Трансъевропейские сети (TEN ) были созданы Европейским Союзом статьями 154-156 Римского договора (1957), с заявленными целями создания внутреннего рынка и укрепления экономической и социальной сплоченности. Для различных сторонников этой политики не имело смысла говорить о большом рынке ЕС с свободой передвижения внутри него товаров, людей и услуг, если только различные регионы и национальные сети, составляющие этот рынок, не были правильно связаны современной и эффективной инфраструктурой. Строительство трансъевропейских сетей также рассматривалось как важный элемент экономического роста и создания рабочих мест.
Договор об учреждении Европейского сообщества первым предоставил правовую основу для TEN. Согласно условиям главы XV Договора (статьи 154, 155 и 156), Европейский Союз должен стремиться содействовать развитию трансъевропейских сетей как ключевого элемента для создания внутреннего рынка и укрепления экономических и социальных Сплоченность. Это развитие включает в себя взаимосвязь и функциональную совместимость национальных сетей, а также доступ к таким сетям.
В соответствии с этими целями Европейская комиссия разработала руководящие принципы, охватывающие цели, приоритеты, определение проектов, представляющих общий интерес, и широкие направления мер для трех заинтересованных секторов (транспорт, энергетика и телекоммуникации).). Европейский парламент и Совет одобрили эти руководящие принципы после консультаций с Комитетом по экономическим и социальным вопросам и Комитетом регионов.
Многие проекты общие интересы извлекли выгоду из финансовой поддержки бюджета Европейского Союза через бюджетную строку TEN, а также Структурные фонды и Фонд сплочения. Европейский инвестиционный банк также внес большой вклад в финансирование этих проектов за счет займов.
Соглашение определяло три класса сетей: