Лапифы (; Древнегреческий : Λαπίθαι) - группа легендарных людей из греческой мифологии, чей дом находился в Фессалии, в долине Пенея и на горе Пелион.
Они были эолийским племенем. Подобно мирмидонам и другим фессалийским племенам, лапифы были выходцами из Фессалии. Родословные делают их родственным народом Кентаврам : по одной версии, Лапиты (Λαπίθης) и Центавр (Κένταυρος) считались сыновьями-близнецами бог Аполлон и нимфа Стилба, дочь речного бога Пенея. Лапит был доблестным воином, но Центавр был уродливым существом, которое позже спарилось с кобылами, от которых затем произошли расы получеловеков-полуконных Кентавров. Лапит был одноименным предком народа лапифов, а его потомки включают лапифских воинов и царей, таких как Иксион, Пирифос, Кеней, и Корон, и провидцы Ампик и его сын Мопс.
В Илиаде лапифы отправляют сорок кораблей с экипажем для присоединения к греческому флоту. в Троянской войне под командованием Полипоэта (сына Пирифоса) и Леонтея (сына Коронуса, сына Кенея). Матерью Пирифоса, царя лапифов в поколении до Троянской войны, была Диа, дочь Эионея или Дейонея ; Иксион был отцом Пирифоса, но, как и у многих героических фигур, у Пирифоса был не только смертный, но и бессмертный отец. Зевс был его бессмертным отцом, но богу пришлось принять облик жеребца, чтобы прикрыть Диа, ибо, как и их двоюродные братья-полукони, лапифы были всадниками в лугах Фессалии, знаменитых своими лошадьми. Лапифам приписывают изобретение удила уздечки. Лапифский король Пирифос женился на всаднице Гипподамея, чье имя означает «укротительница лошадей», на свадебном пиру, прославившем войну, Кентавромахию.
В Кентавромахии лапифы сражаются с кентаврами на свадебном пиру Пирифоса. Кентавры были приглашены, но, не привыкшие к вину, их дикая природа вышла на первый план. Когда невесту представили встречать гостей, кентавр Эвритион вскочил и попытался похитить ее. Все остальные кентавры мгновенно поднялись, оседлав женщин и мальчиков. В завязавшейся битве Тесей пришел на помощь лапифам. Они отрезали Эвритиону уши и нос и выбросили его. В битве Lapith Caeneus был убит, а побежденные кентавры были изгнаны из Фессалии на северо-запад.
Лапиф Кеней изначально была молодой женщиной по имени Кенис и фаворитом Посейдона, который по ее просьбе превратил ее в мужчину и превратил Кенея в неуязвимого воин. Такие женщины-воительницы, неотличимые от мужчин, были знакомы и среди скифских всадников. В битве с кентаврами Кеней оказался неуязвимым, пока кентавры просто не раздавили его камнями и стволами деревьев. Он исчез в глубинах земли невредимым и был выпущен в виде песчаной птицы.
В более поздних состязаниях кентавров было не так легко победить. Мифические упоминания объясняют присутствие в исторические времена примитивных лапифов в Мале и в бандитской цитадели Фоло в Элиде как остатки групп, изгнанных туда кентаврами. Некоторые исторические греческие города носили имена, связанные с лапифами, и Кипселиды Коринфские заявляли о своем происхождении от Конея, в то время как Филииды Аттики претендовали на прародителя Коронуса Лапифа.
лапифов | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Имена | Источники | Центавромахия | Примечания | |||
Гесиод | Овидий | Прочее | Участник | Убит | ||
Актером | ✓ | ✓ | Кланис Кентавров | |||
Ампикс | ✓ | ✓ | ||||
Кеней | ✓ | ✓ | ✓ | заживо похоронен кентаврами или покончил с собой | однажды назвал женщину Кенис | |
Бротей | ✓ | ✓ | Кентавр Гриней | |||
Селадон | ✓ | ✓ | Кентавр Амикус | |||
Хараксус | ✓ | ✓ | Роэт | |||
Комет | ✓ | ✓ | Харакс, его друг, случайно | |||
Кориф | ✓ | ✓ | Роэт | |||
Крантор | ✓ | ✓ | Кентавр Демолеон | |||
Цимел | ✓ | ✓ | Несс | |||
Дриас | ✓ | ✓ | сын Ареса или Япета | |||
Евагр | ✓ | ✓ | Роэт | |||
Экзадий | ✓ | ✓ | ✓ | |||
Халес | ✓ | ✓ | Латрей | |||
Хоплей | ✓ | ✓ | ||||
Макарей | ✓ | ✓ | ||||
Мопс | ✓ | ✓ | ✓ | сын Ампика и провидец | ||
Ориус | ✓ | ✓ | Кентавр Гриней | сын Микала | ||
Пелат | ✓ | ✓ | Лапиф из Пеллы (в Македонии) | |||
Периф | ✓ | ✓ | ||||
Фалерей | ✓ | ✓ | ||||
Форб | ✓ | сын Триопы или Лапифа, сын Аполлона | ||||
Полифем | сын Эйлата. Указан аргонавтом в книге Аполлония Родосского «Путешествие Арго» | |||||
Пирифос | ✓ | ✓ | ||||
Пролох | ✓ | ✓ | ||||
Тектаф | ✓ | ✓ | Фаэкомс | сын Оленуса | ||
Другие союзники | ||||||
Нестор | ✓ | ✓ | ||||
Пелей | ✓ | ✓ | ||||
Тесей | ✓ | ✓ | ✓ |
По мере того, как греческий миф становился все более опосредованным через философию, битва между лапифами и кентаврами приобретала аспекты внутренней борьбы между цивилизованным и диким поведением, конкретизированной в лапифах 'понимание того, как правильно употреблять данное Богом вино, которое нужно разбавлять водой и не пить до избытка. Греческие скульпторы школы Фидия рассматривали битву лапифов и кентавров как борьбу между человечеством и озорными чудовищами и как символ великого конфликта между цивилизованными греками и «варварами ". Битвы между лапифами и кентаврами были изображены на скульптурных метопах на Парфеноне, что напоминает афинский Тесей 'договор о взаимном восхищении с Пирифом Лапифом, лидером Магнетов и на храме Зевса в Олимпии (Павсаний, v.10.8). Битва при лапифах и кентаврах была знакомой темой симпозиума для художников по вазе.
Сонет, живо напоминающий о битве французского поэта Хосе Мария де Эредиа ( 1842-1905) был включен в его том «Трофеи». В Ренессансе битва стала излюбленной темой художников: предлогом для демонстрации плотных тел в жестокой конфронтации. Молодой Микеланджело выполнил мраморный барельеф этого предмета во Флоренции около 1492 года. панель Пьеро ди Козимо «Битва кентавров и лапифов», находящаяся сейчас в Национальной галерее, Лондон был написан в течение следующего десятилетия. Если он изначально был частью брачного сундука или кассона, то, возможно, это был непростой предмет для праздничного поминовения свадьбы. Фриз с Центавромахией был также написан Лукой Синьорелли в его Дева на троне со святыми (1491), вдохновленный римским саркофагом, найденным в Кортоне, в Тоскана, начало 15 века.