Apache

редактировать
Несколько групп народов США

Apache
Общая численность населения
111810 отдельно или вместе
Регионы со численностью населения
Аризона, Нью-Мексико, Колорадо, Техас, Оклахома, Мексика, Коауила и Тамаулипас ​​
Языки
Apache, Jicarilla, Plains Apache, Lipan Апачи, мескалеро-чирикауа, западные апачи, английский и испанский
религия
индейская церковь, христианство, традиционная племенная религия
Родственные этнические группы
навахо, дене, тараумара

апачи () - это группа культурно связанных рейтинг американцев племен на юго-западе США, в том чирикауа, Хикарилла, Липан, Мес калеро, (Бедонкохе или Моголлон и Недни или Каррисаленьо и Джанеро), Салинеро, Равнины (Катака или Семат или «Киова-Апачи») и Западные апачи (Араваипа, Пиналеньо, Койотеро, Тонто). Дальними родственниками апачей являются навахо, они разделяют языки южных атабасков. Сообщества апачей есть в Оклахоме, Техасе и резервации в Аризоне и Нью-Мексико. Люди апачи перемещались по Соединенным Штатам и другим местам, включая городские центры. Нации апачей политически автономны, говорят на нескольких разных языках и имеют культуры разные.

Исторически родина апачей состояла из высоких гор, защищенных и орошаемых долин, глубоких каньонов, пустынь и южных Великих равнин, включая районы на территории нынешней Восточной Аризоны, Северной Мексики (Сонора и Чиуауа ) и Нью-Мексико, Западный Техас и Южный Колорадо. Эти области вместе известны как Apacheria. Племена апачей веками боролись с вторгшимися испанскими и мексиканскими народами. Первые набеги апачей на Сонору, по-видимому, имели место в конце 17 века. Во время столкновения XIX века во время американо-индейских войн США Армия сочла апачей свирепыми воинами и умелыми стратегами.

Содержание

  • 1 Современный племена
  • 2 Имя
    • 2.1 Трудности в названии
  • 3 Список имён
    • 3.1 Чирикауа - Мимбреньо - Ндендахе
    • 3.2 Хикарилла
    • 3.3 Липан
    • 3.4 Мескалеро
      • 3.4.1 Этноботаника
    • 3.5 Равнины Апачи
    • 3.6 Западные апачи
      • 3.6.1 Этноботаника
    • 3.7 Другие термины
  • 4 История
    • 4.1 Выход на Юго-Запад
    • 4.2 Конфликт с Мексикой и США
    • 4.3 Принудительное выселение
    • 4.4 Поражение
  • 5 Культура предварительного бронирования
    • 5.1 Социальная организация
      • 5.1.1 Системы родства
        • 5.1.1.1 Чирикауа
          • 5.1.1.1.1 Этноботаника
        • 5.1.1.2 Хикарилла
    • 5.2 Жилье
    • 5.3 Еда
      • 5.3.1 Охота
    • 5.4 Одежда
    • 5.5 Непомашенные растения и другие источники пищи
      • 5.5.1 Этноботаника апачей
    • 5.6 Выращивание сельскохозяйственных культур
    • 5.7 Торговля, набеги и войны
    • 5.8 Религия
  • 6 Языки
  • 7 Известные апачи
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Примечания
  • 11 Библиография
  • 12 Внешние ссылки
    • 12.1 Сайты племен
    • 12.2 Прочее

Современное рибы

Племена апачей, ок. 18 век: Современные основные места проживания апачей (масштаб и цвета указаны выше)

Следующие племена апачей признаны на федеральном уровне :

Штаб-квартира Jicarilla находится в Дульсе, Нью-Мексико, а Мескалеро - в Мескалеро, Нью-Мексико. Западные апачи, расположенные в Аризоне, разделены на несколько резерваций, пересекают культурные границы. В число резерваций западных апачей входят индейская резервация Форт-Апачи, индейская резервация Сан-Карлос-Апачи, нация явапаи-апачей и резервация тонто-апачей.

Чирикауа разделились на две группы после того, как они были освобождены из <543еннопленных. Большинство перебрались в резервацию Мескалеро и вместе с более крупной политической группой Мескалеро образуют Племя апачей Мескалеро из резервации апачей Мескалеро вместе с липанскими апачами. Остальные чирикауа зарегистрированы в племени апачей форта Силл в Оклахоме со штаб-квартирой в Апач, Оклахома.

Апачи равнин расположены в Оклахоме со штаб-квартирой около Анадарко, признаны на федеральном уровне как племя апачей Оклахомы.

Имя

Людей, известных сегодня как апачи, впервые встретили конкистадоры Испанская корона, и, таким образом, термин Apache имеет свои корни в испанском языке. Испанцы впервые использовали термин Apachu de Nabajo (навахо) в 1620-х годах, имея в виду людей из региона Чама к востоку от реки Сан-Хуан. К 1640-м годам они применили термин к южным атабаскским народам от Чамы на востоке до Сан-Хуана на западе. Конечное происхождение неизвестно и потеряно для испанской истории.

Современные апачи используют термин для описания себя и своих племенных функций, и это используется также правительством США. Линии народов, которые также говорят на переданном им языке, также будут относиться к себе и своему народу в терминах индейского языка, означающих «человек» или «народ». Дальние родственники и подгруппа апачей - это, как правило, народы навахо, которые на своем языке называют себя Дине.

Первое известное письменное упоминание на испанском языке принадлежит Хуану де Оньяте в 1598 году. Наиболее широко распространенная теория происхождения предполагает, что апач был заимствован и транслитерирован из зуни слова ʔa · paču, означающего «навахо» (множественное число от paču «навахо»).

Другая теория предполагает, что термин происходит от Явапай Упачу, что означает «враг». Источники зуни и явапаи менее достоверны, потому что Оньяте использовал этот термин до того, как встретил зуни или явапаи. Менее вероятное происхождение может быть от испанского mapache, что означает «енот».

Слава о стойкости и боевых навыках племен, вероятно, подкрепленная романами, была широко известна среди европейцев. В начале 20 века в парижском обществе слово «апачи» было принято на французский язык, что по сути означает «преступник».

Термин «апачи» включает в себя родственных людей навахо.

Трудности в наборе имен

Многие исторические названий групп апачей, записанных неапачами, трудно сопоставить с современными племенами или их подгруппами. На протяжении многих лет многие испаноязычные, французские и русскоязычные авторы не делали различных между апачем и другими полукочевыми неапачскими народами, которые проходили через ту же территорию. Чаще всего европейцы учились идентифицировать племена, перевод их экзоним, то есть другая группа, с которой европейцы впервые столкнулись, назвала апачей. Европейцы часто не знали, как народы называли себя, их автономные имена.

Эсса-кета, равнинные апачи вождь

В то время как антропологи соглашаются с некоторыми традиционными Используемые подгруппами Апачи, они часто использовали разные категории для обозначения более тонких подразделений, и они не всегда соответствуют группировкам Apache. Некоторые ученые не считают группы, проживающие на территории современной Мексики, апачей. Кроме того, у индивида апачей есть разные способы идентификации с группой, такие как группа или клан, а также более крупное племя или языковая группа, что может усугубить трудности. в постороннем, понимающем различия.

В 1900 году правительство США классифицировало представителей племени апачей в Штатах как: Хикарилла, Мескалеро, Сан-Карлос, Тонто и Белая гора Апач. Различные группы находились в Аризоне, Нью-Мексико и Оклахоме.

В 1930-х годах антрополог Гринвилл Гудвин разделил западных апачей на пять групп (на основе взглядов своих информаторов на диалект и культурные различия): Белая гора, Сибеку, Сан-Карлос, Северный Тонто и Южный Тонто. С тех пор другие антропологи (например) считают, что классификация Гудвина несовместима с разделением культур до резервации. находит лингвистические доказательства, подтверждающие только три основные группы: Белая гора, Сан-Карлос и Дильже'э (Тонто). Он полагает, что Сан-Карлос - это самый расходящийся диалект, и что Дильже'э - это остаток, промежуточный член диалектного континуума, который ранее простирался от языка западных апачей до навахо.

делит апачей на западные и восточные группы. В западную группу он включает Тобосо, Чоломе, Джокоме, Сиболо или Чибола, Пелоне, Мансо и Кива или Кофа. Он включает в их число чикаме (более ранний термин для испаноязычных чикано или новых мексиканцев испанского / испаноязычного и апачского происхождения), обладающих верхом связи с апачами или именами, которые испанцы ассоциировали с апачем.

подробное исследование католической церкви Нью-Мексико Дэвид М. Брюгге выделяют 15 племенных названий, которые используют для обозначения апачей. Они были взяты из записей около 1000 крещений с 1704 по 1862 год.

Список имен

Приведенный ниже список основан на работах Фостера и Макколлоу (2001), Оплера (1983b, 1983c, 2001), и де Реус (1983).

Термин апачи относится к шести основным группам, говорящим на апачах: чирикауа, хикарилья, липан, мескалеро, равнинные апачи и западные апачи. Исторически этот термин также использовался для команчей, Mojaves, Hualapais и Yavapais, ни один из которых не говорит на языках апачей.

Чирикахуа - Мимбреньо - Ндендахе

  • Чирикауа исторически жилой в Юго-Восточной Аризоне. Чиши (также Чиши) - это слово навахо, означающее «Чирикауа, южные апачи в целом».
    • Чуукшанен, истинный Чирикауа (Цоканенде, также Ч'ок'анень, Ч'о · Канен, Чоконни, Чо-кон-нен, Чо Кону, Чоконен) - группа восточных чирикауа, идентифицированная Моррисом Оплером. Имя является автонимом из языка чирикауа.
    • Gileño (также Apache de Gila, Apache de Xila, Apache de la Sierra de Gila, Xileños, Gilenas, Gilans, Gilanians, Gila Apache, Gilleños) в разное время пришло на несколько различных групп Apache и не-Apache. Гила относится либо к реке Гила, либо к горам Гила. Некоторые из гила-апачей, вероятно, позже были известны как моголлон-апачи, подгруппа центральных апачей, в то время как другие, вероятно, объединились в собственно чирикауа. Но поскольку этот термин использовался без разбора для всех групп апачей к западу от Рио-Гранде (то есть на юго-востоке Аризоны и западе Нью-Мексико), упоминания в исторических документах часто неясны. После 1722 года испанские документы начинают различать эти группы, и в этом случае Apache de Gila относится к западным апачам, живущим вдоль реки Хила (синоним Койотеро). Американские писатели впервые использовали это обозначение мимбров (еще одно название центральных апачей).
  • - это чихенде, не группа чирикауа, а центральное подразделение апачей, говорящее на одном языке с подразделениями чирикауа и мескалеро. к центральному подразделению апачей, ошибочно считающемуся частью «группы Восточного Чирикауа» Оплера, и к группам «Чирикауа» Альберта Шредера, или группам «Чирикауа» из Уорм-Спрингс и Медных шахт.
    • Медные рудники Мимбреньо (также Коппермайн) были расположены в верховьях реки Хила, штат Нью-Мексико, с центром в районе Пинос-Альтос. (См. Также Гиленьо и Мимбреньо.)
    • Теплые источники Мимбрено (также Теплый источник) были расположены в верховьях реки Хила, Нью-Мексико, с центром в районе Охо-Калиенте. (См. Также Гиленьо и Мимбреньо.)
  • были подразделением, состоящим из группы Бедонкохе (Моголлон) и группы Недни (Каррисаленьо и Джанеро), которую иногда неправильно называли Южным Чиричуа.
    • Моголлон считался Шредером восточных групп чирикауа до резервации, в то как Оплер считал Моголлон своей группой чирикауа в Нью-Мексико.
    • были самой южной группой чирикауа. Центральные апачи, с центром в областях Каррисаль (Каррисаленьо) и Янос (Джанеро) в мексиканском штате Чиуауа.

Хикарилла

Янг Хикарилла Апачи мальчик, Нью-Мексико, 2009

Хикарилла в основном живут в Северном Нью-Колледже, Южноморадо и Техасе Пэнхендл. Термин хикарилла происходит от испанского слова, означающего «маленькая тыква».

  • Карлана (также Карланес, Сьерра-Бланка) - Ратон-Меса на юго-востоке Колорадо. В 1726 году они присоединились к Куартелехо и Паломе, а к 1730-м годам они жили с Хикарильями. Группа Лланеро из Хикариллы или Дачиж-о-жн ​​Хикарилла (определенная Джеймсом Муни ) могла быть потомком Карланы, Куартелехо и Паломы. Части группы назывались Липиянес или Лланерос. В 1812 году термин Карлана использовался для обозначения Хикариллы. Флешас де Пало, возможно, были частью или поглощены Карланой (или Куартелехо).

Липан

Липан (также Ипандис, Ипандес, Ипанди, Ипанди, Липанес, Липанос, Липан, Лапане, Липанис и др.) Сегодня живут в Западном Техасе. Они путешествовали от реки Пекос в восточной части Нью-Мексико до верховья реки Колорадо, реки Сан-Саба и реки Ллано в центральном Техасе через плато Эдвардс на юго- восток к югу от побережья. Мексиканский залив. Они были близкими союзниками натагей. Их также называли Равнины Липан (Golgahį́į́, Kó'l kukä'ⁿ, «Люди прерий»), не путать с Lipiyánes или Le Panis (по-французски пауни ). Впервые они были упомянуты в статье 1718 года как находящиеся недалеко от основанного города Сан-Антонио, штат Техас..

  • Пелонес («Лысые») жили далеко от Сан-Антонио и далеко к северо-востоку от Ипандес возле Красной реки на юге Северо-Центрального Техаса, хотя и мог выставить 800 воинов, что больше, чем ипанды и натаги взятые, они были доступны как менее воинственные, потому что у них было меньше лошадей, чем у равнинных липанов., их население оценивалось от 1600 до 2400 человек, это были подразделения Лесных липанов (Chishį́į́hį́į́, Tcici, Tcicihi - «Люди леса», после 1760 года имя Pelones никогда не использовалось испанцами для обозначения какой-либо группы техасских апачей, у Pelones бежали в сторону команчей на юг и юго-запад, но никогда не смешивались с предоставлением равнинных липанов, сохраняя их отличительную идентичность, так что Моррис Оплер получил от своих липанов информаторов в 1935 году, что их племенное название было "Люди Лес")

Мескалеро

Мескалеро в основном живы в восточной части Нью-Мексико.

  • Фараон (также Апач Фараон, Параонес, Фараон, Тараонес или Таракон) происходит от испанского Фараон, что означает «фараон». До 1700 года название было неопределенным. Между 1720 и 1726 годами он относился к апачам между Рио-Гранде, рекой Пекос, областью вокруг Санта-Фе и рекой Кончос. После 1726 года Фараонес называл только группы северной и центральной частей этого региона. Такие фараонцы, как часть современного Мескалеро или слились с ними. После 1814 года термин Фараонес исчез и был заменен на Мескалеро.
  • были северной группой Мескалеро из гор Сьерра-Бланка, которая бродила по территории, которая сейчас является восточной частью Нью-Мексико и западным Техасом.
  • была северной группой Мескалеро из Сакраменто и Органные горы, которые бродили по территории, которая сейчас является восточной частью Нью-Мексико и западным Техасом.
  • . была северной группой Мескалеро из Гваделупских гор, которые бродили по территории, которая сейчас является восточной частью Нью-Мексико и западным Техасом.
  • были южной группой Мескалеро из гор Лимпия (позже названные горами Дэвис) и бродили по территории, которая сейчас является восточной частью Новой Зеландии Мексика и западный Техас.
  • Natagés (также Natagees, Apache del Natafé, Natagêes, Yabipais Natagé, Natageses, Natajes) - термин, использовавшийся с 1726 по 1820 годы для обозначения Фараона, Сьерра-Бланки и Сите-Риос-Апачи на юго-востоке Нью-Мексико. Сообщается, что в 1745 году Натаге состояли из Мескалеро (около Эль-Пасо и Органных гор ) и Салинеро (около Рио-Саладо ), но, вероятно, это была одна и та же группа, которая называли настоящими апачами, оказавшими значительное влияние на некоторые системы Западного века. После 1749 года этот термин стал синонимом слова Мескалеро, которое в итоге заменило его.

Этноботаника

Полный список задокументированных видов использования растений племенем Мескалеро можно найти на http: //naeb.brit.org / uses / tribes / 11 / (который также включает Chiricahua; 198 задокументированных видов использования растений) и http://naeb.brit.org/uses/tribes/12/ (83 задокументированных использования).

Равнины Апачи

Равнины Апачи (Кайова-Апачи, Найша, Накишандин) со штаб-квартирой на юго-западе Оклахомы. Исторически они следовали кайова. Другие имена для них включают Ná'įįsha, Ná'ęsha, Na'isha, Na'ishandine, Na-i-shan-dina, Na-ishi, Na-e-ca, Ną'ishą́, Nadeicha, Nardichia, Nadíisha-den, Na'dí'į́shą́ʼ, Nądí'shąą и Naisha.

  • Querechos, упомянутые Коронадо в 1541 году, возможно, равнинные апачи, иногда возможно, навахо. Другие ранние испанцы также могли называть их Vaquereo или Llanero.

Западные апачи

Западные апачи из группы Сан-Карлос

Западные апачи включают Северное Тонто, Южное Тонто, Сибеку, Белую Гору и Сан Группы Карлоса. По словам Гудвина, хотя эти подгруппы говорили на одном языке и имели родственные связи, западные апачи считали себя отдельными друг от друга. Другие авторы использовали этот термин для обозначения всех апачей, не относящихся к навахо, живущих к западу от Рио-Гранде (таким образом, не сумев отличить чирикауа от других апачей). Формулировка Гудвина: «все те народы апачей, которые жили в пределах нынешних границ штата Аризона в исторические времена, за исключением чирикауа, Варм-Спрингс и родственных им апачей, а также небольшой группы апачей, известной как апачи-мансо, которые жили в окрестностях Туксона."

  • Сибекью - группа западных апачей, согласно Гудвину, к северу от Соленой реки между Апачем Тонто и Белой Горы, состоящая из группы Седер Крик, Карризо и Сибеку (собственно).
  • Сан-Карлос. Группа западных апачей, которая, по словам Гудвина, находилась ближе всего к Тусону. Эта группа состояла из пиков апачей, Аривайпа, Пиналь, Группы Сан-Карлоса (собственно).
    • Аривайпа (также Араваипа) - это группа апачей Сан-Карлоса. Шредер считает, что аривайпа были отдельным народом во времена, предшествующие резервации. Аривайпа - это латиноамериканское слово от язык O'odham. Аривайпа известны как Tsézhiné («Черная скала») на Западном n язык Apache.
    • Pinal (также Pinaleño). Одна из групп группы Сан-Карлос западных апачей, описанная Гудвином. Также используется вместе с Coyotero для более общего обозначения одного из двухосновных западных подразделений Apache. Некоторых Пиналеньо называли Гила Апачи.
  • Тонто. Гудвинился раздел на группы северных тонто и южных тонто, живущих в северных и западных областях западных групп апачей, согласно Гудвину. Это к северу от Феникса, к северу от реки Верде. Шредер предположил, что тонто изначально является явапаи, ассимилировавшими западную культуру апачей. Тонто - один из основных диалектов западного языка апачей. Носители тонто-апачей традиционно двуязычны в западных апачах и явапаи. Северный Тонто Гудвина состоял из полос Лысой горы, Фоссил-Крик, Мормон-Лейк и Оук-Крик; Южный Тонто состоял из группы масацаль и неопознанных «полуболос».
  • Белая гора - самая восточная группа западных апачей, согласно Гудвину, в которую входили восточные белые горы и западные белые горы апачи.
    • Coyotero относится к южной группе белых гор западных апачей до резервации, но также более широко использовался для обозначения западных апачей в целом, западных апачей или групп апачей в высших странах. от равнин Южного Колорадо до Канзаса.

Этноботаника

  • Полный список 134 растений этноботаники, используемых для западных апачей, можно найти на http://naeb.brit.org/uses/tribes/14/.
  • Полный список из 165 растений этноботаники, используемых для белых горных апачей, можно найти на http://naeb.brit.org/uses/tribes/15/.
  • Полный список из 14 растений этноботаники, используемых для Сан Карлос Апач можно найти на http://naeb.brit.org/uses/tribes/13/.

Другие термины

  • Llanero - это заимствование из испанского языка "житель равнин". Название относится к нескольким различным группам, которые охотились на буйволов на Великих равнинах. (См. Также Карланас.)
  • Липиянес (также Липиян, Липилланес). Коалиция отколовшихся групп Надахэнде (Натаги), Гулкахенде и Липан 18-го века под руководством Пикакс-Анде-Инс-Тинсле («Сильная рука»), которые сражались с команчами на равнинах. Этот термин не следует путать с Липаном.

История

Выход на Юго-Запад

Игральные карты апачей из сыромятной кожи c. 1875–1885, собрание NMAI.

Племенные группы апачей и навахо североамериканского юго-запада говорят на родственных языках атабаскской языковой семьи. Другие люди, говорящие по-атабаскски в Северной Америке, продолжают проживать на Аляске, западном Канаде и северо-западном побережье Тихого океана. Антропологические данные свидетельствуют о том, что народы апачи и навахо в этих же северных местах перемещения на юго-запад где-то между 1200 и 1500 гг.

Кочевой образ жизни апачей затрудняет точное датирование, в первую очередь потому, что они менее сложные жилища, чем другие юго-западные группы. С начала 21 века был достигнут значительный прогресс в достижении и различении их жилищ и других форм материальной культуры. Они после себя более строгий набор инструментов и материальных благ, чем другие культуры Юго-Запада.

Группа, говорящая на атабасках, вероятно, перебралась в районы, которые одновременно были оккупированы или недавно оставлены другими культурами. Другие спикеры атабасков, в том числе, возможно, южные атабаски, адаптировали многие технологии и практики соседей в своих культурах. Таким образом, места, где, возможно, жили ранние южные атабаскцы, трудно разрушить, еще труднее твердо идентифицировать их как культурно южные атабаскцы. Недавние успехи были достигнуты в отношении южной части юго-запада.

Существует несколько гипотез относительно миграций апачей. Один утверждает, что они двинулись на юго-запад с Великих равнин. В середине 16 века эти мобильные группы жили в палатках, охотились на бизонов и другую дичь, а также использовали собак, чтобы тащить травуа с их имуществом. Значительное количество людей и диапазон были зарегистрированы испанцами в 16 веке.

В апреле 1541 года, путешествуя по равнинам к востоку от региона Пуэбло, Франсиско Коронадо называл людей «собаками кочевниками ». Он писал:

После семнадцати дней путешествия я наткнулся на «ранчерию» индейцев, которые преследовали этот скот (бизонов). Эти аборигены называются керечо. Они не возделывают землю, а едят сырое мясо и пьют кровь убитого ими скота. Они одеваются в шкуры крупного рогатого скота, которые одеваются все люди в этой стране, и у них есть очень хорошо построенные палатки, сделанные из дубленых и жирных коровьих шкур, в которых они живут и которые они берут с собой, преследующие скот.. У них есть собаки, которые загружают, чтобы нести свои палатки, шесты и пожитки.

Экспедиция Коронадо, 1540–1542

Испанцы описывали равнинных собак как очень белых, с черными пятнами и «не намного больше, чем водяные спаниели ». Равнинные собаки были немного меньше тех, которые использовались для переноски современными инуитами и коренными народами Севера в Канаде. Недавние эксперименты показали, что эти собаки могли тянуть грузы до 50 фунтов (20 кг) в длительных поездках со скоростью до двух или трех миль в час (от 3 до 5 км / ч). Теория миграции Равнин связывает народы апачей с культурной Мрачной реки, археологической культурой, известной в основном по керамике и остаткам домов, датируемым 1675-1725 гг., Которые были раскопаны в Небраска, восточный Колорадо и западный Канзас.

Хотя в первых документальных источниках упоминаются апачи, и историки предполагают, что некоторые отрывки указывают на проникновение с севера в XVI веке, археологические данные указывают на то, что они присутствовали на равнины задолго до этого первого зарегистрированного контакта.

Конкурирующая теория утверждает, что они мигрировали на юг, через Скалистые горы, в конечном итоге достигнув юго-запада Америки к 14 веку или, возможно, раньше. Комплекс археологической материальной культуры идентифицирован в этой горной зоне как исконный апачи, был назван «комплексом Серро Рохо». Эта теория не исключает возможности одновременного обнаружения на сегодняшний день самого раннего свидетельства, которое может быть найдено на гористом Юго-Западе. Апачи Равнин имеет значительное культурное влияние Южных Равнин.

Когда испанцы прибыли в этом районе, торговля между давно используемыми народами пуэбло и южными атабасками хорошо налажена. Они, что пуэбло обменивали кукурузу и тканые хлопчатобумажные товары на мясо бизона, а также шкуры и материалы для каменных инструментов. Коронадо наблюдал, как люди с равнинуют возле Пуэбло в зим лагерях. Позже испанский суверенитет над территорией нарушил торговлю между пуэбло и расходящимися группами апачей и навахо. Апачи быстро обзавелись лошадьми, улучшив их подвижность для быстрых набегов на поселения. Кроме того, пуэбло были вынуждены обрабатывать испанские миссионерские земли и заботиться о миссионерских стадах; у них было меньше излишков товаров для торговли со своими соседями.

В 1540 году Коронадо сообщил, что он просто не видел американских индейцев, что он просто не видел американских индейцев. Другие испанские исследователи впервые включают "керечо", живших к западу от Рио-Гранде в 1580-х годах. Для некоторых историков это означает, что апачи переселились на нынешнюю юго-западную родину в конце 16-го и начале 17-го веков. Другие историки отмечают, что Коронадо их сообщил, что женщины и дети часто эвакуировались к тому времени, когда его группа нападала на жилища, и что он видел, что некоторые жилища были недавно заброшены, когда он двигался вверх по Рио-Гранде. Это могло указывать на то, что полукочевой южный атабасканец заранее предупредил о своем враждебном подходе и уклонился от столкновения с испанцами. Археологи находят достаточно доказательств присутствия ранних протоапачей в юго-западной горной зоне в 15 веке, возможно, раньше. Присутствие апачей как на равнинах, так и на гористом юго-западе указывает на то, что люди выбрали несколько маршрутов ранней перемещения.

Конфликт с Мексикой и Соединенными Штатами

В общем, недавно прибывшие испанские колонисты, которые поселились в деревнях, и группы апачей выработали модель взаимодействия в течение нескольких столетий. Оба совершали набеги и торговали друг с другом. Записи того периода, кажется, указывают на то, что отношения зависят от конкретных деревень и групп, которые были связаны друг с другом. Например, одна банда может дружить с одной деревней и совершать набег на другую. Когда случится война, испанцы пошлют войска; после битвы обе стороны «подпишут договор», и обе стороны вернутся домой.

Джеронимо

Традиционные, а иногда и предательские отношения между деревнями и бандами продолжились после обретения Мексики независимости в 1821 году. К 1835 году Мексика назначила награду за скальпы апачей (см. скальпирование ), но некоторые деревни все еще торговали с некоторыми бандами. Когда в 1837 году лидер Медных рудников был убит за деньги, Мангас Колорадас (Красные рукава) или Дашода-хэ (Он просто сидит там) стал главным вождем и военачальником; также в 1837 году (он же Фуэрте), лидер Варм-Спрингс, был убит мексиканскими солдатами возле Яноша, и его сын Кучилло Негро (Черный нож) стал главным вождем и военачальником. Они (теперь Мангас Колорадас - первый вождь, а Кучилло Негро - второй вождь всего народа чихенде или мимбрено) провели серию ответных набегов на мексиканцев. К 1856 г. власти богатого лошадьми Дуранго заявили, что индейские набеги (в основном команчи и апачи) в их штат унесли почти 6000 жизней, похитили 748 человек и вынудили покинуть 358 поселений по с предыдущими 20. лет.

Когда Соединенные Штаты начали войну против Мексики в 1846 году, многие банды апачей пообещали американским солдатам безопасный проход через их земли. Когда США заявили права на бывшие территории Мексики в 1846 году, Мангас Колорадас подписал мирный договор с этой страной, уважая их как завоевателей земель мексиканцев. Непростой мир между апачами и новыми гражданами США продержался до 1850-х годов. Приток золотодобытчиков в горы Санта-Рита привел к конфликту с апачем. Этот период иногда называют Apache Wars.

. Концепция резервации в США ранее не использовалась испанцами, мексиканцами или другими соседями Apache. Зачастую резервации плохо управлялись, и группы, не имевшие родственных отношений, были вынуждены жить вместе. Не существовало никаких заборов, чтобы удерживать людей внутри или снаружи. Не было ничего необычного в том, что группе разрешили уйти на короткий период времени. В других случаях банда уходила без разрешения, чтобы совершить набег, вернуться на свою родину в поисках корма или просто сбежать. У военных обычно были форты поблизости. Их работа заключалась в том, чтобы держать различные группы в резервациях, находя и возвращая тех, кто уехал. Политика резервирования Соединенных Штатов вызвала конфликты и войны с различными бандами апачей, которые покинули резервации почти на четверть века.

Война между народами апачей и евроамериканцами привела к стереотипной ориентации на определенные аспекты культур апачей. Как отмечает антрополог Кит Бассо :

из сотен народов, которые жили и процветали в коренной Северной Америке, лишь немногие из сотен народов, которые жили и процветали на территории коренных народов Северной Америки, лишь немногие из них так последовательно искажались как апачи Аризоны и Нью-Мексико. Прославленный романистами, сенсационный историками и искаженный до невероятной легковерности создателями коммерческих фильмов, популярный образ `` апача '' - жестокого, устрашающего полу-человека, склонного к бессмысленной смерти и разрушению, - почти полностью является продуктом безответственной карикатуры и преувеличения.. В самом деле, не может быть никаких сомнений в том, что апачи превратились из коренных американцев в американскую легенду, причудливое и ошибочное создание неиндийских граждан, чья неспособность признать массовое предательство этнических и культурных стереотипов была сопоставима только с его готовность поддерживать и раздувать их.

Принудительное удаление

В 1875 году военные США вынудили удалить примерно 1500 явапай и дильже'э апачей (более известный как Tonto Apache) из индейского заповедника Рио-Верде и его нескольких тысяч акров договорных земель, обещанных им правительством Соединенных Штатов. По приказу индийского комиссара Л.Э. Дадли, войска армии США заставляли людей, молодых и старых, идти через затопленные зимой реки, горные перевалы и узкие тропы каньонов, чтобы добраться до Индийского агентства в Сан-Карлосе, в 180 милях (290 км) от них. Поход привел к гибели нескольких сотен человек. Людей держали там в интернировании 25 лет, пока белые поселенцы захватили их земли. Лишь несколько сотен человек вернулись на свои земли. В резервации Сан-Карлос солдаты-бизоны из 9-го кавалерийского полка - заменяющие 8-й кавалерийский полк, дислоцированные в Техасе - охраняли апачей с 1875 по 1881.

Начиная с 1879 года, восстание апачей против системы резервирования привело к войне Викторио между отрядом апачей главного Викторио и 9-м кавалерийским полком.

Поражение

Большинство историй Соединенных Штатов об этой эпохе сообщают, что окончательное поражение отряда апачей произошло, когда 5000 американских солдат вынудили группу Джеронимо из 30 человек 50 мужчин, женщин и детей должны сдаться 4 сентября 1886 года в Каньон Скелетов, Аризона. Армия отправила эту группу и разведчиков Чирикауа, которые выследили их, в военное заключение в Флориде в Форт Пикенс и, впоследствии, в Ft. Силл, Оклахома.

Многие книги были написаны об историях охоты и отлова в конце 19 века. Многие из этих историй связаны с набегами апачей и срывом соглашений с американцами и мексиканцами. В послевоенную эпоху правительство США организовало изъятие детей апачей из семей для усыновления белыми американцами в рамках программ ассимиляции.

Культура до резервации

Социальная организация

Невеста апачей

Все народы апачей жили в больших семьях (или семейных группах); они обычно жили близко друг к другу, каждая нуклеарная семья находилась в отдельных жилищах. Расширенная семья обычно состояла из мужа и жены, их неженатых детей, их замужних дочери, мужья замужних дочерей и детей замужних дочерей. Таким образом, большая семья связана через родословную женщин, которые живут вместе (есть матрилокальное место жительства).

Последняя правка сделана 2021-06-11 20:09:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте