Aprilis или mensis Aprilis (апрель ) был четвертым месяцем древнего римского календаря, следующего за Мартий (март ) и предшествующий Майус (май ). В древнейшем римском календаре, который начинался с марта, Априлис был вторым из десяти месяцев в году. У апреля было 30 дней в календарях Римской республики, причем день был добавлен к месяцу во время реформы в середине 40-х годов до нашей эры, которая произвела юлианский календарь.
Апрель был отмечен серией фестивалей, посвященных аспектам сельской жизни, так как это был напряженный месяц для фермеров. По мере того как Рим становился более урбанизированным, значение некоторых церемоний увеличивалось, в частности Parilia, архаичного пастырского праздника, который отмечается как «день рождения» (dies natalis ) или день основания Рима. Месяц, как правило, был посвящен божествам женского пола или неоднозначного пола, начиная с Праздника Венеры Календ.
Римляне считали, что название Aprilis произошло от слова aperio, aperire, apertus, глагола, означающего «открывать». Fasti Praenestini предлагает расширенное объяснение, что «фрукты, цветы, животные, моря и земли действительно открываются».
Некоторые антиквары, а также Овидий в его стихотворении по римскому календарю предлагают альтернативное происхождение от Афродиты, Греческий аналог из Венера, праздник которой начался в этом месяце. Апру может быть образован от предполагаемой этрусской формы имени, которая будет Апродита, но у этрусков месяц назывался Кабреас. Некоторые современные лингвисты выводят Aprilis от этрусского Ampile или Amphile, основываясь на средневековом глоссе, предполагая происхождение от фессалийского названия месяца Африос. Также было предложено индоевропейское происхождение, связанное с санскритом áparah и латинским alter, «другим из двух», со ссылкой на его первоначальное положение как на второй месяц года. Варрон и Цинций оба отвергают связь этого имени с Афродитой, и общепринятое римское происхождение от aperio может быть правильным.
В последние годы Во время правления Нерона, Сенат кратко переименовал Апреля Нерония в его честь.
Альманах фермеров (menologia rustica ) соглашаются с тем, что Венера - в римской религии богиня садов - была божеством-покровителем апреля, и что овцы должны были быть очищены (овес люстратур ). В своем трактате о сельском хозяйстве Варрон перечисляет такие обязанности, как прополка сельскохозяйственных культур, рыхление почвы, обрезка ив, ограждение лугов, посадка и обрезка оливок.
Вторая половина апреля принесла серию праздников. относящиеся к фермерской жизни:
Из них Фордицидия и Робигалия, вероятно, были самыми древними. Уильям Вард Фаулер, чья работа начала 20-го века о римских праздниках остается стандартной ссылкой, утверждал, что фордицидиа была «несомненно одним из старейших жертвенных обрядов в римской религии». Вторая половина апреля была посвящена играм (ludi ) в честь Цереры, богини зерна, которая, как считалось, имела власть над ростом и жизненным циклом. В конце месяца начались игры Флоры, богини цветущих растений, внесенной Варроном в список двенадцати основных сельскохозяйственных божеств.
Римляне не нумеровали дни месяца последовательно с 1-го по последний день. Вместо этого они отсчитывали от трех фиксированных точек месяца: Nones (5-е или 7-е), Ides (13-е или 15-е) и Календы <78.>(1-го числа) следующего месяца. Ноны апреля были 5-го, а Иды - 13-го числа. Последний день апреля приходился на Приди Календас Майас, «день перед майскими календами». Римский счет был включительно ; 9 апреля было ante diem V Idūs Aprilis, «5-й день перед апрельскими идами», обычно сокращенно a.d. V Ид. Апр (или с опущением а.о.); 23 апреля был IX кал. Mai., «9-й день перед майскими календарями» по юлианскому календарю (VIII Kal. Mai. По доюлианскому календарю).
В календаре Римской республики и начала принципата каждый день отмечен буквой, обозначающей его религиозно законный статус. В апреле это были:
К концу 2 века нашей эры в сохранившихся календарях больше не отображаются дни, отмеченные этими буквами, вероятно, отчасти в результате календарных реформ, предпринятых Марком Аврелием. Дни также были отмечены числовыми буквами в циклах A B C D E F G H, чтобы отметить «рыночную неделю» (они опущены в таблице ниже).
A dies natalis была годовщиной основания или повторного посвящения храма, которую иногда называют «днем рождения» божества. В имперский период некоторые традиционные фестивали, проводившиеся в Риме, стали менее важными, а дни рождения и годовщины императора и его семьи получили известность как римские праздники. В календаре военных религиозных обрядов, известном как Feriale Duranum, жертвы, относящиеся к Имперскому культу, превосходят по численности более старые праздники. После середины I века нашей эры в календари добавляется ряд дат для зрелищ и игр (ludi ), проводимых в честь различных божеств в месте, называемом "" цирк "(ludi circenses). Фестивали, отмеченные большими буквами на сохранившихся фастах, представленные названиями фестивалей на столе заглавными буквами, считаются самыми древними праздниками, ставшими частью календаря до 509 г. до н.э.
Если не указано иное, даты и соблюдение в следующей таблице взяты из HH Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики (издательство Корнельского университета, 1981), стр. 96–115. После ид приведены даты по юлианскому календарю; в скобках отмечена доюлианская дата фестивалей, когда в апреле было на один день меньше.
Современная. дата | Римская дата | статус | Памятные даты |
---|---|---|---|
1 апреля | Kalendae Aprilis | F | • Veneralia для Венеры и Фортуны Вирилис |
2 | объявление IV Нет. Апрель | F | |
3 | III Нет. Апрель | C | • dies natalis для Храма Квирина, с цирковыми играми (после середины I века нашей эры) |
4 | pridie Nonas Aprilis. (сокращенно prid. Non. Apr.) | C | * Ludi Megalenses («Игры для Великой Матери ») начало |
5 | Nonae Aprilis | N | • умирает наталис из Храма. • Ludi Megalenses продолжается |
6 | VIII Мне бы. Апрель | N | • Ludi Megalenses, продолжение |
7 | VII Id. Апрель | N | • Продолжение Ludi Megalenses |
8 | VI Id. Апрель | N | • dies natalis для Храма Кастора и Поллукса (после середины I века нашей эры). • Ludi Megalenses продолжаются |
9 | V Id. Апрель | N | • Продолжение Ludi Megalenses |
10 | IV Id. Апрель | N | • умирает Наталис из Храма Великой Идеской Матери на Палатинском холме ; Ludi Megalenses заключает |
11 | III Id. Апр. | N | • умирает наталис обожествленного Септимия Северуса, с цирковыми играми |
12 | pridie Idūs Aprilis. (сокращенно prid. Id. Apr.) ' | N | • Ludi Cereri («Игры для Цереры ») начало |
13 | Идус Априлис | NP | • ежемесячные Feriae Iovis, шествие и жертвоприношение барана Юпитеру (Юпитеру) на arx. • dies natalis Храма Юпитера Виктора и Храма Юпитера Освободителя. • Люди Церей продолжение |
14 | XVIII Кал. Май. | N | • Ludi Cerei продолжение. • мольба к Виктории Августе в память о первой победе, достигнутой Августом (на Feriale Cumanum, 4 –14 г. н.э.) |
15 | XVII Кал. Май. | NP | • FORDICIDIA (XVI кал. Май. По доюлианскому календарю). • Ludi Cerei продолжение |
16 | XVI кал. Май. | N | • Ludi Cerei, продолжение. • мольба к Felicitas Imperii в ознаменование дня, когда Август впервые был назван imperator (Feriale Cumanum) |
17 | XV Kal. Май. | N | • Люди Церей продолжение |
18 | XIV Кал. Май. | N | • Люди Церей продолжение |
19 | XIII Кал. Mai. | NP | • CERIALIA в честь Цереры, Liber и Libera (XII Kal. Mai. По доюлианскому календарю); Ludi Cerei заключает |
20 | XII Kal. Май. | N | |
21 | XI Кал. Mai. | NP | • ПАРИЛИЯ (X Kal. Mai. По доюлианскому календарю). • Roma condita, отмечается цирковыми играми после середины I века нашей эры |
22 | X Kal. Май. | N | |
23 | IX Кал. Mai. | F | • VINALIA в честь Венеры Erycina (VIII Kal. Mai. По доюлианскому календарю) |
24 | VIII Kal. Май. | C | |
25 | VII Kal. Май. | NP | • РОБИГАЛИЯ (VI Kal. Mai. По доюлианскому календарю). • Серапия, Имперский праздник с истоками в I веке нашей эры |
26 | VI Kal. Май. | C | • умирает наталис Марка Аврелия, с цирковыми играми |
27 | V Kal. Mai. | C | |
28 | IV Kal. Май. | C | • Луди Флора, начало Игр Флоры (27 апреля по доюлианскому календарю) |
29 | III Кал. Май. | C | |
30 | прид. Kal. Май. | C |