Народ Варлпири

редактировать
Коренные жители Австралии

Страна Варлпири

Варлпири, иногда называемая Япа, представляют собой группу австралийских аборигенов, определяемую их языком варлпири, хотя не все до сих пор говорят на нем. Есть 5 000–6 000 варлпири, живущих в основном в нескольких городах и поселениях, разбросанных по их традиционным землям в Северной Территории, к северу и западу от Алис-Спрингс. Около 3000 человек по-прежнему говорят на языке варлпири. Слово «Варлпири» также было латинизировано как Валпири, Валбири, Эльпира, Илпара и Ваилбри .

Содержание
  • 1 Язык
  • 2 Страна
    • 2.1 Совместное право собственности на землю
  • 3 История контактов и учебы
  • 4 Искусство
  • 5 Родство
  • 6 Работа
  • 7 Известные люди
  • 8 Альтернативные названия
  • 9 Примечания
    • 9.1 Цитаты
  • 10 Источники
  • 11 Дополнительная литература
Язык

Язык Варлпири является членом нгумпин-япа подгруппа пама-ньюнганской семьи языков. Имя Япа происходит от слова, означающего «человек», и также используется варлпири для обозначения себя как коренного народа, а не «кардия» (некоренного).

Ближайший родственник Варлпири это Варлманпа. У него четыре основных диалекта: (1) юендуму варлпири на юго-западе; (2) Willowra Walpiri, в центральной части, вокруг реки Lander; (3) северный диалект - Ладжаману Варлпири; и (4) восточный диалект вакирти варлпири, на котором говорят на реке Хансон. Большинство носителей варлпири двуязычны или многоязычны, английский является их вторым, или, возможно, третьим, четвертым или пятым языком. Молодое поколение варлпири из Ладжаману разработало новый язык, светлый варлпири, основанный на слиянии слов и синтаксиса варлпири, английского и криола. Многие также говорят на других языках, таких как Аррернте, Джару, Западный пустынный язык, Варумунгу. Язык жестов также является важным компонентом общения Варлпири, поскольку используются многие из 600 различных знаков.

Таким образом, предложение вроде га (настоящее время) на (1) джани (собираюсь) (2) джадиджара (3) (север) гура (4) (по направлению к бинга (долгий путь) (5) -джу. (6) (подчеркнуто)

Можно сказать с тем же синтаксисом, в жестах: «(1) коснуться груди / (2) переместить указательный палец правой руки / (3) указать на север / (4) губами / (5) щелкнуть пальцами (6) по направлению к северу.

Кеннет Хейл, американский лингвист освоил Варлпири и был принят племенем, которое знало его как Джабанунгга. Вернувшись в Соединенные Штаты, он вырастил своих сыновей-близнецов, Калеба и Эзру, на языке варлпири, и Эзра произнес панегирик на похоронах Хейла в

Страна

Страна Варлпири расположена в пустыне Танами, к востоку от Северной территории - Западной Австралии граница, к западу от Stuart Highway и Tennant Creek, Northern Territory, и к северо-западу от Alice S. prings. Многие варлпири живут в Алис-Спрингс, Теннант-Крик, Кэтрин и в небольших городах Центральной Австралии. Их самые большие сообщества находятся в Ладжаману, Ньиррипи, Yuendumu, Alekarenge и Wirlyajarrayi / Willowra.

Традиционная территория Варлпири была бедна ресурсами до белых глаз и находилась на значительном расстоянии от основных телеграфные маршруты и инфраструктура автомагистралей, построенные европейцами, что означало, что они не пострадали от этих навязчивых событий, что позволило их культуре оставаться относительно нетронутой и процветающей, в отличие от Анматайрра, Кайтетйе, Варумунгу, Варлманпа, Мудбура и Джингили. Одним из следствий этого является то, что к 1980-м годам народ варлпири расширил свой ареал, перебравшись в земли Анматайрра, когда население последнего сократилось.

Совместные земельные претензии

21 августа 1980 г. земельные претензии подали 90 заявителей от имени варлпири, кукатджа и нгарти, как традиционных владельцев, в соответствии с земельными правами аборигенов (Северный Территория) Закон 1976 года на площади около 2340 квадратных километров (900 квадратных миль). Это был 11-й традиционный земельный иск, поданный от имени аборигенов традиционных владельцев Центральным земельным советом . Земля граничит с областями, в которых каждый из языков - нгарти, варлпири и кукатджа - является доминирующим. Люди из разных языковых групп находились под влиянием друг друга, когда жили в Балго, Западная Австралия и Ладжаману, Северная территория. Претензия была представлена ​​по адресу Balgo Mission. Рекомендация, вынесенная судьей сэром Уильямом Кирни 23 августа 1985 г. и представленная 19 августа 1986 г., заключалась в том, что «вся территория иска должна быть передана Земельному фонду в пользу аборигенов, имеющих право по традиции на ее использование или занятие, независимо от того, квалифицируется ли традиционное право как место, время, обстоятельства, цель или разрешение ".

История контактов и учебы

Мервин Меггитт был отправлен его учителем А. П. Элкин изучал варлпири, и он оставался с ними более 18 месяцев с 1953 по 1958 год. Его исследование их социальной системы, Люди пустыни: исследование аборигенов валбири в Австралии, было опубликовано в 1962 году. В середине 1970-х годов Дайан Белл провела детальную работу над жизнями женщин Варлпири, подытоженную в ее «Дочери мечтаний» (1982). Лиам Кэмпбелл в своей книге «Дарби: сто лет жизни в изменяющейся культуре» (2006) записал автобиографию одного человека из Варлпири, Дарби Джампиджинпы Росс, столетнего, который пережил глубокие изменения, затронувшие его народ на протяжении всей жизни. 20-го века, в том числе гибель семьи в резне Конистона. В 2000 году французский антрополог Франсуаза Дюссар опубликовал крупное исследование взаимодействия гендерных ролей в ритуальном поддержании и передаче ямпурру, носителями больших секретов обоих полов, относительно сказок и церемоний, касающихся Варрлпири. Dreaming (Jukurrpa).

Искусство

Варлпири известны своими традиционными танцами и выступали на крупных мероприятиях.

Многие артисты коренных народов, особенно в организации Папуня Тула, имеют варлпирское происхождение. Warnayaka Art в Ладжаману, Северная территория принадлежит художникам, которые создают произведения в различных традиционных и современных средах искусства. В небольшой галерее выставлены произведения искусства, и некоторые из художников стали финалистами Telstra National Aboriginal and Torres Strait Islander Art Awards.

Kinship
Matrimoiety 1 (M1)Matrimoiety 2 ( M2)
M1aM1bM1cM1dM2aM2bM2cM2d
P1aP2aP3aP4aP1bP2bP3bP4b
Полунатриум 1 (P1)Полунатриум 2 (P2)Полунатриум 3 (P3)Полу-родовое общество 4 (P4)
P1aP1bP2aP2bP3aP3bP4aP4b
M1aM2aM1bM2bM1cM2cM1dM2d

Варлпири делят своих родственников и, в более широком смысле, все население на восемь названных групп или подразделов. Эти подразделы связаны с родством и определяют семейные права и обязанности. Ниже приводится краткое описание того, как система подразделов связана с генеалогией.

Подразделы делятся на четыре полупатримоиды, каждое из которых состоит из двух подразделов. Человек всегда принадлежит к той же полупогородной группе, что и его отец, но к противоположному подразделу, так что мужчины в патрилине будут чередоваться между этими двумя подразделами.

Подразделы также делятся на два супружеских брака, каждый из которых состоит из четырех подразделов. Человек всегда принадлежит к тому же браку, что и его мать, и женщины в матрилине будут циклически проходить через четыре части этого супружества.

Две части в полупатримообществе всегда принадлежат к противоположным супружеским союзам, и аналогично, четыре части каждого супружества распределяются между четырьмя полупатримоидами. Каждый подраздел однозначно определяется тем, к какому полупотому и к какому браку он принадлежит.

Женские линии происхождения в двух супружеских союзах проходят через полупатримоиды в противоположных направлениях. В результате отец матери отца матери (MFMF) принадлежит к той же подсекции, что и вы.

Братья и сестры всегда принадлежат к одному подразделу.

Из этих правил следует, что нужно выбирать супруга из определенного подраздела, и традиционные варлпири не одобряют браки, которые нарушают это ограничение. Правильная часть для вступления в брак - это часть деда по материнской линии (хотя, конечно, человек ищет супруга ближе к своему возрасту).

Система подразделов лежит в основе всего традиционного общества варлпири, определяя, как варлпири обращаются и относятся друг к другу. Два члена одного и того же подраздела относятся друг к другу как к братьям и сестрам, независимо от того, имеют ли они одного и того же родителя или нет. Мужчины из той же части, что и отец (например, братья и сестры отца), называются «отцом», и эта практика часто соблюдается, даже когда Варлпирис говорит по-английски. Точно так же большинство терминов родства на языке варлпири на самом деле относятся к подсекционным (или классификационным) отношениям, а не к буквальным генетическим отношениям.

Традиционно первое, что Варлпири хочет знать о другом, - это их подраздел. Варлпири часто обращаются друг к другу по имени подраздела, а не по имени, и включают свое имя подраздела в свое английское, обычно как отчество. Когда Варлпири вступает в брак с европейцами, они, как правило, распространяют систему подразделов на своих законных членов, исходя из предположения, что европейский супруг принадлежит к правильному подразделу. Довольно далекие европейские родственники могут оказаться почетными дядями, племянницами, бабушками и дедушками и так далее. Затем Варлпирис попытается убедиться, что дальнейшие браки с родственными европейцами будут соответствовать ограничениям брака.

Традиционное табу на знакомство между мужчиной и его свекровью автоматически распространяется на любого мужчину и женщину, подразделы которых относятся к мужчине и свекрови.

Система подразделов автоматически предотвращает инцест между братьями и сестрами и любыми родственниками, более близкими, чем кузены. Двоюродные братья и сестры, являющиеся детьми классифицируемых братьев и сестер (которые по определению также могут быть настоящими братьями и сестрами) одного пола, сами являются классификационными братьями и сестрами и не могут вступать в брак; но дети классифицируемых братьев и сестер противоположного пола относятся к соответствующим подразделам для брака, и брак между так называемыми кросс-кузенами фактически поощряется в традиционном обществе. Если пара является не просто классифицирующими кросс-кузенами, но и настоящими кросс-кузенами (то есть их родители являются настоящими братьями и сестрами), брак обычно не одобряется.

Восемь подразделов взаимосвязаны по схеме, известной в теории групп как группа диэдра порядка 8 , D 4.

Если Варлпири имеет второй выбор брака, затем любые дети, которые у них есть, получают два имени на скине: во-первых, имя на скине, которое они выбрали бы, если бы брак был первым; во-вторых, название скина подразумевало второй выбор брака. Когда их спрашивают, как называется их скин, они часто отвечают первым, но могут также дополнительно использовать второе. (Наблюдение, сделанное в ходе беседы с молодым «Джананга-Джупурулла».)

В культуре варлпири вдов не принуждают повторно выходить замуж, и они являются очень важной частью общества.

Работа

Народу варлпири было трудно найти работу, как и другим коренным народам Австралии. Правительство Австралии создало учебные программы в начале 2000-х годов, первоначально для помощи экономике и предотвращения зависящих от благосостояния коренных народов; однако это имело эффект отделения их от их культуры.

Варлпири известны своей самостоятельностью и сплоченным обществом. У них есть собственное радио-шоу, которое не только связывает широко рассредоточенных людей, но и связывает их с внешним миром и позволяет молодежи и женщинам иметь право голоса.

Известные люди
Альтернатива имена
  • Альбура (Янкунтьятжарра экзоним).
  • Альпира, Эльпира, Альпири (Ильяура экзоним)
  • Илпир (r) a
  • Илпира (Анматхера и Аранда экзоним ).
  • Илпирра, Ульперра, Илпара (экзоним Аранда)
  • Намбулатджи (Нгалия экзоним)
  • Нджамбаладжи (Джару экзоним)
  • Ваилбри (европейская школьная орфография после 1945 года)
  • Валбири, Вальпири, Вальбири, Валпари, Wolp Эри
  • Уолбрай
  • Уолбри, Вольпирра, Варрабри
  • Вальмала
  • Вальманба
  • Ванаека (экзоним Нгарди)
  • Ванаджага
  • Ванаяка / Ванаджака (экзоним Джару)
  • Ванейга
  • Варингари (экзоним, намекающий на то, что они каннибалы)

Источник: Тиндейл 1974, стр.. 237

Примечания

Цитаты

Источники
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-20 08:29:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте