Католическая церковь в Боснии и Герцеговине является частью всемирной католической церкви под духовным руководством папы в Риме.
Согласно последней переписи населения 2013 года, в Боснии и Герцеговине насчитывается 544 114 католиков, что составляет 15,41% населения.
Христианство пришло в Боснию и Герцеговину в первом веке нашей эры. Святой Павел писал в своем Послании к римлянам, что он принес Евангелие Христа в Иллирию. Святой Иероним, Доктор Церкви, родившийся в Стридоне (современный Шуйца, Босния и Герцеговина ), также писал, что Святой Павел проповедовал в Иллирии. Считается, что христианство пришло с учениками Павла или самим Павлом.
После Миланского эдикта христианство быстро распространилось. Христиане и епископы с территории современной Боснии и Герцеговины поселились вокруг двух столичных территорий: Салона и Сирмиум. В четвертом, пятом и шестом веках возникло несколько раннехристианских епархий. Андрия, епископ Бистуэ (episcopus Bestoensis), был упомянут на синодах в Салоне в 530 и 533 годах. Епископ Андрия, вероятно, имел место в римском муниципии Бистуэ-Нова, около Зеница. Синод в Салоне решил создать новую епархию Bistue Vetus), отделив ее от епархии Bistue Nova. Несколько епархий также были основаны на юге в Мартари (современный Конич ), Сарсентерум, Дельминиум, Балойе и Лаусиниуме.
С крах Западной Римской Империи в 476 г. и разорение и заселение аварских и славянских племен, эта церковная организация была полностью разрушена.
После прибытия хорватов на Адриатическое побережье в начале седьмого века, франков и византийцев правители начали крестить их до самой реки Дрина. Христианизация также находилась под влиянием близости старых римских городов в Далмации и распространилась от побережья Далмации вглубь территории герцогства Хорватии. Этим районом управляли архиепископы Сплита, преемники архиепископов Салоны, которые пытались восстановить древнюю епархию Дувно. Северная Босния входила в состав Панноно-Моравского архиепископства, основанного в 869 г. святым Мефодием Салоник.
Требинская епархия, была первой епархией в этой области, учрежденной в средние века. Впервые упоминается во второй половине X века во время понтификата Папы Григория V.
Католические епархии в Боснии и Далмации в 15 векеБоснийская епархия Был создан в 11 веке. Основываясь на Provinciale Vetus, сборнике исторических документов, опубликованных в 1188 году, он сначала упоминается как подчиненный Архиепископии Сплита, а второй раз - как часть Архиепископии Рагузы. Предположительно, епархия возникла между 1060 и 1075 годами.
В то время в средневековой Боснии существовала боснийская церковь, обвиненная в ереси. Первыми миссионерами, получившими исключительное право на миссионерскую деятельность и инквизицию в средневековой Боснии, были доминиканцы. Любой священник, использовавший в литургии родной язык, мог заподозрить ересь. По этой причине в 1233 г. папа Григорий IX сверг епископа Владимира и назначил его преемником Иоанна Немецкого, который также был монахом-доминиканцем. После того, как резиденция епископа Боснии была перенесена в Лаково в 1247 году, влияние доминиканцев в Боснии начало уменьшаться.
францисканцы также присутствовали в средневековая Босния с начала 13 века. Папа Николай IV, который также был францисканцем, предоставил им в 1291 году юрисдикцию над инквизицией в Боснии вместе с доминиканцами. Эти права подтвердил им Папа Бонифаций VIII. С тех пор доминиканцы и францисканцы соревновались за исключительное право на миссионерскую работу и инквизицию в Боснии. Наконец, именно Папа Иоанн XXII в 1327 году предоставил францисканцам эти исключительные права. С того времени влияние доминиканцев значительно уменьшилось, а с османским завоеванием в 15 веке оно полностью исчезло. Ни один из этих религиозных орденов не пытался обучать местное светское духовенство, а вместо этого боролся за влияние в стране.
Даже после этого францисканцы тратили мало времени на обучение местного светского духовенства. Вместо этого боснийский викарий фра Бартул из Оверни пытался привлечь иностранных францисканцев к миссионерской работе. Францисканцы получили ряд привилегий, в том числе избрание провинциалов, апостольских визитаторов, викариев и епископов.
Босния и Герцеговина, расколотая между королевствами Хорватия и Босния, подпала под османское правление в 15-16 веках. Христианские подданные Османской империи имели статус «покровителя» или «людей дхимма », который гарантировал им их имущество и работу в сельском хозяйстве, ремеслах и торговле, если они оставались верными османскому правительству. Христианам не разрешалось протестовать против ислама, строить церкви или создавать новые церковные учреждения. Государственную и гражданскую службу выполняли мусульмане.
Св. Михайловская церковь в Вареш, кантон Центральная Босния (перестроена в 1819 году на фундаменте средневековой церкви), является старейшей сохранившейся католической церковью в Боснии и Герцеговине.Восточная Православная церковь занимала лучшее положение в Османской империи, чем другие религии. Поскольку папа был политическим противником империи, католики подчинялись православным. В отличие от православных митрополитов и епископов, католические епископы не признавались церковными сановниками. Османское правительство признавало только некоторые католические общины, особенно в крупных городах с сильным католическим коммерческим населением. Власти выдали им ahidnâmes, удостоверяющие личность документы, гарантирующие им свободу передвижения (для священников), религиозных ритуалов, собственности и освобождение от налогов для лиц, получающих благотворительность. Мехмед Завоеватель выдал два таких документа боснийским францисканцам - первый после завоевания Сребреницы в 1462 году, а второй - во время военной кампании в Королевстве Босния в 1463 году. последний, освобожденный в османском военном лагере в Милодраж (на дороге, соединяющей Високо и Фойница ), был известен как Ахднам Милодраж или Ахднам из Фойницы. Условия гарантии часто не выполнялись; Православное духовенство пыталось передать часть своих налоговых обязательств католикам, что привело к спорам между православным духовенством и францисканцами в османских судах.
Число католиков в Боснии под властью Османской империи неизвестно. На основании туристической литературы считается, что в первой половине XVI века католическое население все еще составляло большинство. Сербы, пришедшие с востока, также были идентифицированы как католики, а турецкие солдаты в основном составляли исламское население. По словам апостольского посетителя Петра Масаречи, в 1624 году католики составляли около четверти населения, а мусульмане - большинство. В 17 веке католики заняли третье место среди населения Боснии и Герцеговины, где они остаются сегодня.
Попытки Римской курии для установления регулярной церковной иерархии в Боснии и Герцеговине существовала с 13 века. Однако по политическим причинам, а также из-за противодействия францисканцев эти попытки не увенчались успехом.
Францисканцы выступили против попыток местных епископов ввести светское духовенство в боснийских приходах и даже обратились за помощью к Османы, чтобы вытеснить их из страны.
В 1612 году и снова в 1618 году Рим послал Бартола Кашича, иезуита из Дубровника в сообщить о ситуации на землях, находящихся под османским владычеством, в Юго-Восточной Европе. Кашич написал Папе еще в 1613 году, заявив, что «если ваше Святейшество не примет каких-либо эффективных средств, чтобы боснийские монахи не препятствовали лицам, посланным вашим Святейшеством, никто не сможет гарантировать, что они это сделают, не передадут их. к туркам с обычной и необычной клеветой. Они знают, как много они могут сделать в сердцах турок, чтобы использовать деньги бедных священников ».
Глава Конгрегации евангелизации народов Урбанус Серри писал Папе Иннокентию XI в 1676 году, что францисканцы в Боснии «самые богатые во всем Ордене, но также и самые распущенные, и что они против светских духовенство из страха за плату за содержание священников из приходов, с которыми они содержат свои монастыри, и что, несмотря на все приказы из Рима, было бы невозможно внедрить светское духовенство в Боснии, потому что францисканцы вызовут сопротивление со стороны Турки против светского духовенства
В XIX веке францисканцы выступили против попыток местных епископов и Марьяна Шунича, которые были францисканцами, открыть семинарию для обучения светского духовенства. Так называемое дело Баришича длилось 14 лет, между 1832 и 1846 годами, и привлекло внимание в Риме, Стамбуле и Вене.
после Боснии вилайет попал под власть Австро-Венгрии в 1878 г. Папа Лев XIII восстановил церковную иерархию вилайета. В своем апостольском письме от 5 июля 1881 г. «Ex hac augusta» Лев учредил четырехепартийную церковную провинцию в Боснии и Герцеговине и отменил предыдущие апостольские наместничества. Сараево, ранее Врхбосна, стал архиепископом и резиденцией митрополита. Его суфражистские епархии стали новыми епархиями Баня-Лука и Мостар и существующей епархией Требинье-Мркан. Поскольку бывшая епархия Дувно находится в епархии Мостара, епископ Мостара получил титул епископа Мостар-Дувно в память о ней. Хотя кафедра собора была немедленно учреждена во Врхбосне, было выделено дополнительное время для ее учреждения в других епархиях. В письме от марта 1881 г. венскому нунцию Серафино Ваннутелли Иосип Джурай Строссмайер, епископ Боснии или Джаково и Шриема писал, что необходимо учреждение новых епархий; тем не менее, он выступал против создания столичного престола в Боснии, потому что он не был связан с католической церковью в Хорватии.
В переговорах между Святым престолом и Австро-Венгрией Император Австрии имел последнее слово при назначении епископов. Епархиальное духовенство и францисканцы (одни из единственных духовенства в Боснии и Герцеговине в период Османской империи) были на месте. Йосип Стадлер, профессор теологии Загребского университета, был назначен архиепископом Врхбосны, а епархии Мостара и Баня-Луки были переданы францисканцам Пашкалу Буконичу и Мариан Марковичу. Чтобы защитить епархиальных священников, Стадлер попросил Святой Престол удалить францисканцев из всех приходов. Святой Престол постановил, что в 1883 году францисканцы должны были передать часть своих приходов архиепископу; к концу века около одной трети бывших францисканских приходов принадлежало местным епископам. Архиепископ искал еще несколько приходов, что создало напряженность.
При австро-венгерском правлении число католиков увеличилось примерно на 230 000, в основном за счет иммиграции из других частей империи. Общее количество иммигрантов составляло около 135 000, из которых 95 000 были католиками. Треть иммигрантов-католиков составляли хорваты, а 60 000 - чехи, словаки, поляки, венгры, немцы и словенцы.
10203040501879 1885 1895 1910Королевство Югославия было образовано 1 декабря 1918 года из Государства словенцев, хорватов и сербов, которое образовалось в результате слияния Австро-Венгерской империи территорий с ранее независимым Королевством Сербия. Хотя мнение католиков в Боснии и Герцеговине по поводу союза с Сербией после объединения разделились, католические епископы (в том числе Стадлер) поощряли священников и мирян быть лояльными новому правительству. По их мнению, в новом государстве хорваты будут иметь национальные права, а церковь будет свободной. Когда этого не произошло, отношения между церковью и государством охладились, и духовенство оказало сопротивление правительству.
Иван Шарич должен был быть назначен преемником Стадлера после его смерти, но правительство Белграда и францисканцы в Боснии выступили против него из-за его сходство со Стадлером. 2 мая 1922 года Шарич был назначен архиепископом Врхбосны.
Идеологический конфликт между христианством и марксистской философией в Боснии и Герцеговине во время Второй мировой войны и в эпоху коммунистической Югославии произошло противостояние коммунистического движения и католической церкви. Под руководством Коммунистической партии Югославии 184 священнослужителя были убиты во время и после войны, в том числе 136 священников, 39 семинаристов и четыре брата ; пять священников умерли в коммунистических тюрьмах. Больше всего пострадали францисканские провинции Герцеговины и Босна-Сребрена, где был убит 121 монах. В феврале 1945 г. партизанское освобождение Мостара и Широки Бриег было убито 30 монахов из монастыря в Широки Бриеге (в том числе 12 профессоров и директор францисканской гимназии).
Преследования священников, мирян и церковь стали организованы после войны, были опубликованы книги, связывающие католическую церковь с фашистским режимом усташей и западными державами, чтобы оправдать преследование. Коммунисты проигнорировали сотрудничество 75 католических священников с югославскими партизанами.
. Столкнувшись с враждебностью югославских коммунистических властей после Второй мировой войны, епископы встретились в Загребе и выпустили пастырское письмо от католические епископы Югославии 20 сентября 1945 года протестовали против несправедливости, преступлений, судебных процессов и казней. Они защищали невинных священников и мирян, отмечая, что не хотят защищать виновных; число истинно виновных считалось небольшим.
Мы признаем, что были священники, соблазненные националистическим патриотизмом, нарушившие священный закон христианской справедливости и любви и поэтому заслуживающие того, чтобы их судили в суде земной справедливости. Однако мы должны отметить, что число таких священников более чем незначительно, и что серьезные обвинения, которые были представлены в прессе и на собраниях против значительной части католического духовенства в Югославии, должны быть включены в тенденциозные попытки. чтобы обмануть общественность, осознающую ложь, и лишить репутацию католической церкви...
Собор Святого Бонавентура в Баня-Лукеземлетрясение, которое ударил в районе Баня-Луки в октябре 1969 г., значительно повредив собор Баня-Луки, который пришлось снести. В 1972 и 1973 годах на его месте был построен современный шатровый собор.
В августе 1991 года, когда война в Хорватии началось и начиналось в Боснии и Герцеговине, архиепископ Пулич и епископы Комарица и Джанич обратились к властям, религиозным общинам и международному сообществу с призывом сохранить Боснию и Герцеговину как государство и предотвратить войну. Однако епископы разошлись во внутреннем устройстве Боснии и Герцеговины. Джанич считал, что у каждой этнической группы должна быть отдельная административная единица внутри страны, но Пулич и руководство францисканской провинции Боснии Сребрена настаивали на едином государстве без разделений. В 1994 году епископы потребовали обеспечить права всех народов во всех областях страны. Они выступали против раздела Боснии и Герцеговины на государства, поскольку католические религиозные, священные и культурные объекты останутся в основном за пределами территории, предоставленной хорватам. Они также опасались разрушения установленных епархиальных границ епархий, что имело бы политические последствия.
По всей Боснии католические церкви были разрушены мусульманскими и сербскими вооруженными силами. По некоторым данным, общее количество полностью разрушенных католических построек составляет 188, 162 серьезно повреждены и 230 повреждены. Из этих цифр 86 процентов этих «полностью разрушенных» были приписаны сербским силам, 14 процентов - мусульманским лесам, из «серьезно поврежденных» 69 процентов - сербским силам и 31 процент - мусульманским силам, а в категория "поврежденных" 60 процентов была отнесена к сербским силам и 40 процентов - к мусульманским силам. Но цифры могут быть намного больше, как указано в таблице ниже.
Разрушены мусульманскими экстремистами | Разрушены сербскими экстремистами | Разрушены мусульманскими экстремистами | Разрушены сербами экстремисты | Всего разрушено во время войны | Всего повреждено во время войны | Всего | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
церквей | 8 | 117 | 67 | 120 | 125 | 187 | 312 |
часовни | 19 | 44 | 75 | 89 | 63 | 164 | 227 |
дома духовенства | 9 | 56 | 40 | 121 | 65 | 161 | 226 |
монастырей | 0 | 8 | 7 | 15 | 8 | 22 | 30 |
кладбищ | 8 | 0 | 61 | 95 | 8 | 156 | 164 |
Всего | 44 | 225 | 250 | 481 | 269 | 731 | 1000 |
Визит Папы Иоанна Павла II 23 июня 2003 г. в Баня-Лука и Боснию -Герцеговина помогла привлечь внимание католиков всего мира к нужно реконструировать церковь на даче; Разрушение церквей и часовен было одной из самых заметных ран войны 1992-95 годов. Только в епархии Баня-Луки было разрушено 39 церквей и 22 серьезно повреждены. Девять часовен были разрушены и 14 повреждены; два монастыря были разрушены и один серьезно поврежден, а также 33 кладбища.
В 2009 году останки монаха Максимилиана Юрчича, убитого партизанами 28 января 1945 года, были обнаружены и захоронены в Широки Бриег. Среди присутствовавших на его похоронах были Любо Юрчич (племянник монаха) и генеральный консул Хорватии в Мостаре Велимир Плеша.
Церковь в Боснии и Герцегове имеет одну провинцию : Сараево. Есть одна епархия и 3 епархии, которые разделены на архидиаконии, благочиния и приходы.
провинции <112.> | Епархия | Приблизительная территория | Собор | Создание |
---|---|---|---|---|
Сараево | ||||
Врхбоснская архиепархия. Archidioecesis Vrhbosnensis o Seraiensis | Центральная Босния, Семберия, Посавина, Подринье | Собор Святого Сердца | 5 июля 1881 г. | |
епархия Баня-Лука. Dioecesis Banialucensis | Bosanska Krajina, Tropolje, Donji Krajevi, Pounje | Собор Святого Бонавентура | 5 июля 1881 г. | |
епархия Мостар-Дувно. Dioecesis Mandentriensis-Dulminiensis | Герцеговина, Gornje Podrinje | Собор Марии, Матери Церкви | 14 век (первоначально как Дувнская епархия ) | |
Требинская епархия- Мркан. Dioecesis Tribuniensis-Marcanensis | Южная и Восточная Герцеговина | Собор Рождества Богородицы | 984 | |
- | Milita ry Ordinariate of Боснии и Герцеговины. Ordinariatus Militaris в Боснии и Герцеговине | Босния и Герцеговина | 1 февраля 2011 года |
Приход Завале из Епархия Госпич-Сень находится в Боснии и Герцеговине. В стране две францисканские провинции: францисканская провинция Успения Пресвятой Девы Марии, расположенная в Мостаре, и францисканская провинция Боснии Сребрена, на основе Сараево.
Согласно опросу Pew Research, проведенному в 2017 году, католики в Боснии и Герцеговине преимущественно поддерживают позицию церкви по моральным и социальным вопросам: 54% респондентов посещают мессы. каждую неделю 58% считают, что позиция Церкви в отношении контрацепции не должна меняться, 69% поддерживают позицию Церкви в отношении рукоположения женщин, 71% считают, что аборты должны быть незаконными в большинстве случаев, 83% соблюдают пост в определенные дни и 90% поддерживают позицию Церкви позиция в отношении однополых браков.
Меджугорье, деревня в Герцеговине и приход в епархии М. Остар-Дувно был местом предполагаемых явлений Девы Марии с 24 июня 1981 года. Вскоре он стал местом паломничества отдельных лиц и молитвенных групп. Явление официально не признано католической церковью. В марте 2010 года Святой Престол объявил, что он учредил комиссию под эгидой Конгрегации доктрины веры, возглавляемой кардиналом Камилло Руини, для оценки явлений <. 130>
Церковь Успения в Олово является местом паломничества Мариан, и ее Святыня Богородицы хорошо известна в Юго-Восточная Европа. Согласно записи 1679 года, его посещали паломники из Боснии, Болгарии, Сербии, Албании и Хорватии. Наибольшей популярностью он пользуется в праздник Успения Богородицы 15 августа. В святыне есть две картины с изображением Марии. До 1920 г. церковь Санта-Мария-Плумбенсис XVIII века принадлежала францисканцам в Илоке ; позже содержался в Петричеваце и Сараево, в 1964 году был перемещен в Олово. Картина 1954 года Габриэля Юркича была основана на описании более старой картины, местонахождение которой в то время было неизвестно.
Святыня Святого Иоанна Крестителя в Подмилачье - одна из старейших святынь в Боснии и Герцеговине.. Деревня Подмилачье, расположенная в 10 км от Яйце, впервые упоминается в документе 1461 года королем Степаном Томашевичем ; в то время церковь, вероятно, была построена недавно. Это единственная средневековая церковь в Боснии, которая осталась церковью.
Маглай - город в центральной Боснии в Босненской долине около Добоя. Впервые он упоминается 16 сентября 1408 г. в хартии (sub castro nostro Maglay) венгерского короля Сигизмунда. Приход Маглая был восстановлен в 1970 году, и был построен приходской дом. Осенью 1976 года полуразрушенная церковь Св. Антония, построенная в 1919 году, была снесена. Строительство новой церкви и святыни Св. Леопольд Мандич начал следующую весну, и 15 мая было освящено ее основание. 17 июня 1979 года был освящен храм святого Леопольда Богдана Мандича в Маглае.
Апостольская нунциатура в Боснии и Герцеговине - церковное учреждение Католической церкви в Боснии и Герцеговине. Офис нунциатуры находится в Сараево с 1993 года. Первым апостольским нунцием в Боснии и Герцеговине был Франческо Монтериси, который служил с июня 1993 года по март 1998 года. Нынешний нунций - Его Преосвященство Луиджи Пеццуто, назначенный Папой Бенедиктом XVI 17 ноября 2012 года.