Чирикахуа

редактировать
Чирикахуа
Апачей ок. 18-го века.png Местоположение племен апачей в конце 18 века (Ch - Chiricahua, WA - Западные апачи, M - Мескалеро, J - Хикарилла, L - Липан, Pl - равнины Apache, N - Навахо, отдельный народ, говорящий на родном языке)
Общая численность
650
Регионы со численностью населения
США,. (Оклахома, Нью-Мексико )
Форт Силл712
Нью-Мексико149
Языки
Английский, язык апачей чирикауа
Религия
Христианство, Церковь американских индейцев, традиционная племенная религия
Родственные этнические группы
кайова-апачи, хикарилла-апачи, липан-апачи, Мескалеро апачи, западные апачи, навахо

чирикахуа() является одним из социальных-культурных ро допросных племен американцев на юго-западе США., к которому принадлежит Цоканенде (Чирикауа), Ндендахе (Моголлон, Каррисаленьо), Чихенде (Мимбреньо), Сехенде (Мескалеро), Липан, Салинеро, равнины и западные апачи. Коренные американцы, проживающие на Южных равнинах и юго-западе США. Культурно связанные с другими апачскими народами, чирикауа исторически имели общую территорию, язык, обычаи и переплетенные семейные отношения. На момент контакта с Европой у них была территория в 15 миллионов акров (61000 км) в Юго-Западном Нью-Мексико и Юго-восточном Аризоне в районе Штатах и в Северной Сонора и чихуахуа в Мексике.

Сегодня чирикауа входят в состав двух признанных на федеральном уровне племен в Соединенных Штатах: Форт-Силл Племя апачей, расположенное около Апач, Оклахома с небольшой резервацией за пределами Деминг, Нью-Мексико, и Племя апачей Мескалеро из Мескалеро Резервация возле Руидозо, Нью-Мексико. Племя апачей Сан-Карлос, Аризона, также имеет там людей чирикауа-апачей.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Культура и организация
  • 3 История
    • 3.1 Отношения между европейцами и апачами
    • 3.2 Враждебные действия
  • 4 Группы
  • 5 Известные люди чирикауа-апачей
    • 5.1 В популярной культуре
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Цитированные работы
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Имя

The Chiricahua Apache, также пишется как Это имя испанцы Чирикагуи, Апачи де Чириуи, Чирикауэ, Чиликагу, Чилекагес и Чирикагуа. Койотеро-апачи Белой горы, включая группы Сибекуа и Билас западных апачей, называли чирикауа именем Хай'у́ха, в то время как Сан-Карлос Апачи называл их Хак'йе, что означает «Восточный восход» или «Люди на Востоке». Иногда они адаптировали это название и называли себя также Ха’ишу На гуканде («Люди восхода солнца»). Апачи Мескалеро вызвали к западу отряды западных апачей и чирикауа ша'и'айд («люди западных апачей», «люди заката», «народы Запад»), когда представились только на Чирикауа, они использовали Ch'úk'ânéõde («Люди гребня или горного склона [сделанные из рыхлых камней]») или иногда Tã'aa'ji k 'ee'déõkaa'õde ( «Те, кто покрыты [тряпками]»). Навахо к чирикауа как к чиши («южные люди»).

Чирикауа автоним, или имя, которым они называют себя, просто (в зависимости от диалекта) Nde, Ne, Néndé, Héndé, Hen-de или õne («Народ, Мужчины», «Народ России»); они никогда не называли себя «апачи». Чирикауа относились к посторонним, таким как американцы, мексиканцы или другие индейцы, как Эни, Адаа или Инда / Н'даа. Это слово имеет два значения, первое из которых - «странные люди, не относящиеся к ним». Народ апачей »или« враг », но другое существо -« глаз ». Иногда говорят, что все апачи обращаются к американцам и европейским поселенцам (за исключением мексиканцев) как к Бинда-Ли'ги '/ Бинда-li'ghi'o'yi («Белые глаза»), но это, кажется, название групп от мескеро и липан-апачей, поскольку группы чирикауа называли их Daadatlijende, что означает «люди с синими / зелеными глазами» или Indaaɫigáí / Indaaɫigánde, что означает «белокожие» или люди бледного цвета »или« Странные, неапачи, люди с белой кожей »). Łigáí означает «он белый» или его можно перевести как «он бледный». í на конце обычно означает как «тот, кто есть», но в контексте людей, может означать «группа, которая есть».

Культура и организация

Несколько туалетов Отдельные группы апачей стали называться чирикауа. К ним крепость Чоконен (recte : Tsokanende), Chihenne (recte: Tchihende), Nednai (Nednhi) и Bedonkohe (recte, оба вместе: Ndendahe). Сегодня всех обычно называют чирикауа, но они не были единой исторической группой, ни одним и тем же подразделением апачей, все вместе более правильно идентифицировать как центральные апачи.

Многие другие группы и группы, говорящие на языке апачей, проживали в восточной Аризоне и на юго-западе Америки. Банды, которые сегодня сгруппированы под термином Чирикауа, имели долгую совместную историю: они вступили в брак и друг с другом, а также иногда воевали друг с другом. Они сформировали как краткосрочные, так и более длительные союзы, которые побудили ученых классифицировать их как единый народ.

Группы апачей и народы навахо были частью передачи атабасков в Северную Америку. континент из Азии, через Берингов пролив из Сибири. По мере продвижения людей на юг и восток, в группе со временем отделились и стали дифференцироваться по языку и культуре. Некоторые антропологи полагают, что липан-апачи и навахо были вытеснены на юг и запад, на территории нынешних Нью-Мексико и Аризону под давлением других индейцев Великих равнин, таких как как Команчи и Кайова. Среди таких расколов были те, которые привели к образованию различных групп апачей, с недавних пор поздние европейцы: группы юго-западных апачей и навахо. Хотя обе говорящие формы южных атабасков, навахо и апачи стали культурно отличными.

«Чихенне (Чихенде)», «Неднаи / Недни (Ндендахе)» и «Бедонкохе» иногда вступали в брак с бандами мескалеро из Нью-Мексико и Чиуауа и заключали с ними союзы; поэтому их родственники-мескалеро знали названия банд чирикауа и местных: Chíhéõde («Люди красной церемониальной краски», «Люди красной церемониальной краски»), Ndé'ndaa'õde / Ndé'ndaaõde («Люди апачей (которые живут) среди людей»)) и Bidáõ'kaõde / Bidáõ'kahéõde ("Люди, которые мы встретили", "Люди, с которыми мы столкнулись"), Мескал использует термин -õde, -éõde, -néõde или - héõde ("люди") вместо Chiricahua Nde, Ne, Néndé, Héndé, Hen-de или õne ("люди").

История
Ba-keitz-ogie (Желтый койот), армейский разведчик США

Tsokanende (Chiricahua ) когда-то глоблось подразделением апачей из начала 18-го века, такими вождями, как,, и, наконец, Cochise (название которого произошло от слова апачей Cheis, означающего «имеющий качество дуба»), а после его смерти - его сыновья Тахзай и позже Найче под опекой военного вождя и зятя Кочизы, а также независимые вождей Чихуахуа, Улзана, и; Чих енде (Мимбреньо ) в тот же период руководили вожди Фуэрте, также известный как, Мангас Колорадас, Кучилло Негро, Дельгадито, Понсе, Нана, Викторио, Локо,; Ндендаэ (Могольон и Каррисаленьо / Джанеро ) Апачей тем временем планеты, а после него Луис, Фелипе и, наконец, Юх и Гойяле (известный американцам как Джеронимо). После смерти Викторио Нана, Джеронимо, Мангус (младший сын Мангаса Колорадаса) и младший сын Кочизе Найче были последними лидерами центральных апачей, а их смешанная группа апачей была последней, кто продолжал сопротивляться США контроль юго-западом Америки.

европейско-апачскими отношениями

С самого начала отношений между европейскими американцами и правительством возник конфликт, поскольку они конкурировали за землю и другие ресурсы, и были очень разные культуры. Их встречам предшествовали более чем 100-летние испанские колониальные и мексиканские вторжения и поселения на землях апачей. Поселенцы Соединенных Штатов были новичками в борьбе за землю и ресурсы на юго-западе, но они унаследовали его сложную историю и принесли собой собственное отношение к американским индейцам и тому, как использовать землю. Согласно Договору Гуадалупе-Идальго 1848 года, США взяли на себя ответственность предотвращать и наказывать трансграничные вторжения апачей, совершавших набеги на Мексику.

Апачи видели колонистов США. с амбивалентностью, и в некоторых случаях привлекли их в качестве союзников в первые годы против мексиканцев. В 1852 году США и некоторые представители племени чирикауа подписали договор, но он не имеет длительного эффекта. В 1850-х годах американские горняки и поселенцы начали переселяться на территории Чирикауа, начавшееся возобновилось в ходе развития юго-запад в предыдущие два десятилетия.

Это заставило апачей изменить свою жизнь как кочевников, свободных на земле. Армия США победила их и вынудила их жить в условиях резервации на землях, плохо подходящих для натурального хозяйства, которые США предложили в качестве моделей цивилизации. Сегодня чирикау максимально сохраняют свою культуру, налаживая новые отношения с окружающими их народами. Чирикауа - это живая и яркая культура, часть большого американского целого, но отличающаяся своей историей и культурой.

Военные действия

Хотя они мирно жили с большинством американцев на территории Нью-Мексико примерно до 1860 года, чирикауа становились все более враждебными по отношению к американскому вторжению на юго- запад после Между ними произошел ряд провокаций.

В 1835 году Мексика назначила награду за скальпы апачей, что еще больше обострило ситуацию. В 1837 году главный вождь и знаменитый налетчик, также известный как Фуэрте, был убит мексиканскими солдатами гарнизона в Янош (всего в двух днях пути от Санта-Рита-дель-Кобре), и его сын Кучилло Негро стал его преемником. главный вождь и пошел войной на Чихуахуа из мести. В том же 1837 году американец Джон (также известный как Джеймс) Джонсон пригласил их в районе Пинос-Альтос для торговли со своей группой (около рудников в Санта-Рита-дель-Кобре, Нью-Мексико и, когда Они собрались Вокруг одеяла, которая для них положила пиноле (молотую кукурузную муку), Джонсон и его люди открыли огонь по реке Чихен из винтовок и скрытой пушки, заряженной железным ломом, стеклом и куском цепи. Мангас Колорадас, как говорят, был свидетелем этого нападения, воспламенило его и других воинов апачей желание мести на многие годы; он вывел выживших в безопасное место, а вместе с Кучилло Негро отомстил Мимбрено. Историк Рекс В. Стрикленд утверждал, что апачи пришли на встречу с собственными намерениями напасть на партию Джонсона, но были застигнуты врасплох. В 1839 году охотник за скальпами Джеймс Киркер был нанят Робертом Макнайтом, чтобы дорогу в Са nta Рита дель К обре.

После завершения американо-мексиканской войны (1848 г.) и покупки Гадсдена (1853 г.) американцы начали вторгаться на территорию в больших количествах. Это увеличило возможность инцидентов и недопонимания. Как бы то ни было, апачи, в том числе Мангас Колорадас и Кучилло Негро, сначала не были враждебны американцам, считая их врагами своими собственными мексиканскими противниками.

Кучилло Негро с Понсе, Дельгадито, Викторио и другими вождями мимбреньо подписали договор в Форт-Вебстере в апреле 1853 г., но весной 1857 г. Армия США начала кампанию под руководством полковника Бенджамина Ли. деБонневиль, полковник Диксон С. Майлз (3-й кавалерийский отряд из Форт-Торн) и полковник Уильям У. Лоринг (командующий полком конных стрелков из Альбукерке) против апачей Моголлон и Койотеро: разведчики индейцев пуэбло. навахо. Некоторые апачи, включая самого Кучилло Негра, были убиты.

В декабре 1860 года, после нескольких инцидентов, спровоцированных шахтерами во главе с Джеймсом Х. Тевисом в районе Пинос-Альтос, Мангас Колорадас отправился в Пинос-Альтос, Нью-Мексико Чтобы попытаться убедить шахтеров уехать из области, которую он любил, и отправиться в Сьерра-Мадре и искать там золото, но они привязали его к дереву и сильно избили. Его последователи мимбреньо и ндендахе и связанные с ними банды чирикауа были возмущены обращением со своим уважаемым вождем. Мангас был таким же великим вождем в расцвете сил (в течение 1830-х и 1840-х), как и Кучил годов Негро, каким Кочиз тогда становился.

В 1861 году США захватила и убила некоторых родственников армия от Apache Pass в так называемом Bascom Affair. Вспомнив, как сбежал Кочиз, чирикауа назвал случившееся «разрезанием палатки». В 1863 году генерал Джеймс Х. Карлтон возглавил новую кампанию против апачей Мескалеро, и капитан Эдмунд Ширланд пригласил Мангаса Колорадаса для «переговоров», но после того, как он вошел В мире лагере США для переговоров о великий вождь мимбреньо был арестован и осужден, где, вероятно, по приказу генерала Джозефа Р. Веста, Мангас Колорадас был убит американскими солдатами (18 января 1863 г.). Его тело было изуродовано солдатами, и его люди пришли в ярость от его убийства. Чирикау стали рассматривать американцев как «используемых нами против них». С того времени они вели почти постоянную войну против американских поселенцев и армии в течение следующих 23 лет. Кочиз, его шурин (военный вождь народа Кочизы), чихуахуа, Улзана и другие враждующие вожди стали кошмаром для поселенцев и военных гарнизонов и патрули. Тем временем великие Викторио, Дельгадито (вскоре убит в 1864 г.), Локо, молодой (последний сын Мангаса Колорадаса) и другие второстепенные вожди величайшей тропой войны руководили мимбреньо, двоюродные братья и союзники Чирикахуаса, и Джух Ндендахе (Недни и Бедонкох вместе).

В 1872 г. генералу Оливеру О. Ховарду с помощью Томаса Джеффордса удалось заключить мир с Кочизом. США создали резервацию апачей Чирикауа с Джеффордс в качестве агента США, недалеко от Форт-Боуи, территории Аризоны. Онался открытым около 4 лет, в течение которых вождь Cochise умер (оставшихся естественных причин). В 1876 году, примерно через два года после смерти Кочиза, США переместили чирикауа и некоторые другие группы апачей в индейскую резервацию Сан-Карлос Апачи, все еще в Аризоне. Это был ответом на общественный резонанс после убийства Оризобы Спенс и Николаса Роджерса в Сулфер-Спрингс. горцы ненавидели пустынную среду Сан-Карлоса, и некоторые из них часто начинали покидать резервацию и иногда совершали набеги на соседних поселенцев.

Они сдались генералу Нельсону Майлзу в 1886 году. Самый известный воин-лидер «ренегатов», хотя он и не считался «вождем», был сильным и влиятельным Джеронимо. Он и Найче (сыночиза и потомственный лидер после смерти Тазая) вместе возглавили многих участников сопротивления в течение этих последних нескольких лет свободы.

Национальный памятник Чирикахуа подъездная дорога

Ониили крепость в горах Чирикахуа, часть которых сейчас находится внутри национального памятника Чирикахуа, а через промежуточный Уиллкокс- Плайя на северо-восток, в Драгунских горах (все на юго-востоке Аризоны). В поздние пограничные времена чирикауа простирались от Сан-Карлоса и Белых гор в Аризоне до соседних гор на юго-западе Нью-Мексико вокруг того, что сейчас является Серебряным городом и до горных святилищ Сьерра-Мадре (северная Мексика). Там они часто присоединялись к своей семье неднайских апачей.

Генерал Джордж Крук, войска генерала Майлза при поддержке разведчиков апачей из других группировок преследовали изгнанников, пока те не сдались. Мексика и Соединенные Штаты заключили соглашение, позволяющее их войска, преследующим апачей, продолжать вторжение на территорию друг друга. Это помешало группам чирикахуа использовать границу в качестве пути к отступлению, поскольку у них не было времени на отдых и обдумывание своего следующего шага, усталость, истощение и деморализация охоты привели к сдаче их постоянной.

Последние 34 включения, в том числе Джеронимо и Найче, сдались частям сил генерала Майлза в сентябре 1886 года. Со станции Боуи, штат Аризона, они были захвачены вместе с большей частью оставшихся Чирикауа (как а также армейские разведчики-апачи) и сослали в Форт-Марион, Флорида. По крайней мере, два воина апачей, Массаи и Серая Ящерица, сбежали из своей тюремной машины и вернулись в Сан-Карлос, штат Аризона, пройдя 1200 миль (1900 км) путь к своим исконным землям.

После нескольких смертей Чирикахуа в тюрьме Форт Марион около Св. Августин, Флорида, выживших перевезли сначала в Алабаму, а затем в Форт Силл, Оклахома. Капитуляция Джеронимо положила конец индийским войнам в Штатах. Однако другая группа чирикауа (также известная как Безымянный или бронко-апачи) не была захвачена войсками США и отказалась сдаться. Они перебрались через границу в Мексику и поселились в отдаленных горах Сьерра-Мадре. Там они построили тайные лагеря, совершили набеги на дома для скота и других продуктов питания и участвовали в периодических перестрелках с подразделениями мексиканской армии и полиции. Большинство из них в конечном итоге было захвачено или убито солдатами или частными владельцами ранчо, вооруженными и замещенными мексиканским правительством.

В конце концов, выжившие узники Чирикауа были перемещены в военную резервацию Форт Силл в Оклахоме. В августе 1912 года постановлением Конгресса США они были освобождены от своего статуса военнопленных, поскольку не считались дальнейшей угрозой. Несмотря на обетованную землю в форте Силл, они встретили сопротивление со стороны местных неапачей. Им был предоставлен выбор: остаться в форте Силл или переехать в резервацию Мескалеро недалеко от Руидозо, штат Нью-Мексико. Две трети группы, 183 человека, решили поехать в Нью-Мексико, а 78 остались в Оклахоме. Их потомки до сих пор проживают в этих местах. В то время им не разрешили вернуться в Аризону из-за враждебности, вызванной долгими войнами. в 1912 году многие различные группы апачей вернулись на земли апачей Сан-Карлос после их освобождения из резервации апачей Форт Силл.

Банды
апачи чирикауа, когда они прибыли в школу индейцев Карлайла в Пенсильвании Гойяале (Джеронимо ), в местной одежде [fi ], Главный вождь апачей Уорм-Спрингс Локо, вождь апачей Уорм-Спрингс Бонито, вождь Чирикауа Виола и Агнес Чиуауа, Чирикахуа, сфотографированы в резервации апачей Мескалеро в 1916 году. Хэтти Том, чирикауа-апач, фотограф Фрэнк Райнхарт

В культуре чирикауа «группа» как единица была намного важнее, чем американская или европейская концепция «племени». У чирикауа не было названия (автонима) как народа. Название Чирикауа, скорее всего, является испанским переводом Opata слова Chihuicahui или Chiguicagui («гора дикой индейки») для Горы Чирикауа, позже преобразованного в Chiricahui / Chiricahua. Территория племен чирикауа охватывает сегодняшнюю юго-восток Аризоны, юго-запад Нью-Мексико, северо-запад Сонора и северо-запад Чиуауа. Ареал Чирикауа простирался на восток до долины Рио-Гранде в Нью-Мексико и на запад до долины реки Сан-Педро в Аризоне, к северу от Магдалены чуть ниже настоящего день Коридор HwyI-40 в Нью-Мексико и город Сьюдад-Мадера (276 км к северо-западу от столицы штата Чиуауа и 536 км к юго-западу от Сьюдад-Хуарес (ранее известный как Пасо-дель-Норте ) на границе Мексики и США ), как их самый южный ареал.

Согласно Моррису Э. Оплеру (1941), чирикауа состояли из трех групп:

  • Chíhéne или Chííhénee '«люди красной окраски» (также известные как Восточный Чирикауа, Апачи Теплых Источников, Гиленьос, Оджо Калиенте Апачи, Апачи Медных рудников, Медные рудники, Мимбреньос, Мимбрес, Моголлонес, Чихенде),
  • Ч'ук'анень или Чуук'анен 'Хребет Горные люди' (также известные как Центральные Чирикауа, Чок'анень, Кочизские Апачи, Собственно Чирикауа, Чирикагуи s, Ткоканене), или Люди восхода солнца;
  • Ndé'indaaí или Nédnaa'í «Вражеский народ» или «народ апачей (которые живут среди врагов», известные как южные Чирикауа, Pinery Apache, Bronco Apache, Ne'na ' i), или «те, кто впереди в конце».

Шредер (1947) перечисляет пять групп:

  • Моголлон
  • Медный рудник
  • Мимбрес
  • Теплая весна
  • собственно Чирикауа

Племя апачей Чирикауа-Варм-Спрингс Форт Силл в Оклахоме говорит, что у них есть четыре группы в Форт Силл: (некоторые из аризонских апачей не вернулись в Сан-Карлос или Форт Апачи, воин Апачей Белой Горы Ресница похоронена на кладбище Форт Силл, Вождь Южных Тонто Апачей / Разведчик Хосай похоронен на кладбище Форт Апачи, Хосай имеет семью сегодня в Форте Силл и Сан-Карлос

  • Чихене (recte Tchihe-nde, более известное как группы Warm Springs и Coppermine Mimbreño, Chinde),
  • Chukunen (recte Tsoka-ne-nde, также известная как группа Chiricahua, Chokonende),
  • Bidánku (вспомнить Bedonkohe Ndendahe, также известный как Bidanku, Bronco),
  • Ndéndai (recte Nednhi Ndendahe, также известный как Нденай, Неднаи).

Сегодня они используют слово Чидикаагу (происходит от испанского слова Чирикауа) для обозн ачения чирикауа в целом и слова Indé для обозначения апачей в целом.

В других источниках эти и дополнительные группы (местные группы Чоконен и Чихуикахуи из группы Чоконен считались племени Чирикахуа настоящими людьми Чирикахуа):

  • Чоконен, Чукуненде или Цоканенде (также известный как Ч'ок'анень, Цока-нде, Ткоканене, Чу-ку-нде, Чукунен, Ч'ук'анень, Чуук'анен, Chuukonende или Ch'úk'ânéõne - 'Хребет горных людей ', собственно или Центральный Чирикауа)
    • местная группа Чоконен (жила к западу от Саффорда, Аризона, вдоль верхнего течения Река Хила, вдоль реки Сан-Франциско на севере до гор Моголлон в Нью-Мексико на востоке и долины Сан-Симон на юго-запад, северо-восток, местная группа во главе с вождем чихуахуа (Кла-эш) и его сегундо (военачальником) и братом Улзана )
    • группа чихуикауи (жила на юго-востоке Аризоны в горах Хуачука (Горы «Ва-Чу-ка»; имя апачей означает «гора грома») к западу от реки Сан-Педро, на северо- западе вдоль линии сегодняшних Бенсон, Джонсон, Уиллкокс и на север вдоль реки Сан-Симон к востоку от Юго-запад Нью-Мексико, контролировал южные Пиналеньо, Дос-Кабесас, Чирикауа, Драгун и Горы Мула, также известные как Апачи Горы Хуачука или апачи по имени Шайахене ("Западные люди", "Люди заката"), юго-западная местная группа - во главе с Cochise (Kùù'chish) ("[дубовый] лес"), а после него - его сыновьями, с известными как Chishhéõne («Люди из дерева», «Люди из дерева») или кочизские апачи.)
      • Местная группа кай-а-хи-нэ («Люди заходит вниз», то есть люди Запада, были самыми западными из всех Чихуикахуи, западная местная группа)
      • Местная группа Tse-ga-ta-hen-de / Tséghát'ahéõne («Горные карманные люди», «Люди у скал», «Люди на стороне Скалы», обитающие в горах Чирикауа )
      • местная группа Дзил-дун- ас-ле-н / Цетагуаганане ('Скалы у подножия Grass-Expanse', «Люди равнин среди скал», «Люди скалистых равнин »,« Люди среди белых скал », жили в Драгунских горах - согласно Кристиану Найче-младшему.это была местная группа Кочиза.)
    • местная группа Дзилмора (на юго-западе Нью-Мексико в Аламо Уэко, Литл-Хэтчет и Биг-Хэтчет-Маунтинс (которые были известны апачам как Дзилмора), юго-восточная местная группа)
    • местная группа анимасов (жила к югу от реки Рио-Хила и к западу от долины Сан-Симон в горах Пелонсилло (названный Апачем Дзилтилсилом - «Черная гора») вдоль границы Аризоны и Нью-Мексико на юг до каньона Гуадалупе и на восток в Долине Анимас и Горах Анимас в Юго-запад Нью-Мексико, южная местная группа)
    • местная группа (сегодня более не известная по имени) (жила в северо-восточной части Соноры и прилегающей Аризоне, в каньоне Гуадалупе, вдоль реки Сан-Бернардино, северо-западной части Сьерра-Сан-Луис, на востоке от Фронтерас, в качестве их цитадели)
    • местная груп п а (сегодня более не известная по имени) (жила к востоку от Фронтерас-ин-дер-ин-Сонора)
    • местная группа (сегодня более известная по имени) (жила на северо-востоке реки Сонора, вдоль реки Бависпе в направлении Фронтерас на севере)
  • Бедонкохе, Биданку или Биданканде (Би-дан-ку - «Люди перед концом», Би-да-а-нака-энда или Бедонкохе Ндендахе - »« Стоя перед врагом », жили в Западном Нью-Мексико между рекой Сан-Франциско на западе и рекой Хила на юго-востоке, жили в своей цитадели, Горы Моголлон, поэтому часто называемые Моголлон Апачи, также были известны - вместе с другими местными группами апачей, жившими вдоль реки Хила и в Горах Гила - как Гиленьос / Гила Апачи, Северо-Восточный Чирикауа - Джеронимо, выдающийся лидер и знахарь (но не вождь) бел присоединились к этой группе)
    • местная группа (сегодня больше не известна по имени) (жила в горах Моголлон)
    • местная группа ( се годня больше не известна по имени) (жила также в Моголлоне) Горы)
    • местная группа (сегодня более известная по имени) (жила в горах Тулароса)
  • Чихенне, Чихенде или Чихенде (также известные как Chi-he-nde, Tci-he-nde, Chíhéne, Chííhénee ', Chiende -' раскрашенные в красный цвет люди ', их автоним может относиться к минерально-красной окраске медной -содержащей племенной территории, часто называемый Медным рудником, Охо Калиенте / Теплые источники, Мимбренос / Мимбрес и Гиленьос / Гила Апачи, неправильно Восточный Чирикауа)
    • Апачи Теплых источников (окрестности южного горячего Нью-Мексико, известный как Оджо Калиенте (исп. Горячий источник) был их любимым убежищем и известен апачам как Тих-готел - «четыре широкие равнины»
    • Гиленьос / Гила Апачи (часто используется к ак собирательное название для разных апачей группы, живущие вдоль реки Хила; иногда для всех местных групп чирикауа, а иногда для апачей араваипа / аривайпа и пиналеньо / пинал-апачей западных апачей )
      • местной группы Ne-be-ke-yen-de («Страна людей» или «Земля Own It Народная предположительно смешанная местная группа Чихенне-Бедонкохе, проживала к юго-западу от реки Хила, с центром в Маленьком Бурро и Горах Большого Берро, контролируемая гора Пинос-Альтос, Пирамидальные горы и окрестности Санта-Рита-дель-Кобре вдоль реки Мимбрес на востоке, затем называемые Гиленьос / Гила-Апачи, после обнаружения прибыльных медных рудников в Санта-Рита -дель-Кобре их называли Апачи Медных рудников, западная местная группа, защищаемая Мангасом Колорадасом, бедонкох по рождению, а позже Локо )
      • местная группа Мимбреньо / Мимбрес (жила на юго-востоке -центральный Нью-Мексико, между рекой Мимбрес и рекой Рио-Гранде вверх в горах Мимбрес и хребет Кука, отсюда называется Mimbreño / Mimbres Apache, восточная местная группа; Иногда его просто рассматривают как совокупность некоторых, принадлежащих народу чихенне, вокруг агентства Mimbres, созданного временным индийским агентом Джеймсом М. Смитом в 1853 году)
      • местная группа (сегодня более известная по имени) (жила на юге Нью-Мексико в Пирамидных горах и Флоридских горах (называемых Чихенн Дзилноконе - Длинная Висячая гора) до реки Рио-Гранде на востоке и юге до мексиканской границы, южная группа)
  • Недни, Ндэндай или Ндендахе (также известный как Ндендай, нде - nda-i, Nédnaa'í, Ndé'indaaí, Ndé'indaande, Ndaandénde - «Вражеские люди», «Люди, создающие проблемы», мексиканцы приняли это название как Bronco Apache - «Дикие, неукротимые апачи», жили в Западная Сьерра-Мадре и пустыни Северо-Западного Чиуауа, НО Сонора и Юго-Восточная Аризона, поэтому часто называемые Сьерра-Мадре Апачи, Южный Чирикауа)
    • Недни / Нденда и Апачи (они были подразделены на в трех местных группах)
      • местная группа Джанерос (также известная как настоящие Недни, жила на северо-западе Чиуауа и северо-востоке Соноры, к югу от Сьерра-Сан-Луис, Сьерра-дель-Тигре, Сьерра-де-Каркай, Сьерра-де-Б ока Гранде, на запад за рекой Арос до Бависпе, на восток вдоль реки Янос и реки Касас-Грандес в сторону озера Гусман в северной части бассейна Гусмана, поскольку они торговали в президиуме Яноша, их называли Янерос Апачи, потому что они предпочитали жить в почти недоступной Западной Сьерра-Мадре, их самоназвание для себя было Дзилтдаклиженде или Дзил Дклишенде - Люди Голубой Горы, т.е. из Сьерра-Мадре, северной местной группы, возглавляемой Джух )
      • местной группой Ту-нца-нде («Большой водный народ, т.е. люди вдоль реки Арос», их цитадель под названием Гуайнопа находился в излучине реки. Река Папигочич (река Арос) к востоку от границы Соноры в районе горы, которая называлась апачей Дзил-да-на-тал - «Гора, держащая голову вверх и выглядывающая наружу», наименьшая местная группа)
      • Местная группа Хайахендэ («Люди восходящего солнца, то есть люди Востока» жила в горах Пелончилло на горе Анимас. и горы Флорида в юго-восточной части Аризоны и в Нью-Мексико Бутел и на юге в пустыни и горы к северо-востоку от Соноры и Мексиканское плато на северо-западе Чиуауа, местная восточная группа)
      • местная группа хакае (входила в состав гор Сьерра-Мадре в Соноре, Мексика)
    • местная группа каррисаленьос (известная другими чирикауа как Gol-ga-he-ne - 'Open Place People' или Gul-ga-ki - ' Люди луговых собачек, жили исключительно в Чиуауа, между президиосами Яноша на западе и Каррисалем и на востоке, на юге к Корралитосу, Касас Грандес и Агуа Нуэвас в 60 милях (97 км) к северу от Чиуауа, контролировал южную часть бассейна Гусмана и горы вдоль Касас-Грандес, Санта-Мария и Река Кармен, вероятно, называемая Tsebekinéndé - «Люди каменного дома» или «Люди каменного дома», юго-восточная группа)
    • местная группа Пиналеньос / Пинери (жила к югу от Бависпе, между рекой Бависпе и рекой Арос в северо-восточной Соноре и северо-западная часть Чиуауа контролировала эти горы, а в горах имелся большой запас соснового леса апачей - отсюда их называли пиналеньос / сосновые апачи, юго-западная местная группа)

Чоконен, Чихенне, Недни, и Бедонкохе было, вероятно, до трех других групп, названных соответственно в честь их лидеров или родины. К концу 19 века уцелевшие апачи уже не идентифицировали эти группы. Возможно, они были уничтожены (как Пиналеньо-Недни) или присоединились к более влиятельным группам. Например, остатки каррисаленьо-недни разбили лагерь вместе со своими северными родственниками, джанеро-недни.

Carrizaleo-Nednhi делили перекрывающуюся территорию в окрестностях Casas Grandes и Aguas Nuevas с Tsebekinéndé, южной группой Mescalero (которую испанцы часто называли Aguas Nuevas). Испанцы называли группу апачей одноименным названием Tsebekinéndé. Эти две разные группы Apache часто путали друг с другом. (Подобная путаница возникла при различении джанерос-недни у чирикауа (Дзилтдаклижэнде) и дзитинахнде у Мескалеро.

Известный народ чирикауа-апачей
  • Джеронимо, (1829–1909), воин, медицина член банды бедонкохе ндендахе
  • Милдред Клегхорн, был первым председателем племени апачей форта Силл, избранным в 1976 году.
  • Чато, 1854 - 13 августа 1934)
  • Чиуауа (также известный как Chewawa, у апачей, также известный как Kla-esh или Tłá'í'ez, (ок. 1825–1901)
  • Cochise, глава местной группы Chihuicahui народа Tsokanende
  • Кучилло Негро, военный вождь местной группы народа чихенде на юге Варм-Спрингс
  • Дахтесте (Тахдесте), была сестрой Ильт-гоз-ая, жены Чиуауа, женщины-воина и товарищ знаменитой женщины-воина Лозен
  • Дельгадито, (ок. 1810–1864), главный вождь местной группы народа чихендэ в Медном руднике
  • Гуен, ок. 1857– 1903), женщина из группа людей Чихенд из Уорм-Спрингс
  • Боб Хаозоус, скульптор
  • Джух, (ок. 1825–1883), знахарь и вождь местной группы Джанеро банды Недни
  • Лозен («Ловкий конь вор», ок. 1840–1890), женщина-воин и пророк народа чихенде
  • Мангас Колорадас, военный руководитель группы народа чихенде в Медных рудниках и главный вождь после смерти Хуана Хосе Компа
  • Массаи (на апачском языке: Mah - sii, ок. 1847–1906 / 1911), воин группы Мимбрес Чихенде
  • Найче (ок. 1857–1919), второй сын Кочизе, был последним потомственным вождем местной группы Чихуикахуи народа Цоканенде
  • Нана, ок.. 1800/1810? - 19 мая 1896 г.), военный вождь племени Чихенде из Варм-Спрингс
  • Роберт Рош (активист)
  • Таза ок. 1843–1876 гг., Сын Кочизе и его преемник на посту местной главы группы Чихуикахуи людей Цоканенде
  • Цо-ай (на апачском языке также известен как Панайотишн или Пенел-тишн, прозванный «Персики»). для генерала Крука
  • Улзана (ок. 1821–1909), военного вождя Чиуауа местной группы Чоконен народа Цоканенде
  • Викторио, (Биду-я, Бедуят, "тот, кто проверяет свою лошадь", ок. 1825–1880), вождь народа Чихенде (Мимбреньо) Теплых Источников

В популярной культуре

  • Пропавший без вести (фильм 2003 г.). Томми Ли Джонс и другие актеры научились говорить на языке чирикауа для фильма. Диалект языка апачей, на котором говорят всего около 300 человек по всему миру. Фильм был показан для апачей, живущих в резервации Мескалеро, которые понимали каждое слово на экране; он получил теплый прием и вдохновил многих студентов гордиться изучением родного языка.
См. также
Литература
Цитированные работы
  • Дебо, Энджи. (1976) Джеронимо: Человек, его время, его место, Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0-8061-1828-8.
  • Робертс, Дэвид. (1993) Однажды они двигались, как ветер, Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-702211
  • Трапп, Дэн Л. (1988) Завоевание Апахерии, Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0-8061-1286-7
Дополнительная литература
  • Кастеттер, Эдвард Ф. и Оплер, Моррис Э. (1936 г.). Этнобиология апачей чирикауа и мескалеро: использование растений для приготовления пищи, напитков и наркотиков. Этнобиологические исследования на юго-западе Америки, (том 3); Биологическая серия (Том 4, № 5); Бюллетень Университета Нью-Мексико, весь (№ 297). Альбукерке: Университет Нью-Мексико Press.
  • Хойер, Гарри и Оплер, Моррис Э. (1938). Тексты Апачей Чирикауа и Мескалеро. Публикации Чикагского университета по антропологии; Лингвистический ряд. Чикаго: Издательство Чикагского университета. (Перепечатано в 1964 г. в Чикаго: University of Chicago Press; в 1970 г. в Чикаго: University of Chicago Press; и в 1980 г. под H. Hoijer в Нью-Йорке: AMS Press, ISBN 0-404-15783-1 ).
  • Оплер, Моррис Э. (1933). Анализ социальной организации апачей Мескалеро и Чирикауа в свете их системных взаимоотношений. Неопубликованная докторская диссертация, Чикагский университет.
  • Оплер., Моррис Э. (1935). Концепция сверхъестественной силы среди апачей Чирикауа и Мескалеро. Американский антрополог, 37 (1), 65–70.
  • Оплер, Моррис Э. (1936). Системы родства южных Американский антрополог, 38 (4), 620–633.
  • Оплер, Моррис Э. (1937). Очерк социальной организации чирикауа-апачей., Социальная антропология североамериканских племен (стр. 171–239). Чикаго: University of Chicago Press.
  • Оплер, Моррис Э. (1938). Отчет апачей Чирикауа о кампании Джеронимо 1886 г. Mexico Histori Cal Review, 13 (4), 360–386.
  • Оплер, Моррис Э. (1941). Образ жизни апачей: экономические, социальные и религиозные институты индейцев чирикауа. Чикаго: Издательство Чикагского университета. (Перепечатано в 1962 г. издательством Chicago: University of Chicago Press; в 1965 г. издано New York: Cooper Square Publishers; в 1965 г. издано Chicago: University of Chicago Press; и в 1994 г. издано Lincoln: University of Nebraska Press, ISBN) 0-8032-8610-4 ).
  • Оплер, Моррис Э. (1942). Личность апачей Мансо. Американский антрополог, 44 (1), 725.
  • Оплер, Моррис Э. (1946). Материал апачей Чирикауа, относящийся к колдовству. Первобытный человек, 19 (3–4), 81–92.
  • Оплер, Моррис Э. (1946). Горные духи апачей Чирикауа. Мастер-ключ, 20 (4), 125–131.
  • Оплер, Моррис Э. (1947). Заметки о культуре апачей чирикауа, I: Сверхъестественная сила и шаман. Первобытный человек, 20 (1-2), 1–14.
  • Оплер, Моррис Э. (1983). Chiricahua Apache. В А. Ортисе (ред.), Юго-запад (стр. 401–418). Справочник североамериканских индейцев (Том 10). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  • Оплер, Моррис Э.; и Френч, Дэвид Х. (1941). Мифы и сказки об индейцах чирикауа-апачи. Мемуары Американское фольклорное общество (Том 37). Нью-Йорк: Американское фольклорное общество. (Перепечатано в 1969 г. в Нью-Йорке: Kraus Reprint Co.; В 1970 г. в Нью-Йорке; в 1976 г. в Миллвуде, штат Нью-Йорк: Kraus Reprint Co.; И в 1994 г. под ME Opler, Morris by Lincoln: University of Nebraska Press.) ISBN 0-8032-8602-3 ).
  • Оплер, Моррис Э.; и Хойер, Гарри. (1940). Язык набегов и военного пути апачей Чирикауа. Американский антрополог. 42 (4), 617–634.
  • Шредер, Альберт Х. (1974). Исследование индейцев апачей: части IV и V. Индейцы апачей (№ 4), этноистория американских индейцев, индейцы Юго-Запад. Нью-Йорк: Гарланд.
  • Сеймур, Дени Дж. (2002) Завоевание и сокрытие: после фазы Эль-Пасо на Форт-Блисс. Отдел охраны окружающей среды, Управление окружающей среды, Форт-Блисс. Отчет о Lone Mountain 525 / 528. Этот документ можно получить, обратившись по адресу belinda.moll [email#160;protected]
  • Сеймур, Дени Дж. (2003) Протоисторическое и раннеисторическое временное разрешение. Отдел сохранения, Управление окружающей среды, Форт-Блисс. Отчет «Одинокая гора» 560–003. Этот документ можно получить, связавшись с [email#160;protected]
