Тихон Хренников

редактировать

Хренников.jpg

Тихон Николаевич Хренников (Русский : Тихон Николаевич Хренников; 10 июня [OS 28 мая] 1913 г. - 14 августа 2007 г.) был российским и советским композитором, пианистом и лидером группы Союз советских композиторов, который также был известен своей политической деятельностью. Он написал три симфонии, четыре концерта для фортепиано, два концерта для скрипки, два концерта для виолончели, оперы, оперетты, балеты, камерную музыку, музыку для эпизодов и музыку для фильмов.

В 30-е годы Хренникова уже считали ведущим исполнителей. официальный советский композитор. В 1948 году Андрей Жданов, лидер кампании антиформализма, назначил Хренникова секретарем Союза советских композиторов. Он занимал этот влиятельный пост до распада Советского Союза в 1991 году.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Генеральный секретарь Союза советских композиторов
    • 1.3 Поздние годы
  • 2 Композиции
    • 2.1 Симфонии
    • 2.2 Другие симфонические произведения
    • 2.3 Концерты
    • 2.4 Оперы
    • 2.5 Балет
    • 2.6 Музыка к пьесам
    • 2.7 Камерная музыка
    • 2.8 Произведения для фортепиано
    • 2.9 Вокальные и хоровые произведения
    • 2.10 Музыка из фильмов
  • 3 Записи (очень неполный список)
  • 4 Интервью
  • 5 Признание
  • 6 Цитаты
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Биография

Ранние годы

Тихон Хренников был младшим из десяти детей, родившихся в семье торговцев лошадьми в городе Елец, Орловская губерния, Российская Империя (ныне в Липецкой области в центральной России).

Он научился игре на гитаре и мандолине у членов своей семьи и пел в местном хоре в Ельце. Там он также играл в местном оркестре и учился игре на фортепиано. Подростком переехал в Москву. С 1929 по 1932 год обучался композиции в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных у Михаила Гнесина и Ефраима Гельмана. С 1932 по 1936 год учился в Московской консерватории. Там он учился композиции у Виссариона Шебалина и фортепиано у Генриха Нейгауза. Будучи студентом, он написал и сыграл Концерт для фортепиано № 1, а его выпускным произведением была Симфония № 1. Его первой симфонией дирижировал Леопольд Стокский. Он стал популярен благодаря серии песен и серенад, которые он написал для постановки 1936 года Много шума из ничего в Театре Вахтангова в Москве.

К 1930-м годам Хренников уже считался ведущим официальным советским композитором. Типичным было его выступление во время дискуссии в феврале 1936 г. по поводу статей Правда «Хаос вместо музыки» и «Балетная фальшь»:

Постановление 23 апреля 1932 г. обратилось к сознанию советского художника. Советские художники не выдержали критики. После 23 апреля молодежь была вдохновлена ​​на учебу. Проблема была в том, что нужно было овладеть навыками и приемами композиции. Мы увлеклись современными западными композиторами. Имена Хиндемита и Кренека стали символами передовых современных художников. [...] После энтузиазма по поводу западных тенденций пришло влечение к простоте, на которое повлияло сочинение музыки для театра, где требовалась простая, выразительная музыка. Мы росли, росло и наше сознание, и стремление быть настоящими советскими композиторами, представителями своей эпохи. Композиции Хиндемита нас больше не удовлетворяли. Вскоре после этого приехал Прокофьев, объявив советскую музыку провинциальной и назвав Шостаковича самым современным композитором. Молодые композиторы были сбиты с толку: с одной стороны, они хотели создавать более простую музыку, которая была бы легче для понимания массами; с другой стороны, они столкнулись с заявлениями таких музыкальных авторитетов, как Прокофьев. Критики писали Шостаковичу хвалебные оды. […] Как молодые композиторы отреагировали на «Леди Макбет» [Мценского]? Эта опера содержит несколько крупных мелодических фрагментов, которые открыли нам некоторые творческие перспективы. Но антреакты и прочее вызывали полную неприязнь.

Вместе с другими официальными представителями советской культуры (Николай Челяпов, Николай Мясковский, Николай Чемберджи, Сергей Василенко, Виктор Белый, Александр Веприк, Арам Хачатурян, Борис Шехтер, М. Стародокамский, Георгий Хубов, Вано Мурадели, Владимир Юровский и Лев Кулаковский ), Хренников подписал заявление, приветствующее «приговор Верховного суда Российской Федерации. Советский Союз, сдавший предателей Родине, фашистских наемников, таких как Тухачевский, Якир и другие ».

Приняв« оптимистично, драматично и беззастенчиво » лирический стиль, одобренный советскими лидерами », Хренников прославился в 1941 году благодаря« Песне о Москве »(« Свинарка и пастух », что означает« Свинопас и пастух ») из партитуры к популярному советскому фильму, в котором он снимался. награжден ул. Алинская премия. В 1941 году Хренников был назначен музыкальным руководителем театра, и он продержался на этой должности 25 лет.

В феврале 1945 г. Хренников был официально командирован Политуправлением Красной Армии из Свердловска, куда он и его семья были эвакуированы, на Первый Белорусский фронт, а в армию командовал генерал (позже Маршал) Чуйков.

В 1947 году он вступил в Коммунистическую партию и стал депутатом Верховного Совета.

Генерального секретаря Союза советских композиторов

В 1948 году Иосиф Сталин назначил Хренникова секретарем Союза советских композиторов, и эту должность он сохранял до распада Советского Союза в 1991 году, когда был распущен Союз советских композиторов.

Соломон Волков спорный Шостакович мемуары Свидетельство утверждает, что Хренников был так напуган на встрече со Сталиным, что композитор испачкал штаны и перенес нервный срыв. 3>

Долгое время считалось, что благодаря усилиям Хренникова ни один советский композитор не был арестован и привлечен к ответственности.

В интервью пианисту [Wikidata ] 8 ноября 2004 года в Москве, Хренников утверждал, что композитор Мечислав Вайнберг, будучи арестованным, был немедленно освобожден из-под стражи по причине Охрана Хренникова; по словам Хренникова, то же самое произошло с Александром Веприком. Факты таковы, что Веприк провел четыре года в лагере для военнопленных и Мечислав Вайнберг, освобожденный в июне 1953 года, был спасен от судебного преследования и, вероятно, от казни только благодаря сталинскому смерть. В последние годы информация, которая подавлялась с 1948 года, начала публиковаться, а известные ныне документы и факты подтверждают, что имело место широкомасштабное судебное преследование.

В 1949 году Хренников официально напал на молодого композитора Александра Локшина, используя формулировки одного из самых известных идеологов Сталина Павла Апостолова. В своем выступлении Хренников противопоставил «модернистскому» стилю Локшина былину Сон Степана Разина Галины Уствольской, которую он считал идеальным образцом истинного национального искусства.

Хренникова. Речь вызвала большое возмущение Михаила Гнесина, который обвинил его в двуличности: не решаясь критиковать Локшина в профессиональной среде, Хренников идеологически атаковал его с позиции ведущего советского чиновника. После этой идеологической кампании Локшин был исключен из академических кругов.

Хренников не препятствовал первой жене Прокофьева, Лине Ивановне, быть обвиненным в "шпионаже" после ее ареста НКВД 20 Февраль 1948 года. Как глава Союза композиторов, Хренников не пытался добиться отмены приговора Лине Прокофьевой или даже смягчить ее судьбу в ГУЛАГе. Союз композиторов не помог сыновьям Прокофьева, которых принудительно выселили из квартиры. После того, как Лина Ивановна Прокофьева вернулась из ГУЛАГа, Союз композиторов ничего не сделал для улучшения крайне плохих жилищных условий ее семьи; Первую семью Прокофьева защищали выдающиеся певцы Ирина Архипова и Зураб Соткилава. После этого семья регулярно подвергалась официальным унижениям. По словам первого сына Прокофьева Святослава, Союз композиторов официально отказал Лине Прокофьевой в разрешении на поездку в Париж после того, как министр культуры Франции лично пригласил ее на открытие мемориальной доски Прокофьева. Вместо этого Хренников принял участие в церемонии со всей семьей. Союз композиторов также отказал Лине Прокофьевой в разрешении пойти на открытие Сиднейского оперного театра. При этом Святослав Прокофьев отметил типичную логику советского функционера: иногда Хренников мог помочь, если это не было опасно для его положения и карьеры.

Идеологические кампании 1948-49 гг. Против » формалисты »в музыке были напрямую связаны с наступлением на так называемых безродных космополитов, которые составляли часть государственного антисемитизма в Советском Союзе, процветавшего после Вторая мировая война в различных формах: идеологические резолюции, заявления официальных писателей и критиков, оскорбительные карикатуры и пошлые антисемитские оскорбления в сатирическом журнале Крокодил (Крокодил). Историки государственного антисемитизма в СССР называют Хренникова одним из самых активных борцов за «чистоту русской культуры». В официальной советской политике до и после смерти Сталина проводилось четкое различие между «хорошими советскими евреями» и «нацистами-сионистами». В соответствии с этой партийной линией руководство Союза советских композиторов заклеймило композиторов как «сионистских агрессоров» или «агентов мирового империализма» и выдвинуло обвинения в «идеологически порочных» и «враждебных» явлениях в советской музыкальной культуре. Обвинение в сионизме часто использовалось как оружие против людей разных национальностей, вероисповеданий и убеждений, таких как Николай Рославец. «Борьба с формалистами» велась и в других странах: согласно Дьёрдь Лигети, после официального визита Хренникова в Будапешт в 1948 году Чудесный мандарин Бела Барток был исключен из репертуара, а картины французских импрессионистов и других художников были сняты с выставок в музеях. В 1952 году Лигети почти запретили преподавать после того, как он показал своим ученикам партитуру запрещенной Симфонии псалмов Игоря Стравинского ; Лигети удалось спасти только благодаря личной защите Золтана Кодая.

Хренникова и других деятелей Союза композиторов, которые постоянно нападали на наследие русского авангарда и его исследователей. Например, немецкий музыковед Детлеф Гойовы (1934–2008) подвергался гонениям за продвижение на Западе современной советской музыки 1920-х годов. Гойовы провозгласили «антисоветским писателем» - до 1989 года ему было запрещено посещать Советский Союз, а некоторые из его публикаций, которые он отправлял советским коллегам, перехватывались советской таможней. В то же время советским музыковедам, развивающим традицию русского авангарда, был официально запрещен выезд за границу. И снова Николай Рославец был примером.

Хренников был членом ЦК Коммунистической партии Советского Союза с 1950-х годов. С 1962 года он был представителем в Верховном Совете СССР.

Позже

В последние годы своей жизни Хренников делал крайне негативные высказывания о Перестройке, ее лидерах, распад Советского Союза и ликвидация соответствующих структур:

Это было предательство со стороны нашего руководства. Я считаю Горбачева и его приспешников, сознательно организовавших преследование советского искусства, предателями партии и народа [...] ».

В другом интервью той же газете« Завтра »(имеется в виду« завтра ») он описал Сталина как «гения», «абсолютно нормального человека», терпимого к критике:

Сталин, на мой взгляд, знал музыку лучше, чем любой из нас. […] Как в классической Древней Греции, так и в Советском Союзе. Союзная музыка имела огромное значение для государства. Духовное влияние величайших композиторов и художников на формирование умных и волевых людей, прежде всего через радио, было огромным.

Воспоминания Хренникова были опубликованы в 1994 г. Падение Советского Союза. Умер в Москве в возрасте 94 лет и похоронен у могилы своих родителей в родном городе Ельце.

Композиции

Симфонии

  • Симфония №1 в Си-бемоль минор, соч. 4 (1933–35)
  • Симфония № 2 до минор, соч. 9 (1940–42)
  • Симфония № 3 до минор ajor, Op. 22 (1973)

Другие симфонические произведения

  • «Мик», сюита для оркестра, соч. 3 (1934)
  • Много шума из ничего, музыкальное сопровождение, соч. 7 (1935–36)
  • «Дон Кихот» Михаила Булгакова, сюита для оркестра, соч. 10 (1941)
  • «Любовь за любовь», сюита из балета, соч. 24б (1976)
  • «Гусарская баллада», сюита из балета, соч. 25b (1978)

Концерты

  • Концерт для фортепиано № 1 фа мажор, соч. 1 (1932–33)
  • Концерт для скрипки № 1 ре мажор, соч. 14 (1958–59)
  • Концерт для виолончели № 1 до мажор, соч. 16 (1964)
  • Концерт для фортепиано № 2 до мажор, соч. 21 (1972)
  • Концерт для скрипки № 2 до мажор, соч. 23 (1975)
  • Три пьесы для скрипки с оркестром, соч. 26b (1978)
  • Концерт для фортепиано № 3 до мажор, соч. 28 (1983–84)
  • Концерт для виолончели № 2, соч. 30 (1986)
  • Концерт для фортепиано № 4 для фортепиано, струнного оркестра и ударных, соч. 37 (1991)

Оперы

  • «В бурю», четыре действия, соч. 8 (1936–39) - Либретто А. Файко и Николая Вирта по роману Н. Вирты «Одиночество».
  • «Шурин без родных» (Фрол Скобеев ) », комическая опера, соч. 12 (1945–50) - Либретто С. Ценина по пьесе Д. Аверкиева «Фрол Скобеев».
  • «Мать», три действия, соч. 13 (1952–57) - Либретто А. Файко по роману Максима Горького «Мать».
  • «Сто чертей и всего одна девушка», оперетта в трех действиях; Соч. 15 (1962–63) - Либретто Э. Шатуновского.
  • «Белая ночь», музыкальная хроника в трех действиях, соч. 17 (1966) - Либретто Ю. Шанутовского по Толстому.
  • «Низкий зять» (1967) - вторая редакция «Фрола Скобеева» (1950)
  • "Мальчик-великан", детская опера в трех действиях, соч. 18 (1968–69) - Либретто Н. Шестакова и Н. Саца.
  • «Много шума о сердцах», три действия (1972–73) - Либретто Бориса Покровского по пьесе Шекспира Много шума из ничего ".
  • «Доротея», два действия, соч. 27 (1982–83)
  • «Золотой теленок», соч. 29 (1984–85)
  • «Обнаженный король», комическая опера, соч.31 (1988)
  • Мюзикл для детей «Чудеса, о, чудеса!», Мюзикл для детей (2001)
  • «В 18:00. После войны », мюзикл (2003)

Балет

  • « Наш двор »(Счастливое детство), детский балет в одном действии, соч. 19 (1970)
  • « Любовь к любви », два акты, соч. 24 (1976)
  • «Гусарская баллада», три действия, соч. 25 (1978)
  • «Наполеон Бонапарт», соч. 40 (1994)
  • «Капитанская дочка», соч. 41 (1999)

Музыка к спектаклю

  • «Мик» (1934)
  • «Александр Шигорин» (1935–36)
  • «Большой день» (1937)
  • «Без греха виноват» (1937)
  • «Я сын трудящихся» (1938)
  • «Романтики» (1939)
  • «Дон Кихот» Михаила Булгакова (1941)
  • «Давным-давно» (1942)
  • «День рождения» (1944)
  • «Морской офицер» (1944)
  • «Мудрые дела» (1965)
  • «Зять без корней» (1966)

Камерная музыка

  • «Биркенштамм», версия для ансамбля скрипачей (1935)
  • Струнный квартет №1 (?)
  • Струнный квартет №2 (?)
  • Три пьесы для скрипки и фортепиано, соч. 26 (1978)
  • Струнный квартет № 3, соч. 33 (1988)
  • Соната для п Виолончель и фортепиано, соч. 34 (1989)
  • Пять пьес для деревянных духовых инструментов, соч. 35 (1990)

Произведения для фортепиано

  • Пять пьес для фортепиано, соч. 2 (1933)
  • Три пьесы для фортепиано, соч. 5 (1934–35)
  • Пять пьес для фортепиано, соч. 38 (1992)
  • Шесть детских пьес для фортепиано, соч. 42 (2002)

Вокально-хоровые произведения

  • Три романса для голоса и фортепиано по Пушкину, соч. 6 (1935)
  • "Береза", песня для голоса и фортепиано (1935)
  • Три песни для голоса и фортепиано, соч. 7б, из музыкального сопровождения "Много шума из ничего", соч. 7 (1935–36)
  • «Три сковороды», песня для голоса и фортепиано (1939)
  • «Мы - хозяева войны», песня для хора и фортепиано (1941)
  • «Песня о московской девушке», песня для голоса и фортепиано (1941)
  • «Песня про дружбу», песня для голоса и фортепиано (1941)
  • Пять романсов для голоса и фортепиано по Роберту Бернсу, соч. 11 (1942)
  • «Прощай», песня для голоса и фортепиано (1942)
  • «На севере хороший город», песня для хора и фортепиано (1942)
  • «Новогодняя», песня для голоса и фортепиано (1942)
  • «Все за Родину», песня для хора и фортепиано (1942)
  • «Уральцы - великие воины. », песня для хора и фортепиано (1942)
  • « Песня о Советском Союзе », песня для хора и фортепиано (1943)
  • « Песня Лучина », песня для хора и фортепиано (1943))
  • «Песня песни», песня для голоса и фортепиано (1944)
  • «В ожидании дома», песня для голоса и фортепиано (1944)
  • «Московские окна», песня для голоса и фортепиано (1960)
  • «Утренняя песня», песня для голоса и фортепиано (1960)
  • «Наша советская страна», песня для хора и фортепиано (1964)
  • Три стихотворения для хора, соч. 20 (1971)
  • Три сонета В. Шекспира для голоса и фортепиано, соч. 32 (1988)
  • Три песни на стихи Некрасова для хора a capella, соч. 36 (1990)
  • Пять романсов на стихи Ивана Бунина, соч. 39 (1992)
  • «Татьянин день», вальс, для голоса и фортепиано (2004) - по Михаилу Ломоносову

Музыка к фильму

  • «Борьба продолжается» (1938)
  • «Свинхард и пастырь» (1941)
  • «Возвращение с победой» (1941)
  • «Шесть часов вечера после войны» (1944)
  • «Поезд идет на восток» (1947)
  • «Шахтеры Донецка» (1950)
  • «Кавалер Золотой Звезды» (1951)
  • «В шесть часов вечера после Война »(1952)
  • « Верные друзья »(1953)
  • « Капитанская дочь »(1958)
  • « Баллада Хассарда »(1961)
  • «Пароль не нужен» (1967)
  • «Мать» (1968) - звуковая версия немого фильма 1926 года
  • «Трое» (1969)
  • «Руслан» и Людмила »(1972)
  • « Звезды и фанаты »(1973)
  • « Поздняя мысль ударила вас, поздравляю! » (1976)
  • «Дуэнна» (1978)
  • «Мы были избраны временем» (1978)
  • «Антарктический роман» (1979)
  • «Копилка» (1980)
  • «Операция на сердце» (1982)
  • «Любовь за любовь» (1983)
  • «Два товарища» (1999)
Записи (очень неполный список)
Интервью

Некоторые из заявлений Хренникова, упомянутых выше, включены в документальные заметки 2004 г. interdites: scènes de la vie musicale en Russie Soviétique (английское название: The Red Baton) Автор Бруно Монсенжон, в котором также есть обширные кадры дирижера Геннадия Рождественского, одного из самых едких критиков Хренникова.

Хренников дал интервью бывшему корреспонденту BBC Мартину Сиксмит для радио-шоу BBC 2006 г. Challenging the Silence. В нем Хренников гневно реагирует на предположение, что он был в центре критики таких композиторов, как Прокофьев и Шостакович, хотя он выразил гордость тем, что он «был наркомом Сталина. Когда я сказал нет! (Он кричит), имелось в виду № »

Признание
Конверт с маркой, выпущенный к 100-летию со дня рождения Тихона Хренникова. Почта России, 2013.
Премии
второй степени (1942 г.) - за музыку к спектаклю «Свиньяшка и пастырь» (1941)
второй класс (1946) - за музыку к «В шесть часов вечера после войны » (1944)
второй класс (1952) - за музыку к «Донецкие угольщики» (1950)
Титулы
Награды
Международные награды и звания
Цитаты

Хренникову приходилось участвовать в репрессиях против Шостаковича во время проведения в жизнь «линии партии» в музыке, но, в отличие от руководства Союза писателей СССР, он никогда не участвовал в политических репортажах о своих коллегах.

— К. А. Залесский, «Сталинская империя: биографический энциклопедический словарь»

Хренников не только пережил репрессивное правление Сталина, но и жил в комфорте при смене советских правителей и постсоветских президентов, которые последовали за ними: Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева, Ельцина. и Путин. Он остается влиятельной музыкальной фигурой: он профессор Московской консерватории и председатель конкурса Чайковского последние 25 лет. В его родном городе Ельце его дом превращен в музей и художественную школу, а в его честь поставлен памятник. Его произведения соцреализма регулярно исполняются, а песни остаются популярными, как никогда. Долгая и невероятная карьера Хренникова началась в 1948 году, когда Сталин лично назначил его руководителем Союза советских композиторов. Его первым достижением на работе была атака на абстрактную, «формалистическую» музыку в речи на Первом съезде композиторов в 1948 году, через два месяца после печально известного Постановления ЦК, осудившего «формализм» Шостаковича, Прокофьева и других.. «Хватит этих симфонических дневников - этих псевдофилософских симфоний, скрывающихся за якобы глубокими мыслями и утомительным самоанализом», - провозгласил он. «Вооружившись четкими партийными директивами, мы остановим все проявления формализма и народного упадка».

— Вадим Прохоров, Анданте, 24 июня 2003 г.
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Тихоном Хренниковым.
Последняя правка сделана 2021-06-11 12:03:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте