Хьял

редактировать

Хьял или Хаял - современный жанр классического пения на Индийском субконтиненте. Его название происходит от арабского / персидского слова, означающего «воображение».

Содержание

  • 1 Характеристики
  • 2 История
  • 3 Хялияс 20-го века
  • 4 Ссылки
  • 5 Библиография
  • 6 Внешние ссылки

Характеристики

Основания Хьяла сам по репертуару коротких песен (от двух до восьми строк); песня хьяла называется бандой. Каждый певец обычно воспроизводит один и тот же бандиш по-разному, только текст и рага остаются неизменными. Кхьял бандиш обычно состоит из варианта урду / хинди или иногда дари-варианта фарси, бходжпури, пенджаби, раджастхани или маратхи. Эти композиции охватывают различные темы, такие как романтическая или божественная любовь, восхваление королей или богов, времена года, рассвет и закат, а также шутки Кришны, и они могут иметь символизм и образы. Бандиш делится на две части - стхайи (или астхайи) и антара, причем первая считается более важной, поскольку показывает мелодические контуры раги. В стхайи часто используются ноты из нижней октавы и нижней половины средней октавы, в то время как антара поднимается до тоники верхней октавы и далее, прежде чем опускаться и снова связываться со стхайи. Певец использует композицию в качестве исходного материала для импровизации в сопровождении фисгармонии или согнутого струнного инструмента, например саранги или скрипка, играющая на мелодии певца, набор из двух ручных барабанов (табла ) и дрон на заднем плане. Роль аккомпаниатора, играющего на инструменте, создающем мелодию, заключается в обеспечении непрерывности, когда певец делает паузу для вдоха, используя небольшие вариации фраз певца или их частей. Хотя существует большое разнообразие ритмических паттернов, которые могут быть использованы перкуссионистами, в выступлениях кхьял обычно используются Ektaal, Jhoomra, Jhaptaal, Tilwada, Tintal, Rupak

В типичном исполнении хьяла используются две песни - бада хьял или великий хьял, в медленном темпе (виламбит лайя), составляет большую часть выступления, в то время как чхота хьял ( small khyal) в быстром темпе (drut laya), используется в качестве финала и обычно в той же раге, но в другом taal. Скорость постепенно увеличивается во время выступления. Песням иногда предшествует импровизированный alap для наброска базовой структуры раги без барабанного аккомпанемента; безмерному алапу отводится гораздо меньше места в хьяле, чем в дхрупаде.

Поскольку песни короткие, а выступления длинные (полчаса и более), тексты теряют свою важность и подчеркиваются абстрактные музыкальные ценности. Импровизация добавляется к песням разными способами: например, импровизация новых мелодий к словам, использование слогов песен для импровизации материала (,), пение сольфеджио (саргам ) или просто перемежающиеся фразы поется на гласных, обычно на гласных A, aakaar taans. Тааны - одна из главных отличительных черт хьяла. Время от времени певец возвращается к песне, особенно к ее первой строке, в качестве ориентира. Это повторение первой строки композиции дает кхьялу преимущество перед дхрупадом в том, что певец может временно скрыть структуру раги, а затем вернуться и воспроизвести ее снова. Помимо виламбита (медленного) и друта (быстрого) темпа, перформанс может включать в себя темпы ативиламбита (сверхмедленный), мадхья (средний темп) и ати-друт (сверхбыстрый). Такие формы песен, как тараны, тумри или таппы, иногда используются для завершения исполнения кхьяла.

История

Хьял популяризировали Ниямат Хан (известный под псевдонимом Садаранг ) и его племянник Фироз Хан (псевдоним Адаранг), оба музыканты при дворе. Мухаммад-шаха Рангиле (1719–1748). Кажется вероятным, что хьял уже существовал в то время, хотя, возможно, не в нынешнем виде.

Некоторые музыканты приписывают Амиру Хусрову создание шести музыкальных стилей: каул, калбана, накш, гул, тарана и хьял, но для этого недостаточно доказательств.

В произведениях Садаранга и Адаранга используется тема любовной поэзии урду. Кхьял этого периода также приобрел достоинство Дхрупада и манеру вины в ее скольжении или meend, плюс ряд музыкальных аланкаров, которые были включены в основную часть композиции.. Система гхарана возникла в результате стилистической обработки хьяла различными последующими поколениями музыкантов. В гхаранах есть разные стили представления кхьяла: насколько подчеркивать и как произносить слова композиции, когда петь стхай и антару, петь ли вначале безмерный алап, делать ли бол-алап или акар. -алап, какие импровизации использовать, какое значение придавать ритмическому аспекту и так далее.

С Индией, объединенной в страну из различных разбросанных княжеских штатов, с отменой королевских дворов и системой заминдари, а также с современными коммуникационными и записывающими технологиями, стилистические границы стали размытыми, и многие певцы сегодня учились у учителей из других стран. чем одна гхарана. Раньше это было необычно, и несколько десятилетий назад учителя запрещали ученикам даже слушать выступления других певцов гхараны, не позволяя им покупать пластинки или слушать радио. Сегодня, как всегда, от певца ожидается развитие индивидуального стиля, хотя и явно связанного с традициями.

Хялияс ХХ века

Известные хьялы ХХ века (вокалисты хьяла) включая, Амир Хан, Бхимсен Джоши, Гангубай Хангал, Хирабай Бародекар, Рошан Ара Бегум, Раджан Саджан Мишра, Кумар Гандхарва, Малликарджун Мансур, Д. В. Палускар, Файяз Хан, Шарафат Хуссейн Хан, Бад Гулам Али Хан, Кесарбай Керкар, Гулам Мустафа Хан, Могубай Курдикар, Кишори Амонкар, Насируддин Саами, Гулам Садик Хан, Малини Раджуркар, Гаджананрао Джоши, Назакат-Саламат Али Хан, Рашид Хан, Раджан и Саджан Мишра Улхас Кашалкар и. Многие из них, оставаясь прочно укорененными в традициях, придумывали свои собственные индивидуальные стили, часто заимствуя элементы из других гхаран.

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 08:01:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте