Католическая церковь в Боснии и Герцеговине

редактировать

Католическая церковь в Боснии и Герцеговине является частью всемирной католической церкви под духовным руководством папы в Риме.

Согласно последней переписи населения 2013 года, в Боснии и Герцеговине насчитывается 544 114 католиков, что составляет 15,41% населения.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Античность
    • 1.2 Средневековая эпоха
    • 1.3 Османская эпоха
    • 1.4 Восстановление церковной иерархии
    • 1.5 Австро-венгерское правление
    • 1.6 Межвоенный период
    • 1,7 При коммунизме
    • 1,8 Боснийская война
    • 1,9 Современная история
  • 2 Иерархия
  • 3 Отношения
  • 4 Святыни
    • 4.1 Царица мира, Меджугорье
    • 4.2 Оловская Богоматерь
    • 4.3 Святой Иоанн Креститель, Подмилачье
    • 4.4 Храм Святого Леопольда Мандича в Маглае
  • 5 Апостольская нунциатура
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
История

Античность

Цветная карта IV века Хорватия Митрополия и епархии в конце четвертого века:. Митрополия Аквилеи Митрополия Сирмий Епархия Салоны Епархия Сисия епархия Поэтовио епархия Сабария митрополия Сардика епархия Виминаций (Виминаций) епархия Скодра

Христианство пришло в Боснию и Герцеговину в первом веке нашей эры. Святой Павел писал в своем Послании к римлянам, что он принес Евангелие Христа в Иллирию. Святой Иероним, Доктор Церкви, родившийся в Стридоне (современный Шуйца, Босния и Герцеговина ), также писал, что Святой Павел проповедовал в Иллирии. Считается, что христианство пришло с учениками Павла или самим Павлом.

После Миланского эдикта христианство быстро распространилось. Христиане и епископы с территории современной Боснии и Герцеговины поселились вокруг двух столичных территорий: Салона и Сирмиум. В четвертом, пятом и шестом веках возникло несколько раннехристианских епархий. Андрия, епископ Бистуэ (episcopus Bestoensis), был упомянут на синодах в Салоне в 530 и 533 годах. Епископ Андрия, вероятно, имел место в римском муниципии Бистуэ-Нова, около Зеница. Синод в Салоне решил создать новую епархию Bistue Vetus), отделив ее от епархии Bistue Nova. Несколько епархий также были основаны на юге в Мартари (современный Конич ), Сарсентерум, Дельминиум, Балойе и Лаусиниуме.

С крах Западной Римской Империи в 476 г. и разорение и заселение аварских и славянских племен, эта церковная организация была полностью разрушена.

Средневековая эпоха

После прибытия хорватов на Адриатическое побережье в начале седьмого века, франков и византийцев правители начали крестить их до самой реки Дрина. Христианизация также находилась под влиянием близости старых римских городов в Далмации и распространилась от побережья Далмации вглубь территории герцогства Хорватии. Этим районом управляли архиепископы Сплита, преемники архиепископов Салоны, которые пытались восстановить древнюю епархию Дувно. Северная Босния входила в состав Панноно-Моравского архиепископства, основанного в 869 г. святым Мефодием Салоник.

Требинская епархия, была первой епархией в этой области, учрежденной в средние века. Впервые упоминается во второй половине X века во время понтификата Папы Григория V.

Цветная карта Боснии и Далмации XV века Католические епархии в Боснии и Далмации в 15 веке

Боснийская епархия Был создан в 11 веке. Основываясь на Provinciale Vetus, сборнике исторических документов, опубликованных в 1188 году, он сначала упоминается как подчиненный Архиепископии Сплита, а второй раз - как часть Архиепископии Рагузы. Предположительно, епархия возникла между 1060 и 1075 годами.

В то время в средневековой Боснии существовала боснийская церковь, обвиненная в ереси. Первыми миссионерами, получившими исключительное право на миссионерскую деятельность и инквизицию в средневековой Боснии, были доминиканцы. Любой священник, использовавший в литургии родной язык, мог заподозрить ересь. По этой причине в 1233 г. папа Григорий IX сверг епископа Владимира и назначил его преемником Иоанна Немецкого, который также был монахом-доминиканцем. После того, как резиденция епископа Боснии была перенесена в Лаково в 1247 году, влияние доминиканцев в Боснии начало уменьшаться.

францисканцы также присутствовали в средневековая Босния с начала 13 века. Папа Николай IV, который также был францисканцем, предоставил им в 1291 году юрисдикцию над инквизицией в Боснии вместе с доминиканцами. Эти права подтвердил им Папа Бонифаций VIII. С тех пор доминиканцы и францисканцы соревновались за исключительное право на миссионерскую работу и инквизицию в Боснии. Наконец, именно Папа Иоанн XXII в 1327 году предоставил францисканцам эти исключительные права. С того времени влияние доминиканцев значительно уменьшилось, а с османским завоеванием в 15 веке оно полностью исчезло. Ни один из этих религиозных орденов не пытался обучать местное светское духовенство, а вместо этого боролся за влияние в стране.

Даже после этого францисканцы тратили мало времени на обучение местного светского духовенства. Вместо этого боснийский викарий фра Бартул из Оверни пытался привлечь иностранных францисканцев к миссионерской работе. Францисканцы получили ряд привилегий, в том числе избрание провинциалов, апостольских визитаторов, викариев и епископов.

Османская эпоха

Внешний вид каменной мечети Церковь Святого Антония была преобразована в мечеть (Фетия) после конца XVI века. Османское завоевание Бихача.

Босния и Герцеговина, расколотая между королевствами Хорватия и Босния, подпала под османское правление в 15-16 веках. Христианские подданные Османской империи имели статус «покровителя» или «людей дхимма », который гарантировал им их имущество и работу в сельском хозяйстве, ремеслах и торговле, если они оставались верными османскому правительству. Христианам не разрешалось протестовать против ислама, строить церкви или создавать новые церковные учреждения. Государственную и гражданскую службу выполняли мусульмане.

Маленькая каменная церковь на склоне холма Св. Михайловская церковь в Вареш, кантон Центральная Босния (перестроена в 1819 году на фундаменте средневековой церкви), является старейшей сохранившейся католической церковью в Боснии и Герцеговине.

Восточная Православная церковь занимала лучшее положение в Османской империи, чем другие религии. Поскольку папа был политическим противником империи, католики подчинялись православным. В отличие от православных митрополитов и епископов, католические епископы не признавались церковными сановниками. Османское правительство признавало только некоторые католические общины, особенно в крупных городах с сильным католическим коммерческим населением. Власти выдали им ahidnâmes, удостоверяющие личность документы, гарантирующие им свободу передвижения (для священников), религиозных ритуалов, собственности и освобождение от налогов для лиц, получающих благотворительность. Мехмед Завоеватель выдал два таких документа боснийским францисканцам - первый после завоевания Сребреницы в 1462 году, а второй - во время военной кампании в Королевстве Босния в 1463 году. последний, освобожденный в османском военном лагере в Милодраж (на дороге, соединяющей Високо и Фойница ), был известен как Ахднам Милодраж или Ахднам из Фойницы. Условия гарантии часто не выполнялись; Православное духовенство пыталось передать часть своих налоговых обязательств католикам, что привело к спорам между православным духовенством и францисканцами в османских судах.

Число католиков в Боснии под властью Османской империи неизвестно. На основании туристической литературы считается, что в первой половине XVI века католическое население все еще составляло большинство. Сербы, пришедшие с востока, также были идентифицированы как католики, а турецкие солдаты в основном составляли исламское население. По словам апостольского посетителя Петра Масаречи, в 1624 году католики составляли около четверти населения, а мусульмане - большинство. В 17 веке католики заняли третье место среди населения Боснии и Герцеговины, где они остаются сегодня.

Восстановление церковной иерархии

Попытки Римской курии для установления регулярной церковной иерархии в Боснии и Герцеговине существовала с 13 века. Однако по политическим причинам, а также из-за противодействия францисканцев эти попытки не увенчались успехом.

Францисканцы выступили против попыток местных епископов ввести светское духовенство в боснийских приходах и даже обратились за помощью к Османы, чтобы вытеснить их из страны.

В 1612 году и снова в 1618 году Рим послал Бартола Кашича, иезуита из Дубровника в сообщить о ситуации на землях, находящихся под османским владычеством, в Юго-Восточной Европе. Кашич написал Папе еще в 1613 году, заявив, что «если ваше Святейшество не примет каких-либо эффективных средств, чтобы боснийские монахи не препятствовали лицам, посланным вашим Святейшеством, никто не сможет гарантировать, что они это сделают, не передадут их. к туркам с обычной и необычной клеветой. Они знают, как много они могут сделать в сердцах турок, чтобы использовать деньги бедных священников ».

Глава Конгрегации евангелизации народов Урбанус Серри писал Папе Иннокентию XI в 1676 году, что францисканцы в Боснии «самые богатые во всем Ордене, но также и самые распущенные, и что они против светских духовенство из страха за плату за содержание священников из приходов, с которыми они содержат свои монастыри, и что, несмотря на все приказы из Рима, было бы невозможно внедрить светское духовенство в Боснии, потому что францисканцы вызовут сопротивление со стороны Турки против светского духовенства

В XIX веке францисканцы выступили против попыток местных епископов и Марьяна Шунича, которые были францисканцами, открыть семинарию для обучения светского духовенства. Так называемое дело Баришича длилось 14 лет, между 1832 и 1846 годами, и привлекло внимание в Риме, Стамбуле и Вене.

после Боснии вилайет попал под власть Австро-Венгрии в 1878 г. Папа Лев XIII восстановил церковную иерархию вилайета. В своем апостольском письме от 5 июля 1881 г. «Ex hac augusta» Лев учредил четырехепартийную церковную провинцию в Боснии и Герцеговине и отменил предыдущие апостольские наместничества. Сараево, ранее Врхбосна, стал архиепископом и резиденцией митрополита. Его суфражистские епархии стали новыми епархиями Баня-Лука и Мостар и существующей епархией Требинье-Мркан. Поскольку бывшая епархия Дувно находится в епархии Мостара, епископ Мостара получил титул епископа Мостар-Дувно в память о ней. Хотя кафедра собора была немедленно учреждена во Врхбосне, было выделено дополнительное время для ее учреждения в других епархиях. В письме от марта 1881 г. венскому нунцию Серафино Ваннутелли Иосип Джурай Строссмайер, епископ Боснии или Джаково и Шриема писал, что необходимо учреждение новых епархий; тем не менее, он выступал против создания столичного престола в Боснии, потому что он не был связан с католической церковью в Хорватии.

австро-венгерским правлением

В переговорах между Святым престолом и Австро-Венгрией Император Австрии имел последнее слово при назначении епископов. Епархиальное духовенство и францисканцы (одни из единственных духовенства в Боснии и Герцеговине в период Османской империи) были на месте. Йосип Стадлер, профессор теологии Загребского университета, был назначен архиепископом Врхбосны, а епархии Мостара и Баня-Луки были переданы францисканцам Пашкалу Буконичу и Мариан Марковичу. Чтобы защитить епархиальных священников, Стадлер попросил Святой Престол удалить францисканцев из всех приходов. Святой Престол постановил, что в 1883 году францисканцы должны были передать часть своих приходов архиепископу; к концу века около одной трети бывших францисканских приходов принадлежало местным епископам. Архиепископ искал еще несколько приходов, что создало напряженность.

При австро-венгерском правлении число католиков увеличилось примерно на 230 000, в основном за счет иммиграции из других частей империи. Общее количество иммигрантов составляло около 135 000, из которых 95 000 были католиками. Треть иммигрантов-католиков составляли хорваты, а 60 000 - чехи, словаки, поляки, венгры, немцы и словенцы.

10203040501879 1885 1895 1910
  • православные христиане
  • мусульмане-сунниты
  • католики

межвоенный период

Королевство Югославия было образовано 1 декабря 1918 года из Государства словенцев, хорватов и сербов, которое образовалось в результате слияния Австро-Венгерской империи территорий с ранее независимым Королевством Сербия. Хотя мнение католиков в Боснии и Герцеговине по поводу союза с Сербией после объединения разделились, католические епископы (в том числе Стадлер) поощряли священников и мирян быть лояльными новому правительству. По их мнению, в новом государстве хорваты будут иметь национальные права, а церковь будет свободной. Когда этого не произошло, отношения между церковью и государством охладились, и духовенство оказало сопротивление правительству.

Иван Шарич должен был быть назначен преемником Стадлера после его смерти, но правительство Белграда и францисканцы в Боснии выступили против него из-за его сходство со Стадлером. 2 мая 1922 года Шарич был назначен архиепископом Врхбосны.

При коммунизме

Наружная доска с множеством фотографий священников Дань францисканцам, убитым в Герцеговине коммунистами во время Второй мировой войны

Идеологический конфликт между христианством и марксистской философией в Боснии и Герцеговине во время Второй мировой войны и в эпоху коммунистической Югославии произошло противостояние коммунистического движения и католической церкви. Под руководством Коммунистической партии Югославии 184 священнослужителя были убиты во время и после войны, в том числе 136 священников, 39 семинаристов и четыре брата ; пять священников умерли в коммунистических тюрьмах. Больше всего пострадали францисканские провинции Герцеговины и Босна-Сребрена, где был убит 121 монах. В феврале 1945 г. партизанское освобождение Мостара и Широки Бриег было убито 30 монахов из монастыря в Широки Бриеге (в том числе 12 профессоров и директор францисканской гимназии).

Преследования священников, мирян и церковь стали организованы после войны, были опубликованы книги, связывающие католическую церковь с фашистским режимом усташей и западными державами, чтобы оправдать преследование. Коммунисты проигнорировали сотрудничество 75 католических священников с югославскими партизанами.

. Столкнувшись с враждебностью югославских коммунистических властей после Второй мировой войны, епископы встретились в Загребе и выпустили пастырское письмо от католические епископы Югославии 20 сентября 1945 года протестовали против несправедливости, преступлений, судебных процессов и казней. Они защищали невинных священников и мирян, отмечая, что не хотят защищать виновных; число истинно виновных считалось небольшим.

Мы признаем, что были священники, соблазненные националистическим патриотизмом, нарушившие священный закон христианской справедливости и любви и поэтому заслуживающие того, чтобы их судили в суде земной справедливости. Однако мы должны отметить, что число таких священников более чем незначительно, и что серьезные обвинения, которые были представлены в прессе и на собраниях против значительной части католического духовенства в Югославии, должны быть включены в тенденциозные попытки. чтобы обмануть общественность, осознающую ложь, и лишить репутацию католической церкви...

Фасад современной церкви Собор Святого Бонавентура в Баня-Луке

землетрясение, которое ударил в районе Баня-Луки в октябре 1969 г., значительно повредив собор Баня-Луки, который пришлось снести. В 1972 и 1973 годах на его месте был построен современный шатровый собор.

Боснийская война

В августе 1991 года, когда война в Хорватии началось и начиналось в Боснии и Герцеговине, архиепископ Пулич и епископы Комарица и Джанич обратились к властям, религиозным общинам и международному сообществу с призывом сохранить Боснию и Герцеговину как государство и предотвратить войну. Однако епископы разошлись во внутреннем устройстве Боснии и Герцеговины. Джанич считал, что у каждой этнической группы должна быть отдельная административная единица внутри страны, но Пулич и руководство францисканской провинции Боснии Сребрена настаивали на едином государстве без разделений. В 1994 году епископы потребовали обеспечить права всех народов во всех областях страны. Они выступали против раздела Боснии и Герцеговины на государства, поскольку католические религиозные, священные и культурные объекты останутся в основном за пределами территории, предоставленной хорватам. Они также опасались разрушения установленных епархиальных границ епархий, что имело бы политические последствия.

По всей Боснии католические церкви были разрушены мусульманскими и сербскими вооруженными силами. По некоторым данным, общее количество полностью разрушенных католических построек составляет 188, 162 серьезно повреждены и 230 повреждены. Из этих цифр 86 процентов этих «полностью разрушенных» были приписаны сербским силам, 14 процентов - мусульманским лесам, из «серьезно поврежденных» 69 процентов - сербским силам и 31 процент - мусульманским силам, а в категория "поврежденных" 60 процентов была отнесена к сербским силам и 40 процентов - к мусульманским силам. Но цифры могут быть намного больше, как указано в таблице ниже.

Общее количество разрушенных католических религиозных объектов в Боснии и Герцеговине
Разрушены мусульманскими экстремистамиРазрушены сербскими экстремистамиРазрушены мусульманскими экстремистамиРазрушены сербами экстремистыВсего разрушено во время войныВсего повреждено во время войныВсего
церквей811767120125187312
часовни1944758963164227
дома духовенства9564012165161226
монастырей0871582230
кладбищ8061958156164
Всего442252504812697311000

Современная история

Визит Папы Иоанна Павла II 23 июня 2003 г. в Баня-Лука и Боснию -Герцеговина помогла привлечь внимание католиков всего мира к нужно реконструировать церковь на даче; Разрушение церквей и часовен было одной из самых заметных ран войны 1992-95 годов. Только в епархии Баня-Луки было разрушено 39 церквей и 22 серьезно повреждены. Девять часовен были разрушены и 14 повреждены; два монастыря были разрушены и один серьезно поврежден, а также 33 кладбища.

В 2009 году останки монаха Максимилиана Юрчича, убитого партизанами 28 января 1945 года, были обнаружены и захоронены в Широки Бриег. Среди присутствовавших на его похоронах были Любо Юрчич (племянник монаха) и генеральный консул Хорватии в Мостаре Велимир Плеша.

Иерархия
Карта епархии с цветовой кодировкой католических епархий в Боснии и Герцеговине:. Архиепископия Врхбосна Епархия Баня-Лука Епархия Мостар-Дувно Епархия Требинье-Мркан Епархия Госпич-Синь (приход Завале)

Церковь в Боснии и Герцегове имеет одну провинцию : Сараево. Есть одна епархия и 3 епархии, которые разделены на архидиаконии, благочиния и приходы.

провинции <112.>ЕпархияПриблизительная территорияСоборСоздание
Сараево
Врхбоснская архиепархия. Archidioecesis Vrhbosnensis o SeraiensisЦентральная Босния, Семберия, Посавина, Подринье Собор Святого Сердца 5 июля 1881 г.
епархия Баня-Лука. Dioecesis BanialucensisBosanska Krajina, Tropolje, Donji Krajevi, PounjeСобор Святого Бонавентура 5 июля 1881 г.
епархия Мостар-Дувно. Dioecesis Mandentriensis-DulminiensisГерцеговина, Gornje Podrinje Собор Марии, Матери Церкви 14 век (первоначально как Дувнская епархия )
Требинская епархия- Мркан. Dioecesis Tribuniensis-MarcanensisЮжная и Восточная ГерцеговинаСобор Рождества Богородицы 984
-Milita ry Ordinariate of Боснии и Герцеговины. Ordinariatus Militaris в Боснии и ГерцеговинеБосния и Герцеговина1 февраля 2011 года

Приход Завале из Епархия Госпич-Сень находится в Боснии и Герцеговине. В стране две францисканские провинции: францисканская провинция Успения Пресвятой Девы Марии, расположенная в Мостаре, и францисканская провинция Боснии Сребрена, на основе Сараево.

Отношение

Согласно опросу Pew Research, проведенному в 2017 году, католики в Боснии и Герцеговине преимущественно поддерживают позицию церкви по моральным и социальным вопросам: 54% респондентов посещают мессы. каждую неделю 58% считают, что позиция Церкви в отношении контрацепции не должна меняться, 69% поддерживают позицию Церкви в отношении рукоположения женщин, 71% считают, что аборты должны быть незаконными в большинстве случаев, 83% соблюдают пост в определенные дни и 90% поддерживают позицию Церкви позиция в отношении однополых браков.

Святыни
Крытая святыня на открытом воздухе с сиденьями Меджугорье Каменная церковь на склоне горы с толпой снаружи Церковь Богоматери в Олово Простая белая церковь на склоне холма Церковь Святого Иоанна Крестителя (2007) Современная церковь с часовой башней Церковь Святого Леопольда в Маглае

Царица мира, Меджугорье

Меджугорье, деревня в Герцеговине и приход в епархии М. Остар-Дувно был местом предполагаемых явлений Девы Марии с 24 июня 1981 года. Вскоре он стал местом паломничества отдельных лиц и молитвенных групп. Явление официально не признано католической церковью. В марте 2010 года Святой Престол объявил, что он учредил комиссию под эгидой Конгрегации доктрины веры, возглавляемой кардиналом Камилло Руини, для оценки явлений <. 130>

Богоматерь Оловская

Церковь Успения в Олово является местом паломничества Мариан, и ее Святыня Богородицы хорошо известна в Юго-Восточная Европа. Согласно записи 1679 года, его посещали паломники из Боснии, Болгарии, Сербии, Албании и Хорватии. Наибольшей популярностью он пользуется в праздник Успения Богородицы 15 августа. В святыне есть две картины с изображением Марии. До 1920 г. церковь Санта-Мария-Плумбенсис XVIII века принадлежала францисканцам в Илоке ; позже содержался в Петричеваце и Сараево, в 1964 году был перемещен в Олово. Картина 1954 года Габриэля Юркича была основана на описании более старой картины, местонахождение которой в то время было неизвестно.

Святой Иоанн Креститель, Подмилачье

Святыня Святого Иоанна Крестителя в Подмилачье - одна из старейших святынь в Боснии и Герцеговине.. Деревня Подмилачье, расположенная в 10 км от Яйце, впервые упоминается в документе 1461 года королем Степаном Томашевичем ; в то время церковь, вероятно, была построена недавно. Это единственная средневековая церковь в Боснии, которая осталась церковью.

Храм святого Леопольда Мандича в Маглае

Маглай - город в центральной Боснии в Босненской долине около Добоя. Впервые он упоминается 16 сентября 1408 г. в хартии (sub castro nostro Maglay) венгерского короля Сигизмунда. Приход Маглая был восстановлен в 1970 году, и был построен приходской дом. Осенью 1976 года полуразрушенная церковь Св. Антония, построенная в 1919 году, была снесена. Строительство новой церкви и святыни Св. Леопольд Мандич начал следующую весну, и 15 мая было освящено ее основание. 17 июня 1979 года был освящен храм святого Леопольда Богдана Мандича в Маглае.

Апостольская нунциатура

Апостольская нунциатура в Боснии и Герцеговине - церковное учреждение Католической церкви в Боснии и Герцеговине. Офис нунциатуры находится в Сараево с 1993 года. Первым апостольским нунцием в Боснии и Герцеговине был Франческо Монтериси, который служил с июня 1993 года по март 1998 года. Нынешний нунций - Его Преосвященство Луиджи Пеццуто, назначенный Папой Бенедиктом XVI 17 ноября 2012 года.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
  • СМИ, относящиеся к Римско-католической церкви в Боснии и Герцеговине на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-14 12:33:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте