Аллан Хаузер

редактировать
Американский скульптор и художник
Аллан Хаузер
РодилсяАллан Капрон Хаузер. (1914 г. -06-30) 30 июня 1914 г.. около Апача, Оклахома
Умер22 августа 1994 (1994-08-22) (в возрасте 80). Санта-Фе, Нью-Мексико
НациональностьАпачи Чирикауа
ОбразованиеСтудия в Индейской школе Санта-Фе
ИзвестнаСкульптура, Живопись, Рисунок, Фрески

Аллан Капрон Хаузер или Хаозоус (30 июня 1914 - 22 августа 1994) был чирикауа Апач скульптор, художник и иллюстратор книг, родился в Оклахоме. Он был одним из самых известных коренных американцев художников и модернистов скульпторов 20 века.

Работы Хаузера можно найти в Смитсоновском музее американского искусства, Национальном музее американских индейцев, Национальной портретной галерее в Вашингтон, округ Колумбия, а также во многих крупных музейных собраниях Северной Америки, Европы и Японии. Кроме того, Священная трубка Хоузера выставлена ​​в Представительстве США при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Содержание
  • 1 Детские и школьные дни
  • 2 Начало карьеры
  • 3 Обучение
  • 4 Более поздние работы
  • 5 Рисунки
  • 6 Скульптуры
  • 7 Коллекции
  • 8 Наследие
  • 9 Экспонаты
  • 10 Источники
  • 11 Внешние ссылки
Детство и школьные годы

Родился в 1914 году в семье Сэма и Блоссома Хаозоус на семейной ферме недалеко от Апача, Оклахома и Форт Силл. Хаузер был первым членом своей семьи. из племени апачей Чирикауа Варм Спрингс, рожденного вне плена после капитуляции Джеронимо в 1886 году и заключения племени в тюрьму правительством США. Племя возглавлял в битве духовный лидер Джеронимо, который позже будет полагаться на своего внучатого племянника Сэма Хаозоуса, отца Аллана, в качестве своего переводчика.

В 1934 году Хаузер покинул Оклахому в возрасте 20 лет, чтобы учиться в художественной студии Дороти Данн в Индейской школе Санта-Фе в Санта-Фе., Нью-Мексико. Метод Данна поощрял работу по личной памяти, избегая техник перспективы или моделирования и стилизации иконографии коренных народов. Для последнего Хаузер сделал сотни рисунков и холстов в Санта-Фе и был одним из лучших учеников Данна, но он нашел программу слишком ограничивающей.

Ранняя карьера

В 1939 году Хаузер начал свою профессиональную карьеру, показывая свои работы на Нью-Йоркской всемирной выставке 1939 года и Международной выставке Golden Gate. Он получил свой первый крупный общественный заказ на роспись фресок в главном внутреннем здании в Вашингтоне, округ Колумбия. Он также был женат на Анне Марии Гальегос из Санта-Фе, его жене в течение 55 лет.

В 1940 году он получил еще одно поручение от Министерства внутренних дел США на роспись внутренних фресок в натуральную величину, а затем вернулся в Форт Силл, чтобы учиться. со шведским художником-монументалистом Олле Нордмарком, который вдохновил Хаузера исследовать скульптуру. В том же году он сделал свою первую резьбу по дереву.

Когда Вторая мировая война прервала жизнь и карьеру Хаузера, он перевез свою растущую семью в Лос-Анджелес, где нашел работу на верфях Лос-Анджелеса. Хаузер работал днем ​​и продолжал рисовать и лепить ночью, заводя друзей среди студентов и преподавателей Центра искусств Пасадены. Здесь он впервые познакомился с модернистскими скульптурными высказываниями таких художников, как Жан Арп, Константин Бранкузи и английский скульптор Генри Мур. Эти трое мужчин - вместе с английской скульптурой Барбарой Хепуорт, которая была среди первых скульпторов, поместивших скульптурные пустоты в твердые плоскости своих работ - оказали огромное влияние на Хаузера.

После Второй мировой войны Хаузер подал заявку на комиссию в Институт Хаскелла в Лоуренсе, Канзас. Хаскелл, школа-интернат для коренных американцев, потеряла многих выпускников из-за войны и хотела создать скульптурный памятник в их честь. Хотя Хаузер занимался резьбой по дереву с 1940 года, он никогда раньше не занимался скульптурой из камня. Он убедил жюри своими рисунками и своим убеждением и завершил монументальную работу «Товарищи в трауре» из белого каррарского мрамора в 1948 году. Она стала культовой работой как для художника, так и для искусства коренных американцев в целом..

Преподавание

В 1949 году Хаузер получил стипендию Гуггенхайма в области скульптуры и живописи, которая дала ему два года для работы в области искусства и по-прежнему обеспечивать растущую семью.

С 1952 по 1962 год Хаузер работал учителем рисования в Межгорной индийской школе в Бригам-Сити, штат Юта, которая в основном была школой-интернатом навахо. Годы Межгорья дали Хаузеру время учить, воспитывать семью и сосредоточиться на своей живописи. Там он написал сотни картин, экспериментируя с акварелью, маслом и другими материалами. Находясь в Межгорье, он также работал иллюстратором детских книг, предоставляя рисунки и картины для семи наименований, включая иллюстрированную биографию о жизни его дедушки Джеронимо.

В 1962 году Хаузеру предложили присоединиться к факультету новая школа искусств коренных американцев, Институт искусств американских индейцев. Он вернулся в Санта-Фе с семьей, чтобы возглавить отдел скульптуры института. Отлив свои первые бронзовые изделия в 1967 году, Хаузер также был учеником и учителем, привнося свою историю и идеи для студенческого контингента, собранного со всех уголков коренных жителей Америки. Он начал работать с иконографиями других племен, используя модернистские скульптурные влияния, чтобы выковать племенное и абстрактное в визуальный лексикон.

В начале 1970-х Хаузер продолжал преподавать в Институте и начал строгий производственно-выставочный цикл, благодаря которому стал хорошо известен. Как руководитель отдела скульптуры, он чувствовал себя обязанным работать в максимально возможном количестве скульптурных материалов, о чем свидетельствует его персональная выставка каменных, бронзовых и сварных стальных скульптур в Музее Херда в Фениксе, Аризона. в 1970 году. В следующем году Хаузер выставил картины и скульптуру в Художественном музее Филбрука в Талсе, а в 1973 году был награжден Золотой медалью в области скульптуры в Музее Херда. Выставка.

Выставки, награды и похвалы продолжаются. В 1975 году его попросили нарисовать официальный портрет бывшего министра внутренних дел США Стюарта Удалла. В том же году у него была персональная выставка в Губернаторской галерее Капитолия штата в Санта-Фе. Проработав тринадцать лет в IAIA, Хаузер оставил постоянное преподавание, чтобы посвятить себя скульптуре.

Более поздняя работа
«Легенды начинаются», бронза, в Аллард Холл Здание юридической школы в Ванкувере

Выход на пенсию Хаузера в 1975 году ознаменовал начало наиболее плодотворного этапа его карьеры. Со временем, материалами и семейным владением в южном округе Санта-Фе Хаузер отточил визуальный язык, который стал его художественным наследием. Соединив тематику коренных народов с абстрактными формами и скульптурными пустотами своих сверстников-модернистов, Хаузер поднял мантию как коренных американцев, так и модернизм на новый уровень, создав такие запоминающиеся образы, как ведущий певец, абстрактная танцовщица короны и мистик.

Хаузер также продолжал производить замечательные фигуративные изделия, в том числе бронзовую работу в натуральную величину «Семья апачей Чирикауа», посвященную в 1983 году в Центре племен апачей форта Силл в Апаче, штат Оклахома. Произведение почтило память его родителей, Сэма и Блоссома, и знаменует 70-ю годовщину освобождения военнопленных его племени из форта Силл.

Работа Хаузера была исследована в серии об американских индейских артистах для Public Broadcasting System (PBS). Среди других художников этой серии - Р. К. Горман, Хелен Хардин, Чарльз Лолома, Джозеф Лоневулф и Фриц Шолдер.

В 1985 году монументальная бронза Хаузера, Приношение Священной трубки было посвящено в представительстве США при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Год спустя он сделал бронзовый бюст Джеронимо в ознаменование столетней годовщины капитуляции апачей Чирикауа. Впоследствии слепок бюста был передан в Национальную портретную галерею, где находится в постоянной коллекции.

За последние пять лет Хаузер создал замечательное количество произведений и получил множество наград за работу всей своей жизни. В 1989 году он посвятил «Пока течет вода», монументальную бронзу, заказанную для Оклахома Капитолия штата в Оклахома-Сити. В 1991 году он подарил Смитсоновскому институту отливку бронзовой Священной стрелы дождя. Выступая перед Специальным комитетом Сената США по делам индейцев, он посвятил работу американским индейцам. А в 1992 году он стал первым коренным американцем, получившим Национальную медаль искусств, врученную на церемонии в Белом доме президентом Джорджем Бушем-старшим.

. В 1993 году Хаузер был удостоен чести открытия Арт-парка Аллана Хаузера в Институте искусств американских индейцев, а в 1994 году он вернулся в Вашингтон, округ Колумбия, в последний раз, чтобы вручить правительству США награду. Скульптура «Да будет мир», подарок, сказал он, «народу Соединенных Штатов из первых народов ». Подарок был принят первой леди Хиллари Клинтон для установки в резиденции вице-президента.

Рисунки

Первичные навыки Хаузера как рисовальщика очевидны в поразительном объеме рисованных работ, которые остались в Архиве Аллана Хаузера, расположенном в семейном комплексе Хаузеров и в саду скульптур на юге Санта-Клауса. Округ Фе, Нью-Мексико. Имея более 6000 оставленных изображений, можно проследить выдающиеся результаты и разнообразные предметы художника, который начал все свои творения, включая картины и скульптуры, с рукописного ввода.

Скульптуры

Хотя ранняя карьера Хаузера была отмечена его рисунками и картинами, именно в скульптуре он в конечном итоге стал всемирно известным художником. Начав в 1940 году с простой резьбы по дереву, Хаузер создал свое первое монументальное произведение из камня в 1949 году - культовую работу «Товарищи в трауре» в Институте Хаскелла в Лоуренсе, штат Канзас. Но пройдет немало времени, прежде чем у него появятся время и ресурсы, чтобы произвести показанные здесь замечательные изделия из бронзы.

Коллекции

Работы Аллана Хаузера можно найти в коллекциях по всему миру. Ниже представлен список выбора.

Наследие
Анна Гальегос Хаозоус, 2008 год Филлип Хаозоус, скульптор и сын Аллана Хаузера, 2008 г.

Аллан Хаузер умер в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, в возрасте восьмидесяти лет в августе 1994 года.

Ему повезло, что он был из тех художников, которые не нуждались в быть "обнаруженным" после его смерти, поскольку он наслаждался карьерой, в которой он смог делать это не только для собственного удовольствия, но и для благодарной публики.

После его смерти почести не прекращались. Среди них была установка 19 монументальных произведений искусства в Солт-Лейк-Сити во время Олимпийских игр 2002 года и ретроспектива 69 работ в Национальном музее американских индейцев в Вашингтон, округ Колумбия. в 2004–2005 гг. Выставка стала первой крупной выставкой нового музея, и ее просмотрели более трех миллионов человек.

Будучи учителем на протяжении большей части своей трудовой жизни, Аллан Хаузер также наслаждается наследием передачи своего руководства, терпения и навыков поколениям художников-индейцев, в том числе многих из тех, кто работал в IAIA, которые, в свою очередь,, передавая свои навыки другим поколениям.

После смерти Хаузера в 1994 году его наследие было передано членами семьи, в том числе его двумя сыновьями, добившимися успеха в качестве скульпторов, Филипом Хаозоусом и Бобом Хаозоусом, а также его внуком Сэмом Атакра Хаозоус, фотограф-экспериментатор. Некоммерческий фонд Аллана Хаузера занимается распространением имени Хаузер. Семья также поддерживает коммерческую галерею работ Аллана Хаузера в центре Санта-Фе и комплекс Аллана Хаузера, литейный цех и сад скульптур, расположенный к югу от Санта-Фе.

В 2018 году Хаузер стал одним из первых призывников. церемония введения в должность, проводимая Национальным залом славы коренных американцев.

Экспонаты

Работа Аллана Хаузера продолжает получать академическое и институциональное освещение. Его поместье работает с музеями, художественными галереями и общественными местами по всему миру на текущих выставках. На 2008 и 2009 годы запланированы выставки абстрактных и модернистских работ Хаузера в Grounds for Sculpture в Гамильтоне, Нью-Джерси (открытие в октябре 2008 года); двойная выставка его основных работ в Музее Херда и Ботаническом саду пустыни в Фениксе, штат Аризона, в ноябре 2009 года. В 2008 году Исторический центр Оклахомы провел крупную выставку «Непокоренные: Аллан Хаузер и наследие одна семья апачей », которая рассматривает три поколения семьи Хаозоус / Хаузер.

Основные коллекции работ Аллана Хаузера также можно найти в музеях по всему миру.

Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Алланом Хаузером.
Последняя правка сделана 2021-06-11 00:34:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте