Джеронимо

редактировать
Лидер бедонкохских апачей

Джеронимо
Гояале
Geronimo agn 1913.jpg Джеронимо с традиционным апачским луком и стрелами
Бедонкох Апачей лидер
ПредыдущийМангас Колорадас
Личные данные
Родился16 июня 1829 г.. Ариспе, Сонора, Мексика (на самом деле Турция Крик, Нью-Мексико )
Умер17 февраля 1909 (1909-02-17) (79 лет). Форт Силл, Оклахома, США
Место упокоенияКладбище военнопленных индейцев апачей, Форт Силл. 34 ° 41′49 ″ с.ш. 98 ° 22 ′ 13 ″ W / 34,696814 ° N 98,370387 ° W / 34,696814; -98,370387,
Супруг (ы)Алопе, Та-айз-слат, Чи-хеш-киш, Нана-та-ттит, Zi-yeh, She-gha, Shtsha-she, Ih-tedda и Azul
ДетиЧаппо, Дон-сай
Подпись

Хронология Джеронимо

Джеронимо (Мескалеро-Чирикауа : Гойяле Атабаскское произношение: «тот, кто зевает», 16 июня 182 г. 9 - 17 февраля 1909 г.) был видным лидером и знахаром из банды бедонкохе из племени апачей. С 1850 по 1886 год Джеронимо вместе с членами трех других банд апачей Чирикауа - Чихенде, Цоканенде и Недни - совершал многочисленные набеги, а также сражался против военных кампаний Мексики и США в северных штатах Мексики Чихуахуа и Сонора и на юго-западных американских территориях Нью-Мексико и Аризона. Рейды Джеронимо и связанные с ними боевые действия были частью длительного периода конфликта апачей и США, который начался с американского поселения на землях апачей после окончания войны с Мексикой в 1848.

Хотя Джеронимо хорошо известно, он не был вождем чирикауа или банды Бедонкохе. Однако, поскольку он был превосходным лидером в набегах и войнах, он часто возглавлял большое количество людей, помимо своих последователей. В любой момент он будет командовать от 30 до 50 апачей.

В последний период конфликта Джеронимо с 1876 по 1886 год он трижды «сдался» и принял жизнь в резервациях апачей в Аризоне. Жизнь в резервациях ограничивалась свободным перемещением народа апачей, и они возмущались ограничениями их обычного образа жизни.

В 1886 году, после интенсивного преследования американских войск в северной Мексике, последовавшего за третьим «прорывом» Джеронимо в 1885 году из резервации. "Джеронимо в последний раз сдался лейтенанту Чарльзу Бэру Гейтвуду, апачоговорящему выпускнику Вест-Пойнта, который несколько лет назад заслужил уважение Джеронимо. Позже Джеронимо был переведен к генералу Нельсону Майлзу в Каньон Скелет, к северу от мексикано-американской границы. Майлз относился к Джеронимо как к военнопленному и немедленно переместил Джеронимо сначала в Форт Боуи, затем на железную дорогу на станции Боуи, штат Аризона, куда он и еще 27 апачей были отправлены чтобы присоединиться к остальной части племени чирикауа, которое ранее было сослано в Флориду.

. Держа его в плену, Соединенные Штаты воспользовались славой Джеронимо среди неиндейцев, демонстрируя его на различных мероприятиях. Для Джеронимо это дало ему возможность немного заработать. В 1898 году, например, Geronimo выставлялся на Транс-Миссисипи и Международной выставке в Омахе, Небраска. После этой выставки он стал частым посетителем ярмарок, выставок и других общественных мероприятий. Он зарабатывал деньги, продавая свои фотографии, луки и стрелы, пуговицы на рубашке и даже шляпу. В 1905 году Индийский офис предоставил Джеронимо для инаугурационного парада президента Теодора Рузвельта. Позже в том же году индийское бюро доставило его в Техас, где он застрелил буйвола в ходе облавы, организованной 101 Ranch Real Wild West для Национальной редакционной ассоциации. Джеронимо сопровождали на мероприятие солдаты, так как он все еще был пленником. Учителя, которые были свидетелями постановочной охоты на буйволов, не знали, что люди Джеронимо не были охотниками на буйволов.

Он умер в госпитале Форт Силл в 1909 году в качестве военнопленного. Джеронимо похоронен на кладбище индейского агентства Форт-Силл среди могил родственников и других военнопленных апачей.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Ранние годы
    • 2.1 Религия
  • 3 Жизнь после резни в Кас-Ки-Йе
    • 3.1 Резня в Касас-Грандес
    • 3.2 Кампания Джеронимо
    • 3.3 Военнопленный
    • 3.4 Семья
    • 3.5 Смерть
  • 4 Заявление о краже черепа Джеронимо
  • 5 Военное использование
    • 5.1 Десантники
    • 5.2 Кодовое имя
  • 6 В массовой культуре
    • 6.1 Музыка
    • 6.2 Литература
    • 6.3 Комиксы
    • 6.4 Телевидение и радио
    • 6.5 Кино
    • 6.6 Видеоигры
  • 7 Ссылки
  • 8 Ведущие произведения и тексты
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Предпосылки

Apache - это собирательный термин для нескольких культурно связанных групп коренных американцев, родом из Юго-Запада США. Текущее разделение групп апачей включает западных апачей, чирикауа, мескалеро, хикарилла, липан и равнинных апачей (ранее кайова-апачи).

В течение десятилетий апачско-мексиканского и апачско-мексиканского конфликта, набеги стали неотъемлемой частью образа жизни апачей, использовавшегося не только в стратегических целях, но и также как экономическое предприятие, и часто набеги по экономическим причинам совпадали с военными. Рейды варьировались от кражи скота и другого грабежа до поимки и / или убийства жертв, иногда с применением пыток. Мексиканцы и американцы ответили ответными атаками на апачей, которые были не менее жестокими и очень редко ограничивались выявленными отдельными взрослыми врагами, как и набеги апачей. Набеги и возмездие разожгли пламя ожесточенной войны из мести, которая отражалась взад и вперед между апачами и мексиканцами, а позже и между апачами и американцами. С 1850 по 1886 год Джеронимо, как и другие лидеры апачей, совершал нападения, но Джеронимо руководствовалось желанием отомстить за убийство своей семьи (мексиканскими солдатами), и за это время он накопил рекорд жестокости, которому не было равных. любой из его современников. Его боевые способности, простирающиеся на 30 лет, составляют главную характеристику его личности.

Среди представителей племени чирикауа Джеронимо многие испытывали к нему смешанные чувства. Хотя его уважали как умелого и эффективного лидера в набегах или войнах, он выглядел не очень симпатичным и не пользовался большой популярностью среди других апачей. Это произошло в первую очередь потому, что он отказался уступить требованиям американского правительства, что заставило некоторых апачей опасаться реакции Америки на индийский национализм Джеронимо. Тем не менее, люди апачей трепетали перед "способностями" Джеронимо, которые он им неоднократно демонстрировал. Эти силы указали другим апачам, что Джеронимо обладал сверхъестественными способностями, которые он мог использовать во благо или во зло. По свидетельствам очевидцев других апачей, Джеронимо мог узнавать о далеких событиях, когда они происходили, и он был в состоянии предвидеть события, которые были в будущем. Он также продемонстрировал способность исцелять других апачей.

Ранние годы
Та-айз-слат, жена Джеронимо и ребенок

Джеронимо родился в семье Бедонкохе Апачи недалеко от Турки-Крик, притока реки Хила в современном штате Нью-Мексико, в то время являвшимся частью Мексики, хотя апачи оспаривали требование Мексики. Его дед Махко был вождем апачей Бедонкохе. У него было три брата и четыре сестры.

Его родители воспитали его в соответствии с традициями апачей. После смерти отца мать взяла его жить с Чихенде, и он вырос с ними. Джеронимо женился на женщине по имени Алопа из группы Апачей Недни-Чирикауа, когда ему было 17 лет; у них было трое детей. Она была первой из девяти жен. 5 марта 1858 года рота из 400 мексиканских солдат из Соноры во главе с полковником Хосе Марией Карраско напала на лагерь Джеронимо недалеко от Яноша (Кас-Ки-Йе в Апаче), когда мужчины торговали в городе. Среди убитых были его жена, дети и мать. Потеря семьи заставила Джеронимо ненавидеть всех мексиканцев всю оставшуюся жизнь; он и его последователи часто нападали и убивали любую группу мексиканцев, с которой сталкивались. Вспомнив, что в то время его отряд находился в мире с мексиканцами, Джеронимо вспомнил этот инцидент следующим образом:

Однажды поздно вечером, когда мы возвращались из города, нас встретили несколько женщин и детей, которые рассказали нам, что мексиканские войска из другого города напали на наш лагерь, убили всех воинов стражи, схватили всех наших пони, обезоружили, уничтожили наши припасы и убили многих наших женщин и детей. Мы быстро разошлись, скрывшись, как могли, до наступления темноты, когда собрались в назначенном нам месте встречи - зарослях у реки. Мы молча украли одного за другим, поставили стражей, и когда все были пересчитаны, я обнаружил, что моя престарелая мать, моя молодая жена и трое моих маленьких детей были среди убитых.

вождь Джеронимо, Мангас Колорадас (по-испански «красные рукава»), отправил его в банду Кочиза за помощью в его мести против мексиканцев. Именно во время этого инцидента возникло имя Джеронимо. Это название произошло от битвы, в которой, не обращая внимания на смертоносный град пуль, он неоднократно нападал с ножом на мексиканских солдат. Происхождение этого имени является источником споров среди историков, некоторые пишут, что солдаты обращались за помощью к святому Иерониму («Херонимо!»). Дебо повторяет это, предполагая также альтернативу, маловероятную с точки зрения фонетики, что это могло быть «настолько близко, насколько они [мексиканские солдаты] могли подойти к удушающим звукам, из которых состояло его имя».

Религия

Джеронимо вырос в традиционной религии Бедонкохе. Когда его спросили о его мнениях относительно жизни после смерти, он написал в своей автобиографии 1905 года:

Что касается будущего состояния, то учения нашего племени не были конкретными, то есть у нас не было определенного представления о наших отношениях и окружении после смерти. жизнь. Мы верили, что есть жизнь после этой, но никто никогда не говорил мне, какая часть человека живет после смерти... Мы считали, что исполнение долга сделает его будущую жизнь более приятной, но будет ли эта будущая жизнь хуже или лучше, чем в этой жизни, мы не знали, и никто не мог нам сказать. Мы надеялись, что в будущей жизни возобновятся семейно-племенные отношения. В каком-то смысле мы верили в это, но мы этого не знали.

В последние годы своей жизни Джеронимо поддержал христианство и заявил:

С тех пор, как началась моя заключенная жизнь, я слышал учения религии белого человека, и во многих отношениях считаю, что это лучше, чем религия моих отцов... Полагая, что мудро ходить в церковь и что общение с христианами улучшит мой характер, я принял христианскую религию. Я считаю, что церковь очень помогла мне за то короткое время, что я был ее членом. Мне не стыдно быть христианином, и я рад знать, что президент Соединенных Штатов - христианин, потому что без помощи Всемогущего я не думаю, что он мог бы справедливо судить, управляя таким большим количеством людей. Я посоветовал всем своим людям, не являющимся христианами, изучать эту религию, потому что она кажется мне лучшей религией, позволяющей человеку жить правильно.

Он присоединился к Голландской реформатской церкви в 1903 году, но четыре года спустя был исключен за азартные игры. До конца своей жизни он, казалось, питал двойственные религиозные чувства, говоря христианским миссионерам на собрании летнего лагеря в 1908 году, что он хочет начать все сначала, и в то же время говорил своим соплеменникам, что он придерживается старой религии апачей.

Жизнь после резни в Кас-Ки-Йе

Первые набеги апачей на Сонору и Чиуауа произошли в конце 17 века. Чтобы противостоять ранним набегам апачей на испанские поселения, президиос были установлены в Яносе (1685 г.) в Чиуауа и в Фронтерас (1690 г.) на территории нынешней северо-восточной Соноры, затем страны Опата. В 1835 году Мексика назначила награду за скальпы апачей. Два года спустя Мангас Колорадас стал главным вождем и военачальником и начал серию набегов против мексиканцев. Набеги апачей на мексиканские деревни были настолько многочисленными и жестокими, что ни один район не был безопасным. Только между 1820 и 1835 годами в набегах апачей погибло около 5000 мексиканцев и было разрушено 100 поселений. Позже, в качестве лидера, Джеронимо был известен тем, что призывал к набегам и войнам в мексиканских провинциях и американских районах на юго-западе.

В начале своей жизни Джеронимо был вовлечен в непрерывный и непрекращающийся цикл войны из мести между апачами и мексиканцы. 5 марта 1851 года, когда Джеронимо было около 20 лет, отряд мексиканской милиции из Соноры под командованием полковника Хосе Мария Карраско атаковал и застал врасплох лагерь апачей недалеко от Яноса, Чиуауа, убив жителей, включая семью Джеронимо. Полковник Карраско утверждал, что он следовал за апачами до Яноса, Чиуауа после того, как они провели рейд в Соноре, захватили скот и другую добычу, а также нанесли серьезное поражение мексиканской милиции. Джеронимо отсутствовал во время нападения на лагерь апачей, но когда он вернулся, он обнаружил, что его мать, жена и трое его детей были среди погибших. В ответ Джеронимо присоединился к расширенной серии атак на мексиканцев. Это событие вызвало у Джеронимо личную ненависть к мексиканцам, и он часто убивал их без разбора. На протяжении всей взрослой жизни Джеронимо его антипатия, подозрительность и неприязнь к мексиканцам были явно сильнее, чем к американцам.

Нападения и контратаки были обычным явлением. В декабре 1860 года 30 горняков начали внезапную атаку на лагерь апачей Бедонкохес на западном берегу реки Мимбрес современного Нью-Мексико. По словам историка Эдвина Р. Суини, шахтеры «... убили четырех индейцев, ранили других и захватили тринадцать женщин и детей». Снова последовали нападения апачей с набегами на граждан и собственность США.

Согласно National Geographic, «губернатор Соноры заявил в 1886 году, что за последние пять месяцев безумной карьеры Джеронимо его банда из 16 воинов. убил от 500 до 600 мексиканцев ».

Я убил много мексиканцев; Не знаю, сколько, потому что часто я их не считал. Некоторые из них не стоили подсчитывать. С тех пор прошло много времени, но я все еще не люблю мексиканцев. Со мной они всегда были коварными и злонамеренными.

— Джеронимо, Моя жизнь: Автобиография Джеронимо, 1905 г.

Резня в Касас-Грандес

Джеронимо (Гояале), апач Бедонко, стоя на коленях с винтовкой, 1887 г.

В 1873 году мексиканцы снова напали на апачей. После месяцев боев в горах апачи и мексиканцы заключили мирный договор в Касас-Грандес, Чиуауа, Мексика. После того, как условия были согласованы, мексиканские войска дали апачам мескаль, и, пока они были в состоянии алкогольного опьянения, они атаковали и убили 20 апачей и захватили некоторых. Апачи были вынуждены снова отступить в горы.

Несмотря на численное превосходство, Джеронимо сражался как с мексиканскими, так и с американскими войсками и прославился своими смелыми подвигами и многочисленными побегами из заключения с 1858 по 1886 год., как гласит легенда, происходило в горах Робледо на юго-западе Нью-Мексико. Легенда гласит, что Джеронимо и его последователи вошли в пещеру, и американские солдаты ждали его у входа, но он так и не вышел. Позже стало известно, что Джеронимо был замечен снаружи, неподалеку. Второй вход, через который он сбежал, еще не найден, и пещера до сих пор называется пещерой Джеронимо, хотя никаких упоминаний об этом событии или этой пещере не было найдено ни в исторических, ни в устных записях. Более того, есть много историй этого типа с другими упоминаемыми пещерами, в которых говорится, что Джеронимо или другие апачи вошли, чтобы убежать от войск, но не были замечены выходящими. Эти истории, по всей вероятности, апокрифичны.

Примерно через год между ними и индейцами возникли какие-то проблемы, и я встал на путь войны как воин, а не как вождь. Меня не обидели, но с некоторыми из моих людей поступили, и я воевал со своим племенем; потому что виноваты солдаты, а не индейцы.

В конце своей военной карьеры он возглавил небольшой отряд из 38 мужчин, женщин и детей. Они уклонялись от тысяч мексиканских и американских солдат более года, что сделало его самым известным коренным американцем того времени и принесло ему титул «худшего индейца, который когда-либо жил» среди белых поселенцев. По словам Джеймса Л. Хейли, «Примерно через две недели после побега появилось сообщение о семье, убитой недалеко от Силвер-Сити ; одну девушку взяли живой и повесили на крючке для мяса, застрявшем под основанием ее черепа.. " Его отряд был одним из последних крупных отрядов независимых индейских воинов, которые отказались признать оккупацию Соединенными Штатами американского Запада.

Кампания Джеронимо

Апачи – Соединенные Штаты Конфликт сам по себе был прямым следствием гораздо более старого апачско-мексиканского конфликта, который продолжался в той же самой области с начала мексикано-испанского урегулирования в 1600-х годах.

17 мая 1885 года несколько апачей, включая Нана, Мангус (сын Мангаса Колорадаса ), Чиуауа, Найче, Джеронимо и их последователи бежали из резервации Сан-Карлос в Аризоне после демонстрации силы против командира резервации Бриттона Дэвиса. Людям, которые в течение нескольких поколений жили полукочевниками, не нравилась ограничительная система бронирования. Генерал Департамента Аризоны Джордж Крук направил в Мексику две колонны войск, первой под командованием капитана Эммета Кроуфорда, а второй - капитана Вирта Дэвиса. Каждый состоял из отряда кавалерии (обычно около сорока человек) и около 100 разведчиков-апачей. Они преследовали апачей все лето и осень через мексиканский чихуахуа и обратно через границу в Соединенные Штаты. Апачи постоянно совершали набеги на поселения, убивая других коренных американцев и мирных жителей, а также крали лошадей.

Справа налево лидер апачей Джеронимо, Яножа (зять Джеронимо), Чаппо (сын Джеронимо от его второй жены) и Фан (Сводный брат Яножи) в 1886 г. Снято К. С. Флай.

В то время как апачи были ограждены от жестокости войны в резервации, инвалидность и смерть от таких болезней, как малярия, были гораздо более распространенными. С другой стороны, пайки предоставляло правительство, хотя временами коррупция индийских агентов приводила к тому, что пайки становились опасно редкими. Восстав против жизни в резервациях, другие лидеры апачей вынудили свои отряды «вырываться» из резерваций. Трижды - август 1878 г.; Сентябрь 1881 г.; Май 1885 г. - Джеронимо привел свою группу последователей к «побегам» из резервации, чтобы они вернулись к своей прежней кочевой жизни, связанной с набегами и войнами. После каждого прорыва Джеронимо и его банда бежали через Аризону и Нью-Мексико в Мексику, убивая и грабя на своем пути, и основывали новую базу в суровых и отдаленных Западных горах Сьерра-Мадре. В Мексике они были изолированы от преследования вооруженными силами США. Апачи хорошо знали пересеченную местность Сьерр, что помогало им уклоняться от преследования и защищало от нападения. Горы Сьерра-Мадре лежат на границе между мексиканскими штатами Сонора и Чиуауа, что позволило апачам совершать набеги и грабить небольшие деревни, гасиенды, вагоны, рабочие лагеря и путешественников в обоих штатах. Из Мексики банды апачей также организовали неожиданные набеги обратно в Соединенные Штаты, часто стремясь пополнить запасы его банды оружием и боеприпасами. В этих набегах на Соединенные Штаты апачи быстро продвигались и нападали на изолированные ранчо, обозы, старателей и путешественников. Во время этих набегов апачи часто убивали всех людей, с которыми они встречались, чтобы избежать обнаружения и преследования как можно дольше, прежде чем они ускользнули обратно через границу в Мексику.

«Побег» и последующее возобновление набегов и войн апачей заставили мексиканскую армию и ополчение, а также силы Соединенных Штатов преследовать и пытаться убить или задержать банды «отступников» за пределами резервации, в том числе Джеронимо, везде, где их можно было найти. Поскольку мексиканская армия и отряды ополчения Соноры и Чиуауа не смогли подавить несколько банд чирикауа, базировавшихся в горах Сьерра-Мадре, в 1883 году Мексика разрешила Соединенным Штатам отправить войска в Мексику для продолжения преследования банды Джеронимо и других банд. Лидеры Apache. Армия Соединенных Штатов, действующая под командованием генерала Джорджа Крука, успешно использовала разведывательные / боевые подразделения, набранные из числа апачей и возглавляемые американскими офицерами. Эти отряды апачей доказали свою эффективность в обнаружении горных оплотов банд апачей, а также в их убийстве или захвате. Для группы Джеронимо было очень тревожно осознавать, что их собственные соплеменники помогли найти их укрытия. Со временем это настойчивое преследование мексиканских и американских войск обескуражило Джеронимо и других подобных лидеров апачей и привело к неуклонному и невосполнимому истощению членов их банд, что в совокупности подорвало их волю к сопротивлению и привело к их окончательной капитуляции.

Крук находился под усиленным давлением правительства в Вашингтоне. Он начал вторую экспедицию в Мексику, и 9 января 1886 года Кроуфорд обнаружил Джеронимо и его группу. Его индийские разведчики напали на следующее утро и захватили табун лошадей апачей и их лагерное снаряжение. Апачи были деморализованы и согласились вести переговоры о капитуляции. Прежде чем переговоры могли быть завершены, прибыли мексиканские войска и приняли разведчиков апачей за вражеских апачей. Правительство Мексики обвиняло разведчиков в том, что они использовали свое положение для краж, грабежей и убийств в Мексике. Они напали и убили капитана Кроуфорда. Старший офицер лейтенант Маус встретился с Джеронимо, который согласился встретиться с генералом Круком. Джеронимо назвал местом встречи Каньон-де-лос-Эмбудос (Каньон Воронок) в Горах Сьерра-Мадре примерно в 86 милях (138 км) от Форт-Боуи и примерно в 20 милях ( 32 км) к югу от международной границы, недалеко от границы Сонора / Чиуауа.

Фото C. С. Флай из Джеронимо и его воинов, взятый перед капитуляцией генералу Круку 27 марта 1886 года в горах Сьерра-Мадре в Мексике. Фотографии Флай - единственные известные изображения индийских комбатантов, которые все еще находятся на поле боя и еще не сдались Соединенным Штатам.

В течение трех дней переговоров фотограф К. С. Флай сделал около 15 снимков Apache на стеклянных негативах 8 на 10 дюймов (200 на 250 мм). Одна из фотографий Джеронимо с двумя стоящими рядом сыновьями была сделана по просьбе Джеронимо. Фотографии Флай - единственные существующие фотографии капитуляции Джеронимо. Его фотографии Джеронимо и других свободных апачей, сделанные 25 и 26 марта, являются единственными известными фотографиями, сделанными американскими индейцами во время войны с Соединенными Штатами. Среди индейцев был белый мальчик Джимми Маккинн, которого также сфотографировал Флай, который был похищен со своего ранчо в Нью-Мексико в сентябре 1885 года.

Джеронимо, разбивший лагерь на мексиканской стороне границы, согласился на сдачу Крука. сроки. Той ночью солдат, продававший им виски, сказал, что его группа будет убита, как только они пересекут границу. Джеронимо, Начите и 39 его последователей скрылись ночью. Крук обменялся серией горячих телеграмм с генералом Филипом Шериданом, защищающим действия своих людей, до 1 апреля 1886 года, когда он отправил телеграмму с просьбой к Шеридану освободить его от командования, что Шеридан был слишком готов сделать.

Чарльз Б. Гейтвуд, известный апачам как Бай-чен-дайсен, «Длинный нос»

Шеридан заменил Крука генералом Нельсоном А. Майлзом. В 1886 году генерал Майлз выбрал капитана Генри Лоутона командовать отрядом B, 4-й кавалерийской в форте Хуачука и старшим лейтенантом Чарльзом Б. Гейтвудом, чтобы возглавить экспедицию, которая вернула Джеронимо и его последователей обратно в систему бронирования в последний раз. Лотон получил приказ возглавить боевые действия к югу от границы США и Мексики, где считалось, что Джеронимо и небольшая группа его сторонников укрываются от властей США. Лотон должен был преследовать, подчинять и возвращать Джеронимо, живого или мертвого, в Соединенные Штаты.

Официальный отчет Лотона от 9 сентября 1886 г. суммирует действия его подразделения и дает должное ряду его солдат. за их усилия. Джеронимо отдал должное Гейтвуду за свое решение сдаться, поскольку Гейтвуд был хорошо известен Джеронимо, немного говорил на апачском языке, был знаком с их традициями и ценностями и уважал их. Он признал упорство Лотона в том, что он изматывал апачей постоянным преследованием. У Джеронимо и его последователей было мало или совсем не было времени отдыхать или оставаться на одном месте. Полностью измученная, небольшая группа апачей вернулась в США вместе с Лотоном и официально сдалась генералу Майлзу 4 сентября 1886 года в Каньон Скелетов, Аризона.

Генерал Крук сказал мне: "Почему вы покинули резервацию?" Я сказал: «Вы сказали мне, что я могу жить в резервации так же, как жили белые люди. Один год я вырастил урожай кукурузы, собрал и хранил его, а в следующем году я посадил урожай овса, и когда урожай был почти готов, вы сказали своим солдатам посадить меня в тюрьму, и, если я буду сопротивляться, убить меня. Если бы меня оставили в покое, я бы сейчас был в хороших обстоятельствах, но вместо этого вы и мексиканцы охотятся на меня с солдатами. "

— Джеронимо, история Джеронимо его жизни, в тюрьме и на пути войны, 1909

Когда Джеронимо сдался, в его распоряжении был Winchester Model 1876 рычажная винтовка с вымытым серебром стволом и ствольной коробкой, с серийным номером 109450. Выставлена ​​в Военной академии США, Вест-Пойнт, Нью-Йорк. Кроме того, у него был револьвер Colt Single Action Army с никелевым покрытием и прикладом из слоновой кости с серийным номером 89524 и Sheffield нож Bowie с кинжалом. лезвие и рукоять оленя, сделанные Джорджем Wostenholm в сложной кобуре с серебряными заклепками и патронташе. Револьвер, оснастка и нож выставлены в музее форта Силл.

Индейцы всегда старались мирно жить с белыми солдатами и поселенцами. Однажды, когда солдаты стояли у перевала Апачей, я заключил договор с почтой. Это было сделано путем рукопожатия и обещания стать братьями. Кочиз и Мангус-Колорадо поступили так же. Я не знаю имени командующего, но это был первый полк, который когда-либо подошел к перевалу Апач. Этот договор был заключен примерно за год до того, как на нас напали в палатке, как было сказано выше. Через несколько дней после нападения на перевал Апачей мы организовались в горах и вернулись, чтобы сражаться с солдатами.

— Джеронимо, рассказ Джеронимо о его жизни, Пришествие белых людей, 1909 г.

Споры о том, сможет ли Джеронимо сдался безоговорочно. Он неоднократно настаивал в своих мемуарах, что его люди, которые сдались, были введены в заблуждение, и что его сдача в качестве военнопленного перед неоспоримыми свидетелями (особенно генералом Стэнли) была условной. Генерал Оливер О. Ховард, начальник Тихоокеанского дивизиона армии США, сказал со своей стороны, что капитуляция Джеронимо безоговорочно принята как сдача опасного преступника. Отчет Ховарда был оспорен перед Сенатом США.

Военнопленный

Джеронимо, отправлявшимся во Флориду из Форт-Боуи, Аризона Группа индейцев-апачей заключенных на остановке рядом с Южным Тихоокеанская железная дорога, недалеко от реки Нуэсес, штат Техас. (Джеронимо - третий справа, впереди), 10 сентября 1886 года.

Джеронимо и другие апачи, включая разведчиков апачей, которые помогали армии выследить его, были отправлены в плен в форт Сэм Хьюстон в Сан-Антонио. Техас. Армия удерживала их там около шести недель, прежде чем они были отправлены в Форт Пикенс в Пенсакола, Флорида, а его семья была отправлена ​​в Форт Марион ( Кастильо-де-Сан-Маркос в Сент-Огастин, Флорида ). Это быстрое действие помешало гражданским властям Аризоны вмешаться, чтобы арестовать и судить Джеронимо за смерть многих американцев, которые были убиты в ходе предыдущих десятилетий рейдов.

<159 «В этом инопланетном климате, - сообщала Washington Post, - апачи умирали« как мухи в мороз ». Вскоре бизнесменам пришла в голову идея сделать Джеронимо туристической достопримечательностью, и сотни посетителей ежедневно пускали в форт, чтобы они увидели «кровожадного» индейца в его камере ».

Пока пленные находились в нем. Во Флориде правительство перевело сотни их детей из резервации в Аризоне в Индийскую промышленную школу Карлайла в Пенсильвании. Более трети студентов быстро умерли от туберкулеза, «умерли, как будто пораженные чумой», сообщает The Post.

Чирикауа оставались в Форт-Пикенс во Флориде до 1888 года, когда они были перемещены на Mt. Казармы Вернона в Алабаме, где они воссоединились со своими семьями. После того, как 1/4 населения умерло от туберкулёза, в 1894 году чирикахуа, включая Джеронимо, были переселены в Форт Силл, Оклахома ; они строили деревни, разбросанные вокруг поста, на основе родственных групп. Джеронимо, как и другим апачам, был предоставлен участок земли, на котором он занялся сельским хозяйством.

По дороге в Форт Силл многие туристы хотели запомнить Джеронимо, поэтому они заплатили 25 центов за пуговицу. что он срезал рубашку или шляпу снял с головы. По мере того, как поезд заезжал в депо, Джеронимо покупал больше пуговиц для пришивания и больше шляп для продажи.

Джеронимо, лидер чирикауа-апачей. Фотография Фрэнка А. Райнхарта, 1898.

В 1898 году Джеронимо был частью делегации Чирикауа из Форт-Силла на Международной выставке Транс-Миссисипи в Омахе, Небраска.. Предыдущие газетные сообщения о Apache Wars впечатлили публику именем Джеронимо и его подвигами, и в Омахе он стал главной достопримечательностью. Выставка в Омахе дала Джеронимо статус знаменитости, и всю оставшуюся жизнь он пользовался спросом как аттракцион на больших и малых ярмарках. Двумя крупнейшими из них были Панамериканская выставка в Буффало, Нью-Йорк в 1901 году и St. Всемирная выставка Луи в 1904 году. Под охраной армии Джеронимо одевался в традиционную одежду, позировал для фотографий и продавал свои поделки.

После ярмарки Шоу Пауни Билла на Диком Западе заключил соглашение с правительством о том, чтобы Джеронимо присоединился к шоу, снова под охраной армии. Индейцы в шоу Пауни Билла изображали как «лживых, воровских, вероломных, кровожадных» монстров, которые убили сотни мужчин, женщин и детей и не подумали бы о снятии скальпа с любого члена аудитории, если бы была возможность. Посетители пришли посмотреть, как «приручили» «дикаря», и заплатили Джеронимо, чтобы он снял пуговицу с пальто злобного «вождя» апачей. (Джеронимо не был вождем.) Представления положили в его карманы много денег и позволили ему путешествовать, хотя и никогда без правительственной охраны.

Портрет Джеронимо Эдварда С. Кертиса, 1905 г.

На инаугурационном параде президента Теодора Рузвельта в 1905 году Джеронимо ехал верхом по Пенсильвания-авеню с пятью настоящими индейскими вождями, которые были в полных головных уборах и с раскрашенными лицами. Как заявила одна газета, цель заключалась в том, чтобы показать американцам, «что они зарыли топор навсегда». Они произвели фурор и поставили на ноги толпу, идущую вдоль парада. Позже на той же неделе Джеронимо встретился с президентом и обратился с просьбой об освобождении чирикауа в форте Силл от их статуса военнопленных и о разрешении вернуться на родину в Аризоне. Президент Рузвельт отказался, сославшись на продолжающуюся враждебность в Аризоне к гибели гражданских мужчин, женщин и детей, связанных с набегами Джеронимо во время затяжных войн апачей. Через переводчика Рузвельт сказал Джеронимо, что у индейца «плохое сердце». «Вы убили многих из моих людей; вы сожгли деревни… и были плохими индейцами». Президенту придется немного подождать, «и посмотреть, как вы и ваши люди будете действовать» в их резервации.

Джеронимо на локомобиле 1905 года Модель C, доставленном на ранчо братьев Миллер 101, расположенное к юго-западу от Понка-Сити, Оклахома, 11 июня 1905 г.

В 1905 г. Джеронимо согласился рассказать свою историю С. М. Барретту, суперинтенданту образования в Лотоне, Оклахома. Барретту пришлось обратиться к президенту Рузвельту, чтобы получить разрешение на издание книги. Джеронимо приходил на каждое интервью, точно зная, что он хотел сказать. Он отказался отвечать на вопросы или изменять свой рассказ. Он выражался на испанском. Барретт, похоже, не слишком много вольнял с историей Джеронимо, переведенной на английский Аса Даклуги. Фредерик Тернер отредактировал эту автобиографию, удалив некоторые сноски Барретта и написав введение для читателей, не принадлежащих к Apache. Тернер отмечает, что книга написана в стиле апачей, рассказывающих часть своей устной истории.

Когда меня впервые пригласили на Всемирную выставку в Сент-Луисе, я не захотел туда идти. Позже, когда мне сказали, что я получу хорошее внимание и защиту и что президент Соединенных Штатов сказал, что все будет в порядке, я согласился... Каждое воскресенье президент ярмарки присылал за мной в шоу дикого запада. Я участвовал в соревнованиях по веревке на глазах у зрителей. Там было много других индейских племен и странных людей, о которых я никогда не слышал... Я рад, что поехал на ярмарку. Я увидел много интересного и многое узнал от белых людей. Это очень добрые и миролюбивые люди. За все время, пока я был на ярмарке, никто не пытался мне чем-то навредить. Если бы это было среди мексиканцев, я уверен, что мне пришлось бы часто защищаться.

Семья

Джеронимо в плену США в 1905 году

Джеронимо женился на Чи-хаш-киш, и у них было двое детей, Чаппо и Дон-сай. Затем он взял другую жену, Нана-тха-ттх, с которой он У е был один ребенок. Позже у него была жена по имени Зи-йе в то же время, что и другая жена, Ше-гха, одна по имени Штша-ше, а позже жена по имени Их-тедда. Девятой и последней женой Джеронимо была Азул.

Правнук Джеронимо, Харлин Джеронимо преподает уроки языка апачей в резервации апачей Мескалеро по состоянию на 2019 год.

Смерть

В феврале 1909 года Джеронимо был сброшен с лошади, когда ехал домой, и ему пришлось пролежать на холоде всю ночь, пока друг не обнаружил его очень больным. Он умер от пневмонии 17 февраля 1909 года в заключении Соединенных Штатов в Форт-Силл, штат Оклахома. На смертном одре он признался племяннику, что сожалеет о своем решении сдаться. Сообщалось, что его последние слова были сказаны его племяннику: «Я никогда не должен был сдаваться. Я должен был сражаться, пока не стал последним живым человеком». Он был похоронен в Форт Силл, Оклахома на кладбище Апачей Биф Крик.

Предполагаемая кража черепа Джеронимо
могила Джеронимо в Форт Силл, Оклахома в 2005 году

Шесть членов Йельского тайного общества Череп и кости, в том числе Прескотт Буш, служили добровольцами в армии в Форт Силл во время Первой мировой войны

В 1986 году бывший председатель San Carlos Apache Нед Андерсон получил анонимное письмо с фотографией и копией бортового журнала, в котором утверждалось, что череп держали Череп и Кости. Он встретился с официальными лицами Skull and Bones по поводу слухов. Поверенный группы, Эндикотт П. Дэвидсон, отрицал, что группа держала череп, и сказал, что бухгалтерская книга 1918 года, утверждающая иное, была обманом. Группа предложила Андерсону стеклянный футляр, в котором находился череп ребенка, но Андерсон отказался. В 2006 году Марк Вортман обнаружил письмо 1918 года от участника Skull Bones Винтер Мид к Ф. Труби Дэвисон, заявившая о краже:

Череп достойного Джеронимо Грозного, эксгумированный из его гробницы в форте Силл вашим клубом... теперь в безопасности внутри гробницы, и кость вместе с его потрепанными бедрами, удила и седло-рог.

Вторая «гробница» относится к зданию общества черепа и костей Йельского университета. Но Мида не было в форте Силл, и профессор истории Кэмеронского университета Дэвид Х. Миллер отмечает, что на могиле Джеронимо в то время не было опознавательных знаков. Это открытие побудило Харлин Джеронимо из Мескалеро, штат Нью-Мексико, написать президенту Джорджу Бушу (внуку Прескотта Буша) с просьбой помочь вернуть останки:

Согласно в соответствии с нашими традициями, подобные останки, особенно в таком состоянии, когда могила была осквернена... должны быть перезахоронены с соблюдением соответствующих ритуалов... чтобы вернуть достоинство и позволить его духу упокоиться с миром.

В 2009 году, Рэмси Кларк подал иск от имени людей, утверждающих, что они произошли от Джеронимо, против нескольких сторон, в том числе Роберта Гейтса и Черепа и Кости, с требованием вернуть кости Джеронимо. В статье в The New York Times говорится, что Кларк «признал, что у него не было веских доказательств того, что эта история была правдой». Следователи, в том числе семья Бушей биограф Китти Келли и псевдоним Сесил Адамс, говорят, что эта история не соответствует действительности. Военный представитель форта Силл сказал Адамсу: «Нет никаких доказательств того, что кости находятся где-нибудь, кроме места захоронения». Джефф Хаузер, председатель племени апачей форта Силл в Оклахоме, называет эту историю мистификацией. В 1928 году армия покрыла могилу Джеронимо бетоном и поставила каменный памятник, что затруднило любое возможное обследование останков.

Военное использование

Парашютисты

Эмблема 501-го парашютно-пехотного полка

Сообщается, что вдохновленные фильмом Джеронимо (1939), парашютисты армии США, опробовавшие практику прыжков с парашютом с самолетов, начали традицию выкрикивать «Джеронимо! », чтобы показать, что у них нет страх выпрыгнуть из самолета. Во время Второй мировой войны были приняты и другие индейские традиции, такие как стрижка «ирокез», раскрашивание лица и спортивные копья на нашивках.

Кодовое название

Военные США использовали Кодовое название «Джеронимо» для рейда, в результате которого был убит террорист «Аль-Каида» Усама бен Ладен в 2011 году, но его использование возмутило некоторых американских индейцев. Впоследствии сообщалось, что он назван или переименован в «Операция« Копье Нептуна » ".

Харлин Джеронимо, известный как правнук Джеронимо, сказал сенатской комиссии по делам индейцев:

[The Использование слова «Джеронимо» в рейде, в результате которого был убит Бен Ладен], было либо возмутительным оскорблением [или] ошибкой. Из опубликованных военных отчетов ясно, что имя Джеронимо иногда использовалось военнослужащими, участвовавшими как в военной операции, так и для самого Усамы бин Ладена.

.

В массовой культуре
  • Три города в США названы в его честь: по одному в Аризоне, Оклахоме и Техасе.
  • Корабль «Свобода» времен Второй мировой войны был назван в его честь.
  • В сериале «Легенды Запада» USPS 18 октября 1994 года была выпущена почтовая марка 29 центов с изображением Джеронимо.

Музыка

Literature

Комиксы

Телевидение и радио

  • 1938: 29 июня беллетризованный Джеронимо появился в радиоэпизоде ​​Одинокий рейнджер под названием «Трое против Джеронимо». В эпизоде ​​Тонто действует как шпион, чтобы раскрыть план Джеронимо захватить форт Кастер под ложным флагом мира. Тонто снимает с Джеронимо его спрятанный нож перед тем, как Одинокий рейнджер, и кавалерист по имени Петерсон заманивает войска Джеронимо в опустевший форт по одному. В эпизоде ​​это провозглашается окончательным поражением Джеронимо.
  • 1955: В эпизоде ​​Баффало Билла-младшего под названием «Битва за Джеронимо» преступники пытаются захватить выдуманного Джеронимо из-под стражи.
  • 1958: Джон Дусетт сыграл Джеронимо в эпизоде ​​«Джеронимо» в ABC западном сериале Территория надгробия.
  • 1959: В эпизоде ​​западного сериала ABC / Desilu Жизнь и легенда Уятта Эрпа под названием «Молодой Джеронимо» вымышленный Уятт Эрп дружит с выдуманным Джеронимо, когда апачей ложно обвиняют в угоне скота Ньюман Хейнс Клэнтон, глава банды Клэнтона. Джеронимо играет в этом эпизоде ​​Майкл Карр (1930–2001).
  • 1968: В эпизоде ​​The High Chaparral под названием «Десять индейцев» вымышленный внук Джеронимо помещает Ранчо High Chaparral в опасности.
  • 1969: В четвертом эпизоде ​​«Приманка для собачника» Скуби-Ду, где ты !, призрак похожего на воина индейца Шегги назвал Джеронимо.
  • 1993: Фотография Джеронимо находится на задней стене бара на съемочной площадке Cheers. Он хранился в гримерке актера Николаса Коласанто до его безвременной смерти в возрасте 61 года. Таким образом, он был перенесен на съемочную площадку и показан в последней сцене финала шоу, где Сэм Мэлоун Тед Дэнсон поправляет его перед
  • 2014: В эпизоде ​​«Исход» Falling Skies сезон 4 Том Мейсон ссылается на Джеронимо и его тактику засад, объясняя дерзкий план побега. из инопланетного гетто.
  • 2006: В эпизоде ​​Мыслить как преступник «Племя» детей коренных американцев изучали их истории, где Джеронимо упоминался как великий лидер.

Фильм

Видеоигры

  • Джеронимо появляется как слуга класса Кастер в мобильной игре Fate / Grand Order. Он дебютирует в качестве второстепенного персонажа в главе истории "E Pluribus Unum", действие которой происходит в Америке в 1783 году, где он возглавляет Сопротивление как против западных сил США Томаса Эдисона, так и кельтов, вторгшихся из Восточная часть США. Он вступает в союз с игроком, чтобы восстановить историю.
Ссылки
Ведущие работы и тексты
  • История его жизни Джеронимо; как сказал Стивен Мелвил Барретт. Нью-Йорк, Даффилд и Компания, 1906.
  • Джеронимо (под редакцией Барретта). Джеронимо, Его собственная история, Нью-Йорк: Баллантайн Букс, 1971.
  • Атли, Роберт М. Джеронимо. Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 2012.
  • Дебо, Энджи Джеронимо, Человек, его время, его место, Норман, Оклахома: University of Oklahoma Press, 1996, четвертое издание.
Дополнительная литература
  • Бигелоу, Джон-лейтенант «По кровавому следу Джеронимо», Нью-Йорк: Tower Books, 1958.
  • Браун, Ди. Похорони мое сердце у Раненого Колена. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1970.
  • Картер, Форрест. «Следи за мной на горе». Дельта. 1990. - Первоначально озаглавленный «Cry Geronimo».
  • Дэвис, Бриттон «Правда о Джеронимо» New Haven: Yale University Press, 1929.
  • Дебо, Энджи. Джеронимо: Человек, его время, его место. Норман, OK: Университет Оклахомы, 1976.
  • Фолк, Оди Б. Кампания Джеронимо. Oxford University Press: Нью-Йорк, 1969.
  • Киллблейн, Ричард Э., «Аризонская охота на тигров», Дикий Запад, декабрь 1993 г.
  • Киллблейн Ричард Э, «Последняя капитуляция Джеронимо», Дикий Запад, February 1994.
  • Opler, Morris E.; И французский, Дэвид Х. Мифы и сказки индейцев чирикауа-апачей. [1941] Линкольн: Университет Небраски, 1994.
  • Пембер, Мэри Аннет. (12 июля 2007 г.). «'Расхитительницы гробниц': сверхсекретное общество черепа и костей Йельского университета, как полагают, владеет черепом легендарного вождя апачей Джеронимо». Разнообразные вопросы высшего образования 24 (11), 10–11.
  • Рейли, Эдвард. "Джеронимо: Воин", Public Domain Review, 2011.
  • Атли, Роберт М. Джеронимо. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2012
  • Оджибва «Военнопленные апачи» 12 января 2012 г. Оджибва | Netroots коренных американцев
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Geronimo
Викискладе есть медиафайлы, относящиеся к Geronimo.
Последняя правка сделана 2021-05-21 06:59:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте