Миклош Рожа

редактировать
Венгерско-американский композитор
Миклош Рожа
Miklós Rózsa Portrait.jpg
Родился(18 апреля 1907) 18 Апрель 1907. Будапешт, Австрия-Венгрия. (ныне Венгрия)
Умер27 июля 1995 (1995-07-27) (88 лет). Лос-Анджелес, Калифорния, США
Род занятийКомпозитор, дирижер
Годы работы1918–1989
Супруг (ы)Маргарет Финлейсон (1943–1995; его смерть; двое детей, умер в 1999)
Дети2
Веб-сайтhttp://www.miklosrozsa.org/

Миклош Рожа (венгерский: ; 18 апреля 1907 - 27 июля 1995) был венгерско-американским композитором , обучался в Германии (1925–1931) и работал во Франции. (1931–1935), Соединенное Королевство (1935–1940) и США (1940–1995), с длительным пребыванием в Италии с 1953 года. Наиболее известен своими почти сотней саундтреков к фильмам, он, тем не менее, сохранял стойкую приверженность абсолютной концертной музыке на протяжении всего того, что он называл своей «двойной жизнью».

Рожа рано добился успеха в Европе с его оркестровой темой, вариациями и Финал (соч. 13) 1933 года и стал заметным в киноиндустрии благодаря таким ранним саундтрекам, как Четыре пера (1939) и Багдадский вор (1940). Последний проект привел его в Америку, когда производство было перенесено из Британии времен войны, и Рожа остался в Соединенных Штатах, став американским гражданином в 1946 году.

За свою голливудскую карьеру он получил 17 Оскар в номинациях Spellbound (1945), A Double Life (1947) и Ben-Hur (1959), в том числе три успеха, а его концертные работы были отмечены таких крупных художников, как Яша Хейфец, Грегор Пятигорски и Янош Старкер.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Карьера в кино
  • 3 Смерть
  • 4 Работы
  • 5 В массовой культуре
  • 6 Библиография
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Ранняя жизнь

Родился Миклош Рожа в Будапеште и познакомился с классической и народной музыкой его матерью Региной, пианисткой, которая училась с учениками Ференца Листа и его отца, Дьюла, зажиточный промышленник и помещик, любивший венгерскую народную музыку.

Дядя Рожи по материнской линии, Лайош, скрипач Будапештской оперы, подарил юному Миклошу свой первый инструмент в возрасте пяти лет. Позже он занялся альтом и фортепиано. К восьми годам он выступал на публике и сочинял. Он также собрал народные песни в местности, где его семья имела загородное поместье к северу от Будапешта, в районе, населенном палоком венграми. Глубоко восхищаясь народным национализмом Белы Бартока и Золтана Кодали, Рожа стремился найти свой собственный композиторский путь. Опасаясь, что господство Кодая в Будапештской Академии Ференца Листа имеет тенденцию подавлять индивидуализм, он стремился изучать музыку в Германии. Он поступил в Лейпцигский университет в 1925 году, якобы изучать химию по воле своего практичного отца. Решив стать композитором, в следующем году он перешел в Лейпцигскую консерваторию. Там он изучал композицию у Германа Грабнера, преемника Макса Регера. Он также изучал хоровую музыку (а позже ассистировал) Карла Штраубе в Thomaskirche, где Иоганн Себастьян Бах когда-то был органистом. Рожа родился в эти годы с глубоким уважением к немецкой музыкальной традиции, которая всегда сдерживала венгерский национализм в его музыкальном стиле.

Первые две опубликованные работы Рожи, Струнное трио, соч. 1, и Фортепианный квинтет, соч. 2, были выпущены в Лейпциге компанией Breitkopf Härtel. В 1929 году он получил диплом с отличием. В годы Лейпцига он сочинил скрипичный концерт из одной части и большую симфонию соч. 6. Ни одна из работ не была опубликована, и Розса был разочарован поездкой в ​​Берлин, когда Вильгельм Фуртвенглер не нашел времени, чтобы рассмотреть Симфонию. Розса запретил оба произведения, но в конце концов разрешил записать Симфонию (без утраченного скерцо) в 1993 году.

Некоторое время он оставался в Лейпциге в качестве ассистента Грабнера, но по предложению французского органиста и композитор Марсель Дюпре, он переехал в Париж в 1931 году. Там он сочинил камерную музыку и Серенаду для небольшого оркестра, соч. 10 (позднее переработана как «Венгерская серенада», соч. 25). Премьера его состоялась в Будапеште Эрне Донаньи, который посоветовал Розе предложить более короткое произведение, чем Симфония. Рихард Штраус был в аудитории, и его одобрение значило для молодого композитора больше, чем присутствие королевской семьи Габсбургов и принца-регента Миклоша Хорти. Последующая тема, вариации и финал, соч. 13, был особенно хорошо принят и исполнялся такими дирижерами, как Чарльз Мунк, Карл Бём, Георг Шолти, Юджин Орманди, Бруно Вальтер и Леонард Бернстайн.

Карьера в кинематографе

Рожа познакомился с музыкой к кино в 1934 году его другом, швейцарским композитором Артуром Онеггером. После концерта, на котором были представлены их соответствующие композиции, Онеггер упомянул, что он пополнил свой доход в качестве композитора музыки к фильмам, включая фильм Отверженные (1934). Рожа пошел посмотреть его и был очень впечатлен возможностями, которые предлагает кинематограф. Однако возможности для озвучивания фильмов в Париже не представились, и Роже пришлось зарабатывать себе на жизнь, опираясь на богатого покровителя и сочиняя легкую музыку под псевдонимом Ник Томай. Только когда Рожа переехал в Лондон, его наняли для написания своей первой музыки к фильму Рыцарь без доспехов (1937), продюсером которого был его товарищ венгр Александр Корда. Примерно в то же время он также записал «Гром в большом городе » (1937) для другого венгерского режиссера, Акоса Толнаи, который ранее уговаривал Розу приехать в Англию. Хотя последний фильм открывался первым, Рожа всегда называл более престижный проект Корда своим дебютом в кино. Он присоединился к команде Корды London Films и записал музыку для эпического фильма Четыре пера (1939). Корда и музыкальный руководитель студии, Мьюир Мэтисон, представили Розсу в своем фэнтези «Арабские ночи» Багдадский вор (1940), когда первоначальный композитор использовал подход в стиле оперетты, Оскар Страус был признан неподходящим. Производство было перенесено в Голливуд, когда разразилась война, и Розса закончил там свою музыку в 1940 году.

Музыка принесла ему первую номинацию на премию Оскар. Пока Корда оставался в Голливуде, Рожа был фактически музыкальным руководителем своей организации. В его качестве он руководил озвучиванием Быть или не быть (1942) и написал по крайней мере один отрывок из своей собственной музыки. Его собственные оценки для Корды в США: Лидия (1940), Та Гамильтонская женщина (1941) и Книга джунглей (1942). Из последнего из них вышла «Книга джунглей» для рассказчика и оркестра, которая стала популярной, как рассказала звезда фильма Сабу, и вскоре была записана в Нью-Йорке на RCA. Альбом на 78 об / мин стал первой существенной записью музыки из голливудских фильмов. Позднее он был записан с Рожой, дирижирующей Государственным оркестром Франкенленда в Нюрнберге, и Лео Генном в качестве рассказчика.

В 1943 году, теперь связанный с Paramount, Рожа стал первым из нескольких совместных проектов с режиссером Билли Уайлдером, Five Graves to Cairo. В том же году он также написал музыку к фильму Хамфри Богарта Сахара на аналогичную тему. В 1944 году его партитуры для второго сотрудничества Уайлдера, Double Indemnity и для The Woman of the Town, оба были номинированы на премию Оскар.

В 1944 году Розса был нанят продюсером Дэвидом О. Селзником для написания музыки к фильму Альфреда Хичкока Spellbound. Процесс озвучивания был спорным: продюсер, режиссер и композитор выражали значительное недовольство друг другом. Многочисленные изменения были внесены в редактирование Одрэ Грэнвилл, помощницы Селзника и де-факто музыкального руководителя. Почти фарсовая история артистов, находящихся в разных направлениях, задокументирована Джеком Салливаном («Музыка Хичкока», 2006 г.) и особенно Натаном Платтом («Создание музыки в Голливуде Селзника», 2018 г.). Тем не менее, после выхода на экраны в конце 1945 года фильм стал хитом. Сочетание сочной мелодии для романтики и бешеного экспрессионизма в саспенс-сценах оказалось неотразимым. Новаторское (для Голливуда) использование Розы терменвокса способствовало этому эффекту, и внимание, которое он вызвал, вероятно, повлияло на его номинацию на премию Оскар. Две другие его оценки 1945 года также были номинированы: The Lost Weekend и A Song to Remember, но Оскар был присужден Spellbound. Хотя Селзник был недоволен музыкой, его новаторское продвижение музыки на радио способствовало успеху как фильма, так и композитора. В конце концов Рожа аранжировал свои темы как Зачарованный концерт, который (в нескольких версиях) пользовался неизменным успехом на концертах и ​​в записях.

Рожа получил еще одну номинацию на Оскар за музыку к фильму Убийцы (1946), который познакомил зрителей с фильмом Берт Ланкастер. Часть знаменитой темы для радио и телешоу Dragnet дублировала часть основной темы Rozsa The Killers, и он успешно предъявил иск о возмещении ущерба, а впоследствии получил соавторство за тему Dragnet.

Рожа получил свой второй Оскар за фильм Двойная жизнь (1947), в котором Рональд Колман в роли шекспировского актера, играющего Отелло, смертельно обеспокоен своей закулисной жизнью.. Позже Рожа принял название для своих собственных мемуаров, обозначая его желание сохранить свою личную музыку отдельно от его кинокарьеры. В том же году Рожа и Евгений Задор аранжировали музыку Николая Римского-Корсакова к фильму Песня Шехерезады, повествующему об одном вымышленном эпизоде ​​из жизни композитора. Задор, венгерский иммигрант и известный композитор, помогал в оркестровке большей части музыки для голливудских фильмов Рожи. Также в 1947 году Рожа написал музыку к психологическому триллеру Красный дом.

Среди других фильмов, написанных Рожой в 1940-х годах, были тюремная драма Грубая сила (1947), также с Ланкастером, и «Голый город» (1948), последний также включает музыку Фрэнка Скиннера. Оба этих фильма были сняты Жюлем Дассеном.

Мадам Бовари (1949). Это была первая важная музыка Рожи для фильма Метро-Голдвин-Майер, который продюсировал большинство более поздних фильмов, в которых он забил. Другие популярные партитуры, написанные им для картин MGM, включают Quo Vadis (1951), Ivanhoe (1952), Plymouth Adventure (1952), Knights of Круглый стол (1953), Green Fire (1954). Moonfleet (1955), Bhowani Junction (1956), Lust for Life (1956), Бен-Гур (1959), Король королей (1961) и VIPs (1963).

За Бен-Гура Рожа получил свой третий и последний Оскар. Две его последние номинации (по одной за лучшую оригинальную музыку и лучшую оригинальную песню) были за фильм Сэмюэля Бронстона Эль Сид (1961).

В 1968 году его попросили набрать Зеленые береты после того, как Элмер Бернштейн отказался от этого из-за своих политических убеждений. Рожа сначала отклонил предложение, сказав: «Я не занимаюсь вестернами». Однако он согласился написать партитуру после того, как ему сообщили: «Это не вестерн, это восточный». Он произвел сильную и разнообразную музыку, в которую вошел ночной клубный вокал вьетнамского певца Bch Yn. Однако одна реплика, включающая строфы «Вперед, христианские солдаты », была удалена из окончательной редакции фильма.

Его популярные фильмы 1970-х годов включали его последние две совместные работы с Билли Уайлдером Частная жизнь Шерлока Холмса (1970) и Fedora (1978), Рэй Харрихаузен продолжение фэнтези Золотое путешествие Синдбада (1973), последний фильм-нуар Последние объятия с Роем Шайдером и фантастический фильм о путешествиях во времени Time After Time (1979), за который Рожа получил премию за научно-фантастический фильм, заявив в своей телевизионной благодарственной речи, что из всех музыкальных произведений, которые он когда-либо написал, это была той, над которой он работал больше всего.

Для своего первого фильма на английском языке, Providence (1977), Ален Ресне обратился к Розе, которым он особенно восхищался за его работу над версией 1949 года Мадам Бовари. Позже Рожа назвал Резне одним из немногих режиссеров в своем опыте, которые действительно понимали функцию музыки в кино.

После завершения работы над музыкой к шпионскому триллеру Око иглы (1981), последняя музыка Рожи к фильму была для черно-белого Стива Мартина фильм Мертвецы не носят плед (1982), комическая дань уважения к фильму нуар 1940-х годов, жанру, в котором сам Розса написал музыку. Хотя карьера Рожи как композитора для фильмов закончилась после перенесенного им инсульта во время отпуска в Италии в конце того же года, он продолжал сочинять различные концертные пьесы; одна из его последних работ - Соната для Ондес Мартено, соч. 45 (1989).

Он вернулся в Калифорнию по воле своего сына и оставался изолированным в своем доме до конца своей жизни.

Смерть

Рожа умер 27 июля 1995 года и похоронен на Форест-Лоун на Голливудских холмах. Его жена Маргарет умерла в 1999 году в возрасте 89 лет.

Сочинения

Первым крупным успехом Рожи стала оркестровая тема, вариации и финал, соч. 13, представленный в Дуйсбурге, Германия, в 1934 году и вскоре принятый Чарльзом Мунком, Карлом Бёмом, Бруно Вальтером, Гансом Сваровски, и другие ведущие дирижеры.

Впервые он был сыгран в США Чикагским симфоническим оркестром под управлением Ханса Ланге 28–29 октября 1937 года и получил широкое распространение в Нью-Йорке в 1943 году. Трансляция концерта филармонии, когда Леонард Бернштейн дебютировал как дирижер.

К 1952 году его работа по созданию музыки к фильму оказалась настолько успешной, что он смог согласовать пункт в своем контракте с MGM, который давал ему три месяца в году вне киностудии, чтобы он мог сосредоточиться на концертной музыке..

Концерт для скрипки Рожи, соч. 24, была написана в 1953–54 для скрипача Яши Хейфеца, который сотрудничал с композитором в его доводке. Позже Рожа адаптировал отрывки из этой работы для партитуры Билли Уайлдера Частная жизнь Шерлока Холмса (1970). Концерт Рожи для виолончели, соч. 32 был написан намного позже (1967–68) по просьбе виолончелиста Яноша Старкера, который впервые представил произведение в Берлине в 1969 году.

Между его скрипкой и Концерты для виолончели, Рожа сочинил Sinfonia Concertante, соч. 29, для скрипки, виолончели и оркестра. Заказчики, Хейфец и его постоянный соавтор Грегор Пятигорский, так и не выполнили законченную работу, хотя они записали уменьшенную версию медленной части, названную Tema con Variazoni, Op. 29а.

Рожа также получил признание за свои хоровые произведения. Его сотрудничество с дирижером Морисом Сконсом и Хором Запада в Тихоокеанском лютеранском университете в Такоме, Вашингтон, привело к коммерческой записи его священных хоровых произведений - To Everything There Сезон, соч. 20;, Соч. 30; и Двадцать третий псалом, соч. 34 - спродюсирован Джоном Стивеном Лашером и записан Алленом Джайлзом в 1978 году.

В популярной культуре

Седьмая вариация (после темы) его «Тема, вариации и финал», Соч. 13, был использован как часть саундтрека в четырех эпизодах - в первую очередь «Клоун, который плакал» - телесериала 1950-х годов Приключения Супермена.

Библиография
  • Миклош Рожа: «Quo Vadis?» Фильм Ноты музыки, Vol. 11, No. 2 (1951)
  • Миклош Рожа: Двойная жизнь: автобиография Миклоша Рожи, композитора в золотые годы Голливуда, Seven Hills Books (1989) - ISBN 0-85936-209-4
  • Миклош Рожа: Двойная жизнь: Автобиография Миклоша Рожи, композитора в золотые годы Голливуда, The Baton Press (1984) - ISBN 0-85936-141-1 (издание в мягкой обложке)
  • Миклош Рожа: Életem történeteiből (Дискуссии с Яношом Себастьеном, под редакцией Дьёрдь Леготай-Хорват). Zeneműkiadó, Будапешт (1980) - ISBN 963-330-354-0
Ссылки
Дополнительная литература
  • Кристофер Палмер : Miklós Rózsa. Очерк его жизни и творчества. С предисловием Юджина Орманди. Breitkopf Härtel, Лондон, Висбаден (1975)
  • Миклош Рожа и Миклош Рожа о музыке из фильмов в Тони Томас : Музыка к фильму. Искусство и ремесло музыки для кино, Riverwood Press (1991) - ISBN 1-880756-01-3, стр. 18–32
  • Миклош Рожа в «Уильям Дарби и Джек дю Буа: музыка американского кино». Основные композиторы, методы, тенденции, 1915–1990. МакФарланд (1990) - ISBN 0-7864-0753-0 - стр. 307–344
  • Миклош Рожа в «Кристофере Палмере: композитор в Голливуде». Марион Боярс (1993) - ISBN 0-7145-2950-8 - стр.186–233
  • С 1950 года по настоящее время в Рой М. Прендергаст: Музыка из фильмов. Заброшенное искусство. Критическое исследование музыки в фильмах. Второе издание. Нортон (1992) - ISBN 0-393-30874-X - стр. 98–179 (в этой главе автор анализирует оценку Розсы из Quo Vadis (стр. 126–130), еще на нескольких страницах, он также обсуждает Юлий Цезарь и Король королей ), еще несколько работ Миклоша Рожи из фильмов. просто упомянуто)
  • Джеффри Дейн: «Заметки композитора: вспоминая Миклоша Рожу», iUniverse (2006) - ISBN 0-595-41433-8
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-30 11:39:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте