Амир Хусрау | |
---|---|
Амир Хусроу учит своих учеников в миниатюре из рукописи Меджлиса аль-Ушшака Хусейн Байкара. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Аб'ул Хасан Ямин уд-Дин Кохусрау |
Дата рождения | 1253. Патияли, Султанат Дели (ныне Уттар-Прадеш, Индия ) |
Умер | октябрь 1325 г. (71–72 года). Дели, Делийский султанат |
Жанры | Газаль, Каввали, Рубаи, Тарана |
Род занятий | Суфий, певец, поэт, композитор, писатель, ученый |
Абу'л Хасан Ямин уд-Дин Хусрау (урду : ابو الحسن یمین الدین خسرو) (1253–1325), более известный как Амир Хусро Дехлави (также известный как «Амир Хусро امیر خسرو») был суфийским певцом, поэтом и ученым из Индии.. Он был знаковой фигурой в истории культуры Индийского субконтинента. Он был м. истик и духовный ученик Низамуддина Аулия из Дели, Индия. Он писал стихи в основном на персидском, но также и на хиндави. Ему часто приписывают словарный запас в стихах, тхалик бари, содержащий арабские, персидские и хиндавские термины. Хусрау иногда называют «голосом Индии» или «попугаем Индии» (Тути-э-Хинд), и его называют «отцом литературы на урду."
. Хусрау считается« отцом каввали "(религиозная форма пения суфиев на Индийском субконтиненте) и представил стиль песни газель в Индии, которые до сих пор широко распространены в Индии и Пакистане. Хусров был знатоком многих стилей персидской поэзии, которые развивались в средневековой Персии, от Хакани касидас до хамсы Низами. 11 метрических схем с 35 отдельными разделами. Он писал во многих формах стихов, включая газель, маснави, ката, рубай, до-баити и таркиб-банд. Его вклад в развитие газели был значительным.
Александр Визиты Мудрец Платон, из хамсы Амира ХусрауАмир Хусрау родился в 1253 году в Патияли, Касганджский район, в современном Уттар-Прадеше, Индии, на территории тогдашнего Делийского султаната, сын Амира Саифа уд-Дина Махмуда, человека Тюркское происхождение и коренная индусская мать. Амир Хусров был суннитом мусульманином. Амир Саиф уд-Дин Махмуд родился в лачинском племени Трансоксании, а сами принадлежали к кара-китайскому набору тюркских племен. Он вырос в Кеш, маленьком городке недалеко от Самарканда на территории нынешнего Узбекистана. Когда он был молодым человеком, регион был разграблен и опустошен вторжением Чингисхана в Среднюю Азию, и большая часть населения бежала в другие страны, Индия была излюбленным местом назначения.. Группа семей, в том числе семья Амира Саифа уд-Дина, покинула Кеш и направилась в Балх (ныне на севере Афганистана), который был относительно безопасным местом; отсюда они отправили посольства султану далекого Дели в поисках убежища и помощи. Это было предоставлено, и группа отправилась в Дели. Султан Шамс уд-Дин Илтутмиш, правитель Дели, сам был турком, как и они; действительно, он вырос в том же регионе Средней Азии и в своей прежней жизни испытал несколько схожие обстоятельства. Это было причиной, по которой группа обратилась к нему в первую очередь. Илтутмиш не только приветствовал беженцев к своему двору, но также предоставил некоторым из них высокие должности и земельные владения. В 1230 году амир Саиф уд-Дин получил вотчину в районе Патияли.
Амир Саиф уд-Дин женился на Биби Даулатназ, дочери Равата Арза, индуистского дворянина и военного министра Гияс уд-Дина Балбана, девятого султана Дели. Семья Даулатназ принадлежала к раджпутской общине современного Уттар-Прадеша.
Амир Саиф уд-Дин и Биби Даулатназ стали родителями четверых детей: трех сыновья (одним из которых был Хусров) и дочь. Амир Саиф уд-Дин Махмуд умер в 1260 году, когда Хусрову было всего восемь лет. Под влиянием своего отца он впитал ислам и суфизм в сочетании со знанием турецкого, персидского и арабского языков. Снова и снова в своих стихах, на протяжении всей жизни он утверждал, что он индийский турок (Turk-e-Hindustani). Любовь и восхищение Хосровом своей родиной прослеживаются в его творчестве. Персидский лирик Хафиз из Ширазуллы описал его как Тути-э-Хинд - поющую птицу Индии.
Хосров был умным ребенком. Он начал учиться и писать стихи в возрасте девяти лет. Его первый диван, Тухфат ус-Сигр (Дар детства), содержащий стихи, написанные между 16 и 18 годами, был составлен в 1271 году. В 1273 году, когда Хусрову было 20 лет, его дедушка, которому, как сообщается, было 113 лет, скончался.
После смерти деда Хосрова, Хосров присоединился к армии Малика Чаджжу, племянника правящего султана Гияс уд-Дина Балбана. Это привлекло его поэзию к вниманию Ассамблеи Королевского двора, где он был удостоен чести.
Насир уд-Дин Бугра Хан, второй сын Балбана, был приглашен послушать Хусрова. Он был впечатлен и стал покровителем Хусрова в 1276 году. В 1277 году Бугра-хан был назначен правителем Бенгалии, и Хусров посетил его в 1279 году, когда писал свой второй диван, Васт-уль-Хаят (Середина жизни). Затем Хусров вернулся в Дели. Старший сын Балбана, Хан Мухаммад (находившийся в Мултане ), прибыл в Дели и, услышав о Хусрове, пригласил его ко двору. Затем Хусров сопровождал его в Мултан в 1281 году. Мултан в то время был воротами в Индию и был центром знаний и обучения. Караваны ученых, торговцев и эмиссаров проходили через Мултан из Багдада, Аравии и Персии на пути в Дели. Хосров писал, что:
Я повязал пояс службы на талии и надел шапку товарищества еще на пять лет. Я придал воде Мултана блеск из океана своего ума и шуток.
9 марта 1285 года хан Мухаммад был убит в битве, сражаясь с монголами, вторгавшимися в султанат. Хусров написал две элегии в горе своей смерти. В 1287 году Хосров отправился в Авад вместе с другим своим покровителем, Амиром Али Хатимом. В возрасте восьмидесяти лет Балбан вызвал своего второго сына Бугра Хан обратно из Бенгалии, но Бугра Хан отказался. После смерти Балбана в 1287 году его внук Муиз уд-Дин Кайкабад, сын Бугра-хана, стал султаном Дели в возрасте 17 лет. Хосров оставался на службе в Кайкабаде в течение двух лет, с 1287 по 1288 год. В 1288 году Хосров закончил свой первый маснави, Киран ус-Са'дайн (Встреча двух благоприятных звезд), в котором Бугра-хан встретил своего сына Муиз уд-Дина Кайкабада после долгой вражды. После того, как в 1290 году Кайкабад перенес инсульт, дворяне назначили его трехлетнего сына Шамс уд-Дина Каюмарса султаном. Турко-афганец по имени Джалал уд-Дин Фируз Халджи затем двинулся на Дели, убил Кайкабада и стал султаном, положив конец династии мамлюков Делийского султаната и положив начало династии Халджи.
Джалал уд -Дин Фируз Халджи ценил поэзию и приглашал в свой двор многих поэтов. Хусров был почитаем и уважаем при своем дворе и получил титул «Амир». Он получил должность «мусхаф-дар». Придворная жизнь заставила Хусрова сосредоточиться на литературных произведениях. Газели Хусрова, которые он сочинял в быстрой последовательности, были положены на музыку, и каждую ночь перед султаном их пели поющие девушки. Хосров пишет о Джалал уд-Дине Фирузе:
Царь мира Джалал уд-Дин в награду за мою бесконечную боль, которую я испытал, сочиняя стихи, одарил меня невообразимым сокровищем богатства.
В 1290 году Хосров завершил свой второй маснави, Мифтах уль-Футух (Ключ к победам), в честь побед Джалал уд-Дина Фируза. В 1294 году Хосров завершил свой третий диван, Гуррат уль-Камаал (Наивысшее совершенство), который состоял из стихотворений, написанных в возрасте от 34 до 41 года.
Александр спускается в море от хамсы Амира Хусрау Дихлави, приписывается Муканде ок. 1597-98, Музей МетрополитенПосле того, как Джалал уд-Дин Фируз, Ала уд-Дин Халджи взошел на трон Дели в 1296 году. Хусров написал Хазаин уль-Футух (Сокровища Победы), где записаны строительные работы, войны и административные услуги Ала уд-Дина. Затем он составил кхамсу (квинтет) с пятью маснави, известную как Хамса-э-Хусрау (Хамса из Хосрау), завершив ее в 1298 году. Хамса подражала хамсе более раннего поэта персидских эпосов Низами Гянджеви. Первым маснави в хамсе был Матла уль-Анвар (Восходящее место огней), состоящий из 3310 стихов (завершенных за 15 дней) на этические и суфийские темы. Второй маснави, Хусрау-Ширин, состоял из 4000 стихов. Третий маснави, Лайла-Меджнун, был романтикой. Четвертым объемным маснави была «Айна-э-Сикандари», повествующая о подвигах Александра Великого в 4500 стихах. Пятым маснави был Хашт-Бихишт, который был основан на легендах о Бахраме V, пятнадцатом царе Сасанидской империи. Все эти произведения сделали Хосрова ведущим светилом в мире поэзии. Ала уд-Дин Халджи был очень доволен его работой и щедро наградил его. Когда родился сын Ала уд-Дина и его будущий преемник Кутб уд-Дин Мубарак Шах Халджи, Хусров составил гороскоп Мубарак Шаха Халджи, в котором были сделаны определенные предсказания. Этот гороскоп включен в маснави Сакьяна.
В 1300 году, когда Хусрову было 47 лет, его мать и брат умерли. Он написал эти строки в их честь:
Двойное сияние покинуло мою звезду в этом году. Ушли мой брат и моя мать,. Мои две полные луны зашли и перестали светить. За одну короткую неделю из-за этой моей неудачи.
Хосров воздал должное своей матери после ее смерти:
Где бы ни находили пыль с ваших ног, для меня это как реликвия рая.
В 1310 году Хосров стал учеником суфия святой ордена Чишти, Низамуддин Аулия. В 1315 году Хосров завершил романтический маснави Дюваль Рани - Хизр-хан (Дюваль-Рани и Хизр-хан) о браке Вагела принцессы Дюваль-Рани с Хизр-ханом, одним из Алауд. -Сыновья Дина Халджи.
После смерти Ала уд-Дина Халджи в 1316 году его сын Кутб уд-Дин Мубарак Шах Халджи стал султаном Дели. Хусров написал маснави о Мубарак-шахе Халджи под названием «Нух Сипихр» («Девять небес»), в котором описаны события правления Мубарак-шаха Халджи. Он разделил свои стихи на девять глав, каждая часть которых считается «небом». В третьей главе он написал яркий рассказ об Индии и ее окружающей среде, временах года, флоре и фауне, культурах, ученых и т. Д. Он написал еще одну книгу во время правления Мубарак-шаха Халджи под названием Иджаз-э-Хусрави (Чудеса Хосрау)., состоящий из пяти томов. В 1317 году Хосров составил Бакия-Накия (Остатки чистоты). В 1319 году он написал «Афзал уль-Фаваид» («Величайшее благословение»), прозу, в которой содержалось учение Низамуддина Аулии.
В 1320 году Мубарак Шах Халджи был убит Хусро-ханом, который положил конец династии Халджи и ненадолго стал султаном Дели. В том же году Хусро-хан был схвачен и обезглавлен Гияс ад-Дин Туглак, который стал султаном и положил начало династии Туглаков. В 1321 году Хусров начал писать исторический маснави под названием Туглак Нама (Книга Туглаков) о правлении Гият ад-Дина Туглака и других правителей Туглаков.
Хосров скончался в октябре 1325 года, через шесть месяцев после смерти Низамуддина Аулии. Гробница Хусрова находится рядом с могилой его духовного учителя в Низамуддин Дарга в Дели. «Нихаят уль-Камаал» («Зенит совершенства») был составлен, вероятно, за несколько недель до его смерти.
Популярная басня, вошедшая в науку, приписывает Хусрову следующий известный персидский стих:
Агар Фирдаус бар ру-йе замин аст,. Хамин аст о хамин аст о хамин аст.
По-английски: «Если есть рай на земле, то он, он, он, это». Считается, что этот стих был начертан на нескольких могольских структурах, предположительно со ссылкой на Кашмир, в частности на конкретное здание в Шалимарском саду в Сринагаре, Кашмир ( построенный во время правления императора Великих Моголов Джахангира).
Однако недавние исследования проследили, чтобы этот стих был гораздо более поздним, чем время Хосрау, и местом, довольно далеким от Кашмира. Историк Рана Сафви осмотрел все возможные постройки в Кашмирском саду и не обнаружил такой надписи, приписываемой Хосрову. По ее словам, стих был составлен Саадуллахом Ханом, ведущим дворянином и ученым при дворе наследника и сына Джахангира Шаха Джахана. Даже в народной памяти именно Джахангир первым повторил фразу, восхваляющую Кашмир
Хусрову приписывают слияние персидского, арабские, турецкие и индийские певческие традиции в конце 13 века, чтобы создать каввали, форму Суфийский религиозная песня. Хорошо акцентированный припев, подчеркивающий тему, и религиозный рефрен в сочетании с солистом, использующим витиеватый стиль быстрых таанов и сложных свара комбинаций, являются отличительными характеристиками каввали. Ученики Хусрова, которые специализировались на пении каввали, позже были классифицированы как каввалы (они пели только мусульманские религиозные песни) и калаванты (они пели мирские песни в стиле каввали).
Тарана и Триват также приписываются Хусрову. Музыковед и философ Джайдев Сингх сказал:
[Тарана] была полностью изобретением Хусрова. Тарана - персидское слово, означающее песню. Тиллана - искаженная форма этого слова. Правда, перед Хусровым был пример песен ниргит, в которых использовались шунк-акшары (бессмысленные слова) и пах-акшары (мнемонические слоги мриданга). Такие песни были в моде по крайней мере со времен Бхарата. Но вообще говоря, ниргиты использовали твердые согласные. Хосров внес два нововведения в этот вид вокальной музыки. Во-первых, он ввел в основном персидские слова с мягкими согласными. Во-вторых, он так расположил эти слова, что они несли какой-то смысл. Он также ввел несколько слов на хинди, чтобы дополнить смысл…. Только гений Хосрова мог расположить эти слова таким образом, чтобы придать им какой-то смысл. Композиторам после него это не удалось, и тарана стала такой же бессмысленной, как древний ниргит.
Считается, что Хусров изобрел стиль тарана во время своей попытки воспроизвести экспозицию Гопала Наика в раг Кадамбак. Хосров прятался и слушал Гопала Наика в течение шести дней, а на седьмой день он воспроизвел исполнение Наика, используя бессмысленные слова (мриданг болс ), создав таким образом стиль тарана.
Современные ученые, однако, быстро отвергают эту историю как городскую легенду. Одна из причин этого заключается в том, что Рага Кадамбак представляет собой настолько сложную композицию, что усвоить ее тонкости, просто слушая ее, практически невозможно.
Хусрову приписывают изобретение ситара. В то время в Индии существовало множество версий Veena. Он переименовал трехструнную Tritantri Veena в Sehtaar (персидский для трехструнной), которая в конечном итоге стала известна как ситар.
Амир Хусров был плодовитый классический поэт, связанный с королевскими дворами более семи правителей Делийского султаната. Он написал много шутливых загадок, песен и легенд, которые стали частью популярной культуры в Южной Азии. Его загадки - одна из самых популярных форм хиндавской поэзии сегодня. Это жанр, который включает двусмысленность или игру слов. Бесчисленные загадки поэта были переданы в устной традиции за последние семь веков. В своих литературных произведениях Хусров представляет собой одного из первых записанных индийских персонажей с истинно мультикультурной или плюралистической идентичностью. Музыканты приписывают Хосрову создание шести музыкальных стилей: каул, калбана, накш, гул, тарана и хьял, но для этого недостаточно доказательств.
Хосров писал преимущественно на персидском. Ему приписывают многие хиндустанские (исторически известные как хиндави) стихи, поскольку нет никаких свидетельств их сочинения Хусровым до XVIII века. Язык стихов хиндустани кажется относительно современным. Он также написал военную балладу на пенджаби. Кроме того, он говорил на арабском и санскрите. Его стихи до сих пор поют в суфийских святынях Индии и Пакистане.
Фильм 1978 года Джунун начинается с исполнения Аадж Рунг Хай Хосрова, и сюжет фильма рассматривает стихотворение как символ восстания.
Одно из стихотворений Хусро на Басант, Sakal bun phool rahi sarson, было цитируется в выпуске книги Саладина Ахмеда Великолепная мисс Марвел. Включение стихотворения, которое использовалось для иллюстрации ключевого момента в комиксе, вызвало похвалу в социальных сетях.
В Викицитатнике есть цитаты, относящиеся к: Амир Хусрау |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Амиром Хусровым. |