Деятельность ЦРУ в Ираке

редактировать

США Центральное разведывательное управление (ЦРУ) имеет долгую историю своего участия в Ираке. Хотя ЦРУ не принимало непосредственного участия в баасистском перевороте 1963 года, в результате которого был свергнут Абд аль-Карим Касим, оно планировало смещение Касима с середины 1962 года до его свержения, развивая контактирует с иракскими оппозиционными группами, включая партию Баас, и планирует «вывести из строя» высокопоставленного члена правительства Касима с помощью отравленного носового платка. После баасистского переворота 1968 года, который, по-видимому, втянул Ирак в сферу советского влияния, ЦРУ вступило в сговор с тогдашним монархическим правительством Ирана. дестабилизировать Ирак, вооружив курдских повстанцев. Начиная с 1982 года ЦРУ начало предоставлять разведывательные данные Ираку во время ирано-иракской войны. ЦРУ также участвовал в неудачном 1996 перевороте против Саддам Хусейн.

Intelligence играет важную и в целом эффективную роль в войны в Персидском заливе в начале 1990-х годов, но был гораздо более спорным в отношении обоснованию и планированию вторжения в Ирак в 2003 году. См. соответствующие хронологические записи ниже.

Содержание
  • 1 1958
  • 2 1959
    • 2.1 Отчет UPI
  • 3 1960
  • 4 1961
  • 5 1962
  • 6 1963
  • 7 1968
  • 8 1970
  • 9 1972–1975
  • 10 1979
  • 11 1982
  • 12 1984
  • 13 1991
  • 14 1992
  • 15 1993
  • 16 1994
  • 17 1996
  • 18 2002
  • 19 2003
    • 19.1 Поимка Саддама Хусейна
  • 20 2004
    • 20.1 Новые формы иракской разведки
    • 20.2 Абу-Грейб
  • 21 2006
  • 22 2007
    • 22.1 2007 расследования
    • 22.2 «Всплеск»
  • 23 См. Также
  • 24 Ссылки
  • 25 Библиография
  • 26 Дополнительная литература
1958

Отношения между США (США) и Ирак стал напряженным после свержения иракской монархии 14 июля 1958 г., в результате которого было объявлено республиканское правительство во главе с бригадным генералом Абд аль -Карим Касим. Касим планировал операцию, но ее возглавил полковник Абдул Салам Ариф. Давний офицер Центрального разведывательного управления (ЦРУ) Гарри Розицке рассказал, что «слухи о заговоре с армией ходили в течение нескольких месяцев в Багдаде », но «ни агенты ЦРУ, ни иракские заговорщики не могли сказать, когда переворот должен был произойти, потому что выбор времени зависел от случайности ". Кроме того, в последующем расследовании Государственного департамента было отмечено, что «хотя иракские и американские спецслужбы знали о Касиме, он никогда не считался поводом для беспокойства». Директор Центральной разведки Аллен Даллес сказал президенту Дуайту Эйзенхауэру, что у ЦРУ «нет веских доказательств причастности» Египта Гамаля Абделя Насер в перевороте, хотя он был вдохновлен Насером. 15 июля Эйзенхауэр ответил на волнения в Ираке, отправив американских морских пехотинцев в Ливан по просьбе президента Ливана Камиллы Шамун с целью помочь прозападному правительству Чамуна восстановить порядок. после месяцев гражданских беспорядков. Администрация Эйзенхауэра первоначально была обеспокоена «баасистом или коммунистической эксплуатацией ситуации», но 30 июля признала новое иракское правительство.

Касим называл себя «единоличным лидером» Ирака и отвергал любую связь с Насером, тогда как Ариф публично выступал за присоединение Ирака к Объединенной Арабской Республике (ОАР) - недолговечному союзу Египта и Сирии. 30 сентября Касим попытался нейтрализовать Арифа, отправив его в Западную Германию в качестве посла; тем не менее 2 октября Даллес предсказал: «По всей вероятности, мы не слышали последнего о [его]». Египетские агенты в Бонне работали с Арифом над заговором с целью свергнуть Касима, но Ариф был арестован вскоре после того, как вернулся в Багдад 4 ноября. Соединенное Королевство (Великобритания), которое " надеялся... [] воспитать его как иракскую альтернативу Насеру », - предупредил Касима о еще одной неудавшейся попытке переворота в Египте в декабре. «Вмешательство Насера ​​вскоре вынудило Касима обратиться к коммунистам, чтобы обеспечить себе базу поддержки для защиты своего режима от националистов».

1959

Обеспокоен влиянием Коммунистической партии Ирака Члены (ICP) в администрации Касима, Эйзенхауэр начал сомневаться в том, что «может быть хорошей политикой помочь [Насеру] захватить власть в Ираке». Однако высшие советники Эйзенхауэра, в том числе Даллес и его брат, госсекретарь Джон Фостер Даллес, явно предостерегали от этого. Например, 15 января 1959 года Фостер Даллес назвал «крайне важным не допускать попадания рук в руки Ирака», потому что США не были «достаточно изощренными, чтобы влиться в эту сложную ситуацию». 24 марта Ирак, к ужасу официальных лиц США, вышел из советского альянса, Багдадского пакта. В апреле Совет национальной безопасности США (NSC) учредил Специальный комитет по Ираку (SCI), чтобы пересмотреть ситуацию и предложить различные меры для предотвращения коммунистического захвата страны. Предполагалось как тайное, так и военное вмешательство, но это «напугало» посла США в Багдаде Джона Джернегана, который «в конце концов убедил администрацию вместо этого заставить Насера ​​изменить свою пропаганду против Ирака, чтобы сосредоточиться не на Касиме, а на коммунистах». Насер согласился, и Касим вскоре предпринял многочисленные репрессивные меры против коммунистов, эффективно сняв опасения по поводу того, что Ирак «развалится». Официальный представитель США в то время высказал мнение, что «недавние нападения Насера ​​на коммунизм сделали больше, чтобы остановить продвижение коммунизма на Ближнем Востоке, чем все, что западные державы могли бы достичь за годы работы». Брайан Р. Гибсон пишет, что «нет никаких документов, которые прямо связывают Соединенные Штаты с какой-либо из многочисленных тайных попыток Насера ​​свергнуть режим Касима, хотя есть свидетельства того, что ЦРУ помогало Джордану и UAR проникнуть Иракцы вернулись в страну ". SCI был окончательно закрыт в январе 1961 года.

Отчет UPI

Ричард Сейл из United Press International (UPI) со ссылкой на Адель Дарвиш и другие эксперты сообщили, что неудачное покушение на Касима 7 октября 1959 г. с участием молодого Саддама Хусейна и других заговорщиков-баасистов было результатом сотрудничества ЦРУ и египетской разведки. Гибсон оспорил правдивость Сэйла и Дарвиша, сославшись на рассекреченные документы, свидетельствующие о том, что ЦРУ было ошеломлено сроками покушения на Касима и что КНБ «только что подтвердило [свою] политику невмешательства» 1 октября. Даллес предсказал шесть дней. до инцидента, что покушение на Касима могло быть совершено «в следующие два месяца», что, по мнению Гибсона, указывает на «отсутствие конкретных сведений». Учитывая, что официальные лица США публично выразили надежду на то, что Касим быстро оправится от полученных травм, и в частном порядке пытались отговорить Иорданию и Иран от военного вмешательства в Ирак во время госпитализации Касима, Гибсон предположил, что, «хотя Соединенным Штатам было известно о нескольких заговоры против Касима, он по-прежнему придерживался своей политики невмешательства ". Аналогичным образом Брэндон Вулф-Ханникатт замечает: «Мне не известны какие-либо доказательства тайных отношений между ЦРУ и Баасом до [попытки убийства] 7 октября... Более вероятно, что это было в октябре 7, которая привлекла внимание правительства США к Баасу ». Однако Кеннет Осгуд - признавая, что существует «мало прямых документальных доказательств» американского участия в заговоре, - комментирует это, поскольку широко признано, что Египет «был вовлечен на определенном уровне» и что «Соединенные Штаты работали с Насером над на каком-то уровне... косвенные доказательства таковы, что нельзя исключать возможность сотрудничества США и ОАР с активистами партии Баас ». Более того, ЦРУ занималось планированием действий в чрезвычайных обстоятельствах против правительства Касима в течение рассматриваемого периода времени: «Какой бы ни была обоснованность обвинений [Сейла], по крайней мере, рассекреченные в настоящее время документы показывают, что официальные лица США активно рассматривали различные заговоры против Касима и что ЦРУ наращивало средства для тайных операций в Ираке ".

Хотя попытка убийства провалилась после того, как Саддам (который должен был только обеспечивать прикрытие) открыл огонь по Касиму, вынудив Саддама провести более трех лет в изгнании в ОАР под угрозой смерти, если он вернется в Ирак - это привело к широкому разоблачению Саддама и Баас в Ираке, где оба ранее томились в безвестности, а затем стали важной частью общественного имиджа Саддама во время его пребывания на посту Президент Ирака. Возможно, Саддам посетил посольство США в Каире во время изгнания. Бывший высокопоставленный чиновник США сказал Марион Фарук-Слаглетт и Питеру Слаглетту, что иракские баасисты, включая Саддама, «вступали в контакт с американскими властями в конце 1950-х - начале 1960-х годов».

1960

Согласно отчету Комитета Чёрча :

В феврале 1960 года Ближневосточное отделение ЦРУ запросило одобрение того, что начальник отдела [Джеймс Х. Кричфилд ] назвал «Комитет по оздоровлению» за его предложение о «специальной операции» по «выведению из строя» иракского полковника, которое, как считается, «продвигает политические интересы советского блока в Ираке». Отдел обратился к Комитету за советом по методике, «которая, хотя вряд ли приведет к полному отключению, наверняка помешает цели продолжать свою обычную деятельность в течение как минимум трех месяцев», добавив: «Мы сознательно не стремимся к постоянному удаление со сцены; мы также не возражаем, если это осложнение разовьется ".... В апреле [1962 г.] Комитет [по изменению состояния здоровья] единогласно рекомендовал DDP [заместитель директора по планам, Ричард М. Биссел-младший ] провести «операцию по выведению из строя», отметив, что Начальник Оперативного отдела сообщил, что это было бы «весьма желательно». Заместитель Бисселла, Трейси Барнс, одобрен от имени Биссела... Утвержденная операция заключалась в отправке носового платка с монограммой, содержащего выводящий из строя агент, полковнику из азиатской страны. [Джеймс] Шайдер [научный советник Бисселла] показал, что, хотя он теперь не помнил имени получателя, он все же помнил, как в течение рассматриваемого периода из азиатской страны отправлялся носовой платок, «обработанный каким-то материалом для с целью преследовать того человека, который его получил ".... В ходе расследования этого комитета ЦРУ заявило, что платок «на самом деле так и не был получен (если действительно был отправлен)». Он добавил, что полковник: «заболел смертельной болезнью перед расстрелом в Багдаде (событие, к которому мы не имели никакого отношения), вскоре после того, как было рассмотрено наше предложение о платке».

Хотя некоторые источники изображают эту операцию как убийство покушение на Касима, другие источники отмечают, что эта интерпретация неточна или не подкреплена доказательствами, поскольку представление о том, что ЦРУ разыскивало убийство цели, опровергается простым смыслом самого текста. Кроме того, маловероятно, что Касим был предполагаемым получателем платка, поскольку сотрудники ЦРУ, вероятно, помнили бы нападение на главу иракского государства. Хотя Касим был не полковником, а бригадным генералом и открыто не продвигал советские интересы в Ираке, просоветский глава иракского «Народного суда» полковник Фахдил Аббас аль-Махдави идеально соответствует приведенному выше описанию. Касим фактически запретил ИКП в январе 1960 года, но Махдави оставался важным связующим звеном между правительством Касима и несколькими группами коммунистического фронта, включая «Партизаны мира», которым было разрешено действовать публично, несмотря на то, что они были официально объявлены вне закона в мае 1961 года, и был известен за его откровенную похвалу Фиделю Кастро, а также его поездки по Советскому Союзу, Восточному блоку и Китаю. В 1991 году бывший высокопоставленный дипломат США Герман Эйлтс сказал журналисту Элейн Скиолино, что целью был Махдави.

1961
В 1961 и 1962 годах мы увеличили наш интерес к Баасу - не для того, чтобы активно его поддерживать, - но в политическом и интеллектуальном плане мы нашли Баас интересным. Мы нашли его особенно активным в Ираке. Наш анализ Баас показал, что в то время он был относительно умеренным, и что Соединенные Штаты могли легко приспособиться к его политике и поддержать ее. Итак, мы наблюдали за долгой, медленной подготовкой Баас к захвату власти. Они планировали сделать это несколько раз и откладывали это.

Джеймс Х. Кричфилд, глава Ближневосточного отдела ЦРУ с 1959 по 1969 год.

К 1961 году ЦРУ получило по крайней мере один высокий уровень информатор уровня иракского крыла партии Баас, позволяющий контролировать деятельность партии.

1962

Телеграмма ЦРУ показывает, что партия Баас «впервые обратился к Арифу по поводу переворота в апреле 1962 года».

В середине 1962 года, встревожен угрозами Касима вторгнуться в Кувейт и экспроприацией его правительством 99,5% британской и американской территории. иракской нефтяной компании (IPC) концессионными холдингами, президент Джон Ф. Кеннеди приказал ЦРУ подготовиться к военному перевороту, который выведет его из сила. Арчи Рузвельт-младший получил задание возглавить операцию. Высокопоставленный офицер ЦРУ, находившийся в то время в Иране, сказал Гибсону, что «в то время как ЦРУ интересовалось партией Баас, на самом деле в центре его внимания находились военные». Примерно в то же время ЦРУ проникло в сверхсекретный иракско-советский проект ракеты земля-воздух, который позволил получить разведданные о программе Советского Союза по баллистическим ракетам.

Также в 1962 году. Махдави и некоторые из членов его семьи были поражены серьезным заболеванием, которое Махдави назвал «гриппом». Неизвестно, была ли эта болезнь связана с планом ЦРУ отравить Махдави в апреле 1962 года; Натан Дж. Ситино отмечает, что «время болезни не совсем соответствует времени операции« выведения из строя », как описано в цитируемых показаниях».

1963
Хотя это еще рано, иракская революция похоже, удалось. С нашей стороны это почти наверняка чистая прибыль.... Мы будем издавать неформальные дружеские звуки, как только узнаем, с кем поговорить, и должны признать, как только мы будем уверены, что эти парни прочно сидят в седле. У ЦРУ были прекрасные отчеты о заговоре, но я сомневаюсь, что ни они, ни Великобритания заслуживают за это большого уважения.

Роберт Комер президенту Джону Ф. Кеннеди, 8 февраля 1963 года.

7 февраля 1963 года исполнительный секретарь Госдепартамента Уильям Брубек написал, что Ирак стал «одним из наиболее полезных мест для получения технической информации о советском военном и промышленном оборудовании и советских методах действий в неприсоединившихся районах». Официальные лица США были получил указание не реагировать на ложные утверждения Касима о том, что США поддерживают курдских повстанцев из желания сохранить присутствие США в Ираке. Имея доступ к "золотому дну разведки", висевшему на волоске, официальные лица США выказывали "большое нежелание усугублять Касима".

Иракская партия Баас свергла и казнила Касима в результате насильственного переворота 8 февраля 1963 года. Махдави был казнен вместе с Касимом: «Их тела затем были показаны по государственному телевидению в ужасном пятиминутном фильме под названием« Конец преступников », который был показан сразу после молитвы и кота Феликса мультфильм ". Хотя ходят упорные слухи о том, что ЦРУ организовало переворот, рассекреченные документы и показания бывших офицеров ЦРУ указывают на отсутствие прямого вмешательства США, хотя США были уведомлены о двух прерванных заговорах баасистского государственного переворота в июле и декабре 1962 года и его действия после переворота предполагали, что «в лучшем случае они потворствовали, а в худшем - способствовали последовавшему насилию». Несмотря на свидетельства того, что ЦРУ внимательно отслеживало планирование переворота партией Баас «по крайней мере с 1961 года», чиновник ЦРУ работал с Рузвельтом, чтобы спровоцировать военный переворот против Касима, а затем возглавил операции ЦРУ в Ираке и США. Сирия «отрицала свою причастность к действиям партии Баас», вместо этого заявляя, что усилия ЦРУ против Касима в то время все еще находились на стадии планирования: «Я все еще контактировал с людьми, которые могли сыграть роль в перевороте. покушение на [его] ". Напротив, Брэндон Вулф-Ханникатт заявляет, что «ученые по-прежнему расходятся в своих интерпретациях американской внешней политики в отношении переворота в феврале 1963 года в Ираке», но цитирует «убедительные доказательства роли Америки в перевороте».

Касим. бывший депутат Ариф (который не был баасистом) получил в основном церемониальный титул президента, а выдающийся генерал баасистов Ахмед Хасан аль-Бакр был назначен премьер-министром. Самым влиятельным лидером нового правительства был секретарь иракской партии Баас Али Салих ас-Саади, который контролировал ополчение Национальной гвардии и организовал резню сотен, если не тысяч, подозреваемых в коммунистах и ​​других диссидентов. в дни после переворота. Администрация Кеннеди восприняла перспективу иракского сдвига в холодной войне с осторожным оптимизмом и в конечном итоге одобрила сделку по поставке оружия Ираку на 55 миллионов долларов. Широко распространено мнение, что ЦРУ предоставило Национальной гвардии аль-Саади списки коммунистов и других левых, которые затем были арестованы или убиты. Это заявление возникло в ходе интервью 27 сентября 1963 г. аль-Ахрамом с королем Иордании Хусейном, который, стремясь опровергнуть сообщения о том, что он работал с ЦРУ, заявил:

Касим после казни

Вы говорите мне, что за событиями 1957 года в Иордании стояла американская разведка. Позвольте мне сказать вам, что я точно знаю, что то, что произошло в Ираке 8 февраля, было поддержано американской разведкой. Некоторые из тех, кто сейчас правит в Багдаде, не знают об этом, но я знаю правду. Между партией Баас и американской разведкой проводились многочисленные встречи, особенно важные в Кувейте. Вы знаете, что... 8 февраля секретное радио, переданное в Ирак, снабжало людей, устроивших переворот, именами и адресами местных коммунистов, чтобы их могли арестовать и казнить?... Но меня обвиняют в том, что я агент Америки и империализма!

В подвалах дворца аль-Нихайя, который Бюро [Специальных расследований] [Национальной гвардии] использовало в качестве своей штаб-квартиры, были найдены все виды отвратительных орудий пыток, в том числе электрические провода с клешнями, заостренные железные колья, на которые заставляли сидеть заключенных, и машину, на которой все еще оставались следы отрубленных пальцев. Вокруг были разбросаны небольшие кучи окровавленной одежды, на полу были лужи, а на стенах пятна.

Ханна Батату, рассказывая сцену камеры пыток баасистов, обнаруженной после свержения партии в 1963 году.

Согласно Ханне Батату, однако, «у баасистов была широкая возможность собрать такие подробности в 1958-1959 годах, когда коммунисты выступили полностью открыто, и ранее, в годы Фронта национального единства. - 1957–1958 - когда они часто общались с ними на всех уровнях ». Кроме того, «указанные списки оказались частично устаревшими», что можно рассматривать как доказательство того, что они были составлены задолго до 1963 года. Объяснение Батату подтверждается отчетами Бюро разведки и исследований, в которых говорится, что «Члены [коммунистической] партии [собираются] на основе списков, подготовленных ныне доминирующей партией Баас», и что ИКП «раскрыла практически все свои активы», которые баасисты «тщательно заметили и внесены в список ". С другой стороны, Citino отмечает, что два должностных лица в посольстве США в Багдаде - Уильям Лейкленд и Джеймс Э. Акинс - «использовали освещение Московской конференции по разоружению и миру в июле 1962 года в левой прессе Ирака для сбора списки иракских коммунистов и их сторонников... Среди перечисленных были купцы, студенты, члены профессиональных обществ и журналисты, хотя профессора университетов составляли самую большую группу ». Лейкленд, бывший участник SCI, "лично поддерживал контакт после переворота с следователем Национальной гвардии", и, возможно, на него повлияло его предыдущее общение с тогдашним майором Хасаном Мустафой ан-Накибом, иракским военным атташе в США, который перешел на сторону партия Баас после того, как Касим «поддержал смертные приговоры Махдави» против националистов, участвовавших в восстании в Мосуле в 1959 году. Кроме того, "Велдон С. Мэтьюз тщательно установил, что лидеры Национальной гвардии, которые участвовали в нарушениях прав человека, прошли обучение в Соединенных Штатах в рамках полицейской программы, проводимой Администрацией международного сотрудничества и Агентством. за международное развитие."

Нападения на свободы людей, совершенные... кровожадными членами Национальной гвардии, их нарушение священного, их пренебрежение законом, вред, который они нанесли государству и народу, и, наконец, их вооруженное восстание 13 ноября 1963 года привело к невыносимой ситуации, чреватой серьезными опасностями для будущего этого народа, который является неотъемлемой частью арабской нации. Мы выдержали все, что могли... армия откликнулась на призыв людей избавить их от этого террора.

- Президент Абдул Салам Ариф, 1963 год.

Правительство баасистов пало в ноябре 1963 года по вопросу об объединении с Сирией (где конкурирующая ветвь партии Баас захватила власть в марте ) и экстремистское и неконтролируемое поведение Национальной гвардии ас-Саади. Президент Ариф, при подавляющей поддержке иракских вооруженных сил, изгнал баасистов из правительства и приказал Национальной гвардии уйти; хотя аль-Бакр вступил в сговор с Арифом с целью отстранения аль-Саади, 5 января 1964 года Ариф снял аль-Бакра с его новой должности вице-президента, опасаясь позволить партии Баас сохранить точку опоры в своем правительстве. На протяжении непродолжительного пребывания партии у власти британские и израильские официальные лица, а также представители западных нефтяных компаний в целом скептически относились к Баасу, но официальные лица США, включая посла Роберта Стронга имел то, что Вульф-Ханникатт характеризует как «романтическую» концепцию способности баасистов модернизировать Ирак, и приписывал сообщения о жестокости и фанатизме Национальной гвардии тому, что Лейкленд назвал «хорошо известной арабской склонностью к преувеличению». Однако после ноябрьского переворота появилось все больше свидетельств злодеяний баасистов, и Лейкленд написал «разрушительное вскрытие баасистского режима», в котором он заключил: «Народное отвращение к баасу по этой конкретной причине в значительной степени оправдано, и, следовательно, будет иметь более или менее постоянное влияние на политическое развитие страны, особенно на перспективы возрождения баасизма ». Точно так же Слаглетты описывают баасистов как создателей «глубоко сомнительного образа» посредством «актов беспричинной жестокости» в масштабах, не имевших прецедентов в Ираке, включая «некоторые из самых ужасных сцен насилия, которые до сих пор наблюдались в послевоенное время. Восток »:« Поскольку почти каждая семья в Багдаде пострадала - и мужчины и женщины подверглись жестокому обращению в равной степени, - деятельность баасистов вызвала у них сильную ненависть, которая сохраняется до сих пор среди многих иракцев того поколения ».

1968

При президентстве Арифа, и особенно его брата Абдул Рахмана Арифа, США и Ирак установили более тесные связи, чем когда-либо со времен революции 1958 года.. Администрация Линдона Б. Джонсона благосклонно восприняла предложение Арифа частично отменить национализацию Касимом концессионного пакета IPC в июле 1965 года (хотя отставка шести членов кабинета министров и широкое неодобрение среди иракской общественности заставили его отказаться от этого плана), а также прозападный юрист Абдул Рахман аль-Баззаз на посту премьер-министра; Баззаз попытался выполнить мирное соглашение с курдскими повстанцами после решающей победы курдов в битве при горе Хандрен в мае 1966 года. Рахман Ариф (далее именуемый «Ариф») считался «одной из немногих сил умеренности» в Ираке., установив дружбу с послом Стронгом до вступления в должность президента и сделав ряд дружеских жестов в адрес США в период с апреля 1966 года по январь 1967 года. По просьбе Арифа президент Джонсон встретился с пятью иракскими генералами и иракским послом Насиром Хани в Белом доме на 25 января 1967 года, вновь заявляя о своем «желании наладить еще более тесные отношения между [двумя] правительствами». Согласно советнику Джонсона по национальной безопасности, Уолту Уитману Ростоу, Совет национальной безопасности даже рассматривал возможность приветствовать Арифа с государственным визитом в США, хотя это предложение было в конечном итоге отклонено из-за опасений по поводу стабильности его правительство. Перед началом Шестидневной войны министр иностранных дел Ирака Аднан Пачачи встретился с рядом официальных лиц США, чтобы обсудить эскалацию ближневосточного кризиса 1 июня, в том числе с послом США в ООН Артур Голдберг, заместитель государственного секретаря по политическим вопросам Юджин В. Ростоу, государственный секретарь Дин Раск и сам президент Джонсон. Политическая атмосфера, порожденная дорогостоящим поражением арабов, побудила Ирак разорвать отношения с США 7 июня и в конечном итоге привела к краху относительно умеренного правительства Арифа. Как и его брат, Ариф ранее пытался уравновесить радикальные и умеренные элементы в Ираке, но это уравновешивающее действие было перевернуто войной, когда Ариф предпринял шаги, чтобы умиротворить восходящих иракских националистов, в частности, повторно назначив Тахира Яхья на должность премьер-министр. Яхья объявил о своем намерении создать национальную нефтяную компанию во время своего первого премьерства в конце 1963 года, заложив основу для Иракской национальной нефтяной компании (INOC). Во время своего второго срока на посту премьер-министра с июля 1967 года по июль 1968 года Яхья начал возрождать INOC и стремился работать с Францией и Советским Союзом над развитием технического потенциала для прямой национализации IPC, пообещав использовать Иракская «нефть как оружие в битве против Израиля».

Пока все не уладится и пока мы не получим более точную информацию - у нас нет представительства в Багдаде - невозможно предсказать, каков будет эффект вчерашнего переворота.... Первоначальное мнение разведывательного сообщества состоит в том, что новая группа - очевидно баасистов - будет более сложной, чем их предшественники, но на данный момент никто не знает, насколько радикальными они будут. До сих пор их коммюнике занимали довольно умеренную по иракским стандартам линию, обещая экономические реформы, честное правительство, «мудрое» решение курдской проблемы и арабское единство против сионистских и империалистических угроз. С другой стороны, если эти люди являются баасистами, они будут стремиться приблизить Ирак к Фатху, сирийцам и Советам.

- официальный представитель КНБ Джон У. Фостер Уолту Уитмен Ростоу, 17 июля 1968 года.

В мае 1968 года ЦРУ подготовило отчет под названием «Застойная революция», в котором говорилось, что радикалы в иракских вооруженных силах представляют угрозу правительству Арифа, и в то время как «баланс сил такова, что ни одна группа не чувствует себя достаточно сильной, чтобы предпринять решительные шаги, "последовавший тупик создал" ситуацию, в которой многие важные политические и экономические вопросы просто игнорируются ". В июне 1968 года бельгийцы передали официальным лицам Ирака сообщение Государственного департамента США, в котором предлагалось возобновить нормальные отношения, если Ирак согласится предоставить компенсацию посольству и консульству США за ущерб, нанесенный во время более ранней акции протеста, и выполнить другие условия, включая прекращение к бойкоту Ираком товаров и услуг США, введенному после победы Израиля в 1967 году; Хотя официальные лица США надеялись предотвратить переворот, нет никаких признаков какой-либо реакции Ирака на эту инициативу. 17 июля иракская партия Баас, возглавляемая аль-Бакром в качестве президента, Абд ар-Рахманом ад-Даудом в качестве министра обороны и Абд ар-Раззак ан-Наиф в качестве премьер-министра, захватил власть в результате бескровного переворота, отправив Арифа в самолет, направляющийся в Лондон. Вспомнив о крахе недолговечного коалиционного правительства в 1963 году, аль-Бакр быстро приказал снять Наифа и Дауда (ни один из которых не был баасистом) с их постов и изгнать 30 июля, укрепив контроль партии Баас над Ирак до вторжения под руководством США в марте 2003 г.. Затем аль-Бакр был назначен премьер-министром и главнокомандующим армией. 2 августа министр иностранных дел Ирака Абдул Карим Шейхли объявил, что Ирак будет стремиться к тесным связям «с социалистическим лагерем, особенно с Советским Союзом и Китайской Народной Республикой». К концу ноября посольство США в Бейруте сообщило, что Ирак освободил многих левых и коммунистических диссидентов, хотя «[не было] никаких признаков... [им] была отведена какая-либо важная роль в режиме». Поскольку правительство Арифа недавно подписало крупную нефтяную сделку с Советским Союзом, быстрые попытки партии Баас улучшить отношения с Москвой не стали полным шоком для политиков США, но они «дали представление о стратегическом союзе, который вскоре возникнет.. "

1970
Оценки размеров толпы, пришедшей посмотреть на свисающие трупы, разбросанные на семьдесят метров друг от друга на Площади освобождения - увеличение области чувственного контакта между изуродованным телом и масса - от 150 000 до 500 000. Крестьяне стекались из окрестных деревень, чтобы послушать речи. Судебное разбирательство вместе с телами продолжалось двадцать два года. д-четыре часа, в течение которых президент Ахмед Хасан аль-Бакр и множество других деятелей выступали с речами и создавали карнавальную атмосферу

Канан Макия, описывая Багдадские повешения 1969 года.

Администрация Ричарда М. Никсона столкнулась с ранним внешнеполитическим кризисом, когда Ирак публично казнил 9 иракских евреев по сфабрикованным обвинениям в шпионаже в конце января 1969 года. Администрация Никсона изначально стремилась приостановить казни, убедив американских союзников, имеющих тесные связи с Ираком, таких как Франция, Испания и Индия, оказать давление на правительство, но иракцев официальные лица ответили «недвусмысленно, чтобы не вмешиваться во внутренние дела [Ирака]». США также призвали Генерального секретаря ООН У Тана вмешаться, но он не смог повлиять на решение Багдада. Государственный секретарь Никсона Уильям П. Роджерс осудил казни как «противные совести мира», а посол США в ООН Чарльз Йост обратился по этому поводу в ООН. Совет Безопасности заявил, что действия Ирака были «призваны вызвать эмоции и усилить очень взрывоопасную атмосферу подозрительности и враждебности на Ближнем Востоке». В начале 1968 года Великобритания объявила о своем намерении вывести свои войска с «востока от Суэца», включая регион Персидского залива, что встревожило официальных лиц США и побудило администрацию Джонсона сформулировать то, что стало известно как «политика двух столпов». что США поддержат Иран и Саудовскую Аравию в их усилиях по поддержанию стабильности в Персидском заливе. Администрация Никсона в конечном итоге пересмотрела эту политику, сосредоточившись на укреплении Ирана, которым тогда управлял старый друг Никсона шах Мохаммед Реза Пехлеви (далее именуемый «шах») как доминирующую региональную державу. Шах не доверял баасистскому правительству Ирака, которое он считал «кучкой головорезов и убийц». После провокационных действий Ирака в январе 1969 года шах стремился «наказать» Ирак и, возможно, добиться частичного суверенитета Ирана над водным путем Шатт-эль-Араб, который договор 1937 года предоставил Ираку почти полный контроль - посредством серия принудительных мер: в начале марта он организовал нападение курдских союзников Ирана на объекты IPC вокруг Киркука и Мосула, нанеся Ираку ущерб в миллионы долларов; в апреле он в одностороннем порядке аннулировал договор 1937 года; а в январе 1970 года он спонсировал неудавшуюся попытку государственного переворота против иракского правительства. Шах знал, что большая часть иракской армии дислоцирована в Курдистане - в то время как еще три иракские бригады были размещены в Иордании - таким образом, Ирак не был в состоянии нанести военный ответ, но он предложил «прекратить поставки курдам в обмен на уступки в области вооруженных сил». Шатт, "предложение Ирак отклонил.

Агрессивные действия шаха убедили Ирак добиваться прекращения курдской войны. В конце декабря 1969 года аль-Бакр послал своего заместителя Саддама Хусейна для прямых переговоров с курдским лидером Мустафой Барзани и его ближайшим помощником доктором Махмудом Османом. Шах был возмущен, когда узнал об этих переговорах, и спонсировал переворот против иракского правительства, который был запланирован на ночь с 20 на 21 января 1970 года. Однако у сил безопасности Ирака были «полные записи большинства встреч и интервью. Это произошло, "сорвав заговор, изгнав иранского посла в Ирак и казни" по меньшей мере 33 заговорщика "к 23 января. 24 января Ирак объявил о своей поддержке курдской автономии, а 11 марта Саддам и Барзани достигли соглашение (получившее название «Мартовское соглашение») «признать двунациональный характер Ирака... [и] разрешить создание самоуправляющегося региона Курдистан», которое должно было быть реализовано к марту 1974 года, хотя официальные лица США были скептически относятся к тому, что соглашение окажется обязательным.

Были заявления об участии Америки в неудавшейся попытке государственного переворота 1970 года, в которой участвовала коалиция иракских фракций, включая курдских противников партии Баас. Эдмунд Гариб утверждал, что ЦРУ достигло соглашения о помощи курдам в свержении иракского правительства в августе 1969 года, хотя существует мало доказательств, подтверждающих это утверждение, и офицер ЦРУ, отвечающий за операции в Ираке и Сирии в 1969 «отрицал какое-либо причастность США к курдам до 1972 года». Госдепартамент был проинформирован о заговоре иракского бизнесмена Луфти Обейди 15 августа, но категорически отказался оказать какую-либо помощь. Иракский изгнанник Саад Джабр обсудил планирование переворота с официальными лицами посольства США в Бейруте 8 декабря; Представители посольства подтвердили, что США не могут участвовать в заговоре, хотя 10 декабря Госдепартамент разрешил посольству сообщить Джабру: «Мы будем готовы рассмотреть возможность скорейшего возобновления дипломатических отношений и, безусловно, будем готовы к сотрудничеству в рамках существующее законодательство и наша общая политика, если «новое правительство окажется умеренным и дружелюбным». В конце августа 1970 года ЦРУ стало известно о другом заговоре с целью свержения баасистского правительства, который был организован диссидентами шиа.

1972–1975
Алексей Косыгин (слева) и Ахмед Хасан аль-Бакр подписание иракско-советского Договора о дружбе и сотрудничестве в 1972 году

После мартовского соглашения иранские и израильские официальные лица пытались убедить Никсона администрации, что соглашение было частью советского заговора с целью высвободить вооруженные силы Ирака для агрессии против Ирана и Израиля, но официальные лица США опровергли эти утверждения, отметив, что Ирак возобновил чистку членов ИКП 23 марта 1970 г. и что Саддам был встречен «Холодный» прием во время его визита в Москву 4–12 августа, во время которого он просил отсрочки выплаты значительного внешнего долга Ирака. Иракско-советские отношения быстро улучшились в конце 1971 года в ответ на ухудшающийся союз Советского Союза с египетским лидером Анваром аль-Садатом, который сменил Насера ​​после его смерти 28 сентября 1970 года. Однако даже после того, как Ирак подписал секретная сделка по оружию с Советским Союзом в сентябре 1971 года, которая была завершена во время декабрьской поездки советского министра обороны Андрея Гречко в Багдад и «довела общий объем советской военной помощи Ираку до уровня более 750 миллионов долларов, "Государственный департамент по-прежнему сомневался, что Ирак представляет какую-либо угрозу для Ирана. 9 апреля 1972 года премьер-министр СССР Алексей Косыгин подписал «15-летний договор о дружбе и сотрудничестве» с аль-Бакром, но официальные лица США не были «внешне обеспокоены» этим развитием событий, поскольку, согласно для сотрудников СНБ это не было «неожиданным или внезапным, а скорее кульминацией существующих отношений».

Было высказано предположение, что Никсон изначально был озабочен проведением своей политики разрядки с Советский Союз и май 1972 года саммит в Москве, но позже попытался развеять опасения шаха по поводу Ирака во время его поездки 30–31 мая в Тегеран. На встрече 31 мая с шахом Никсон пообещал, что США «не подведут [своих] друзей», пообещав предоставить Ирану современное вооружение (»включая F-14 и F- 15с ") в противовес соглашению Советского Союза о продаже Ираку самолетов МиГ-23. По словам советника Никсона по национальной безопасности, а затем государственного секретаря Генри Киссинджера, и многочисленных ученых, Никсон также согласился на тайную операцию по оказанию помощи курдским повстанцам Барзани, находясь в Тегеране. (Барзани возобновил свой союз с Ираном и Израилем после покушения на его сына Идриса в декабре 1970 года, ответственность за которое он считал партией Баас.) Однако официальных записей о том, что это произошло, нет., с единственной записью, что Никсон одобрил операцию, являющуюся меморандумом от 1 августа от Киссинджера для руководителей Комитета 40. Таким образом, вероятно, что два дополнительных фактора в конечном итоге убедили Никсона одобрить операцию, несмотря на широкое сопротивление курдов в Государственном департаменте и ЦРУ: полная национализация Ираком IPC 1 июня после того, как Ирак начал экспортировать нефть из Севера. Румайла в Советский Союз в апреле; и вывод 18 июля 15 000 советских военнослужащих из Египта, который заместитель Киссинджера генерал Александр Хейг младший предсказал 28 июля, "вероятно, приведет к более интенсивным советским усилиям в Ираке"

.

С октября 1972 года и до внезапного прекращения курдской интервенции после марта 1975 года ЦРУ «предоставило курдам помощь почти на 20 миллионов долларов», в том числе 1250 тонн оружия, не относящегося к делу. Основная цель политиков США заключалась в том, чтобы повысить способность курдов заключать разумное соглашение об автономии с правительством Ирака. Чтобы оправдать операцию, официальные лица США сослались на поддержку Ираком международного терроризма и его неоднократные угрозы в адрес соседних государств, включая Иран (где Ирак поддерживал белуджей и арабских сепаратистов против шаха) и Кувейт ( Ирак совершил неспровоцированное нападение на кувейтский пограничный пост и потребовал кувейтские острова Варбах и Бубиян в мае 1973 г.), при этом Хейг заметил: «Может быть несомненно, что мы, наши союзники и другие дружественные правительства в этом районе заинтересованы в том, чтобы режим Бати в Ираке был выведен из равновесия и, если возможно, свергнут ». После отставки Никсона в августе 1974 года президент Джеральд Форд был проинформирован о курдском вмешательстве на основании «служебной необходимости», оставив Киссинджера, бывшего директора ЦРУ и посла в Иране Ричард Хелмс, Артура Каллахана (начальника отделения ЦРУ в Тегеране) и заместителя Каллахана - для того, чтобы фактически реализовать политику США. Чтобы предотвратить утечки, Госдепартамент не был проинформирован об операции. Фактически Госдепартамент направил Артура Лоури для создания Секции интересов США в Багдаде незадолго до решения Никсона поддержать курдов; Секция интересов официально открылась 1 октября 1972 года. Лоури неоднократно предупреждал, что в иракской партии Баас идет борьба за власть между умеренными и экстремистами и что агрессивная позиция шаха в отношении Ирака сочетается с убеждением партии Баас в том, что США стремились свергнуть его, усилили экстремистов, заставив Ирак повернуться к Советскому Союзу для пополнения запасов оружия. Хелмс и ЦРУ отвергли анализ Лоури и его предложение о том, чтобы США попытались улучшить отношения с Ираком, при этом Хелмс заявил, что «[Мы] откровенно скептически относимся к тому, что на практике мы можем помочь умеренным, не создавая наших экстремистских врагов». ЦРУ пошло еще дальше, выпустив отчет, в котором предупреждалось, что «уровень политического насилия очень высок... Это не удачная ситуация и не то, чтобы правительство США пыталось вести дела». После неудачной попытки государственного переворота 30 июня 1973 года Саддам консолидировал контроль над Ираком и сделал ряд позитивных жестов в отношении США и Запада, таких как отказ от участия в нефтяном эмбарго под руководством Саудовской Аравии после войны Судного дня., но эти действия в значительной степени игнорировались в Вашингтоне.

11 марта 1974 года иракское правительство дало Барзани 15 дней на принятие нового закона об автономии, который «далек от того, что обещал режим. курдов в 1970 году, включая давние требования, такие как пропорциональная доля доходов от нефти и включение богатого нефтью и культурно значимого города Киркук в автономный регион », и« дали режиму право вето на любое курдское законодательство ». Барзани позволил истечь крайнему сроку, что спровоцировало вспышку Второй иракско-курдской войны в апреле. Хотя ЦРУ накопило «900 000 фунтов стрелкового оружия и боеприпасов, не относящихся к определенным категориям», чтобы подготовиться к этой непредвиденной ситуации, курды были в слабом положении из-за отсутствия у них зенитного и противотанкового оружия. Более того, советские советники внесли свой вклад в изменение тактики Ирака, что решительно изменило траекторию войны, позволив иракской армии, наконец, добиться устойчивых успехов против курдов там, где она потерпела неудачу в прошлом. Чтобы предотвратить крах курдского сопротивления, Киссинджер заключил сделку с Израилем о предоставлении курдам тяжелого вооружения на 28 миллионов долларов, но вся помощь внезапно прекратилась вскоре после того, как шах и Саддам обнялись на пресс-конференции. в Алжире 6 марта 1975 г.: Саддам согласился на уступку на границе водного пути Шатт-эль-Араб в обмен на прекращение «всякого подрывного проникновения с обеих сторон». Все более очевидное вмешательство Ирана, необходимое для предотвращения поражения курдов, включая присутствие иранских солдат, одетых в курдскую форму, которые участвовали в боях до 10 дней подряд, что повышает вероятность того, что дальнейшая эскалация может привести к «открытому война «между Ираном и Ираком - в сочетании с заверениями арабских лидеров, включая Садата, короля Хусейна и Алжира Хуари Бумедиена, что« Саддам Хусейн был готов вывести Ирак из [ ] Советская орбита, если Иран заберет [курдское восстание], которое вынудило их оказаться в объятиях Советов », - также помогло убедить шаха, что соглашение с Ираком было необходимо и желательно. После этого более 100000 курдов бежали в Иран, в то время как иракское правительство жестоко укрепило свой контроль над Иракским Курдистаном, уничтожив к 1978 году целых 1400 деревень, заключив 600000 курдов в лагеря для переселенцев и в конечном итоге развернув кампанию геноцида против курдов в 1988 году.

A утечка информации о расследовании Конгресса под руководством Отиса Пайка и статья в New York Times от 4 февраля 1976 года, написанная Уильямом Сафайр сильно повлияли на последующие исследования в области курдской интервенции. В результате широко распространено мнение, что официальные лица США подтолкнули Барзани к отказу от первоначального предложения иракского правительства об автономии, цинично согласились «продать» курдов по указанию шаха, отказались предоставить какую-либо гуманитарную помощь курдским беженцам и потерпели неудачу. чтобы ответить на «душераздирающее письмо», которое Барзани послал Киссинджеру 10 марта 1975 года, в котором он заявил: «Наше движение и люди уничтожаются невероятным образом, при этом все молчат». Фактически, рассекреченные документы показывают, что официальные лица США предостерегали Барзани от его предложения объявить автономию в одностороннем порядке, поскольку они знали, что это спровоцирует иракское правительство, даже несмотря на то, что достижение цели постоянного раздела Ирака и сохранения автономного курдского правительства потребует огромных ресурсов, несовместимых с правдоподобное отрицание. Однако Барзани никогда не смог бы принять «ослабленный закон об автономии» Ирака, поскольку он не соответствовал условиям мартовского соглашения и игнорировал невыполненные требования курдов. "Предательство" шаха ошеломило американских и израильских официальных лиц, а также его собственные советники; Киссинджер лично лоббировал шаха против достижения какого-либо соглашения с Ираком и поставил под сомнение логику «обмена ценным принудительным активом... на скромную уступку границы». США предоставили 1 миллион долларов помощи курдским беженцам, и 17 марта Киссинджер ответил на письмо Барзани: «Мы понимаем, что трудные решения, с которыми сейчас сталкивается курдский народ, вызывают у него глубокую боль. Мы испытываем огромное восхищение. за мужество и достоинство, с которыми эти люди столкнулись со многими испытаниями, и мы молимся за них ». Поскольку ни Иран, ни Турция не желали позволить использовать свою территорию для поддержки курдов, США и Израиль были вынуждены отказаться от своей помощи. По словам Гибсона, «Отчет Пайка игнорировал неудобную правду; неправильно приписывал цитаты; ложно обвинял Соединенные Штаты в том, что они не предоставляют курдам какой-либо гуманитарной помощи; и, наконец, утверждал, что Киссинджер не ответил на трагическую просьбу Барзани, хотя на самом деле он... Это не было «хрестоматийным случаем предательства и мошенничества», в который многие люди верили в докладе «Пайк» ». Гибсон признает, что участие США было корыстным и «продвигало интересы Америки в период холодной войны, хотя и не полностью за счет курдов». Йост Хильтерманн предлагает противоположный анализ: «Оправдание не должно оставаться безоговорочным. Киссинджер заботился о курдах только в той мере, в какой они могли быть использованы в преследовании интересов США, и он наверняка оставил бы их рано или поздно ».

1979

Давний офицер ЦРУ Джордж Кейв встретился с заместителем премьер-министра Ирана Аббасом Амир-Энтезамом и министром иностранных дел Эбрагимом Язди 15 октября 1979 года в рамках обмена разведданными, утвержденного Помощник государственного секретаря по делам Ближнего Востока Гарольд Х. Сондерс ; это предшествовало инициированию кризиса с заложниками в Иране 4 ноября. Кейв сказал Марку Дж. Гасиоровски, что он «предупредил лидеров Ирана о подготовке к вторжению в Ирак и рассказал им, как они могут контролировать эти приготовления. и таким образом предпринять шаги для противодействия им ". Однако, хотя Энтезам и Язди подтвердили отчет Кейва об этом брифинге, похоже, ни один из них не поделился этой информацией с другими иранскими официальными лицами, возможно, из опасения, что их отношения с офицером ЦРУ будут неправильно истолкованы. Во многом благодаря обширным пост- революционным чисткам своих вооруженных сил Иран был фактически совершенно не подготовлен к вторжению Ирака в Иран в сентябре 1980. Достоверность разведданных, подтверждающих предупреждение Кейва, и их значение в отношении утверждений о том, что США дали Саддаму «зеленый свет» для вторжения в Иран, были предметом споров. Гасиоровский утверждал, что «если бы иранские лидеры действовали на основании информации, представленной на брифингах Кейва... жестокая восьмилетняя [ирано-иракская война ], возможно, никогда бы не произошла».

1982

27 июля 1982 г. по указанию КНБ администрации Рейгана Томас Тветтен прибыл в Багдад, чтобы поделиться спутниковыми снимками ЦРУ передвижений иранских войск с Ирак Мухабарат. Это было «первое предоставление США разведывательной информации Ираку» во время ирано-иракской войны, и это вызвало недолгие споры о том, допустит ли Ирак присутствие ЦРУ в стране: глава Мухабарата Барзан Тикрити сказал Twetton чтобы «убраться к черту из Ирака», но иракская военная разведка - «уже пускавшая слюни и неоднократно заявлявшая, насколько это ценно», - впоследствии сообщила Тветтону, «мы продолжим изучать вашу информацию и оценим полезно ли оно нам в какой-либо мере ». Эта разведка, возможно, сыграла решающую роль в блокировании иранского вторжения в Ирак в 1982 году. По словам Тветтона: «Один из наших офицеров встретился с одним из офицеров иракской военной разведки в Курдистане около трех лет назад. Он сказал. что информация, которую мы им предоставили, имела решающее значение. Она предотвратила крах Ирака ».

1984

В 1984 году ЦРУ« установило официальную разведывательную связь »с Мухабаратом, которая обеспечила ЦРУ с информацией о террористических группах, включая организацию Абу Нидала. Однако произошла задержка между предоставлением ЦРУ разведывательной информации «Мухабарату» и получением и анализом этих разведданных иракскими военными, в результате чего по большей части они не были задействованы. Таким образом, ЦРУ в конечном итоге начало работать напрямую с иракской военной разведкой, тем самым лишив своего влияния на спонсируемый Ираком терроризм.

1991

ЦРУ предоставило разведывательную поддержку американским военным в операции Desert Shield и Operation Desert Storm.

Сага о Мохаммеде Абдулле Шавани "иллюстрирует малоизученную часть иракской истории - попытку ЦРУ мобилизовать иракских офицеров [против режима Хусейна]. В центре был Шахвани, суннитом из Мосула и харизматичным командиром, который заработал себе репутацию в 1984 году, совершив нападение с вертолета на иранские войска на вершине горы в Иракском Курдистане. Его популярность сделала его опасным для Саддама. Хусейна, и он был арестован и допрошен в 1989 году. Он бежал из страны в мае 1990 года, незадолго до вторжения Ирака в Кувейт ». В 1991 году Шахвани начал усилия по организации военного переворота с использованием бывших членов спецподразделений, которые Хусейн распустил.

1992
Карта ЦРУ 1992 года юго-восточного Ирака с нефтяными месторождениями, аэродромами и другими стратегическими объектами

После войны в Персидском заливе ЦРУ предприняло шаги, чтобы исправить недостатки, выявленные во время войны в Персидском заливе, и улучшить свою поддержку вооруженных сил США, начав улучшать связь с главным военным командованием США. В 1992 году ЦРУ создало Управление по военным вопросам (OMA) для расширения сотрудничества и увеличения потока информации между ЦРУ и военными. OMA подчиняется заместителю директора Центрального разведывательного управления по военной поддержке и укомплектовано сотрудниками ЦРУ из всех управлений и военным персоналом из всех служб.

По словам бывших сотрудников американской разведки, опрошенных The New York Times, ЦРУ косвенно поддерживало кампанию по разминированию и саботажу в период с 1992 по 1995 год в Ираке, проводимую повстанцами Иракского национального согласия во главе с Иядом Аллави. Кампания не имела очевидного эффекта в свержении правления Саддама Хусейна.

По словам бывшего офицера ЦРУ Роберта Баера, в то время различные повстанческие группы пытались свергнуть Хусейна. Нет никаких публичных записей о кампании ЦРУ, и бывшие официальные лица США заявили, что их воспоминания во многих случаях были отрывочными, а в некоторых случаях противоречивыми. «Но невозможно подтвердить, действительно ли в результате взрывов погибло какое-либо гражданское население, потому что, как сказал бывший сотрудник ЦРУ, у Соединенных Штатов тогда не было серьезных разведывательных источников в Ираке». В 1996 году Амнех аль-Хадами, который назвал себя главным изготовителем бомб для Иракского национального соглашения, записал видеокассету, на которой он рассказывал о кампании бомбардировок и жаловался, что ему не хватает денег и предметов снабжения. Два бывших офицера разведки подтвердили существование видеозаписи. Г-н Хадами сказал, что «мы взорвали машину и должны были получить 2000 долларов», но получили только 1000 долларов, как сообщила в 1997 году британская газета The Independent, которая получила копию видеозаписи. Кампанией руководил актив ЦРУ доктор Ияд Аллави, позже назначенный временным премьер-министром возглавляемой США коалицией, вторгшейся в Ирак в 2003 году.

1993

ЦРУ финансировало курдские организации. создать новое курдское разведывательное управление в Ираке под названием Асаеш (по-курдски для «безопасности»).

1994

После того, как Саддам был Свергнутый в 2003 году, источники в США и Ираке представили отчет о неудачной стратегии свержения Саддама путем государственного переворота в 1990-х годах, попытки, которая, как сообщается, известна в ЦРУ под криптонимом «DBACHILLES».

Согласно The Вашингтон Пост, ЦРУ назначило нового главу своего ближневосточного отдела Стивена Рихтера, который предположил, что значительная часть иракской армии может поддержать переворот. Группа встретилась с генералом Мохаммедом Абдуллой Шавани, бывшим командующим иракским спецназом, и туркменом из Мосула. Пока ЦРУ разрабатывало свои планы, британцы призвали агентство связаться с опытным иракским эмигрантом по имени Айяд Алави, который возглавлял сеть действующих и бывших иракских офицеров и боевиков партии Баас, известных как wifaq, арабское слово, означающее «доверие».

1996

ЦРУ участвовало в неудавшемся перевороте 1996 года против Саддама Хусейна.

Чалаби был убежден, что план военного переворота был скомпрометирован, и в марте 1996 года отправился в Вашингтон, чтобы встретиться с новым директором ЦРУ, Джоном Дойчем, и его заместителем Джорджем Тенетом.. Он сказал им, что иракцы захватили египетского курьера, который нес спутниковый телефон Inmarsat сыновьям Шавани в Багдаде. Когда чиновников ЦРУ это не убедило, Чалаби пошел к своему другу Ричарду Перлу. Говорят, что Перл позвонил Тенету и призвал сторонний комитет рассмотреть ситуацию в Ираке.

Но план переворота был осуществлен. ДБАЧИЛЛЕС удалось связаться с рядом высокопоставленных иракских офицеров, но он был скомпрометирован и потерпел поражение в июне 1996 года. 26 июня иракцы начали арестовывать заговорщиков. По меньшей мере 200 офицеров были схвачены и более 80 казнены, включая сыновей Шавани. По сообщениям, высшие должностные лица ЦРУ обвинили Чалаби в разоблачении заговора, и с тех пор взаимные обвинения не прекращаются.

В продолжение заговора государственного переворота, в преддверии и во время вторжения, и Алави, и Шавани сыграли важную роль в усилиях США и Великобритании по поощрению иракских офицеров сдаться или дезертировать. Так не вышло. Иракские военные не отступили и не сдались, они просто пошли домой.

2002

ЦРУ Подразделение специальной деятельности военизированные группы были первыми группами, прибывшими в Ирак в июле 2002 года. Оказавшись на земле, они подготовили поле боя для последующего прибытия американских войск. Команды SAD затем объединились с спецназом армии США (в команде, которая называется «Северный Иракский элемент связи» или NILE). Эта команда организовала курдский пешмерга для последующего вторжения под руководством США. Они объединились, чтобы победить Ансар аль-Ислам, союзника Аль-Каиды. Если бы эта битва не была столь успешной, как она была, в последующем нападении на армию Саддама за американскими / курдскими силами стояла бы значительная вражеская сила. Американская сторона выполнялась офицерами полувоенных операций из SAD / SOG, а группы 10-й группы специального назначения.

SAD армии также проводили специальные разведывательные миссии с высокой степенью риска за иракскими линиями для выявления целей высшего руководства. Эти миссии привели к первым ударам по Саддаму Хусейну и его ключевым генералам. Хотя первоначальный удар по Хусейну не привел к убийству диктатора, он фактически лишил его способности командовать и контролировать свои силы. Другие удары по ключевым генералам были успешными и значительно снизили способность командования реагировать и маневрировать против сил вторжения под руководством США.

Член НАТО Турция отказалась позволить использовать свою территорию 4-й пехотной дивизии армии США. для вторжения. В результате объединенные группы САД, спецназа армии США и курдская пешмерга составляли единую северную силу против армии Саддама во время вторжения. Благодаря их усилиям 1-й и 5-й корпуса иракской армии оставались на месте для защиты от курдов, а не для борьбы с силами коалиции, идущими с юга. Эти объединенные специальные операции США и курдские силы нанесли сокрушительный удар по армии Саддама, что стало крупным военным успехом, подобным победе над талибами в Афганистане. Четыре члена группы SAD / SOG получили от ЦРУ редкую Звезду разведки за свои «героические действия».

2003

США разведывательные данные об иракском оружии массового уничтожения (ОМУ) были в центре пристального внимания США. В последовательных хронологических записях говорится о сопротивлении в Ираке.

Ричард Керр, 32-летний ветеран ЦРУ, три года проработавший заместителем директора по разведке, был уполномочен провести обзор анализа агентством заявлений иракского оружия массового уничтожения и подготовил серию отчетов, один из которых несекретный. Керр сказал журналисту Роберту Дрейфусу, что аналитики ЦРУ были напуганы администрацией Буша, заявив: «Многие аналитики считали, что на них оказывали давление, чтобы они пришли к определенным выводам…. Я разговаривал со многими людьми, которые говорили:« Было много всего. повторяющихся вопросов. Нас снова и снова просили оправдать то, что мы говорим ». Конечно, были люди, которые чувствовали, что их вытесняют за пределы имеющихся у них доказательств ". В интервью 26 января 2006 г. Керр признал, что это привело к открытому антагонизму между некоторыми в ЦРУ и Белым домом Буша, сказав: «Было больше утечек и обсуждений вне того, что я считаю подходящим уровнем, чем я». я когда-либо видел раньше. И я думаю, что отсутствие дисциплины - это реальная проблема. Я не думаю, что разведывательная организация может выступить против политики или политиков. Я думаю, что это не сработает, и она победила не выдерживают.

Доказательства того, что Ирак имеет программу создания оружия массового уничтожения, включают информацию от сотрудника ЦРУ Валери Плейм, которая в газете The Washington Post от 14 июля 2003 г. колонка Роберта Новака, была публично идентифицирована как «агентство, работающее с оружием массового уничтожения». Муж Плейма, посол Джозеф К. Уилсон IV был отправлен ЦРУ в африканскую страну Нигер для расследования утверждений о том, что Ирак намеревался закупить у этой страны желтый кек урана, который был зарегистрирован в Обращение президента Джорджа Буша о положении страны в 2003 году в поддержку ведения превентивной войны против Ирака. См. Расследование Ирака 2007 г., чтобы узнать о последствиях этих заявлений и раскрытии информации о них.

Кеннет Поллак, бывший эксперт Совета национальной безопасности по Ираку, который в целом поддерживал использование силы для устранения Саддама Хусейна, сказал Сеймуру Хершу, что администрация Буша сделала

"... демонтировать существующий процесс фильтрации, который на протяжении пятидесяти лет не позволял политикам получать недостоверную информацию. Они создали дымоходы, чтобы получать информацию, которую они хотели, напрямую высшему руководству... У них всегда была информация чтобы подтвердить свои публичные заявления, но часто это была очень плохая информация », - сказал Поллак.

Некоторая информация, использованная для оправдания вторжения США в Ирак, поступила от дискредитированного информатора под кодовым именем « Curveball « ЦРУ, которое ложно утверждало, что работал инженером-химиком на заводе, который производил мобильные лаборатории биологического оружия в рамках иракской программы оружия массового уничтожения. Несмотря на предупреждения ЦРУ от Федеральной разведки Германии Сервис относительно подлинности его утверждений, они были включены в обращение президента Буша о положении страны в 2003 году и последующее представление Колина Пауэлла Совету Безопасности ООН.

Захват Саддам Хусейн

Миссия, в ходе которой был захвачен Саддам Хусейн, называлась «Операция Красный Рассвет ». Она была спланирована и осуществлена ​​силами Delta Force JSOC и группами SAD / SOG (вместе называвшимися Оперативная группа 121 ). В операции в конечном итоге приняли участие около 600 солдат из 1-й бригады 4-й пехотной дивизии. Войска специальных операций, вероятно, насчитывали около 40 человек. солдаты 4-й пехотной дивизии, но ЦРУ и JSOC w это движущая сила. «На самом деле именно оперативная группа 121 вытащила Саддама из ямы», - сказал Роберт Эндрюс, бывший заместитель помощника министра обороны по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности. «Им больше нельзя отказывать в их роли».

2004

В 2004 году отсутствие оружия массового уничтожения, продолжающееся вооруженное сопротивление американской военной оккупации Ирака и широко воспринимаемое необходимость в систематическом обзоре соответствующих ролей ЦРУ, ФБР и Управления военной разведки.

9 июля 2004 г. Отчет Сената о довоенной разведке по Ираку из Комитета по разведке Сената сообщил, что ЦРУ преувеличило предполагаемую опасность, которую представляет оружие массового уничтожения в Ираке, обвинение, которое в значительной степени не подкреплено

Новые формы иракской разведки

В феврале 2004 года в феврале 2004 года была создана новая Иракская национальная разведывательная служба, или ИНИС, «как несектантская сила, которая будет набирать своих офицеров и агенты всех религиозных общин Ирака. Его глава, генерал Мохаммед Шахвани, является суннитом из Мосула. Он женат на шиите, а его заместитель - К. urd. Шахвани, командующий иракскими спецподразделениями во время ирано-иракской войны, более десяти лет тесно сотрудничал с ЦРУ - сначала в попытке свергнуть Саддама Хусейна, а затем в попытке создать эффективную разведывательную организацию ».

Существует конкурирующая разведывательная служба «Министерство безопасности», созданная в прошлом году под руководством Ширвана аль-Ваэли. Он бывший полковник иракской армии, служивший в Насирии при старом режиме. Сообщается, что он прошел подготовку в Иране и поддерживает регулярные контакты с иранскими и сирийскими разведчиками в Багдаде. Его служба, как и организация Шахвани, насчитывает около 5000 офицеров ".

ЦРУ надеялось, что ИНИС Шахвани может стать эффективной национальной силой и сдерживающим фактором для иранского вмешательства. Чтобы провести эффективные операции против иранцев, Шахвани завербовал начальник иранского отделения Мухабарата времен Саддама Хусейна. Это заставило иранцев и их шиитских союзников нервничать.

В 2004 году оперативники Шахвани обнаружили, что у иранцев был расстрельный список, составленный из старой ведомости министерства обороны. в котором были указаны имена и домашние адреса старших офицеров, служивших при прежнем режиме. Сам Шахвани был среди тех, кого иранцы убили. На сегодняшний день около 140 офицеров ИНИС были убиты.

Хотя многие в правительстве Малики относятся к Шахвани с подозрением, его сторонники говорят, что он пытался оставаться независимым от межконфессиональных боев в Ираке. Он предоставил разведывательные данные, которые привели к захвату нескольких высокопоставленных албанцев. - Боевики Каиды, согласно источникам в США, а также регулярные разведывательные данные о суннитском мятеже. Несколько месяцев назад Шахвани сообщил Малики о заговоре с целью убийства телохранителя, который тайно работал на лидера шиитского ополчения Моктаду ас-Садра. Служба Шахвани раскрыла аналогичный заговор с целью убийства заместителя премьер-министра Ирака Бархама Салиха, курда.

Планы государственного переворота Шахвани потерпели неудачу в июне 1996 года, когда Мухабарат убил 85 его боевиков, включая трех его сыновей. Но он продолжал строить заговоры в течение следующих семи лет, и накануне американского вторжения в марте 2003 года Шахвани и его сторонники из ЦРУ все еще надеялись организовать восстание среди иракских военных. Секретная иракская сеть Шахвани была известна как «77 Альфа», а позже как «Скорпионы».

Пентагон настороженно относился к плану иракского восстания, поэтому он был отложен, но Шахвани призвал свою сеть в иракских вооруженных силах не воевать - в ожидании, что с солдатами будут хорошо обращаться после победы Америки. Затем в мае 2003 года было принято катастрофическое решение Л. Пол Бремер и Временная администрация коалиции распустили иракскую армию и сократили ее оплату. Остальное, как говорится, уже история.

Вместо одной хорошей разведки, которая ему нужна, у Ирака сегодня две - одна проиранская, другая антииранская. Это показатель того, где находится страна: между враждующими сектами и враждующими соседями, с союзником-сверхдержавой, который, кажется, не может помочь своим друзьям или остановить своих врагов.

Абу-Грейб

Также в 2004 году, Появились сообщения о пытках и жестоком обращении с заключенными в Абу-Грейбе. В последующем расследовании, проведенном MG Антонио Тагуба, он заявил: «Я считаю, что это противоречит положению AR 190-8 и выводам, содержащимся в отчете MG Ryder, следователей военной разведки (MI) и другого правительства США. Следователи агентства (ОГА) активно просили охранников депутата создать физические и психологические условия для благоприятного допроса свидетелей ». OGA - это распространенный эвфемизм для ЦРУ. Кроме того, "различные места содержания под стражей, находящиеся в ведении 800-й бригады МП, обычно содержат лиц, приведенных к ним другими правительственными учреждениями (ОГА), без учета их, зная их личности или даже причину их задержания. Объединенный центр допросов и допросов (JIDC) в Абу-Граибе назвал этих задержанных «задержанными-призраками». По крайней мере, в одном случае 320-й батальон полицейского управления в Абу-Граибе удерживал горстку «задержанных-призраков» (6–8) для сотрудников ОГВ, которых они перемещали в пределах учреждения. скрыть их от посещающей исследовательской группы Международного комитета Красного Креста (МККК). Этот маневр был обманчивым, противоречащим армейской доктрине и нарушением международного права ».

В тюрьме Абу-Грейб, умер заключенный по имени Манадель аль-Джамади.

2006

Тайлер Драмхеллер, 26-летний ветеран ЦРУ и бывший руководитель секретных операций в Европе, рассказал Корреспондент CBS News 60 Minutes Эд Брэдли в интервью 23 апреля 2006 г. как широко распространенное недоверие в агентстве к публичным заявлениям администрации Буша относительно иракского оружия массового уничтожения. По словам Драмхеллера, ЦРУ проникло в ближайшее окружение Саддама Хусейна осенью 2002 года, и этот высокопоставленный источник сообщил ЦРУ, что «у них не было активной программы оружия массового уничтожения». Отвечая на вопрос Брэдли об очевидном противоречии с заявлениями администрации Буша относительно иракского ОМУ в то время, Драмхеллер сказал: «Политика была определена. Приближалась война в Ираке.. »

2007

По состоянию на июнь 2007 года« Шахвани сейчас находится в Соединенных Штатах. Если он не получит заверений в поддержке со стороны правительства Малики, он, скорее всего, уйдет в отставку, что подорвет INIS. в суматоху и может привести к ее краху.

Расследования 2007 года

Раскрытие секретной личности миссис Уилсон, которая тогда еще засекречивалась ЦРУ как "Валери Плейм", привело к расследованию большим жюри и последующее обвинение и осуждение бывшего главы администрации вице-президента Чейни, Льюиса Либби, по обвинению в лжесвидетельстве, воспрепятствовании правосудию и даче ложных показаний в федеральные следователи.

"Всплеск"

Военизированные подразделения ЦРУ продолжали объединяться с й JSOC в Ираке, и в 2007 году это сочетание создало смертоносную силу, которая, как многие считают, оказала большое влияние на успех "Всплеска ". Они сделали это, убив или взяв в плен многих ключевых лидеров «Аль-Каиды» в Ираке. В интервью CBS 60 Minutes, обладатель Пулитцеровской премии журналист Боб Вудворд описал новые возможности специальных операций, которые позволили добиться этого успеха. Эта возможность была разработана совместными группами ЦРУ и JSOC. Несколько высокопоставленных официальных лиц США заявили, что «совместные усилия военизированных формирований JSOC и ЦРУ были наиболее значительным фактором, способствовавшим разгрому« Аль-Каиды »в Ираке».

26 октября 2008 г., SAD / SOG и JSOC провела операцию в Сирии, направленную на «сеть материально-технического снабжения иностранных боевиков », направившую боевиков «Аль-Каиды» в Ирак (см. 2008 г., рейд на Абу Камаль ). Источник в США сообщил CBS News, что "лидер иностранных боевиков, офицер Аль-Каиды стал целью воскресного трансграничного рейда". Он сказал, что атака была успешной, но не сказал, был ли убит офицер Аль-Каиды. Fox News позже сообщал, что Абу Гадия, «старший координатор Аль-Каиды, действующий в Сирии», был погиб в результате нападения. The New York Times сообщила, что во время рейда американские войска убили несколько вооруженных мужчин, которые «представляли угрозу».

См. также
Ссылки
Библиография
  • Гибсон, Брайан Р. (2015). Продано? Внешняя политика США, Ирак, курды и холодная война. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-48711-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Citino, Натан Дж. (2017) ". Народный суд ». Представление арабского будущего: модернизация американо-арабских отношений, 1945–1967. Cambridge University Press. ISBN 9781108107556. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-13 11:01:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте