может продолжить тему, начатую Овидием в Фасти несколькими годами ранее.
В Фасти, после смерти Хирона, Ахиллес говорит: «Живи, умоляю тебя; не покидай меня, дорогой отец [отец]! »(5.412), это предполагает, что в Риме реконфигурация мифа Хирона заключалась в том, что он был любящим и любимым приемным родителем, а не просто учителем. Отношения Хирона со своим учеником используются, чтобы продемонстрировать римское стремление к отношениям отца и сына.
В дополнение к любовным характеристикам Хирона, раскрытым в первой книге, во второй книге «Ахиллеида» Ахиллес описывает многие задачи, которые Хирон заставлял выполнять во время своего героического образования, в том числе стоять в быстрых реках;
Я стоял, но яростная река и туман его стремительного бега вернули меня назад. Он набросился на меня с жестокими угрозами и отругал, чтобы меня пристыдить. Не уехал, пока не заказал (2.146–150).
Здесь есть явный контраст между трудностями и оскорблениями, которые Хирон направляет своему ученику, по сравнению с его прежней добротой. Однако эту двойственность можно рассматривать как демонстрацию традиционного римского образования, особенно благородного; изучение как военного, так и изящного искусства. В древности кентавров часто вспоминали по битве с лапифами. Статий намеренно отстраняет Хирона от этой истории своим описанием пещеры Хирона на Пелионе,
. Здесь нет дротиков, вкусивших человеческую кровь, нет ясеневых деревьев, сломанных в праздничных битвах, или чаш для смешивания, разбитых о родственных противниках (1.111–15).
Вместо боя упор делается на то, что оружие Хирона используется только для охоты и нет никаких признаков жестокого поведения. В дополнение к описанию Ахиллом физических уроков, которые дает ему Хирон, он также обращается к более культурному образованию,
Он запомнил в моем уме заповеди священного правосудия (2.163–4).
Статиус создает образ Хирона, который является не только любящим отцом, но и строгим и мудрым учителем, не имеющим отношения к животным аспектам кентавров.
Хирон и Ахилл, гобелен Рубенса (17 век)
Хирон инструктирует Ахилла в поклоне, Джованни Баттиста Чиприани (около 1776 года)
Ахилл и Хирон, фрагмент саркофага из Виа Касилина в Торрачча. (III век н. Э.)
Передача Ахилла Хирону Донато Крети
Ахиллес и Хирон Пьюджет
Воспитание Ахилла Хироном Пьером Полем Пьюже (около 1690 г.)
Кентавр Хирон учит географии молодой Ахилл
Воспитание Ахилла Джеймсом Барри
Воспитание Ахилла Эженом Делакруа (около 1862 г.)
Фетида берет Ахилла у Кентавра Хирона Помпео Батони (1770 г.)
Ахилл изучает копье Джованни Баттиста Чиприани (около 1776 г.)
Пелей поручает своего сына Ахилла Хирону
Хирон и Ахиллес. Джорджо Соммер и Эдмонд Бехлес (начало 20 века)
Тетис и Ахиллес Хирон
Фетида дает Ахиллу на попечение Хирона Иоганном Бальтазаром Пробстом (17-18 век)
Воспитание Ахилла Бенинь Гагнеро (1785)
Воспитание Ахилла Жан-Батистом Реньо (1806-1807)
Воспитание Ахилла - Огюст-Клеман Кретьен (1861)
Chirone insgna ad Achille a suonare l cetra Ринальдо Ринальди (1817)
На Викискладе есть материалы, связанные с Хироном. |