  • Сеймур, Дени Дж. (2003) Комплекс Серро-Рохо: уникальное объединение коренных народов в районе Эль-Пасо и его значение для Ранний апач. Материалы XII конференции Хорнада Моголлон в 2001 году. Геомарин, Эль-Пасо.
  • Сеймур, Дени Дж. (2004) Ранчерия в Гран-Апахериа: свидетельства межкультурного взаимодействия на территории Серро Рохо. Антрополог равнин 49 (190): 153–192.
  • Сеймур, Дени Дж. (2004) До испанских хроник: ранние апачи на юге юго-запада, стр. 120–142. В «Древних и исторических образах жизни в Скалистых горах Северной Америки». Труды Антропологической конференции Скалистых гор 2003 г., Эстес-Парк, Колорадо, под редакцией Роберта Х. Брунсвига и Уильяма Б. Батлера. Департамент антропологии Университета Северного Колорадо, Грили.
  • Сеймур, Дени Дж. (2007) Военные преступления на сексуальной почве или стратегии структурированного конфликта: археологический пример с юго-запада Америки. В Техасе и Пойнт-Уэст: Документы в честь Джона А. Хедрика и Кэрол П. Хедрик, под редакцией Редже Н. Уайзмана, Томаса С. О’Лафлина и Корделии Т. Сноу, стр. 117–134. Документы Археологического общества Нью-Мексико, № 33. Археологическое общество Нью-Мексико, Альбукерке.
  • Сеймур, Дени Дж. (2007) Апачи, испанский язык и протоисторическая археология на форте Блисс. Отдел охраны окружающей среды, Управление окружающей среды, Форт Блисс. Отчет «Одинокая гора» 560–005. С Тимом Черчем
  • Сеймур, Дени Дж. (2007) Археологическая перспектива континуума Хохокам-Пима. Бюллетень археологии старого Пуэбло № 51 (декабрь 2007 г.): 1–7. (Здесь обсуждается раннее присутствие атапасканцев.)
  • Сеймур, Дени Дж. (2008) Деспобладо или Хартленд Атапаскан: методологическая перспектива использования ландшафта предков апачей в районе Саффорда. Глава 5 в «Перекрестке юго-запада: культура, этническая принадлежность и миграция в бассейне Саффорда в Аризоне», стр. 121–162, под редакцией Дэвида Э. Перселла, Cambridge Scholars Press, Нью-Йорк.
  • Сеймур, Дени Дж. (2008) Клятва мира: доказательства лагеря Договора Кочиз-Ховарда. Историческая археология 42 (4): 154–179. С Джорджем Робертсоном.
  • Сеймур, Дени Дж. (2008) Apache Plain и другие простые программы на сайтах Apache на юге юго-запада. В книге «Интуиция: записки в честь Фрэнсис Джоан Матиен» под редакцией Р.Н. Wiseman, T.C. O'Laughlin, C.T. Сноу и К. Трэвис, стр. 163–186. Документы Археологического общества Нью-Мексико, № 34. Археологическое общество Нью-Мексико, Альбукерке.
  • Сеймур, Дени Дж. (2008) Серфинг за волной: контрапункт дискуссии, касающейся «Ранчерии в Гран-при». Apachería ". Антрополог равнин, 53 (206): 241–262.
  • Сеймур, Дени Дж. (2008) Атапасканцы до дифференциации (протоапачи) на юге юго-запада 13 и 14 веков. Глава в отредактированном томе готовится. Также статья в симпозиуме: «Первые атапаски на юге юго-запада: последствия миграции», организованном и под председательством Дени Сеймур, Общество американской археологии, Ванкувер.
  • Сеймур, Дени Дж. (2009) Оценка свидетельств очевидцев коренных жителей Народы вдоль тропы Коронадо от международной границы до Сиболы. New Mexico Historical Review 84 (3): 399–435.
  • Сеймур, Дени Дж. (2009) Отличительные места, подходящие пространства: концептуализация продолжительности работы мобильных групп и использования ландшафта. Международный журнал исторической археологии 13 (3): 255–281.
  • Сеймур, Дени Дж. (2009) Апачи Викиупса девятнадцатого века: исторически задокументированные модели археологических подписей жилищ мобильных людей. Antiquity 83 (319): 157–164.
  • Сеймур, Дени Дж. (2009) Комментарии по генетическим данным, относящимся к миграциям атапасков: последствия Malhi et al. Учеба для апачей и навахо. American Journal of Physical Anthropology 139 (3): 281–283.
  • Сеймур, Дени Дж. (2009) Участок Серро-Рохо (LA 37188) - большое поселение предков апачей на вершине горы на юге страны. Нью-Мексико. Проект цифровой истории. Офис историка штата Нью-Мексико.
  • Сеймур, Дени Дж. (2010) Циклы обновления, переносимые активы: аспекты жилищного ландшафта предков апачей. Принято антропологом равнин.
  • Сеймур, Дени Дж. (2010) Контекстуальные несоответствия, статистические выбросы и аномалии: нацеливание на неприметные профессиональные события. Американская древность. (Зима, в печати)
Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с апачей Чирикауа.
Последняя правка сделана 2021-05-14 12:56:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте