Песня, которую нужно запомнить | |
---|---|
Видео-обложка для песни, которую нужно запомнить | |
Режиссер | Чарльз Видор |
Производство | Б. Ф. Зейдман |
Сценарий | Сидни Бухмана |
По сюжету | Эрнст Маришка |
В главной роли | Пол Муни. Мерл Оберон. Корнел Уайлд |
Музыка | Миклош Рожа |
Кинематография | Тони Гаудио. Аллен М. Дэви |
Отредактировал | |
Цветовой процесс | Technicolor |
Производство. компания | Columbia Pictures |
Распространяется | Columbia Pictures |
Дата выпуска | ‹См. TfM›
|
Продолжительность | 112 минут |
Страна | США |
Язык | Английский |
Песня, которую нужно помнить- американский биографический фильм 1945 года, рассказывающий беллетристую историю жизни польского пианиста и композитора Фредерик Шопен. Режиссер Чарльз Видор, в главных ролях: Пол Муни, Мерл Оберон и Корнел Уайлд.
Фредерик Шопен впервые появляется как 11-летний вундеркинд, сыгравший пьесу Моцарт для своего учителя профессора Эльснера. Элснер получил приглашение от влиятельного музыкального издателя и импресарио Луи Плейеля привезти в Париж блестящего мальчика-пианиста, надеясь повторить недавний успех 13-летнего Ференца Листа. К сожалению, отец Шопена, учитель французского языка, не может позволить себе платить профессору его гонорары, не говоря уже о финансировании поездки в Париж. Эльснер говорит, что будет время подождать. Шопен внезапно начинает стучать по клавишам пианино, когда замечает в окно, что поляки берут в плен российские власти. Он и другие мальчики планируют дать отпор, когда вырастут, и Эльснер, хотя и немец, также поддерживает дело свободы Польши и всех людей. Шопен пробно играет вальс, который не узнает Эльснер; это его собственная работа. Эльснер понимает, что у него в руках талантливый композитор и исполнитель. Эльснер размышляет о будущем: Шопен в Париже, куда ходят все великие художники, музыканты и писатели, исполняя музыку, которая говорит о Польше всему миру.
Выросший Шопен вместе со своими друзьями Титом, Яном и Констанцией участвует в тайных встречах, чтобы спасти Польшу. Несмотря на опасения его семьи, Шопену в его подпольной политической деятельности помогает профессор, основной целью которого по-прежнему является доставить Шопена в Париж. Он сам скопил достаточно денег на дорогу.
Шопена пригласили играть у графа Вышинки. Семья называет это концертом, но профессор знает, что будет обеспечивать фоновую музыку для банкета, в то время как гости стучат своими столовыми приборами и набивают желудки. Шопен посещает секретную встречу с профессором, на которой они узнают, что царь назначил нового губернатора, человека с плохой репутацией, и они появляются в последний момент. Пьесы Шопена - Fantaisie Impromptu - и все так, как и предсказывал профессор. Однако граф просит на бис. Приходит гость с опозданием и объявляется: российский губернатор Польши. Шопен встает и заявляет: «Я не играю для царских мясников». Он выбегает из комнаты, когда на заднем плане начинается его знаменитый «Революционный этюд» . Его друзья спешат к нему домой, чтобы сказать ему бежать, иначе он будет арестован утром. Париж - очевидное решение. Констанция дает ему горсть польской земли, чтобы он взял с собой.
Возбужденный профессор приводит Шопена к сбитому с толку Плейелю, предполагая, что их будут приветствовать, хотя с момента их переписки прошло 11 лет. Пока Плейель пытается избавиться от них, по комнате разносится эхом полонез Шопена. Ференц Лист нашел музыку и любит ее. Плейель тут же передумал и обещает концерт.
Профессор ведет Шопена в знаменитое Café de la Bohème, излюбленное место таких знаменитостей, как Лист Виктор Гюго, Александр Дюма, Бальзак. Он смущает Шопена, шумно требуя стол, и умудряется оттолкнуть важного критика, Калькбреннера. Лист входит в кафе с Альфредом де Мюссе и Жоржем Сандом в ее мужском одеянии и знакомит их всех с Шопеном.
Незадолго до ночи его решающего дебюта приходит письмо профессору, который совершает ошибку, читая его вслух. Это из Констанции, сообщающей о том, что в ночь бегства Шопена Ян и еще один мужчина были арестованы и избиты до смерти. На концерте Шопен играет Лунную сонату Бетховена, когда он замедляется до остановки и врывается в первые такты "Heroic" Polonaise, песни для Польши, прежде чем хлопнуть по клавиатуре и уезжая. Все обзоры разрушительны, все, кроме одного, написаны Жоржем Сандом, который признает Шопена гением. Шопен получает записку от Санд, в которой их обоих приглашает на прием, устроенный герцогиней Орлеанской. Лист приветствует их и уводит Шопена в комнату, где ждет Санд, одетый в белое атласное платье. Тем временем Лист говорит Калькбреннеру, что он будет играть, и граф и его гости нетерпеливо направляются в музыкальную комнату. Лист просит затемнить комнату и убрать все канделябры. Музыка Шопена эхом разносится по залу, пока наконец Жорж Санд не входит с единственным канделябром и не подходит к роялю, открывая Шопена. Его виртуозное исполнение собственной музыки вызывает крики «браво». Лист представляет его как одного из величайших художников всех времен. Плейель очень хочет устраивать концерты и издавать музыку Шопена. На следующее утро он договаривается о встрече с профессором на 10 часов. Лист, Санд и Шопен отправились вместе, чтобы выпить бокал вина и тост за будущее Шопена, смакуя успех своего обмана. Сэнд спрашивает, каковы его планы, и он говорит, что нужно дать концерты как можно скорее. «Я думаю о своих людях, вернувшихся домой. Понимаете, была цель приехать в Париж». Сэнд думает, что он выглядит усталым, и приглашает его на выходные в свой загородный дом в Ноане. Он возвращается в квартиру, чтобы упаковать вещи, и его не убедят остаться, чтобы вести дела с Плейелем.
По прошествии трех дней Санд уговаривает Шопена, который теперь глубоко влюблен в нее, поехать с ней на Майорку, где она пишет, а он сочиняет. Она меняет жизнь Шопена. Важный и влиятельный писатель, а также мелкий аристократ, у нее есть деньги и связи, чтобы прославить его. Но вместо того, чтобы продвигать Шопена как концертного пианиста, Санд хочет, чтобы Шопен остался с ней наедине, баловался в ее поместье и посвятил себя исключительно композиции. В этот период Шопен пишет некоторые из своих самых известных произведений. В фильме Санд изображается как эгоистичная, манипулирующая и властная фигура в жизни Шопена, которая соблазняет его и отвлекает от его желания служить делу Польши. Сэнд настаивает на том, чтобы Шопен принял образ жизни, который она выбрала, который, по ее мнению, должны выбрать все художники: полная приверженность реализации своих даров, не заботясь о том, что думают другие, отвергая обычных людей и любые заботы, которые отвлекают от работы и от удовольствия красота жизни. Находясь под ее влиянием, Шопен отказывается видеть своего старого друга Эльснера, который терпеливо ждет, когда он вспомнит свой долг перед своим народом. (Песок бесспорно правы в одном. Ее настойчивое Шопен держаться подальше от концерта этап, по сути, продлевая его жизнь. Он уже страдает от потребление (туберкулез), который положит конец его жизни в 39 лет.)
Плейель в восторге от музыки, которую Шопен отправляет для публикации, и говорит, что сможет заказать концерты где угодно - если Шопен когда-нибудь вернется. Тем временем заброшенный профессор должен переехать в скромное жилище и вернуться к преподаванию, чтобы выжить. Плейель приходит сказать ему, что Шопен вернулся в Ноан с Майорки. Профессор идет туда, а Шопен отказывается видеть или говорить с ним. Музыка Шопена льется из прессы. При случайной встрече Лист сообщает профессору, что Шопен иногда играет в салонах, и обещает присылать ему приглашения.
Восстание в Польше подавлено. Констанция приезжает в Париж и находит профессора. Она видит насквозь его защиту Шопена. Она знает все о Жорже Санд, но надеется, что в сердце ее подруги живет искра прошлого. Свободу заключенных товарищей можно было купить за достаточно денег. Шопен мог сплотить своих богатых друзей или «забить» их, чтобы они помогли. Впервые в салон приходит профессор. Он видит, что Шопен более болен, чем он себе представлял. Шопен отказывается отвечать на новости из Польши. Профессор обвиняет его в том, что он превратился в изолированного шарлатана.
Он оставляет крохотную синюю сумочку, которую Констанция принесла на стол. В сумке находится польская земля, которая пробуждает у Шопена чувство патриотизма. Он посылает за Плейелем и просит его записывать концерты, где он может. Сэнд пытается убедить его изменить свое мнение: это буквально самоубийство. Он ничего не говорит и играет первые такты полонеза. Она изливает горечь и гнев на жизнь и человеческие «джунгли», но Шопен просто играет громче.
Шопен наконец воссоединился с Эльснером и оторвался от Санд, чтобы он мог отправиться в международное турне по сбору денег для польского дела, хотя он знает, что это убьет его. Его болезнь обостряется, и во время одного страстного выступления ключи забрызгиваются кровью. Наконец, перегрузка тура разрушает его и без того хрупкое здоровье. Шопен умоляет на смертном одре увидеть Санд еще раз. Она сидит Делакруа и сохраняет свою позу, пока спрашивает профессора, стоило ли это того. Она говорит, что была ошибкой и теперь ей не место. Профессор лжет Шопену и говорит, что она слишком больна, чтобы приехать. Шопен умирает в присутствии Калькбреннера, Плейеля, профессора и Констанции, а Лист играет для него на фортепиано в соседней комнате.
Песня, которую нужно помнить, была номинирована на несколько премий Оскар: Лучший актер в главной роли (Корнел Уайлд), Лучшая операторская работа, цветной, Лучший монтаж фильма, Лучшая музыка, озвучка драматического или комедийного фильма, Лучший звук, запись (Джон П. Ливадарий ) и Лучшее сочинение, оригинальный рассказ.
Хотя Шопен был настоящим польским патриотом, Видор очень романтизирует произведения Шопена. патриотизм в фильме, снятом во время Второй мировой войны. Он вымышляет отношения Шопена с Эльснером (который на самом деле не сопровождал его в Париж) и сильно искажает отношения Шопена с Сандом, создавая борьбу «добро против зла» за душу Шопена между Эльснером и Сандом. Сценарий иногда больше напоминает пропаганду военного самопожертвования над индивидуализмом, чем реальную историю жизни Шопена.
Айн Рэнд резко критиковала фильм, решительно занимая сторону персонажа Жорж Санд по сравнению с польским националистическим персонажем - оценочное суждение, диаметрально противоположное тому, которое сделали создатели фильма: «Жорж Санд, согласно фильм - зло, потому что она обеспечивает красивое уединенное место, где Шопен может жить в мире и роскоши, потому что она заботится о каждой его потребности, заботится о его здоровье и призывает его забыть о мире и посвятить себя исключительно работе писать музыку, чем он отчаянно хочет заниматься. Молодая польская девушка, согласно фильму, хороша тем, что убеждает Шопена бросить любимую работу и отправиться в концертный тур, чтобы собрать деньги «для народа» по делу, которое определяется как национальное или революционное, или и то, и другое, и это должно оправдывать все - поэтому она требует, чтобы Шопен отказался от своего гения, пожертвовал своим сочинением и пошел развлекать платную публику - хотя он ненавидит концертную игру, это il Я болен туберкулезом, и врачи предупредили его, что напряжение в турне убьет его ".
Виктор Браун отметил, что" разрыв отношений Жорж Санд с Шопеном был по личным причинам полностью отличным от тех, что показаны в фильм - в основном, поддержка Шопена с отчужденной дочерью Санд против ее матери. Фактически, Жорж Санд была откровенной сторонницей польского национального дела сама по себе, верность, которая продлилась задолго до конца отношений с Шопеном. Во время революции 1848 года во Франции Жорж Санд принял участие в демонстрации польской солидарности, состоявшейся в Париже 15 мая 1848 года, и призвал к отправке французской армии для освобождения Польши ».
Пианист Хосе Итурби играл фортепианную музыку, а также оркестровал часть Сонаты си минор для сцены, когда Шопен и Жорж Санд прибывают на Майорку. Руки пианиста Эрвина Ниредьхази показаны играющими на пианино.
Электрический канделябр Liberace был вдохновлен похожей опорой из «Песни, которую нужно помнить».