Разрядка

редактировать
Леонид Брежнев (слева) и Ричард Никсон (справа) во время визита Брежнева в Вашингтон в июне 1973 года, Округ Колумбия, высшая точка разрядки между Соединенными Штатами и Советским Союзом

Барак Обама и Рауль Кастро на пресс-конференции в Гаване, Куба, в марте 2016 года Дональд Трамп и Ким Чен Ын на саммите в Ханое, Вьетнам, в феврале 2019 г.

Détente (французское произношение:, французское : «расслабление») - это ослабление натянутые отношения, особенно политические, вербальным общением. Этот термин в дипломатии появился примерно в 1912 году, когда Франция и Германия безуспешно пытались снизить напряженность.

Чаще всего этот термин используется для обозначения фазы холодной войны. Это была политика ослабления напряженности между Советским Союзом и Западом, которую продвигали Ричард Никсон, Генри Киссинджер и Леонид Брежнев в период с 1969 по 1974 год. Когда Соединенные Штаты продемонстрировали слабость наверху, которая вынудила Никсона покинуть свой пост, Брежнев использовал возможность для расширения советского влияния. Советское вторжение в Афганистан в 1979 году окончательно положило конец любым разговорам о разрядке. Этот термин также используется для обозначения кубинской оттепели, в результате которой Куба и Соединенные Штаты восстановили дипломатические отношения друг с другом в 2015 году.

Этот термин чаще всего используется для обозначения периода общего ослабления геополитической напряженности между Советским Союзом и Соединенными Штатами, что явилось явным уменьшением Холодная война. Он начался в 1969 году как ключевой элемент внешней политики президента США Ричарда Никсона, чтобы избежать ядерной эскалации. Администрация Никсона способствовала расширению диалога с советским правительством, включая регулярные встречи на высшем уровне и переговоры по контролю над вооружениями и другим двусторонним соглашениям. В русском разрядка была известна как разрядка (разрядка), что в широком смысле означает «снятие напряжения».

Содержание

  • 1 Краткое изложение разрядки времен холодной войны
  • 2 Встречи на высшем уровне и соглашения
  • 3 Конец войны во Вьетнаме
  • 4 Переговоры об ограничении стратегических вооружений
  • 5 Рукопожатие между кораблем "Аполлон" и Союзом в космосе
  • 6 Продолжающиеся конфликты
  • 7 Холодная война разгорается в 1979 году
  • 8 Кубинская оттепель
  • 9 См. Также
  • 10 Источники
  • 11 Источники

Краткое изложение разрядки холодной войны

Период характеризовалось подписанием таких договоров, как SALT I и Хельсинкские соглашения. Другой договор, SALT II, обсуждался, но так и не ратифицирован США. Среди историков до сих пор продолжаются споры о том, насколько успешным был период разрядки для достижения мира.

После кубинского ракетного кризиса в 1962 году обе сверхдержавы согласились установить прямую горячую линию между Вашингтоном и Вашингтоном. Округ Колумбия и Москва. Так называемый красный телефон позволял лидерам обеих стран быстро общаться друг с другом в критические моменты и снижать вероятность перерастания кризисов в глобальную войну в будущем.

Американо-советская разрядка была представлена ​​как прикладное продолжение этого мышления. ОСВ-2 в конце 1970-х годов продолжила работу в рамках переговоров ОСВ-1, обеспечив дальнейшее сокращение вооружений Советским Союзом и США. Хельсинкские соглашения, в которых Советы обещали предоставить свободные выборы в Европе, были названы большой уступкой для обеспечения мира Советами.

Разрядка закончилась после советской интервенции в Афганистан, которая привела к бойкоту Соединенными Штатами Олимпиады 1980 года, проведенной в Москве. Избрание Рональда Рейгана президентом в 1980, в значительной степени основанное на кампании по борьбе с разрядкой, ознаменовало завершение разрядки и возврат к напряженности времен холодной войны. На своей первой пресс-конференции Рейган сказал: «Разрядка - это улица с односторонним движением, которую Советский Союз использовал для достижения своих целей». Отношения продолжали портиться с беспорядками в Польше, окончанием переговоров по ОСВ-2 и учениями НАТО в 1983, последние из которых поставили сверхдержавы почти на грань. ядерной войны.

Саммиты и договоры

Премьер-министр СССР Алексей Косыгин (спереди) рядом с президентом США Линдоном Джонсоном (сзади) во время Глассборо Конференция на высшем уровне

Самым очевидным проявлением разрядки была серия встреч на высшем уровне между лидерами обеих сверхдержав и заключение договоров, которые стали результатом этих встреч. В начале 1960-х, еще до разрядки напряженности, 5 августа 1963 г. был подписан Договор о частичном запрещении ядерных испытаний. Позже в том же десятилетии Договор по космосу января 1967 года и июль 1968 года Договор о нераспространении ядерного оружия был двумя из первых строительных блоков разрядки. Первые договоры подписывались по всему миру.

Когда Никсон пришел к власти в 1969 году, было подписано несколько важных договоров о разрядке. Политический консультативный комитет Варшавского договора направил предложение США и остальному Западу, в котором содержался призыв к проведению саммита по «безопасности и сотрудничеству в Европе». Запад согласился, и переговоры об ограничении стратегических вооружений начались с фактического ограничения ядерных возможностей обеих сверхдержав, что в конечном итоге привело к подписанию договора ОСВ-1 в 1972 году. Он ограничивал ядерные арсеналы каждой державы, но был быстро устарели в результате разработки MIRV. Также в 1972 году были заключены Конвенция о биологическом оружии и Договор по противоракетной обороне, и в том же году начались переговоры по ОСВ II. Вашингтонский саммит 1973 года способствовал дальнейшему развитию двусторонних и международных отношений посредством обсуждения дипломатического сотрудничества и продолжения обсуждения ограничений на ядерное оружие

Брежнев, однако, намеревался использовать период ослабления напряженности для подготовиться к советскому экспансионизму в своих выступлениях в начале периода на Политбюро в 1980-х.

В 1975 году (СБСЕ) в Европе встретились и выработали Хельсинкские соглашения, широкий ряд соглашений по экономическим, политическим и вопросам прав человека. СБСЕ было инициировано Советским Союзом и включало 35 государств по всей Европе. Одним из наиболее распространенных и обсуждаемых вопросов после конференции была проблема нарушения прав человека в Советском Союзе. Советская Конституция прямо нарушила Декларацию прав человека Организации Объединенных Наций, и этот вопрос стал заметной точкой разделения между Соединенными Штатами и Советским Союзом.

Администрация Картера поддерживала правозащитные группы внутри Советского Союза, и Леонид Брежнев обвинил США во вмешательстве во внутренние дела других стран. Это вызвало интенсивную дискуссию о том, могут ли другие страны вмешиваться, если основные права человека, такие как свобода слова и религии, нарушаются. Основные разногласия между сверхдержавами, демократией и однопартийным государством, не позволяли урегулировать этот вопрос. Более того, Советы продолжили защищать свою внутреннюю политику в области прав человека, нападая на американскую поддержку Южной Африки, Чили и других стран, которые, как известно, нарушали многие из тех же прав человека.

В июле 1975 года испытательный проект "Аполлон-Союз" стал первым международным космическим полетом; три американских астронавта и два советских космонавта пристыковали свои космические корабли и провели совместные эксперименты. Миссии предшествовали пять лет политических переговоров и технического сотрудничества, включая обмен американскими и советскими инженерами между космическими центрами обеих стран.

Торговые отношения между обоими блоками существенно расширились в эпоху разрядки. Наиболее значительными были огромные партии зерна, которые ежегодно отправлялись с Запада в Советский Союз и помогали восполнить неудачу колхоза, советского коллектива. фермы.

В то же время Поправка Джексона-Вэника, подписанная в федеральном законе США президентом США Джеральдом Фордом 3 января 1975 года после единогласное голосование обеих палат Конгресса США было направлено на усиление торговых отношений между американцами и Советским Союзом. Он связал торговлю США с улучшением прав человека в Советском Союзе, в частности, разрешив отказникам эмигрировать. Он также добавил к статусу наиболее благоприятствуемой нации положение о том, что ни одна страна, сопротивляющаяся эмиграции, не может получить этот статус, что позволило связать геополитику с правами человека.

Конец войны во Вьетнаме

Никсон и его советник по национальной безопасности, Генри Киссинджер в начале 1970-х годов двинулись в сторону разрядки отношений с Советским Союзом. Взамен они надеялись на помощь Советского Союза в том, чтобы США выбрались из Вьетнама или покинули его. Затем люди начали замечать сознательность, с которой начали действовать политики США.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений

Два человека в костюмах сидят, каждый подписывает документ перед ними. За ними стоят шесть человек, один в военной форме. Президент США Джеральд Форд встречается с советским премьер-министром Леонидом Брежневым подписать совместное коммюнике по договору ОСВ во время Владивостокского саммита в ноябре 1974 года.

Никсон и Брежнев подписали договор по ПРО в Москве 26 мая 1972 г., а также Временное соглашение (ОСВ-I), которое временно ограничило количество стратегических вооружений (РГЧ, БРПЛ и МБР). Это было демонстрацией военной разрядки, так как началось распространение ядерных баллистических вооружений.

Целью Никсона и Киссинджера было использование контроля над вооружениями для продвижения гораздо более широкой политики разрядки, которая могла бы позволить решение других неотложных проблем с помощью того, что Никсон назвал «увязкой». Дэвид Тал утверждал:

Таким образом, связь между ограничениями стратегических вооружений и нерешенными проблемами, такими как Ближний Восток, Берлин и, прежде всего, Вьетнам, стала центральной в политике разрядки Никсона и Киссинджера. За счет использования связей они надеялись изменить характер и курс внешней политики США, включая политику США в области ядерного разоружения и контроля над вооружениями, и отделить их от политики предшественников Никсона. Они также намеревались посредством установления связей сделать политику США по контролю над вооружениями частью разрядки... Его политика увязок фактически провалилась. Он потерпел неудачу главным образом потому, что он был основан на ошибочных предположениях и ложных предпосылках, главная из которых заключалась в том, что Советский Союз хотел соглашения об ограничении стратегических вооружений гораздо больше, чем Соединенные Штаты.

Рукопожатие "Аполлон-Союз" в космосе

Пять членов экипажа ASTP сидят вокруг миниатюрной модели своего космического корабля. Экипаж "Аполлон-Союз" в 1975 году

Ярким примером события, способствовавшего разрядке, было рукопожатие, которое произошло в космосе. В июле 1975 года был осуществлен первый советско-американский совместный космический полет Проект "Аполлон-Союз". Его основной целью было создание международной системы стыковки, которая позволила бы двум различным космическим кораблям выйти на орбиту. Это позволило бы обоим экипажам на борту совместно заниматься исследованием космоса. Этот проект положил конец космической гонке, которая началась в 1957 году с запуска Спутника-1 и позволила значительно снизить напряженность между американцами и Советским Союзом.

Продолжающиеся конфликты

По мере ослабления прямых отношений между обеими сверхдержавами продолжалось усиление напряженности через их доверенных лиц, особенно в Третьем мире. Конфликты в Южной Азии и Ближнем Востоке в 1973 году привели к тому, что Советский Союз и США поддержали своих суррогатов, например, в Афганистане, с помощью военных материалов и дипломатической позиции. В Латинской Америке США продолжали блокировать любые левые электоральные сдвиги в регионе, поддерживая непопулярные правые и жестокие военные диктатуры. Между тем, в регионе также было много коммунистических или левых партизан ; США утверждали, что их поддерживают Советский Союз и Куба.

. В течение большей части раннего периода разрядки война во Вьетнаме продолжала бушевать. Обе стороны по-прежнему не доверяли друг другу, и вероятность ядерной войны оставалась постоянной.

Обе стороны продолжали нацеливать тысячи ядерных боеголовок на межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) на города друг друга, поддерживая подводные лодки с ядерным оружием большой дальности (баллистические ракеты с подводных лодок или БРПЛ) в мировом океане, поддерживая постоянную боевую готовность сотен самолетов с ядерным вооружением и охраняя спорные границы в Корее и Европе с большие сухопутные войска. Шпионаж оставался приоритетом, и перебежчики, разведывательные спутники и перехватчики сигналов измеряли намерения друг друга в попытке получить стратегическое преимущество.

Холодная война вспыхивает в 1979 г.

Советское вторжение в Афганистан в 1979 г. для поддержки борющегося просоветского режима привело к резкой критике и бойкоту Летние Олимпийские игры 1980 года, проходившие в Москве. Президент США Джимми Картер увеличил бюджет Министерства обороны США и открыл офис финансовой помощи Пакистан Президент Мухаммад Зия-уль-Хак, который, в свою очередь, субсидируемые антисоветские моджахеды бойцы в Афганистане.

Другим фактором, способствовавшим снижению популярности разрядки как желательной политики США, было соперничество между службами между Государственный департамент США и Государственный департамент обороны. С 1973 по 1977 год следует упомянуть трех секретарей: Эллиот Ричардсон, Джеймс Шлезингер и Дональд Рамсфелд. Время, когда Шлезингер был министром обороны, был отмечен крайне плохими отношениями с Киссинджером, одним из самых видных сторонников разрядки в США. Их плохие рабочие отношения переросли в их профессиональные отношения, поэтому политические конфликты будут происходить все чаще. В конечном итоге они привели к увольнению Шлезингера в 1975 году. Однако его сменивший Рамсфельд разделил неприязнь Шлезинджера к Киссинджеру.

В результате политические конфликты между государством и министерствами обороны продолжались. Рамсфелд считал, что Киссинджер слишком доволен растущей силой Советского Союза. Хотя Рамсфелд в значительной степени согласился с оценкой Киссинджера о том, что Соединенные Штаты обладают превосходящей военной мощью по сравнению с Советским Союзом, он утверждал, что общественный оптимизм Киссинджера помешает Конгрессу предоставить Министерству обороны средства, которые, по мнению Рамсфелда, необходимы для поддержания благоприятного разрыва между США и Советы. Рамсфелд в ответ регулярно представлял более панический взгляд на превосходящую силу Советов, что, по его мнению, убедило Конгресс увеличить военные расходы.

Президент США Рейган и Советский генеральный секретарь Горбачев в 1985 году

В ответ на удушающую хватку влияния Киссинджера в администрациях Никсона и Форда и последующее снижение влияния министерства обороны на внешнюю политику Ричардсон, Шлезинджер и Рамсфельд использовали растущую антипатию в США. чтобы Советский Союз подорвал попытки Киссинджера достичь всеобъемлющего договора о сокращении вооружений. Это помогло изобразить всю идею разрядки как несостоятельную политику.

На президентских выборах 1980 года Рональд Рейган был избран на платформе против уступок разрядке. В результате переговоры по ОСВ II были прекращены. Однако в последние годы президентства Рейгана он и советский генеральный секретарь Михаил Горбачев проводили политику, которая считалась разрядкой.

Однако администрация Рейгана говорил о "выигрышной" ядерной войне и руководил созданием Стратегической оборонной инициативы и политики стран третьего мира по финансированию нерегулярных и полувоенных отрядов смерти в Центральная Америка, Африка к югу от Сахары, Камбоджа и Афганистан.

Кубинская оттепель

17 декабря 2014 г., США Президент Барак Обама и президент Кубы Рауль Кастро объявили о начале восстановления дипломатических отношений между Кубой и Соединенными Штатами. Соглашение о реставрации было тайно заключено в предыдущие месяцы при содействии Папы Франциска и в основном принималось канадским правительством, у которого в то время были более теплые отношения с Кубой. Встречи проводились как в Канаде, так и в Ватикане. Соглашение предусматривает снятие некоторых ограничений на поездки в США, уменьшение ограничений на денежные переводы, доступ банков США к кубинской финансовой системе и возобновление работы посольства США в Гаване и посольства Кубы в Вашингтоне, которые закрылись в 1961 году после разрыв дипломатических отношений в результате союза Кубы с Советским Союзом. 14 апреля 2015 года администрация Обамы объявила об исключении Кубы из списка государственных спонсоров терроризма. 29 мая 2015 года Куба была официально исключена из списка. 20 июля 2015 года кубинские и американские секции интересов в Вашингтоне и Гаване были преобразованы в посольства. 24 марта 2016 года Обама стал первым президентом США, посетившим Кубу с 1928 года.

Однако в 2017 году Дональд Трамп, сменивший Обаму, поскольку президент США заявил, что он «отменяет "администрация Обамы имеет дело с Кубой, а также заявляет, что новое соглашение может быть согласовано между правительствами Кубы и США.

См. Также

Найдите détente в Wiktionary, бесплатном словаре.

Источники

Источники

  • Bell, Coral (1977). Дипломатия разрядки: эпоха Киссинджера. Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-21122-6.
  • Боукер, Майк; Уильямс, Фил (1988). Разрядка сверхдержав: переоценка. Публикации SAGE. ISBN 978-0-8039-8041-9.
  • Дейгл, Крейг (2012). Пределы разрядки: Соединенные Штаты, Советский Союз и арабо-израильский конфликт, 1969–1973. Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-18334-4.
  • Гэддис, Джон Льюис (2006). Холодная война: новая история. Книги пингвинов. ISBN 978-0-14-303827-6.
  • Гартофф, Раймонд Л. (1985). Разрядка и конфронтация: американо-советские отношения от Никсона до Рейгана. Институт Брукингса. ISBN 978-0-8157-3043-9.
  • Джексон, Гален (2020). «Кто убил разрядку? Сверхдержавы и холодная война на Ближнем Востоке, 1969–77». Международная безопасность. MIT Press - Журналы. 44 (3): 129–162. doi : 10.1162 / isec_a_00369. ISSN 0162-2889. S2CID 209892087.
  • Лапеннал, Иво (1977). Права человека: советская теория и практика, Хельсинки и международное право. Eastern Press. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Литвак, Роберт С. (1986). Разрядка и доктрина Никсона: американская внешняя политика и стремление к стабильности, 1969–1976. Архив CUP. ISBN 978-0-521-33834-9.
  • Макадамс, А. Джеймс (19 декабря 1985 г.). Восточная Германия и разрядка: создание власти после стены. Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-26835-6.
  • Ричард Родс (2008). Arsenals of Folly: The Making of the Nuclear Arms Race. Knopf Doubleday Publishing Group. ISBN 978-0-375-71394-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Сури, Джереми (2003). Власть и протест: глобальная революция и Rise of Detente. Harvard University Press. ISBN 978-0-674-01031-4.
  • Sarotte, ME (2001). Detenting with the Devil: East Germany, Détente, and Ostpolitik, 1969–1973. Univ of North Carolina Press. ISBN 978-0-8078-4915-6.
Последняя правка сделана 2021-05-18 07:50:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте