Cessna Citation X

редактировать
Business Jet
Cessna 750 Citation X
N975QS 2002 Cessna 750 CN 750-0175 Citation X (7039507775).jpg
Citation X
РольBusiness Jet
ПроизводительCessna
Первый полет21 декабря 1993 г.
Введениеиюль 1996 г.
СтатусВ эксплуатации
Основные пользователиNetJets. XOJET. AirX Charter
Произведено1996–2018 гг.
Построено339: 310 X + 29 X +
Стоимость единицы23,365 млн долларов США (2015 г.)
Разработан на основеCessna Citation III

Cessna Citation X (модель 750) - это американский бизнес-джет с двигателем 3460 миль / миль (6408 миль). км) дальности полета, производимой Cessna и входящей в семейство Citation. Объявленный в октябре 1990 года на съезде NBAA, он совершил свой первый полет 21 декабря 1993 года, получил сертификат типа 3 июня 1996 года и впервые был доставлен в июле 1996 года. Обновленный Citation X + предлагался с 2012 года с удлиненной кабиной на 14 дюймов (360 мм) и модернизированными системами. Сохраняя поперечное сечение фюзеляжа Citation III, он имеет новое крыло со стреловидностью 37 ° площадью 527 футов² (49 м²) для быстрой скорости 0,935 Мм Маха. и 36 600 фунтов (16,6 т) взлетно-посадочной полосы, Т-образное хвостовое оперение и два турбовентиляторных двигателя AE3007 по 7034 фунта-силы (31,29 кН). После 338 поставок производство закончилось в 2018 году.

Содержание
  • 1 Разработка
    • 1.1 Citation X +
  • 2 Дизайн
    • 2.1 Планер
    • 2.2 Двигатели
    • 2.3 Силовые органы управления
    • 2.4 Авионика
    • 2.5 Эллиптические крылышки
  • 3 Операторы
  • 4 Технические характеристики
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Разработка
двухместная клубная кабина

Когда было объявлено о выпуске Citation X, серии Citation 650, «семейству» на вершине линейки продуктов, которое включает Citations III, VI и VII, было восемь лет. В 1990 году Cessna представила своему Консультативному совету клиентов усовершенствованную модель 650. Совет интересовался некоторыми новыми элементами, такими как увеличенная скорость и герметичное багажное отделение. Это подтолкнуло Cessna к программе Citation X, которая стала новой серией 750.

Более того, Cessna хотела улучшить имидж семейства Citation. Модели Citation, появившиеся в 1970-х годах, изначально планировались как практичные и с хорошими управляемыми качествами. Следовательно, они оказались намного медленнее, чем конкурирующие Learjets. Cessna с трудом избавилась от популярного образа Citation как медленного самолета, хотя их реактивные самолеты в конечном итоге стали такими же быстрыми, как и у конкурентов.

Впервые о разработке Citation X было объявлено на съезде Национальной ассоциации деловой авиации в Новом Орлеане в октябре 1990 года, когда первый прототип совершил свой первый полет 21 декабря 1993 года. Первоначально запланированная на август 1995 года сертификация Cessna Citation X откладывалась несколько раз. Во-первых, несоответствие планера и двигателя требованиям Федерального управления гражданской авиации привело к переносу запланированной даты сертификации на конец ноября 1995 года. Основными причинами задержки были проблемы с установкой бортового радиоэлектронного оборудования и двигателя на самолет на большой высоте. и отсутствие пламени двигателя на низких оборотах (большие углы атаки крыла вызвали недостаточный воздушный поток), двигатели, не соответствующие критериям столкновения с птицами, и проблемы с курсовой устойчивостью. Попытки увеличить максимальную взлетную массу Citation X примерно на 800 фунтов снова задержали график сертификации FAA, на этот раз до апреля 1996 года. Эти изменения были направлены на то, чтобы разрешить полную топливную нагрузку 1400 фунтов (семь пассажиров), но Cessna не удалось найти баланс между снижением шума в салоне Citation X и минимизацией лишнего веса звукопоглощающих материалов. Сертификация, FAA FAR Part 25, поправка 74, Сертификация 3, была наконец получена 3 июня 1996 года.

Первый Citation X был доставлен в июле 1996 года игроку в гольф и давнему клиенту Cessna Арнольд Палмер. После использования Citation X продолжал устанавливать рекорды скорости. Арнольд Палмер установил один из них в сентябре 1997 года: 473 узла (876 км / ч) на закрытом курсе на 5000 км. В феврале 1997 года группа разработчиков Citation X была удостоена награды Национальной ассоциации аэронавтики Роберта Дж. Коллиера. Citation X был одобрен Transport Canada 22 мая 1998 г. и Объединенными авиационными властями Европы в 1999 г. В октябре 2000 г. Cessna объявила об обновлении всех Citation Xs. поставлена ​​после 1 января 2002 г. Основными характеристиками этой модернизированной версии являются увеличение тяги на 5%, увеличение максимальной взлетной массы на 400 фунтов (180 кг) и улучшенная авионика Honeywell.

Citation X +

В 2010 году Cessna инициировала крупное обновление самолета, первоначально получившего название Citation Ten, которое включало модернизированные двигатели AE3007C2 с новыми вентиляторами, летные дисплеи Garmin G5000 с тремя 14-дюймовыми (36 см), а также экранное меню . Эллиптические крылышки, которые были доступны в качестве опции для вторичного рынка на Citation X, стали стандартными, и для повышения комфорта пассажиров была добавлена ​​длина 38 сантиметров (15 дюймов). За счет улучшения удельного расхода топлива (SFC) на 1,4% и увеличенной тяги Citation X + может выдерживать увеличение полезной нагрузки на 97 кг (214 фунтов), увеличение крейсерской скорости на эшелоне FL490 с 460 до 479 узлов, увеличение дальности 190 миль (352 км). Первый полет был совершен 17 января 2012 года. Высота была увеличена до 19 футов 3 дюйма (5,85 м), длина увеличена до 73 футов 7 дюймов (22,43 м), размах крыла увеличен до 69 футов 2 дюйма (21,1 м).), максимальная взлетная масса увеличилась до 36 600 фунтов (16 602 кг), максимальная крейсерская скорость увеличилась до 527 узлов (606 миль в час; 976 км / ч) на эшелоне полета 350, а максимальная дальность полета увеличилась до 3242 морских миль (3731 миль; 6004 км).) (MTOW, полная заправка, оптимальный набор высоты и снижение, крейсерская скорость 0,82 Маха, эшелон полета 450).

Конструкция
неокрашенного планера с металлической конструкцией

Несмотря на долгую историю Cessna по созданию бизнес-джетов и количество самолетов В семействе Citation Citation X был во многом совершенно новым самолетом. Крыло, хвостовое оперение, хвостовой обтекатель, шасси и системы спроектированы с нуля и не основаны на существующих самолетах. Citation X также является первым самолетом компании Cessna, в котором используется двигатель Rolls-Royce и полностью интегрированная авионика. Хотя Citation X может выглядеть похожим на своих предшественников, он почти полностью состоит из новых частей. Частично унификация ограничивается некоторыми элементами управления в кабине, лобовым стеклом и лампой заднего фонаря. Напорная перегородка также аналогична предыдущим конструкциям. Citation X имеет тот же диаметр фюзеляжа, что и Citations VI и VII; тем не менее, крепление крыла к фюзеляжу отличается от крепления в любой предыдущей Citation.

Самолет обладает рядом новаторских конструктивных особенностей. Один из атрибутов, который часто замечают в первую очередь, - это большой диаметр воздухозаборников двигателя. Эта особенность, связанная с турбовентиляторным двигателем с высоким коэффициентом двухконтурности , снижает шум от двигателей и повышает топливную экономичность. Другой очевидной характеристикой является крыло с высокой стреловидностью со сверхкритическим профилем , используемым для увеличения критического числа Маха и, следовательно, максимальной скорости. Citation X имеет 37 градусов стреловидности на четверти хорды, больше, чем у любого другого бизнес-джета, и среди гражданских самолетов уступает только Boeing 747 с 37,5 градусами. Горизонтальные и вертикальные стабилизаторы также имеют высокую стреловидность и расположены в форме Т-образного оперения.

Планер

ограниченная площадь фюзеляж

Значительные усилия на протяжении всего процесса проектирования были направлены на уменьшение общего сопротивления Citation X. Результирующая конструкция включает фюзеляж с ограниченными по площади для эффективного трансзвукового полета и вышеупомянутое крыло с высокой стреловидностью в сверхкритическом состоянии. Крыло Citation X подвешено под фюзеляжем, а не проходит сквозь него. Это позволяет увеличить объем фюзеляжа, сделать крыло неразъемным и упростить соединения крыла с фюзеляжем.

Двигатели

Rolls-Royce AE 3007 ТРДД

Citation X оснащен двумя Rolls-Royce AE 3007 C (до серийных номеров 750-172) или двигатели AE 3007C1 (серийный номер 750-173 и последующие), каждый с тягой 6442 фунта (28,66 кН) или 6764 фунта (30,09 кН) соответственно. Они смонтированы на контейнерах по бокам хвостовой части фюзеляжа. Это первый самолет Cessna, оснащенный двигателем Rolls-Royce. Двигатель имеет цельнолитые титановые лопатки и трехступенчатую турбину низкого давления. Коэффициент байпасирования вентилятора двигателя составляет примерно 5: 1, что обеспечивает повышенную топливную эффективность и низкий уровень шума.

Органы управления с электроприводом

Еще одним новшеством Cessna является включение в Citation X элементов управления с электроприводом. Органы управления приводятся в действие двумя гидравлическими системами для резервирования. Есть два руля высоты, хвостовое оперение полностью перемещается для дифферента. Руль направления состоит из двух частей: нижняя часть имеет гидравлический привод, а верхняя часть - электрический. Каждое крыло имеет пять панелей спойлеров, которые используются как для управления креном (в дополнение к элеронам), так и в качестве тормозов скорости. Одной из основных проблем конструкции Citation X было найти достаточно места в крыле для прокладки всех необходимых гидравлических линий. Как пояснил Пол Калберер, главный инженер программы Citation X, Citation X требует столько же гидравлических насосов и приводов, сколько и большой авиалайнер, но в крыльях у него гораздо меньше места.

Авионика

кабина экипажа

Honeywell предоставляет систему авионики для стеклянной кабины. Система управления полетом Honeywell Primus 2000 EFIS состоит из пяти ЭЛТ-экранов размером 7 × 8 дюймов. Двойные системы управления полетом с GPS входят в стандартную комплектацию.

В Citation X + авионика была модернизирована до Garmin 5000.

Эллиптические крылышки

В 2008 году с помощью Cessna начались летные испытания эллиптических эпоксидно-графитовых крыльев крылышки на Citation X. Летные испытания близились к завершению в конце 2008 года, а в 2009 году ожидается дополнительная сертификация типа со стороны FAA. улучшают характеристики в горячих и высоких условиях, а также скорость набора высоты, обеспечивая набор высоты до эшелона 430 за 22 минуты по сравнению с 26 минутами без модификации. Набор высоты 450 с максимальной взлетной массой возможен без ступенчатого набора высоты. Ожидается, что крейсерская скорость на высоте увеличится на 15 узлов, а максимальная взлетная масса увеличится на 1200 фунтов (545 кг). Без учета установки прогнозируемая стоимость набора составляет 395 000 долларов США.

Эллиптические крылышки стали стандартными для Citation X +.

Операторы

Его купили несколько компаний: Waitt Media, Honeywell, Target Corporation, Townsend Engineering, General Motors и Schweitzer Engineering Laboratories с 2002 года. Среди владельцев были кинорежиссер Сидней Поллак, поверенный, Oracle Ларри Эллисон, предприниматель Стив Фоссет, пилот Формулы-1 Нельсон Пике, Дональд Трамп и игрок в гольф Арнольд Палмер. NetJets заказал 60, а затем еще 21, со стандартной скидкой 10,5%, перелетел с 1100 до 1200 часов. в год, а XOJET, запущенный в 2006 г., эксплуатирует 20 самолетов.

Поставки 1996–2006, 2004–2017 гг.
Вариант96979899000102030405060708091011121314151617337
CE-750 Citation X72830363734311815141217167336314
CE-750 Citation X +964423
Технические характеристики
Вид сверху, показывающий высокую 37 ° развертку спереди вид с большими воздухозаборниками
ВариантЦитирование XЦитирование X +
Экипаж2
ПассажирыДо 12
Длина72,53 фута (22,04 м)73 фута 7 дюймов (22,43 м)
Диапазон63,6 фута (19,39 м)69 футов 2 дюйм (21,08 м)
Высота19,2 фута (5,85 м)19 футов 3 дюйма (5,87 м)
Площадь крыла527 футов² (48,96 м²)
Масса пустого22131 фунт (10,038 кг)
Максимальный взлетный вес35,700-36,100 фунтов (16,193-16,375 кг)36,600 фунтов (16,600 кг)
запас топлива13000 фунтов (5897 кг)
Турбореактивные двигатели 2 × AE3007 C / C12 × AE3007C2
Тяга2 × 6442-6764 фунта-силы (28,66-30,09 кН)2 × 7,034 фунта-силы ( 31,29 кН)
Макс.скорость0,935 Маха (536 кН; 993 км / ч)
Крейсерская скорость528 узлов (978 км / ч)
Минимальная контрольная скорость114 узлов (211 км / ч)
Дальность полета3460 нм (6410 км))
Потолок51000 футов (15 545 м)
Время до высоты24 мин до Эшелон полета 470
См. Также

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Wikimedia Commons содержат материалы относится к: Cessna Citation X
Последняя правка сделана 2021-05-14 03:58:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте