Павел Флоренский

редактировать
Философы Павел Флоренский [слева] и Сергей Булгаков, картина Михаила Нестерова (1917)

Павел Александрович Флоренский (также П.А. Флоренский, Флоренский, Флоренский ; русский : Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский ; 21 января [OS 9 января] 1882 - декабрь 1937) был русским православным богословом, священником, философ, математик, физик, инженер-электрик, изобретатель, эрудит и неомученик.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Интеллектуальные интересы
    • 1.3 Период коммунистического правления в России
    • 1.4 1928–1937: ссылка, заключение, смерть
    • 1.5 Влияние
  • 2 См. Также
  • 3 Источники
  • 4 Внешние ссылки
    • 4.1 Биография
    • 4.2 Работы

Биография

Молодость

Павел Александрович Флоренский родился 21 января [OS 9 января. ry] 1882 г. в Евлахе, Елисаветопольской губернии, в семью железнодорожного инженера Александра Флоренского, в г. 2>(в современном западном Азербайджане ). Его отец происходил из семьи русских православных священников, а его мать Ольга (Саломия) Сапарова (Сапарян, Сафарашвили) была из тбилисской армянской знати в Грузия. Его бабушка по материнской линии София Паатова (Пааташвили) была из армянской семьи из Карабаха, проживавшей в Болниси, Грузии. Флоренский «всегда искал корни своей армянской семьи» и отмечал, что они происходят из Карабаха.

Флоренский окончил среднюю школу (1893-1899) в Тбилиси классическом лицее., где впоследствии выделялись несколько сподвижников, среди них основоположник русского кубофутуризма, Давид Бурлюк. В 1899 году Флоренский пережил религиозный кризис, связанный с посещением Льва Толстого, вызванного осознанием ограниченности и относительности научного позитивизма и рациональности, которые были неотъемлемой частью его первоначального становления в его семье. и средняя школа. Он решил построить свое собственное решение, развивая теории, которые согласовывали бы духовное и научное видения на основе математики. Поступил на математический факультет МГУ и учился у Николая Бугаева, сдружился с его сыном, будущим поэтом и теоретиком русского символизма, Андрей Белый. Его особенно привлекала теория множеств Георга Кантора .

. Он также посещал курсы античной философии. В этот период молодой Флоренский, не имевший религиозного воспитания, начал интересоваться исследованиями, выходящими за рамки «ограничений физических знаний». В 1904 году он окончил МГУ и отказался от должности преподавателя в университете: вместо этого он перешел на изучать богословие в Духовной Академии в Сергиевом Посаде. Во время своего богословского обучения там он познакомился с старейшиной Исидором во время посещения Гефсиманской пустыни, и Исидор должен был стать его духовным наставником и отцом. Вместе с однокурсниками Эрном, Свеницким и Брихничевым он основал общество «Союз Христиaнской Борьбы» с революционной целью восстановления российского общества в соответствии с принципами Владимира Соловьева. Впоследствии он был арестован за членство в этом обществе в 1906 году: однако позже он потерял интерес к.

Интеллектуальные интересы

Отец Павел Флоренский

Во время учебы в Духовной академии интересы Флоренского включали философию, религию, искусство и фольклор. Вместе со своим другом Андреем Белым он стал видным членом движения Русский символизм и публиковал работы в журналах New Way (Новый Путь) и Libra (Весы). Он также начал свою главную философскую работу «Столп и основание истины: очерк православной теодицеи в двенадцати письмах». Полная книга была опубликована только в 1914 году, но большая ее часть была закончена к моменту окончания академии в 1908 году.

Согласно Princeton University Press : «Книга представляет собой серию. из двенадцати писем к «брату» или «другу», которых можно символически понимать как Христос. Центральное место в творчестве Флоренского занимает исследование различных значений христианской любви, которая рассматривается как комбинация слова philia (дружба) и агапэ (всеобщая любовь). Он описывает древние христианские обряды adelphopoiesis (брата), которые объединяют друзей-мужчин целомудренными узами любви. Кроме того, Флоренский был одним из первых мыслителей двадцатого века, чтобы развить идею Божественной Софии, которая стала одной из центральных проблем богословов-феминисток ».

Недавнее исследование Майкла Хагемейстера, известный в основном своей работой над Протоколами сионских мудрецов, подтвердил подлинность этого антисемитского материала, написанного под ps евдоним, находится в руке Флоренского. Биограф Флоренского Аврил Пиман оценивает позицию Флоренского в отношении евреев в контексте того периода как срединный путь между либеральными критиками, критиковавшими во время инцидента отсталость России, и поведением зачинщиков погромов, таких как Черносотенцы.

После окончания академии он женился в августе 1910 года на Анне Гиацинтовой, сестре своего друга, что шокировало его друзей, которые были знакомы с его отвращением к браку. Он продолжал преподавать философию и жил в Троице-Сергиевой лавре до 1919 года. В 1911 году он был рукоположен в священники. В 1914 году он написал диссертацию «О духовной истине». Он опубликовал работы по философии, теологии, теории искусства, математике и электродинамике. С 1911 по 1917 год он был главным редактором самого авторитетного православного богословского издания того времени - Богословского вестника. Он также был духовным учителем скандального русского писателя Василия Розанова, призывая его примириться с Православной Церковью.

Период коммунистического правления в России

После Октябрьской революции он сформулировал свою позицию так: «Я выработал собственное философское и научное мировоззрение, которое, хотя и противоречит вульгарное толкование коммунизма... не мешает мне честно работать на службе у государства ». После закрытия большевиками Троице-Сергиевой лавры (1918 г.) и Сергиево-Посадской церкви (1921 г.), где он был священником, он переехал в Москву для работы над Государственным планом электрификации города. Россия (ГОЭЛРО) по рекомендации Льва Троцкого, который твердо верил в способность Флоренского помочь правительству в электрификации сельской России. По свидетельству современников, Флоренский в рясе священника, работая вместе с другими руководителями государственного ведомства, представлял собой примечательное зрелище.

В 1924 году он опубликовал большую монографию по диэлектрикам. Одновременно работал ученым секретарем исторической комиссии по Троице-Сергиевой лавре и публиковал свои произведения по древнерусскому искусству. Ходили слухи, что он был главным организатором тайной попытки спасти мощи преподобного Сергия Радонежского, уничтожение которых было заказано правительством.

Во второй половине 1920-х годов он в основном работал над физикой и электродинамикой, в конце концов опубликовав свою статью Мнимые числа в Геометрии («Мнимости в геометрии. Расширение области двухмерных образовательных геометрии » ), посвященная геометрической интерпретации теории относительности Альберта Эйнштейна . Среди прочего, он провозгласил, что геометрия мнимых чисел, предсказываемая теорией относительности для тела, движущегося быстрее света, является геометрией Царства Божьего. За упоминание Царства Божьего в этом произведении он был обвинен советскими властями в антисоветской агитации и пропаганде.

1928–1937: ссылка, заключение, смерть

Павел Флоренский в 1934 году

В 1928 году Флоренский был сослан в Нижний Новгород. После заступничества Екатерины Пешковой (жены Максима Горького ) Флоренскому разрешили вернуться в Москву. 26 февраля 1933 года он был снова арестован по подозрению в участии в заговоре с Павлом Гидиулиановым, профессором канонического права, совершенно незнакомым Флоренскому, с целью свергнуть государство и установить с помощью нацистов фашистскую монархию. Он энергично защищался от обвинений, пока не осознал, что, демонстрируя готовность признать их, пусть и ложные, он позволит нескольким знакомым восстановить свою свободу. Он был приговорен к десяти годам заключения в трудовых лагерях по печально известной статье 58 Уголовного кодекса Иосифа Сталина (статьи десять и одиннадцать: «агитация против Советский строй »и« Публикация агитационных материалов против советского строя »). Опубликованные агитационные материалы представляли собой монографию по теории относительности. Его манера носить священническую одежду раздражала его работодателей. Государство предлагало ему многочисленные возможности отправиться в изгнание в Париж, но он отказался от них.

Он служил в лагере Байкало-Амурской магистрали до 1934 года, когда его перевели в Соловки, где он проводил исследования по производству йода и агар из местных водорослей. В 1937 году он был переведен в Санкт-Петербург (тогда известный как Ленинград ), где 25 ноября он был осужден во внесудебном порядке тройкой НКВД до смерти. По легенде он был осужден за отказ раскрыть местонахождение главы св. Сергия Радонежского, которую коммунисты хотели уничтожить. Голова святого действительно была спасена, и в 1946 году вновь открылась Троице-Сергиева лавра. Мощи преподобного Сергия снова вошли в моду. Мощи святителя вернул в Лавру Павел Голубцов, впоследствии известный как архиепископ Сергий.

После вынесения приговора Флоренский был перевезен в специальном поезде вместе с еще 500 заключенными в место под Санкт-Петербургом, где он был расстрелян. погиб в ночь на 8 декабря 1937 года в лесу недалеко от города. Место его захоронения неизвестно. Антонио Макчони заявляет, что он был застрелен на Ржевском артиллерийском полигоне, недалеко от Токсово, который находится примерно в двадцати километрах к северо-востоку от Санкт-Петербурга, и был похоронен в секретной могиле в Койрангакангасе недалеко от Токсово вместе с 30 000 другими казненными одновременно с НКВД. В 1997 г. в лесу Сандармох был раскопан массовый могильник, в котором вполне могут находиться его останки. Его имя было зарегистрировано в 1982 году в списке новомучеников и исповедников.

Влияние

Флоренского, которого часто читают за его вклад в религиозный ренессанс своего времени или научный мышление, стало изучаться в более широкой перспективе в 1960-х гг., изменение, связанное с возрождением интереса к забытым аспектам его творчества, продемонстрировано тартуской школой из семиотики, которая оценивала его работы с точки зрения предвосхищения тем, которые в то время составляли часть интересов теоретического авангарда в общей теории культурных знаков. Читайте в этом свете свидетельства того, что мышление Флоренского активно отвечало искусству русских модернистов. Особое значение в этом отношении имела публикация его эссе 1919 года, прочитанного в следующем году в качестве лекции, о пространственной организации в русской иконной традиции под названием «Обратная перспектива », концепция, которую Флоренский, как и Эрвин Панофски позже, взят из эссе Оскара Вульфа 1907 года «Die umgekehrte Perspective und die Niedersicht. Здесь Флоренский противопоставил доминирующую концепцию пространственности в искусстве эпохи Возрождения, анализируя визуальные условности, используемые в иконологической традиции. Эта работа осталась с момента ее публикации основополагающим текстом в этой области до наших дней. В этом эссе его интерпретация была недавно развита и критически переформулирована Клеменой Антоновой, которая утверждает, что то, что анализировал Флоренский, лучше описать в терминах «синхронных планов».

См. Также

Литература

Внешние ссылки

Биография

Работы

Последняя правка сделана 2021-06-01 06:31:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте