Прогулка по холму Волны

редактировать
Забастовка австралийских аборигенов в 1966 году на животноводческой ферме на Северной территории, продолжавшаяся 9 лет

Координаты : 17 ° 23'13 "S 131 ° 06'59" E / 17,38698 ° S 131,11641 ° E / -17,38698; 131.11641 Прогулка Wave Hill, также известная как забастовка Гуринджи, была проведена и забастована 200 Гуринджи скотоводами, дом слуг и их семей, начиная с 23 августа 1966 г. и продолжительностью около девяти лет. Это произошло в Wave Hill, животноводческой станции в Калкаринджи (ранее известном как Wave Hill), Северная территория, Австралия, и возглавил Гуринджи человек Винсент Лингиари.

Первоначально истолкованный как чисто забастовка против условий труда и жизни, стало очевидно, что это не единственные или главные причины. Основным требованием было возвращение некоторых традиционных земель народа Гуринджи, которые занимали примерно 3250 квадратных километров (1250 квадратных миль) Северной территории до европейского заселения. Уход продолжался до времен правительства Уитлама (1972–1975). 16 августа 1975 года, после заключения соглашения с владельцами, Вестей Груп, премьер-министр Гоф Уитлам смог вернуть права на небольшой участок земли народу Гуринджи. в очень символической церемонии передачи. Это был ключевой момент в движении за земельные права аборигенов в Австралии, которое стало одним из главных событий, приведших к принятию Закона о земельных правах аборигенов (северные территории) 1976. Это законодательство стало основой, на которой коренные австралийцы могли подать заявку на право собственности на традиционные земли (известные как титул коренных жителей Австралии ) на Северной территории.

Позднее это событие было отмечено в песне «From Little Things Big Things Grow », написанной Полом Келли и Кевом Кармоди в 1991 году. Каждый год в августе в Калкаринджи отмечается День свободы в ознаменование забастовки.

8 сентября 2020 года традиционным владельцам было предоставлено право коренных жителей на более 5000 квадратных километров (1900 квадратных миль) земли станции Wave Hill.

Содержание
  • 1 Гуринджи и скотоводы
  • 2 Условия на станции
  • 3 1966–75: годы забастовки
    • 3.1 Уход
    • 3.2 Поддержка Гуринджи растет
    • 3.3 1972–75 Правительство Уитлама
  • 4 1975 - Возвращение
  • 5 Значение и наследие забастовки
  • 6 Признание титула коренных жителей 2020 года
  • 7 Забастовка Гуринджи в массовой культуре
    • 7.1 Гуринджи Блюз
    • 7.2 Из мелочей большие дела растут
    • 7.3 Wave Hill Walk Off
    • 7.4 День свободы
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
Гуринджи и скотоводы

Гуринджи, аборигенный австралийский народ, жили на своей традиционной земле в районе реки Виктория в течение десятков тысяч лет. Эти земли занимают примерно 3250 квадратных километров (1250 квадратных миль) современной Северной территории. Впервые они встретили европейцев в 1854–1818 годах, когда исследователь Август Грегори пересек их территорию. С 1855 по 1856 гг. Грегори возглавил экспедицию с равнин реки Виктория на восток через Северо-восток до побережья Квинсленда. В 1879 Александр Форрест путешествовал по этой земле от побережья Западной Австралии до наземной телеграфной линии.

на территории около 3000 км (1200 квадратных миль), которая Включая территорию Калкаринги и Дагурагу, предоставленную скотоводу Натаниэлю Бьюкенену в 1883 году для содержания скотоводческой станции Wave Hill. В 1884 году здесь содержалось 1000 голов крупного рогатого скота, а 10 лет спустя - 15 000 голов крупного рогатого скота и 8 000 волов, что начало ухудшать окружающую среду. практика землепользования, которой Гуринджи тысячелетиями придерживались, не могла быть соблюдена.

Гуринджи и другие аборигенные народы нашли свои водоемы и замачивания, отгороженные или загрязненные скотом, который также съел или затоптал хрупкие растения пустыни, такие как кустовые помидоры. Динго охотники («собачки») регулярно отстреливали народных охотничьих собак, а также кенгуру, поскольку они соревновались со скотом за воду и пастбища. Гуринджи подвергся смертельной расправе за любую попытку съесть скот - от перестрелки до резни. У нас не было выбора, чтобы остаться в живых, кроме как перейти на животноводческие станции, получать пайки, вести более сидячий образ жизни и, по возможности, работать как кладовщики и домашние работники. Если они не могли продолжать свой традиционный образ жизни, то, по крайней мере, жить на своей земле - фундаменте их духовных убеждений - казалось решающим. Скотоводы хотели дешевой рабочей силы, а рабочие подвергались эксплуатации и жестокому обращению. Закон, принятый в 1913 году, требовал, чтобы работодатели обеспечивали рабочих-аборигенов едой, одеждой, чаем и табаком в обмен на их работу. Скотоводы могли использовать теперь безземельных аборигенов, которые хотели остаться на своих традиционных землях, как чрезвычайно дешевый ручной труд. На станциях на севере аборигены стали основой животноводства на следующие 70 лет.

В 1914 году станция Wave Hill была куплена Vestey Brothers, тогдашней международной мясной компанией. упаковочная компания, основанная и управляемая Уильямом и Эдмундом Вестей. Семья Вестей отказалась платить своим рабочим зарплату, что с самого начала привело к напряженности и спорам.

Условия на станции

На протяжении многих лет работники из числа коренных народов жаловались на условия труда. В ходе правительственного расследования Северной территории, проведенного в 1930-х годах, о Вестейсах говорилось:

Было очевидно, что они были... весьма безжалостны, отказывая своим аборигенам в надлежащем доступе к основным правам человека.

Однако, мало что было сделано за десятилетия до забастовки. Хотя до 1968 года было незаконно платить рабочим-аборигенам товарами и деньгами больше установленной суммы, расследование 1945 года показало, что Вестейс даже не платил рабочим-аборигенам 5 шиллингов дневной минимальной заработной платы, установленной для рабочих-аборигенов. согласно Постановлению 1918 года о аборигенах. В 1945 году мужчины некоренного происхождения получали 2/8 фунтов стерлингов в неделю. Гуринджи жили в горбушах, сделанных из гофрированного железа, без полов, освещения, санитарии, мебели и кухонных принадлежностей. Билли Бантер Джампиджинпа, который в то время жил на станции Wave Hill, сказал:

С нами обращались как с собаками. Нам повезло, что нам платили 50 фунтов стерлингов в месяц, и мы жили в оловянных козлах, в которые приходилось ползать и выходить на коленях. Водопровода не было. Еда была плохой - только мука, чай, сахар и кусочки говядины, как голова или ноги быка. Толпа Вестей была крепкими людьми. Их не волновали черные парни.

Отчет 1946 года антропологов (Кэтрин Берндт и Рональд Берндт ) показал условия, в которых находились рабочие. Дети-аборигены в возрасте до 12 лет работали нелегально, жилище и еда были неудовлетворительными, имели место сексуальные надругательства над женщинами-аборигенами, имела место проституция в обмен на пайки и одежду. Санитарные условия были плохими, и не было безопасной питьевой воды.

. Гуринджи, получавший минимальные государственные пособия, переводил их на счета пастырской компании, над которыми они не могли контролировать. Напротив, рабочие не-аборигены пользовались гарантированной минимальной заработной платой без каких-либо юридических ограничений на максимальную заработную плату. Они были размещены в комфортабельных домах с садами и полностью контролировали свои финансы.

В 1953 году Постановлением о аборигенах 1953 года были внесены поправки в Постановление о аборигенах 1918 года (NT). Это наделяло Директора по делам коренных народов (ранее Главным защитником аборигенов, пока не было изменено Постановлением о аборигенах 1939 ) с законной опекой над всеми «аборигенами», таким образом делая им подопечные государства. Он также курировал многие вопросы, имеющие отношение к жизни аборигенов.

В 1959 году Положения о найме приходов устанавливали шкалу заработной платы, рационов и условий, применимых к подопечным штата, по ставкам до 50 на человека. на цент ниже, чем у лиц неаборигенного происхождения, работающих по аналогичной профессии. Тем не менее Сэмюэл Вести, 3-й барон Вестей, известный как лорд Вестей, отказался выплачивать зарплату рабочим компании-аборигенам.

В 1965 году Союз рабочих Северной Австралии (NAWU) под давлением и под руководством их собственного организатора из числа аборигенов, Декстер Дэниэлс, обратились в Комиссию по примирению и арбитражу Содружества с просьбой внести поправки в пастырское решение Северной территории удалить разделы, дискриминирующие рабочих-аборигенов. Скотоводы сильно сопротивлялись; Комиссия в конечном итоге согласилась в марте 1966 года, но, учитывая опасения скотоводов относительно того, во что это будет им стоить, отложила реализацию на три года.

К августу 1966 года Гуринджи было достаточно дождаться улучшения их условия жизни и труда, а также кампания солидарности с их делом вызвали поддержку по всей стране. Писатель Фрэнк Харди организовал турне для Дэниэлса и через свои сети и союзы в Сиднее и Мельбурне собрал тысячи фунтов для забастовки.

1966–75: годы забастовки

Уход

23 августа 1966 года под руководством Лингиари около 200 рабочих (скотоводы и домашняя прислуга ) и их семьи покинули Волновой холм и начали десятилетнюю забастовку, требуя повышения заработной платы, условий и прав на землю. Лингиари возглавлял Гуринджи, а также Нгаринман, Билинара, Варлпири и Мудбара рабочих.

В марте 1967 г. Гуринджи решили перебраться из своего первого лагеря на сухом дне реки Виктория к важному священному месту поблизости в Уотти-Крик / Дагурагу. Первоначально акция была интерпретирована большинством белых людей как чисто забастовка против условий работы и жизни. Однако вскоре выяснилось, что забастовщики требовали не только заработной платы, равной заработной плате белых скотоводов, но и возврата их земли. Этот шаг был символическим, от животноводческой базы ближе к священным местам Гуринджи, и был отмечен.

Во время переезда бастующие составили петицию к тогдашнему генерал-губернатору Австралии, лорд Кейси, просит об аренде 1300 км (500 кв. Миль) вокруг Дагурагу, которые будут совместно управляться Гурунджи в качестве горнодобывающей и скотоводческой аренды. В петиции говорилось: «Мы считаем, что морально земля наша и должна быть возвращена нам». Однако в июне Кейси отказался от аренды.

«Этот бункер [был] страной Гуринджи задолго до их мафии Вестей», - сказал Винсент Лингиари Харди в то время.

Харди записывает Пинчера Мангуари как говоря:

Мы хотим, чтобы они с вестей мафии ушли отсюда. Уэйн-Хилл аборигены бин называли Гуринджи. Мы здесь задолго до них Вестей мафии. Это наша страна, вся эта страна бин Гуринджи. Волна Хилл бин нашей страны. Мы хотим эту землю; мы бьем за это.

Билли Бантеру Джампиджинпе было 16 лет на момент ухода:

Пришла банда Вестей и сказала, что они схватят двух убийц (заколотых зверей) и поднимут нам зарплату, если мы вернемся. Но старый Винсент сказал: «Нет, мы остановимся здесь». Затем, в начале 1967 года, мы пошли в нашу новую землю обетованную, которую мы называем Дагурагу (Уотти-Крик), назад к нашим священным местам и нашей стране, нашей новой родине.

"Винсент, май 1968 года »(Винсент Лингиари); уголь на бумаге, Фрэнк Харди, нарисованный во время исследования своей книги.

Гуринджи оставались в Дагурагу с 1967 по 1974 год, хотя по австралийскому законодательству это было незаконным занятием. Другие петиции и просьбы перемещаются туда и обратно между Гуринджи и правительствами Северной территории и Австралии без разрешения. Живя в Дагурагу, люди Гуринджи составили карты, на которых показаны районы, которые они хотели удалить из пастбищных земель и вернуть им. В 1967 году они подали прошение генерал-губернатору, требуя 1295 квадратных километров (500 квадратных миль) земли возле Волнового холма. Их иск был отклонен.

Забастовка начала оказывать влияние на близлежащие станции; некоторые повысили зарплату своим рабочим-аборигенам, опасаясь забастовки.

В конце В 1966 г. правительство Северной территории предложило компромиссное повышение заработной платы на 125%, но забастовщики по-прежнему требовали заработной платы, равной заработной плате белых скотоводов, и возврата их земли. Правительство также приняло меры, чтобы перекрыть доступ Гуринджи к продовольствию и пригрозило выселением. Гуринджи настояли на своем протесте и остались в Дагурагу.

Поддержка Гуринджи растет

Волна общественного мнения в Австралии начала меняться. Демонстрации и аресты произошли на юге Австралии, и многие церковные, студенческие и профсоюзные группы оказали практическую поддержку борьбе Гуринджи по сбору средств. Однако борьба продолжалась еще восемь лет, в течение которых Лингиари, Джампиджинпа и другие совершили поездку по стране, давая беседы, повышая осведомленность и укрепляя поддержку своего дела. Они организовали встречи с известными юристами и политиками.

Писатель Фрэнк Харди вспомнил одну встречу по сбору средств, на которой жертвователь дал 500 австралийских долларов, услышав выступление Лингиари. Донором, который сказал, что никогда раньше не встречался с аборигенами, был молодой доктор Фред Холлоуз, глазной хирург и коммунистический активист. Брайан Мэннинг заручился поддержкой на конференции Waterside Workers 'в Сиднее, порекомендовав своим членам национальный сбор в размере 1 австралийского доллара с каждого члена в поддержку претензий Гуринджи на их землю. Это собрало 17 000 австралийских долларов в битве Гуринджи за свои права на землю. Деньги потрачены на строительство заборов, а также на масштабную кампанию. Рабочие мясокомбината Вестейс в Лондоне устроили забастовку и разослали пожертвования.

Несколько значительных событий ознаменовали изменение общественного мнения в Австралии. В 1967 году подавляющее большинство австралийцев - более 90 процентов избирателей и большинство во всех шести штатах - проголосовали «за» за предоставление федеральному правительству полномочий принимать законы специально для коренных австралийцев на референдуме 1967 года.

В 1968 году 60 рабочих-аборигенов в другой собственности Вестей, Лимбунья, также присоединились к забастовке, когда они ушли с работы.

В 1968 году Харди опубликовал книгу «Несчастливые австралийцы» с предисловием Дональд Хорн и вклад Лингиари, организатора Союза аборигенов Дэниела Декстера, актера-аборигена Роберта Тудавали и капитана майора, рассказывающих историю народа Гуринджи, основанную на личных рассказах, и забастовку Гуринджи <. 109>

Также в 1968 году Либерально-национальная Коалиция федеральное правительство под руководством Джона Гортона предложило 20 домов в Уэйв-Хилл Уэлфэр-Уэлтлмент (ныне Калкаринджи ), но Гуринджи это не соблазнит. В 1969 году правительство получило предложение вернуть Гуринджи 8 квадратных километров (3,1 квадратных миль). Кабинет отказался даже обсуждать этот вопрос.

Тем временем люди йолнгу северо-востока Арнемленд подавали свои жалобы в суд по делу Milirrpum v Nabalco, также известное как дело о правах на землю Gove, после безуспешной подачи петиции в правительство Содружества петиции Yirrkala Bark. Решение судьи по делу Гоув в апреле 1971 года основывалось на доктрине terra nullius об отказе Yolngu в правах на их землю и обеспечении безопасности бокситового рудника путем Набалко. В сочетании с продолжающейся забастовкой Гуринджи, этот случай высветил очень реальную потребность аборигенов в правах на землю.

1972–75 гг. Правительство Уитлама

2 декабря 1972 г. Австралийская лейбористская партия (ALP) пришла к власти при премьер-министре Гофе Уитлэме. Права аборигенов на землю были вопросом первостепенной важности в повестке дня правительства Уитлэма. Он призвал приостановить аренду земельных участков Северной территории, которая может нанести ущерб правам коренных народов, и приостановило действие лицензий на разведку полезных ископаемых.

Правительство Уитлама учредило Королевскую комиссию по землям аборигенов. Права на Северной территории, возглавил судья Вудворд в 1972 году («Королевская комиссия Вудворда»). Задача расследования заключалась в изучении юридического установления прав на землю. Комиссия рекомендовала правительству финансовую поддержку для создания резервов и инкорпорированных земельных трастов, находящихся в ведении традиционных владельцев или земельных советов.

. Первоначальный контракт Wave Hill закончился в марте 1973 года, и были заключены два новых контракта. составлен, один для Вестей и один для Гуринджи через их компанию Муррамуллы Гуринджи.

1975 - Handback
Гоф Уитлам и Винсент Лингиари, 16 августа 1975

В 1975 году лейбористское правительство Гоф-Уитлама наконец-то договорилось с Вестейс о возвращении Гуринджи небольшой части их земли. Уитлам прибыл в Дагурагу 16 августа 1975 года. Это был символический момент в движении за земельные права в Австралии для коренных австралийцев, хотя и только первый шаг к окончательной передаче земли; это была всего лишь 30-летняя пастырская аренда очень маленькой территории. Уитлам пролил горсть земли сквозь пальцы Лингиари, обратился к нему и народу Гуринджи, говоря:

В этот великий день я, премьер-министр Австралии, обращаюсь к вам от имени всего австралийского народа - всех тех, кто чтит и любит это Для них я хочу сказать вам: я хочу признать, что нам, австралийцам, еще многое предстоит сделать, чтобы искоренить несправедливость и угнетение, которые так долго были уделом черных австралийцев. Винсент Лингиари, я торжественно вручаю вам эти дела в качестве доказательства, согласно австралийскому законодательству, что эти земли принадлежат народу Гуринджи, и я передаю в ваши руки часть самой земли как знак того, что эта земля будет во владении вас и ваших дети навсегда.

Фотография Мервина Бишопа, на которой Уитлэм выливает песок в руку Лингиари в тот день, стала культовой в австралийской истории.

Значение и наследие забастовки

В результате рекомендаций исследования Вудворда правительство Уитлама разработало законопроект о земельных правах аборигенов. Закон не был принят парламентом до отставки правительства Уитлама в 1975 году, но последующее правительство Фрейзера приняло аналогичный закон - Земля аборигенов. Закон о правах 1976 года (ALRA) - 9 декабря 1976 года. Это был первый закон в Австралии, который позволяет требовать права собственности на землю, если заявители могут предоставить доказательства своей традиционной связи с землей (т.е. через туземцев). title ).

Винсент Лингиари противостоял огромным экономическим и политическим силам, настроенным против него и его народа. Уход и забастовка были знаковыми событиями в борьбе за права аборигенов на землю в Австралии. Гуринджи Забастовка не была первым или единственным требованием аборигенов вернуть свои земли, но это была первая забастовка, которая привлекла широкую общественную поддержку в Австралии в отношении земельных прав. Впервые были признаны коренные народы, их права и ответственность за LAN d, а также их способность практиковать свой закон, язык и культуру. Каждый год в августе в Калкаринги проводится большой праздник по случаю годовщины забастовки и ухода из лагеря. Известный как День свободы, люди собираются со всех концов Австралии, чтобы отпраздновать и разыграть праздник. Однако только в мае 1986 года Гуринджи выиграли более значительный иск в рамках ALRA, когда правительство Хоука наконец передало неотчуждаемое аборигенное население. право собственности на Гуринджи. Кроме того, ALRA была ограничена Новым Заветом и явно исключила городские претензии, подобные тем, которые делались людьми Ларракии из Дарвина.

В 2006 году отчет Австралийского Сената выглядел в вопрос о недоплате работников из числа коренных народов в прошлом. Группа тех, кто участвовал в обходе Wave Hill, заявила, что они будут готовы предъявить иск о возмещении недоплаченной и украденной заработной платы в качестве контрольного примера.

Маршрут ухода был указан на Регистр наследия северных территорий 23 августа 2006 г. и в Списке национального наследия Австралии 9 августа 2007 г. В Список национального наследия также включены еще семь других объектов.

К сожалению, видение Лингиари «отдельного, но равного поселения, земли, культурной и политической автономии» не сбылось. Скотоводческий бизнес, принадлежащий аборигенам Муррамуллы, не выжил по ряду причин. Благотворительное поселение Вэйв-Хилл привлекло больше людей из-за государственного финансирования и услуг, а Калкаринджи (как его теперь называют) является центром обслуживания небольшого поселения Дагарагу (ранее - Уотти-Крик). После реорганизации местного самоуправления в 2008 году приход Калкаринджи / Дагурагу является одним из пяти приходов совета региона Виктория Дейли.

Признание титула коренного населения на 2020 год

В 2016 году Центральный земельный совет подал иск о праве на владение местными жителями, поскольку в районе, охваченном пастырской арендой Wave Hill Station, имелись интересы горнодобывающей промышленности. 8 сентября 2020 года Федеральный суд Австралии признал исконные права собственности народа Гуринджи на 5000 квадратных километров (1900 квадратных миль) станции Wave Hill, что позволило им получать гонорары в качестве компенсации от ресурсных компаний. кто исследует местность. Джастис сказал, что определение признало участие коренных народов (племен Джамангку, Джапувуни, Парлакуна-Паркиныкарни и Иилилиимаву) с землей «по крайней мере с момента европейского поселения и, вероятно, на протяжении тысячелетий». Заседание суда проходило почти в 800 километрах (500 миль) к югу от Дарвина, и потомки Лингиари и других, участвовавших в уходе, праздновали это решение.

традиционные владельцы будут участвовать в переговоры по добыче полезных ископаемых и геологоразведочные работы, от которых в будущем могут поступать гонорары, но не менее важно право на охоту, сбор, обучение и проведение культурных мероприятий и церемоний, а также позволять молодым людям общаться с их земли.

Забастовка Гуринджи в популярной культуре
"Gurindji Blues"
Сингл Галарву Юнупингу
Сторона Би "Земля племен"
Выпущена1971 (1971)
Длина
Этикетка RCA Victor
Автор (ы) песен Тед Иган
Продюсер (ы) Рон Уиллс

Гуринджи Блюз

Тед Иган написал «Гуринджи Блюз» в 1969 году с Lingiari. Слова к первому стиху таковы:

Бедняга Я, Гуринджи. Я бин сяду в эту страну. Задолго до того, как лорд Вестей. Вся земля принадлежит нам

Иган говорит, что он был перемещен написать «Гуринджи Блюз» после того, как он услышал, как Питер Никсон, тогдашний министр внутренних дел, сказал в парламенте, что если Гуринджи захотят землю, они должны накопить и купить ее, как любой другой австралиец. Никсон также упоминается в песне:

Бедняга, Гуринджи. Питер Никсон долго говорит:. «Купи себе землю, Гуринджи. Буйим обратно у лорда Вестей»

В В 1971 году песня была записана в Сиднее, где Иган пел вместе с Галарву Юнупингу, человеком из Йолнгу, активно участвовавшим в защите земельных прав своего народа посредством петиций на коры Йирркала и дело Гоува о правах на землю (который также поет на стороне B ). Лингиари произносит вступительную речь сначала на Гуринджи, а затем на английском.

From Little Things Big Things Grow

В 1991 году Пол Келли и Кев Кармоди записал «Из мелочей растут большие вещи ». Слова к первому стиху таковы:

Соберитесь вокруг людей, позвольте мне рассказать вам историю. Восьмилетняя история власти и гордости. Британский лорд Вести и Винсент Лингиари. Были людьми напротив друг друга. сторон

В последнем стихе есть следующие слова:

Это была история Винсента Лингиари. Но это история чего-то гораздо большего. Как власть и привилегии не могут двигать людьми. Кто знать, где они стоят и стоят перед законом.

Песня была добавлена ​​в реестр Sounds of Australia Национального архива кино и звука Национального архива кино и звука в 2010 году.

Wave Hill Walk Off

Ирландский народный музыкант Песня Дэмиена Демпси "Wave Hill Walk Off" из его альбома 2016 года No Force on Earth посвящена забастовке Гуринджи и борьбе за земельные права аборигенов.

слова к первому стиху:

В год Господа Иисуса девятнадцать и шестьдесят шесть,. из прутьев раздался громкий грохот,. Все эти нежные черные воины, о которых они мечтали, Билл,. И хватило, поэтому они пошли с Холма Волны.

В последнем стихе есть следующие слова:

Девять голодных лет они стойко стойко держались,. И взяли и вылили землю в руку Винсенту. Для прав коренных народов на землю, наконец, настало время,. Чтобы возместить гигантское преступление.

День свободы

На языке Гуринджи песенный набор «День свободы» празднует уход и исполняется певцами Гуринджи на ежегодном фестивале Дня свободы в Калкаринджи. Это пример wajarra, популярных песен, исполняемых для развлечения и развлечения.

См. Также
  • значок Портал организации труда
Ссылки
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-20 09:51:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте