Теопоэтика в современном контексте - это междисциплинарная область исследования, сочетающая в себе элементы поэтического анализа, богословие процесса, нарративное богословие и постмодернистская философия. Первоначально разработан и в 1960-х годах и значительно продвинут Амосом Уайлдером с его текстом 1976 года «Теопоэтика: теология и религиозное воображение».
В последнее время наблюдается оживление интереса к новой работе, проделанной двумя школами теопоэтики.
Одну школу возглавляют такие люди, как Л. Каллид Киф-Перри, Рубем Алвес, Кэтрин Келлер, Джон Капуто, Питер Роллинз, Роланд Фабер и другие. Первая школа ценностей представляет собой процесс теологии и постмодернистской философии.
Другая школа мысли возглавляется такими людьми, как Энн М. Карпентер из Св. Mary’s College, Калифорния, и Ричард Виладесо из Фордхэмского университета при участии Брайана Никсона из Международного университета Веритас. На эту школу теопоэтики повлияла мысль Ганса Урса фон Бальтазара, изложенная рядом мыслителей, столь разных, как Григорий Нисский, Фома Аквинский, Максим Исповедник, Дитрих Ричард Альфред фон Хильдебранд, Давид Бентели Харт и Павел Флоренский. Эта более поздняя школа теопоэтики ценит философские трансцендентальные в соответствии с классической теологией.
Постмодернистская теопоэтика
Первая школа теопоэтики предполагает, что вместо попытки разработать «научную» теорию Бога, как систематическое богословие Попытки, богословы должны вместо этого попытаться найти Бога через поэтическую артикуляцию своего пережитого («воплощенного») опыта. Он просит богословов принять реальность как законный источник божественного откровения и предполагает, что и божественное, и реальное являются загадочными, то есть несводимыми к буквальным догмам или научным доказательствам.
Теопоэтика широко использует «радикальные» и «онтологические» метафоры, чтобы создать более гибкий и менее строгий референт божественного. Одна из функций теопоэтики - переосмыслить теологические точки зрения, предполагая, что теология может быть больше похожа на поэзию, чем на физику. Это противоречит логическому утверждению принципа двухвалентности и контрастирует с некоторой жесткой библейской герменевтикой, которая предполагает, что каждый отрывок Священного Писания имеет только один, обычно телеологический, толкование. Отказ от эстетики как от живой части языка превратил академическое предприятие библейских исследований и теологии в язык, который больше подходит для юристов, чем для поэтов. Теопоэтика - это искусство использования слов и мыслей, которые обращаются к читателю эстетическим и экзистенциальным способом, чтобы вдохновить читателя на духовность.
В то время как те, кто использует строгий, историко-грамматический подход, полагают, что Священное Писание и богословие обладают безошибочным фактическим значением и обращают внимание на историчность, теопоэтический подход занимает аллегорическую позицию на заявлениях о вере, которые можно постоянно переосмысливать. Теопоэтика предполагает, что подобно тому, как стихотворение может обретать новое значение в зависимости от контекста, в котором его интерпретирует читатель, тексты и переживания Божественного могут и должны приобретать новое значение в зависимости от меняющейся ситуации человека.
Классическая теопоэтика
Во второй школе теопоэтики цель выводится «из утверждения фон Бальтазара о поэтическом выражении: когда Бог говорит с нами в воплощении, все качества человеческого языка - даже бытие само по себе - используются как созданная «грамматика», посредством которой Бог выражает Себя нам... С Богом в центре выражения поэзия становится способной играть аутентичную роль в теологическом языке ».
Эта форма теопоэтики «Требует взаимодействия трех обширных областей знания: метафизики, языка и христологии », и его следует «резко отличать от агностических попыток» движение тео-поэтики, происхождение которого не обнаруживается в мысли Бальтазара.”