Кино Турции

редактировать
Киноиндустрия Турции

Кино Турции
Maxim Night Club, İstanbul (12966915284).jpg Ночной клуб Максим, ранее - кинотеатр Cinemajik в районе Таксим, Стамбул.
Кол-во из экранов 2093 (2012)
• На душу населения3,0 на 100 000 (2011)
Основные дистрибьюторы50,83 %. UIP 22,52%. 14,43%
Произведены художественные фильмы (2012)
Всего61
Количество приемов (2012)
Всего43 935 763
• На душу населения0,8 (2016)
Национальные фильмы20 487 220 (47,0%)
Валовые кассовые сборы (2012)
Всего234 миллиона долларов
Национальные фильмы109 миллионов долларов (46,6%)

Кино Турции, также известное как Йешилчам (буквально означает «Зеленая сосна» на турецком языке) (Турецкое произношение: ), это прозвище, которое относится к турецкому киноискусству и индустрии. Это важная часть турецкой культуры, которая процветала на протяжении многих лет, доставляя развлечения публике в Турции, эмигрантам из Европы, а в последнее время процветает в арабский мир и в редких случаях США. Первым фильмом, представленным в Османской империи, был фильм братьев Люмьер '1895 года L'Arrivée d'un train en gare de La Ciotat, который был показан в Стамбуле в 1896 году. Ткачи (1905), снятый братьями Манаки, был первым фильмом, снятым в Османской империи. Самым ранним из сохранившихся фильмов, снятых на территории современной Турции, был документальный фильм под названием Ayastefanos'taki Rus Abidesinin Yıkılışı (Снос русского памятника в Сан-Стефано ) режиссера Фуат Узкынай и закончен в 1914 году. Первый повествовательный фильм, Седат Симави, был выпущен в 1917 году. Первый звуковой фильм в Турции был показан в 1931 году.

.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Обзор
    • 1.2 До 1950-х годов
    • 1.3 Эпоха Йешилчама
    • 1.4 Упадок Йешилчама и эпоха после Ешилчама
  • 2 Правовые вопросы
    • 2.1 Рейтинговые системы и цензура
  • 3 Важно цифры
    • 3.1 Режиссеры
    • 3.2 Сценаристы
  • 4 Известные фильмы
    • 4.1 Классика
    • 4.2 Фильмы современной эпохи
    • 4.3 Культовые фильмы
    • 4.4 Коммерческие успехи
  • 5 Старые турецкие актеры и актрисы
    • 5.1 Список турецких фильмов
  • 6 Основные события
    • 6.1 Фестивали
    • 6.2 Основные международные награды
  • 7 кинематографических организаций
    • 7.1 Киношколы
    • 7.2 Союзы, фонды, профессиональные организации
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
  • 11 Дополнительная литература
История

Обзор

Что касается кинопроизводства, Турция разделяет то же судьба со многими национальными кинотеатрами 20 века. Производство фильмов не было непрерывным примерно до 1950-х годов, и кинорынок в целом управлялся несколькими крупными компаниями-импортерами, которые боролись за господство в наиболее густонаселенных и прибыльных городах, таких как Стамбул и Измир. В кинотеатрах редко когда-либо показывались фильмы местного производства, и большинство программ состояло из фильмов более сильных западных киноиндустрий, особенно из Соединенных Штатов, Франции, Италии и Германии. Попытки производства фильмов исходили в основном от многонациональных студий, которые могли полагаться на свои обширные дистрибьюторские сети вместе со своими собственными сетями кинотеатров, тем самым гарантируя им возврат своих инвестиций. В период с 1896 по 1945 год количество фильмов местного производства не достигло в общей сложности даже 50 фильмов, что равняется менее чем годовому производству фильмов в 1950-х и 1960-х годах. Фильмы отечественного производства составляли лишь небольшую часть от общего числа фильмов, показанных в Турции до 1950-х годов.

Производство фильмов в Турции резко выросло после Второй мировой войны. В 1952 году было снято 49 фильмов, и в этом году в Турции было произведено больше фильмов, чем за все предыдущие годы вместе взятые. В течение 1960-х годов Турция стала пятым по величине производителем фильмов в мире, поскольку годовое производство фильмов достигло отметки в 300 фильмов только в начале 1970-х годов. По сравнению с другими национальными кинотеатрами, достижения турецкой киноиндустрии после 1950 года по-прежнему впечатляют.

В 1970-х годах влияние телевидения и видео как новых популярных форм СМИ и политических потрясений (часто одновременно с глубоким экономическим кризисом) вызвало резкое падение продаж билетов, что привело к устойчивому снижению, начиная с примерно с 1980 г. и продолжалась до середины 1990-х гг. Количество годовых продаж билетов снизилось с пика в 90 миллионов билетов в 1966 году до 56 миллионов в 1984 году и только 11 миллионов в 1990 году. Соответственно, количество кинотеатров сократилось примерно с 2000 в 1966 году до 854 в 1984 и 290 в 1990 году. В течение 1990-х годов среднее количество фильмов, производимых в год, оставалось в пределах 10-15; обычно половина из них даже не попадает в театры.

С 1995 года ситуация улучшилась. После 2000 года годовой объем продаж билетов вырос до 20 миллионов, а с 1995 года количество кинотеатров постоянно увеличивалось примерно до 500 по всей стране. В настоящее время турецкие фильмы привлекают миллионы зрителей и обычно возглавляют списки блокбастеров, часто превосходя зарубежные фильмы по кассовым сборам. Однако говорить о существовании индустрии сложно, поскольку большинство фильмов - это скорее индивидуальные проекты режиссеров, которые иначе зарабатывают на жизнь телевидением, рекламой или театром. Распространением этих фильмов в основном занимаются транснациональные корпорации, такие как Warner Bros. и United International Pictures.

Pre-1950s

Большинство турецких фильмов, снятых до 1950 года, были проекты, инициированные компаниями-импортерами, принадлежащими местным семьям, в первую очередь дочерней компанией İpek Merchandise, импортной компании, которая рекламировала в османских литературных журналах, таких как Servet-i Fünun, еще в 19 веке. Другой важной компанией в раннюю эпоху турецкого кино была компания, чье постоянное присутствие в качестве ведущей импортной компании часто игнорировалось из-за нескольких местных фильмов, снятых ею в 1920-х годах. (Основатели Kemal Film купили свою первую пленочную камеру взаймы у Ipek Merchandise). Обе компании были сильнейшими дистрибьюторами фильмов до 1950-х годов и единственными компаниями, которые были достаточно финансово устойчивыми, чтобы самостоятельно производить фильмы, с низкими рисками финансового краха, поскольку они уже обладали системой распространения и сетями кинотеатров, которые гарантировали возврат инвестиций.

Однако заметные разработки этих компаний следует рассматривать как необходимую адаптацию к техническому прогрессу западной киноиндустрии, фильмы которой они импортировали. Одним из примеров здесь является создание в начале 1930-х годов, когда на Западе закончилась эра немого кино и звуковые фильмы стали стандартом, что побудило зависящие от импорта компании приспособиться к новым технологическим требованиям.

Крупные дистрибьюторы в Стамбуле, возглавляемые İpek Film, постепенно расширяли свою систему распространения по всей остальной стране в течение 1930-х годов, что привело к так называемой «региональной системе» (), которая состояла из семи районы сбыта со штаб-квартирами в наиболее значимых городах этих регионов: Стамбул (регион Мраморного моря), Измир (регион Эгейского моря), Анкара (регион Средней Анатолии), Самсун (регион Черного моря), Адана (Средиземноморский регион), Эрзурум (Восточно-Анатолийский регион) и Диярбакыр (Юго-Восточный Анатолийский регион). Региональная система стала намного более важной после 1950-х годов, когда местное кинопроизводство резко возросло, и местные фильмы превзошли импортные фильмы как по продажам билетов, так и по доходам. Эта система стала финансовой основой Yeşilçam (часто именуемой «Турецкий Голливуд»), которая была сердцем турецкого кинопроизводства в период с 1955 по 1975 годы. Говорят, что после 1965 года так называемая «Комбинированная система» (), возглавляемая трестом региональных лидеров, взяла под контроль почти все, что касалось производства. Ведущей фигурой в доверительном управлении был продюсер Türker İnanoğlu, который до сих пор ведет активную деятельность в медиа-бизнесе, а теперь руководит крупнейшей телепроизводственной компанией Турции.

Первый показ фильма в Турции состоялся во дворце Йылдыз, Стамбул в 1896 году. в Бейоглу и округах последовали в 1897 году. Вайнберг уже был заметной фигурой в то время, особенно известен как представитель иностранных компаний, таких как Pathé, которым он продал граммофоны до того, как заняться кинобизнесом. Некоторые источники предполагают, что он также был фотографом, опять же в результате того, что он был одним из представителей иностранных компаний, таких как Kodak.

Разрушение русского памятного памятника в Сан-Стефано в ноябре 1914 года.

Первый Турецкий фильм Ayastefanos′taki Rus Abidesinin Yıkılışı, документальный фильм, снятый Фуат Узкынай в 1914 году, изображает разрушение русского памятника, установленного в конце 1877-1878 годов. Русско-турецкая война в Йешилкёй (тогда известный как «Сан-Стефано») после вступления Турции в Первую мировую войну. Первыми тематическими турецкими фильмами были «Женитьба Химмета Аги» (1916–1918), начатая Вайнбергом и завершенная Узкинаем, и «Лапа» (1917) и (1917), оба - Седат Симави. Связанное с армией Центральное киноуправление, полувоенное общество национальной обороны и Общество ветеранов-инвалидов были продюсерскими организациями того периода.

В 1922 году был снят крупный документальный фильм о турецкой войне за независимость. В том же году начала работу первая частная киностудия Kemal Film. С 1923 по 1939 год Мухсин Эртугрул был единственным действующим кинорежиссером в стране. За это время он поставил 29 фильмов, в основном включающих в себя экранизации пьес, оперетт 99, игровых и зарубежных фильмов. В творчестве Эртугрула очень сильно влияние театра времен Узкинай, Симави, Ахмета Фехима и Шади Карагозоглу.

Годы между 1939 и 1950 годами были переходным периодом для турецкого кино, во время которого на него оказали большое влияние театр, а также Вторая мировая война. В то время как в 1939 году было всего две кинокомпании, в период с 1946 по 1950 годы их число увеличилось до четырех. После 1949 года турецкое кино смогло развиваться как отдельный вид искусства с более профессиональным уровнем талантов.

Эпоха Йешилчама

Йешилчам («Зеленая сосна») - метоним для турецкой киноиндустрии, аналогичный Голливуд в Соединенных Штатах.. Ешилчам назван в честь улицы Йешилчам в районе Бейоглу в Стамбуле, где базировались многие актеры, режиссеры, члены съемочной группы и студии.

«Йешилчам» пережил период своего расцвета с 1950-х по 1970-е годы, когда ежегодно производил от 250 до 350 фильмов. Между 1950 и 1966 годами в Турции занимались киноискусством более пятидесяти режиссеров. Омер Лютфи Акад сильно повлиял на этот период, но Осман Фахир Седен, Атиф Йылмаз и Мемдух Ун сняли больше всего фильмов. Фильм Сусуз Яз (Сухое лето), снятый Метином Эрксаном, получил премию «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале в 1964 году..

Число зрителей и количество снятых фильмов постоянно росло, особенно после 1958 года. В 1960-е годы программы театральных факультетов языкового, исторического и географического факультетов Университета Анкары и Стамбульский университет включал курсы кино, как и Высшая школа печати и публикаций Университета Анкары. Филиал кинотеатра был также создан на факультете истории искусств им.

Союз турецких кинопродюсеров и Государственный киноархив датируются 1960-ми годами. Государственный киноархив стал Турецким киноархивом в 1969 году. В тот же период был основан и присоединен Институт кино и телевидения. Турецкий государственный архив также стал частью этой организации. В 1962 году Институт кино и телевидения стал отделением Университета Мимара Синан. Известные режиссеры периода 1960–1970 годов: Метин Эрксан, Атиф Йылмаз, Мемдух Юн, Халит Рефиг, Ремзи Айдын Йентюрк и. В 1970 году число кинотеатров и зрителей резко возросло. В 2424 кинотеатрах по всей стране фильмы посмотрело рекордное количество зрителей - 247 миллионов человек.

В 1970 году было снято около 220 фильмов, а в 1972 году это число достигло 300. В этот период турецкое кино родило своих легендарных звезд, яркими примерами которых являются Кемаль Сунал, Кадир Инанир, Тюркан Чорай и Шенер Шен. Однако после этого периода кинематограф начал терять свою аудиторию из-за общенациональных телетрансляций. После 1970 года появилось новое и более молодое поколение режиссеров, но им пришлось справиться с возросшим спросом на видеофильмы после 1980 года.

Фильмы Йешилчама известны знаковыми незабываемыми песнями. Саундтреки к песням по-прежнему пользуются большим успехом. Он называется турецкий : Yeşilçam şarkıları или турецкий : Yeşilçam müzikleri. Некоторыми известными партнерами Ешилчама являются Эмель Сайын-Тарик Акан, Фатма Гирик-Джунейт Аркин, Тюркан Чорай-Кадир Инанир, Гюльшен Бубикоглу-Тарик Акан, Кемал Сунал-Шенер Шен-Халикит Акчатепе, Зекил Накил Акчатепе, Филиз Акын-Эдиз Хун, Айхан Ишик-Белгин Дорук. Среди актрис Ешилчама были Эмель Сайын, Адиле Нашит, Итыр Эсен, Филиз Акын, Фатьма Гирик, Хюля Кочийгит, Гюльшен Бубикоглу, Тюркан Чорай, Белгин Дорук, Хюля Авшар, Оя Айдоган, Перихан Саваш, Некла Назир, Чолпан Ильхан, Айшен Груда, Невра Серезли, Мюйд Ар, Перран Кутман и Йешилчам актеры: Тарик Акан, Шенер Шен, Джунейт Аркин, Гёксель Арсой, Кемаль Сунал, Кадир Инанир, Мюшфик Кентер, Мюнир Озкул, Халит Акчатепе, Хулуси Кентмен, Зеки Аласья, Метин Акпынар, Эдиз Хун, Картал Тибет, Айхан Ишик, Садри Алишик, Зеки Мюрен, Экрем Бора, Метин Серезли, Ахмет Мекин, Укротитель Йигит, Кенан Парс, Камран Слуер, Эро l Таш, Мюйдат Гезен, Салих Гюней, Йылмаз Гюней, Орхан Генсебай.

Ешилчам пострадал из-за распространения телевидение и широко распространенное политическое насилие в конце 1970-х годов. Ешилчам полностью прекратил свое существование после турецкого государственного переворота 1980 г.. Тем не менее, Йешилчам переживает возрождение с 2002 года, выпустив такие признанные критиками фильмы, как Узак (Гран-при (Каннский кинофестиваль), 2003 ), Бабам ве Оглум (Мой Отец и Мой Сын) и Пропаганда.

Упадок Йешилчама и эпоха после Йешилчама

Статуя Тюркана Чорая. Она известна как «Султан кинематографа Турции».

Рост затрат на производство и трудности с импортом сырья привели к уменьшению количества фильмов, снятых в 1970-х годах, но качество фильмов улучшилось. В начале девяностых в год выпускалось не более двух-трех фильмов. В этот период большинство звезд семидесятых либо перебрались на телевидение, либо пытались восстановить былую славу Yeşilçam. Некоторые из ярких примеров этой эпохи - Эския (Бандит) и Зюгюрт Ага (Ага), в обоих в главной роли Шенер Шен. Оба фильма получили признание критиков и коммерсантов.

Однако возрождение Yesilçam на самом деле не имело места до выхода Vizontele в 2001 году. Режиссером, сценарием и главной ролью фильма являлся Йылмаз Эрдоган, который был уже хорошо известен по его давнему ситкому Bir Demet Tiyatro, и его преданности театру. В фильме снимались актеры его обычных пьес, в первую очередь Демет Акбаг, Алтан Эркекли и Джем Йылмаз. Огромный коммерческий успех этого фильма (его посмотрели 2,5 миллиона зрителей, в результате чего фильм стал самым просматриваемым фильмом своего времени) привлек внимание индустрии. Спустя несколько лет Джем Йылмаз выпустил свой собственный фильм GORA, в котором он и написал, и снялся в главной роли. Этот фильм и продолжение Vizontele Vizontele Tuuba побили рекорды Vizontele, набрав 3,5 миллиона и 3 миллиона зрителей соответственно.

С тех пор были сняты фильмы с большим бюджетом, в том числе такие известные примеры, как Куртлар Вадиси: Ирак (Долина волков: Ирак), который посмотрели рекордные 4 миллиона человек., Бабам ве Оглум (Мой Отец и Мой Сын) и второй фильм Джема Йылмаза Хоккабаз (Волшебник).

В 2000-х годах наблюдается рост экспериментальных фильмов. К ним относятся полнометражный фильм «Тюрев» 2005 года, который был снят без заранее написанного сценария и даже показал откровенные снимки актеров, и Анлат Стамбул («Стамбулские рассказы»), ансамблевое произведение, разделенное на пять «мини-фильмов», получивших оценку сильный прием.

. «Körler / Jaluziler İçin» - первый турецкий научно-фантастический художественный фильм, получивший международную награду, который не является комедией, культовым фильмом, ремейком или анимацией, который отмечает его уникальное место как веху в истории турецкого кино. Его написал, направил, спродюсировал и отредактировал Озан Дуру Адам. Фильм изобретает новаторский, нетрадиционный визуальный язык.

Производство фильмов также резко возросло во второй половине 2000-х годов, достигнув 40 фильмов в 2007 году, при этом четыре самых кассовых хита в этом году заняли турецкие фильмы, поскольку киноиндустрия снова стала прибыльной с повышением технического качества, соответствующим при росте себестоимости производства коммерческих фильмов.

В 2015 году количество просмотров на душу населения составило 0,8. Кроме того, Sinemia опубликовал исследование, согласно которому Конья стала городом с наиболее частыми посетителями кинотеатров.

Юридические вопросы

Хотя необходимость закона о кино часто обсуждалась За всю историю Турецкой Республики до 1986 года не было разработано никаких конкретных законов или постановлений. В то время как фильмы обычно рассматривались как товары, подлежащие налогообложению, с точки зрения содержания они контролировались комиссиями, которые часто критиковались за то, что они являются механизмами цензуры.

В 1930-е годы некоторые члены парламента подняли вопрос о том, могут ли фильмы иметь плохое влияние на детей. В то время это была популярная тема не только в Турции, но также в Соединенных Штатах и ​​во всем мире. Позже, в 1960-х годах, дебаты вокруг так называемого «Закона Байкама» стали довольно известными из-за напряженности, которую он вызвал среди парламентариев и заинтересованных сторон в отрасли. В 1977 и 1978 годах продолжались дальнейшие обсуждения закона о кино, но безрезультатно.

Наконец, в 1986 году закон о кино, хотя и подвергался резкой критике со стороны представителей индустрии и кинематографической интеллигенции того времени, был принят парламентом и с тех пор стал основным законодательным документом по вопросам кино в Турции. Новый закон направлен на обеспечение поддержки тех, кто работает в кино и музыке. Реорганизация киноиндустрии началась в 1987 году, чтобы решить проблемы и обеспечить ее развитие. В том же году Министерство культуры учредило «Профессиональный союз владельцев турецких кинематографических произведений».

"Авторские права и Главное управление кино" было основано в 1989 году, как и "Фонд поддержки кино и музыкального искусства". Этот фонд используется для финансовой поддержки киноиндустрии.

Рейтинговые системы и цензура

Одним из наиболее интересных исследований по проблеме цензуры фильмов в Турции является «Синематографик Хюрриет» («Свобода кинематографии»), опубликованный в 1968 году Министерством внутренних дел. но написано в 1963 году и является первым исследованием в Турции, получившим докторскую степень по теме, связанной с кино. Это исследование до сих пор остается самым важным - если не только - исследованием методов оценки фильмов, применявшихся в Турции до 1950-х годов. Сам Онаран, будучи активным членом комиссии по оценке фильмов в молодые годы, был настоящим экспертом по этой теме, и его исследования также включают примеры позднего османского периода. По иронии судьбы, Онаран стал одним из самых важных интеллектуалов в области кино в Турции, благодаря своим богатым знаниям в области ранней мировой истории кино, которые он провел за просмотром фильмов, которые он был зачислен для оценки в качестве члена комитета.

Очень интересный пример уровня абсурда, которого может достичь цензура, упомянут в книге Четина Йеткина «Сиясал Иктидар Саната Карши» («Политический режим против искусства»), опубликованной в 1970 году. В ней рассказывается история фильма, который был засекречен как «непригодный для экспорта», поскольку оценочная комиссия решила, что фильм содержит «коммунистическую пропаганду». Владелец фильма, который обратился в комитет за сертификатом на экспорт, был удивлен, увидев это решение, потому что он упомянул в своей форме заявки, что его намерением было продать копию фильма дистрибьютору в Советском Союзе, ведущему мировому дистрибьютору. коммунистическая страна в то время.

Важные фигуры

Директора

Сценаристы

Известный фильмы

Классика

Фильмы современной эпохи

Последняя правка сделана 2021-05-15 08:08:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте