Абдаллах аль-Баттал

редактировать
Абдаллах аль-Баттал
Родное имяعبدالله البطال
Умер740. Акроинон
ВерностьОмейядский халифат
Годы службыок. 727–740
ВойныАрабско-византийские войны

Абдаллах аль-Баттал(арабский : عبدالله البطال; «Абдаллах-герой», умер в 740 г.) был мусульманином Арабский полководец в арабо-византийских войнах начала 8-го века, участвовал в нескольких кампаниях, начатых Омейядским халифатом против Византийской империи. Исторические факты о его жизни немногочисленны, но обширная псевдоисторическая и легендарная традиция выросла вокруг него после его смерти, и он стал известной фигурой как в арабской, так и в более поздней турецкой эпической литературе как Сайид Баттал Гази.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Легенда
  • 3 Ссылки
  • 4 Источники
Биография

О происхождении или молодости Абдаллы аль-Баттала ничего не известно. Гораздо более поздние источники утверждают, что он был родом из Антиохии или Дамаска, и что он был мавла из семьи Омейядов. Ему также дают различные куня, Абу Мухаммад, Абу Яхья или Абу л-Хусейн, которыми он обычно известен. Использование нисбы ал-Антаки («Антиохийский»), а не племенной принадлежности предполагает, что он, возможно, не имел арабского происхождения; в этом контексте его имя «Абдаллах » также предполагает, что он был обращенным в ислам, поскольку это имя (означающее «слуга Аллаха») часто давалось новообращенным в ранние исламские времена. Халид Яхья Бланкинсип предположил, что он мог быть тем же человеком, что и некий «Амр», записанный византийским летописцем Феофаном Исповедником в Никейской кампании 727 г., и, следовательно, что «Амр» может быть его настоящим личным именем или отчеством (т.е. его имя может быть Амр ибн Абдаллах или Абдаллах ибн Амр), в то время как альтернативно «Абдаллах» может быть просто почетным именем <165.>Карта Византийской Малой Азии и арабо-византийской пограничной зоны в начале 8-го века

Арабские записи из 10-го века ставят аль-Баттал рядом с Масламой ибн Абд аль-Маликом во время последнего неудачная осада Константинополя в 717–718 гг., но поскольку арабские отчеты об осаде полулегендарны, невозможно узнать, содержит ли это сообщение хоть какую-то правду. В достоверных исторических источниках (летописцы аль-Якуби и аль-Табари ) аль-Баттал впервые появляется в 727 году в одном из ежегодных набегов на Византийскую Азию. Незначительный. Командовал этой кампанией Муавия ибн Хишам, сын правящего халифа Хишама (правил 723–743). Аль-Баттал возглавил авангард, с которым он проник до города Гангра в Пафлагонии, который он захватил и разрушил, прежде чем армия продолжила безуспешную осаду Никея. Бланкиншип считает, что захват Аль-Батталом Гангра считается одним из величайших успехов Омейядского оружия против византийцев в этот период, наряду с захватом Кесарии Масламой в 726.

Ал. - Сам Баттал командовал еще одним рейдом в хиджре 114 (731–732), о котором мало что известно. Скорее всего, это был провал, и его помнят только смертью в битве другого арабского героя, Абд аль-Ваххаба ибн Бухта. В следующем году 115 г. хиджры (732–733) аль-Баттал снова провел кампанию вместе с Муавией ибн Хишамом, совершив набег до Акроинона во Фригии. Византийская армия под командованием некоего Константина пыталась противостоять мусульманам, но аль-Баттал победил Константина и взял его в плен. Следующее и последнее появление Аль-Баттала произошло в 740 году, когда Омейяды начали крупную кампанию против Византии, в которой участвовали несколько десятков тысяч человек. Вместе с Маликом ибн Шуайбом, заместителем губернатора Малатья, аль-Баттал командовал кавалерией численностью 20 000 человек, а Сулейман ибн Хишам возглавлял за ними основные силы. Войска Аль-Баттала и Малика достигли Акроинона, но там они были противостоят и разбиты византийцами при императоре Льве III Исавре (r. 717–741–) лично. Оба арабских генерала и две трети их армии погибли.

Легенда

Хотя его военная карьера, по словам Мариуса Канарда, «не особо выдалась», Абдалла аль-Баттал быстро стал предметом популярных рассказов и его слава росла, так что к 10 веку он прочно утвердился как одна из героических фигур арабо-византийских войн : аль-Мас'уди (Meadows of Gold, VIII, 74–75) причисляет его к числу «прославленных мусульман», чьи портреты выставлялись в византийских церквях в знак уважения. В X – XII веках его предполагаемая роль в осаде Константинополя была приукрашена персидским историком Балами и андалузским мистиком Ибн Араби. Ряд вымышленных анекдотов стал частью принятого исторического корпуса вокруг аль-Баттала со времен Ибн 'Асакира (1106–1175): использование его имени для устрашения детей византийцами; его вход в Аморион под видом вестника и открытие византийских планов; пребывание в монастыре, игуменица которого защищала его от византийских солдат и которого он взял с собой и женился; и, наконец, его смерть в бою и погребение с участием самого императора Льва. С другой стороны, начиная с современника Ибн Асакира ас-Самавала ибн Яхья аль-Магриби, ряд мусульманских летописцев критиковали различные измышления, внесенные в рассказы о жизни аль-Баттала. Ибн Касир, в частности, считал его «плохим и запутанным материалом, подходящим только для неискушенных».

Подвиги Аль-Баттала стали предметом двух романов, арабских -язык «Повесть о Дельхемме и аль-Баттале» (Сират Ат аль-Химма ва-ль-Бадал ) и турецкая эпическая традиция Сайида Балала Гази. Хотя оба они были составлены в XII веке и основаны на общей арабской традиции, они демонстрируют существенные различия: турецкая сказка включает в себя множество уникальных тюркских и персидских влияний, включая сверхъестественные элементы из народной традиции или мотивы из Шахнаме и Романс Абу Муслима. Оба романа помещают аль-Баттала в середину IX века и связывают его с эпическим циклом Малатья и его эмира Умара аль-Акта (умер в 863 г.), в результате чего он стал особенно ассоциироваться с город Малатья и его район. В Дельхемме его роль в войнах Омейядов с Византией берет на себя килабитский герой ас-Сахса. В этих сказках аль-Баттал представлен как исламский аналог Улисса, поскольку его имя стало синонимом хитрости.

Турки приняли аль-Баттала после Данишмендид завоевание Малатьи в 1102 году, и он стал известен как турецкий национальный герой, как символ возрожденного пограничного духа джихада ранних мусульманских времен и турецкого завоевания Малой Азии.. Его рассказы (Battalname) были переработаны на протяжении сельджукского и османского периодов, и он стал предметом значительной части народных сказок. Так, согласно географу 14-го века Абу'л-Фида, основанному на работе Ибн Саида 13-го века, река Даламан-Чайы, которая образовывала границу между землями турок-сельджуков и Никейская империя была известна как «река Баттал». Культ развился вокруг него как святого деятеля («сайид »), особенно среди сект алеви и бекташи, и его предполагаемая гробница в Сейитгази стал крупным центром паломничества до начала 20-го века, привлекая паломников даже из Центральной Азии.

Ссылки
Источники

Последняя правка сделана 2021-06-08 18:15:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте