Ось железной дороги Берлин – Палермо (немецкий : Eisenbahnachse Berlin – Palermo, итальянский : Asse ferroviario Berlino-Palermo) является проектом № 1 трансъевропейского холма . -скоростная железнодорожная сеть (TEN -R), которая включает создание линии высокоскоростной железной дороги протяженностью 2200 км (1400 миль) между Берлином и Палермо. Он обозначен как одно из основных транспортных звеньев, соединяющих Центральную и Южную Европу, с отслеживанием через Германию, Австрию и Италию..
Из Берлина линия будет идти в Центрально-немецкий столичный регион в Галле / Лейпциг, в Эрфурт и в Южная Германия в Нюрнберге, Ингольштадте и Мюнхене. Пересекая границу с Австрией, он продолжит путь через государство Тироль вдоль Куфштайн, Вёргль и столицу Инсбрук. Он войдет в итальянский Южный Тироль, пройдя Franzensfeste и Больцано, пройдёт через Северо-Восточную Италию через Верону и Болонья через Центральную Италию вдоль Флоренции и Рим и до Южной Италии в Неаполе и, наконец, переправится в Мессина и Палермо на Сицилия.
Коридор начинается в Berlin Hauptbahnhof, открытом в 2006 году и проходит через реконструированную Anhalt Railway (вверх в Биттерфельд ) и железная дорога Дессау – Лейпциг в Лейпциг Хауптбанхоф. Линия продолжится до Erfurt Hauptbahnhof на высокоскоростной железной дороге Эрфурт – Лейпциг / Галле, которая открылась в декабре 2015 года. Аналогичным образом, южное продолжение этого маршрута вдоль Высокоскоростная железная дорога Нюрнберг – Эрфурт открылась в декабре 2017 года.
В настоящее время услуга предоставляется посредством опрокидывающихся поездов ICE T, курсирующих на участках Лейпциг – Гроскорбета железная дорога, Тюрингенская железная дорога и извилистая Заальская железная дорога через станцию Jena Paradies в обход Эрфурта на пути из Лейпцига в Нюрнберг Хауптбанхоф. От станции Заальфельд они пересекают Реннштайг хребет Франконского леса по железной дороге Лейпциг – Пробцелла и Франконской лесной железной дороге. и продолжайте движение по железной дороге Бамберг-Хоф (от Хохштадт - Марктцойльн ) и железной дороге Нюрнберг-Бамберг
Далее до на юг коридор проходит через линию высокоскоростной железной дороги Нюрнберг-Мюнхен, открытую в 2006 году, до München Hauptbahnhof, проходящую Ingolstadt Hauptbahnhof. Следующий участок железной дороги Мюнхен – Розенхайм уже модернизирован до четырехколейной до станции Графинг, чтобы разделить магистральное и пригородное движение. Наконец, железная дорога Розенхайм-Куфштайн проходит до австрийской границы и станции Куфштайн.
Сердце австрийского участка - Железная дорога Новой Лоуэр-Инн-Вэлли через регион Тирольский Унтерленд. В частности, участок между Wörgl и Baumkirchen является самой загруженной линией всей сети TEN, что является результатом австрийского национального движения восток-запад и международного разделения трафика север-юг. та же линия. Самый большой участок от Кундль до Баумкирхена уже завершен и находится в эксплуатации с декабря 2012 года. Более короткий участок между Кундлем и Куфштайном (или Бранненбургом в Баварии ), включая объездную дорогу Вёргля. Поезда австрийского участка смогут развивать скорость до 250 километров в час (160 миль в час).
На железнодорожном узле Баумкирхена новые высокоскоростные повороты соединяются с объездной дорогой Инсбрука, включая туннель долины Инн (нем. Inntaltunnel), который уже используется грузовыми поездами, но все еще нуждается в будет модернизирован для пассажиров и соединен с существующей железнодорожной линией Лоуэр-Инн-Вэлли для поездов, следующих в Инсбрук Хауптбанхоф. Туннель в долине реки Инн соединится напрямую с будущим туннелем базы Бреннер (итал. : Galleria di base del Brennero) в обход существующей железной дороги Бреннера через Альпийский водораздел до южного портала на Franzensfeste в Южном Тироле, Италия. Строительство основного ствола на австрийской стороне началось 19 марта 2015 года. Объединенные туннели долины Инн и базы Бреннер станут самым длинным железнодорожным туннелем в мире (62,8 км (39,0 миль)).
От южного портала туннеля базы Бреннер на Франценфесте, модернизация 189 км (117 миль) Планируется протяженный участок железной дороги Бреннера до Вероны Порта Нуова, минуя Бриксен и Больцано / Больцано.
. В течение нескольких высокоскоростных железных дорог В рамках проектов в Италии :
В последние десятилетия Мессинский пролив Мост в Сицилию предлагался несколько раз. В 2003 году итальянский кабинет Берлускони II объявил о строительстве комбинированного железнодорожного / автомобильного моста протяженностью 3,3 км (2,1 мили). Проект был остановлен постановлением Палаты депутатов в октябре 2006 г., был возобновлен после переизбрания Берлускони в 2008 г. и снова прекращен в марте 2013 г. На материке - модернизация 400- километр (250 миль) Линия Салерно – Реджо-Калабрия также предлагается для увеличения скорости и пропускной способности. На Сицилии проводится значительная модернизация 230-километровой (140 миль) железнодорожной линии от Мессины до Palermo Centrale.
20 июля 2005 года Европейский Союз назначил координаторов пяти крупных трансъевропейских железнодорожных транспортных проектов для ускорения реализации этих проектов. Он назначил бельгийца Карела Ван Миерта координировать железнодорожный коридор Берлин-Палермо, которого после его смерти в июне 2009 года сменил ирландец Пэт Кокс.