Стеклянный зверинец

редактировать
Пьеса Теннесси Уильямса
Стеклянный зверинец
Стеклянный зверинец (спектакль), 1-е издание cover.jpg
АвторТеннесси Уильямс
ПерсонажиАманда Вингфилд. Том Уингфилд. Лаура Вингфилд. Джим О'Коннор. Мистер Wingfield
Дата премьеры1944
Место премьерыЧикаго
Язык оригиналаАнглийский
ЖанрВоспроизведение на память
НастройкаA Санкт-Петербург Квартира Луи, конец 1930-х гг.

Стеклянный зверинец - это пьеса на память Теннесси Уильямса, премьера которой состоялась в 1944 году и катапультировала Уильямса из безвестности в известность. В пьесе есть сильные автобиографические элементы, персонажи основаны на ее авторе, его театральной матери и его умственно хрупкой сестре Лоре. При написании пьесы Уильямс опирался на более ранний рассказ, а также на сценарий, который он написал под названием «Звонящий джентльмен».

Премьера пьесы состоялась в Чикаго в 1944 году. После шаткого старта ее отстаивали критики из Чикаго Эштон Стивенс и Клаудия Кэссиди, чей энтузиазм помог сформировать у публики такую ​​популярность. продюсеры могли перенести пьесу на Бродвей, где она выиграла Премию Нью-Йоркских драматических критиков в 1945 году. Стеклянный зверинец был первой успешной пьесой Уильямса; он стал одним из самых уважаемых драматургов Америки.

Содержание
  • 1 Персонажи
  • 2 Краткое содержание сюжета
  • 3 Оригинальный бродвейский состав
  • 4 Автобиографические элементы
  • 5 Развитие
  • 6 Адаптации
    • 6.1 Фильм
    • 6.2 Радио
    • 6.3 Телевидение
  • 7 Более поздние постановки
  • 8 Награды
    • 8.1 Оригинальная бродвейская постановка (1945)
    • 8.2 Бродвейское возрождение 1994 года
    • 8.3 Бродвейское возрождение 2013 года
    • 8.4 2017 Бродвейское возрождение
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Персонажи
Аманда Вингфилд

Блеклая южная красавица, брошенная ее мужем, который пытается вырастить двоих детей в тяжелых финансовых условиях. Аманда жаждет утешений своей юности, а также хочет, чтобы ее дети имели такие же утешения, но ее преданность им сделала ее - как она признает в какой-то момент - почти «ненавистной» к ним.

Том Вингфилд

сын Аманды. Том работает на обувном складе, чтобы содержать семью, но разочарован своей работой и мечтает стать поэтом. Он изо всех сил пытается писать, все время недосыпает и раздражается. Тем не менее, он убегает от реальности через ночные экскурсии в кино. Том чувствует себя обязанным, но обремененным своей семьей, и очень хочет сбежать.

Лаура Вингфилд

дочь Аманды и старшая сестра Тома. Из-за детской болезни она хромает, у нее психическая хрупкость и комплекс неполноценности, которые изолировали ее от внешнего мира. Она создала собственный мир, символизируемый ее коллекцией стеклянных статуэток. Единорог может представлять Лауру, потому что он уникален и хрупок.

Джим О'Коннор

Старый школьный знакомый Тома и Лоры. Джим был популярным спортсменом и актером во время учебы в средней школе Солдана. Последующие годы были менее добры к Джиму; однако к моменту начала действия пьесы он работает клерком по доставке на том же складе обуви, что и Том. Его надежда снова проявить себя выражается в его изучении публичных выступлений, радиотехники и идей самосовершенствования, которые кажутся родственными с идеями Дейла Карнеги.

Мистера Вингфилд

отсутствующий муж Аманды, а также отец Лоры и Тома. Мистер Уингфилд был красивым и обаятельным мужчиной, который работал в телефонной компании и в конце концов «полюбил междугороднюю связь», бросив свою семью за 16 лет до начала действия пьесы. Хотя он не появляется на сцене, Аманда часто упоминает мистера Вингфилда, и его фотография широко представлена ​​в гостиной Уингфилдов. Этот невидимый персонаж, похоже, включает в себя элементы отца Уильямса.

Краткое изложение сюжета
«Да, у меня есть трюки в кармане, у меня есть вещи в рукаве. Но я противоположность сценического фокусника. Он дает вам иллюзию, имеющую видимость правды. Я даю вам правду в приятной маскировке иллюзий ».

Начало вводного монолога Тома.

Пьеса представлена ​​публике Томом, рассказчиком и главным героем, как игра на память, основанная на его воспоминаниях о себе. мать Аманда и его сестра Лаура. Поскольку пьеса основана на воспоминаниях, Том предупреждает публику, что то, что они видят, может не совпадать с тем, что произошло.

Аманда Вингфилд, выцветшая южная красавица среднего возраста, живет в грязной квартире в Сент-Луисе со своим сыном Томом, которому чуть за двадцать, и его немного старшей сестрой Лорой. Несмотря на то, что она выжившая и прагматик, Аманда жаждет комфорта и восхищения, которые она помнит с тех времен, когда она была знаменитой дебютанткой. Особенно ее беспокоит будущее своей дочери Лауры, молодой женщины, хромающей (последствия приступа плевроза ) и трепетной неуверенности в отношении внешнего мира. Том работает на обувном складе, изо всех сил стараясь содержать семью. Он раздражается банальностью и скукой повседневной жизни и изо всех сил пытается писать, проводя большую часть своего свободного времени в кино - по крайней мере, он так он говорит - в любое время ночи.

Аманда одержима поиском жениха (или, как она выражается, «звонящего джентльмена») для Лоры, ее дочери, чья калечащая застенчивость привела к тому, что она бросила как среднюю школу, так и последующую секретаршу Конечно, и которая тратит много времени на полировку и сборку своей коллекции маленьких стеклянных животных. Под давлением своей матери, чтобы найти звонящего для Лоры, Том приглашает Джима, знакомого с работы, домой на ужин.

Восхищенная Аманда приводит в порядок квартиру, готовит особенный ужин и кокетливо разговаривает с Джимом, почти переживая ее молодость, когда к ней приходило множество женихов. Лора обнаруживает, что Джим - мальчик, который ей нравился в старшей школе и о котором она часто вспоминала с тех пор, хотя отношения между застенчивой Лорой и «наиболее вероятным преуспевающим» Джимом никогда не были более чем далеким, дразнящим знакомством. Поначалу Лора настолько охвачена застенчивостью, что не может присоединиться к остальным за ужином и утверждает, что больна. Однако после ужина Джим и Лора остаются одни при свечах в гостиной, ожидая восстановления электричества. (Том не оплатил счет за электроэнергию, что намекает аудитории, что он вкладывает деньги в счет и готовится покинуть дом). По мере того, как наступает вечер, Джим признает чувство неполноценности Лоры и побуждает ее думать лучше о себе. Он и Лора танцуют тихий танец, в котором он случайно задевает ее стеклянный зверинец, сбивая стеклянного единорога на пол и ломая его рог. Затем Джим делает комплимент Лауре и целует ее. После того, как Джим говорит Лоре, что он помолвлен, Лора просит его взять сломанного единорога в подарок, и он уходит. Когда Аманда узнает, что Джим должен жениться, она обращает свой гнев на Тома и жестоко набрасывается на него, хотя Том не знал, что Джим был помолвлен. Том, кажется, очень удивлен этим, и возможно, что Джим только придумывал историю помолвки, поскольку чувствовал, что семья пыталась свести его с Лорой, и у него не было романтического интереса к ней.

Пьеса заканчивается тем, что Том говорит, что вскоре ушел из дома и больше не вернулся. Затем он прощается с матерью и сестрой и просит Лауру задуть свечи.

Оригинальный бродвейский состав
Энтони Росс, Лоретт Тейлор, Эдди Доулинг и Джули Хейдон в бродвейской постановке Стеклянный зверинец (1945)

Стеклянный зверинец открылся на Бродвее в Театре Плейхаус 31 марта 1945 года и играл там до 29 июня 1946 года. Затем он переехал в Театр Рояль с 1 июля 1946 года до его закрытия 3 августа 1946 года. Спектаклем руководили Эдди Доулинг и Марго Джонс. Актерский состав на премьере был следующим:

Игра Лоретт Тейлор в роли Аманды установила стандарт, по которому должны были оцениваться последующие актрисы, берущие роли, обычно в их ущерб. В документальном фильме 2004 года Бродвей: Золотой век легенд, которые были там ветераны Бродвея считают выступление Тейлора самым запоминающимся в своей жизни.

Спектакль получил премию Нью-Йоркской премии драматических критиков как лучшая американская пьеса. Уильямс воздал должное двум чикагским критикам, Клаудии Кэссиди и Эштону Стивенсу, за то, что они «дали ему« начало... в моде »...» Кэссиди написал, что у пьесы «стойкость к успеху...» Стивенс писал, что в пьесе было «мужество истинной поэзии...»

Автобиографические элементы

Персонажи и история имитируют собственную жизнь Уильямса более точно, чем любые другие его произведения. Уильямс (настоящее имя Томас) очень похож на Тома; его мать, Аманда. Его болезненная и психически неуравновешенная старшая сестра Роуз является основой для хрупкой Лоры (чье прозвище в пьесе «Голубые розы» - результат приступа плевроза в старшей школе), хотя у нее есть Также было высказано предположение, что Лаура может включать аспекты самого Уильямса, ссылаясь на его интровертную природу и навязчивую сосредоточенность только на одном аспекте жизни (письмо для Уильямса и стеклянных животных в случае Лауры). Уильямс, который был близок к Роуз, к своему ужасу узнал, что в 1943 году в его отсутствие его сестре сделали неудачную лоботомию. Роуз была оставлена ​​недееспособной (и помещена в лечебное учреждение) на всю оставшуюся жизнь. После успеха «Стеклянного зверинца» Уильямс должен был отдать половину гонорара за пьесу своей матери. Позже он назначил половину гонорара за свою пьесу Саммер и Смоук на заботу о Роуз, организовав ее перевод из государственной больницы в частный санаторий. В конце концов, он должен был оставить большую часть своего имения, чтобы обеспечить постоянную заботу о Роуз. Роуз умерла в 1996 году.

Развитие

Пьеса была переработана из одного из рассказов Уильямса «Портрет девушки в стекле» (1943; опубликовано в 1948 году). История также написана рассказчиком Томом Вингфилдом, и многие из его монологов из «Стеклянного зверинца», кажется, взяты прямо из этого оригинала. Некоторые элементы были опущены из пьесы, в том числе причины увлечения Лоры веснушками Джима (связана с книгой, которую она любила и часто перечитывала, Веснушки Джина Стрэттон-Портера ). Как правило, рассказ содержит тот же сюжет, что и пьеса, с повышенным акцентом на определенные разделы и отредактированными деталями персонажа (например, в рассказе Джим называет Тома «Слим», а не «Шекспир»). Еще одна основа для спектакля - сценарий, написанный Уильямсом под названием «Звонящий джентльмен». Уильямс был кратко заключен по контракту в качестве сценариста для MGM, и он, очевидно, предполагал Этель Бэрримор и Джуди Гарланд на роли, которые в конечном итоге стали Амандой и Лорой, хотя когда в конце концов пьеса была снята в 1950 году, Гертруда Лоуренс сыграла Аманду, а Джейн Вайман Лору.

В 1944 году, после нескольких переделок, во время гастролей, спектакль прибыл в Гражданский театр в Чикаго. Продюсеры хотели больше изменений и сильно требовали от Уильямса счастливого конца. Спектакль не нашел публики, и постановку рассматривали для закрытия после премьеры в Чикаго. Затем вышли отзывы критиков Эштона Стивенса в The Chicago Herald-American и Клаудии Кэссиди в Chicago Tribune. Они высоко оценили постановку, особенно сценарий и исполнение Лоретт Тейлор, и Кэссиди несколько раз писал об этом. Эти обзоры привели публику в Чикаго в Civic Theater, и спектакль стал хитом, продвигая его на Бродвей в следующем году.

Адаптации

Фильм

Два голливудских фильма выпущены версии Стеклянного зверинца.

первый был выпущен в 1950 году и был снят режиссером Ирвингом Рэппером, звезды Гертруда Лоуренс (Аманда), Джейн Вайман (Лаура), Артур Кеннеди (Том) и Кирк Дуглас (Джим). Уильямс охарактеризовал эту версию, которая имела подразумеваемый счастливый конец, привитый к ней в стиле американских фильмов той эпохи, как худшую адаптацию своей работы. Босли Кроутер из The New York Times писал: «Как бы мы ни ненавидели это говорить, исполнение мисс Лоуренс не может сравниться с нежным и сияющим творением покойной Лоретты. Тейлор на сцене ". На домашних СМИ фильм так и не вышел.

В 1987 году была выпущена вторая адаптация режиссера Пола Ньюмана с Джоанн Вудворд (Аманда), Карен Аллен в главной роли (Лаура), Джон Малкович (Том) и Джеймс Нотон (Джим). Во всяком случае, этот фильм был принят еще хуже, чем предыдущий, и проиграл без особого внимания. Тем не менее, рецензент The New York Times отметил, что фильм «начинается жестко и по мере продвижения становится все лучше, а последовательность званого ужина является самым большим успехом; в этой напряженной ситуации Аманда мисс Вудвард действительно кажется расцветающей. Но преобладающим является тихое благоговение. тон, и, в конце концов, это кажется полностью противоречащим всему, что когда-либо планировал Уильямс ». Как и в предыдущем воплощении, он еще не получил релиза на физическом носителе.

В 2004 году была выпущена индийская адаптация пьесы, снятая на языке малаялам, под названием Akale (На расстоянии). Действие фильма, снятого Шьямапрасадом, происходит в южно-индийском штате Керала в 1970-х годах, в англо-индийской / латино-католической семье. Персонажи были переименованы в соответствии с контекстом (фамилия Вингфилд была изменена на Д'Коста, что отражает частично португальское наследие семьи - вероятно, со стороны отсутствующего отца, поскольку мать англо-индийская), но история остается по существу тем же. В главных ролях Притхвирадж Сукумаран в роли Нила Д'Коста (Том Уингфилд), Гиту Мохандас в роли Розмари Д'Коста (Лаура Уингфилд), Шила в роли Маргарет Д'Коста (Аманда Уингфилд) и Том Джордж Колат как Фредди Эванс (Джим О'Коннор). Шила выиграла Национальную кинопремию за лучшую женскую роль второго плана, а Гиту Мохандас получила премию штата Керала за лучшую женскую роль.

Иранский фильм 2011 года Здесь без меня также является адаптацией пьесы в современной иранской обстановке.

Радио

Первая радиоадаптация был показан в программе Theatre Guild в прямом эфире в 1951 году с Хелен Хейс в роли Аманды, Монтгомери Клифт в роли Тома, Кэтрин Бэрд в роли Лоры и Карл Малден в роли Джима.

Адаптация 1953 года появилась в радиосериале «Лучшие пьесы» с Эвелин Варден в роли Аманды и Джеральдин Пейдж в роли Лоры. Джейн Вайман воссоздала свое изображение Лоры в фильме 1954 года на Lux Radio Theater с Фэй Бейнтер в роли Аманды и Фрэнком Лавджоем в роли Тома. и Том Браун в роли Джима. Версия 1953 года не сохранилась, но записи двух других находятся в обращении.

В 1964 году Caedmon Records выпустили LP-версию в качестве первого выпуска своей театральной серии. В постановке снимались Джессика Тэнди в роли Аманды, Монтгомери Клифт в роли Тома, Джули Харрис в роли Лоры и Дэвид Уэйн в роли звонящего джентльмена. Запись теперь доступна в виде аудио-приложения.

В 2020 году BBC Radio 3 адаптировали пьесу с Анастасией Хилле в роли Аманды, Джорджем Маккеем в роли Тома, Пэтси Ферран в роли Лоры, Соп Дирису в роли Джима. Эта версия доступна на BBC iPlayer

Television

Первая телевизионная версия, записанная на видеокассете и с Ширли Бут в главной роли, транслировалась в декабре. 8, 1966, как часть CBS Playhouse. Барбара Лоден играла Лору, Хэл Холбрук играл Тома, а Пэт Хингл играл Джентльмена-звонящего. Бут был номинирован на премию "Эмми" за роль Аманды. Видеозапись, которую долгое время считали утерянной, была восстановлена ​​из неотредактированных дублей, найденных в архивах Университета Южной Калифорнии, и аудиозаписи оригинальной телепередачи. 8 декабря 2016 года, через пятьдесят лет после оригинальной телепередачи, по TCM была показана переработанная версия пьесы.

A вторая телеадаптация транслировалась на ABC в декабре. 16 октября 1973 года, Кэтрин Хепберн в роли Аманды, Сэм Уотерстон в роли Тома, Джоанна Майлз в роли Лоры и Майкл Мориарти в роли Джима. Его снял Энтони Харви. (Первоначальный монолог Тома вырезан из этой версии; он начинается с того, что он идет один по переулку, сидит на валу и читает газету, а голоса его сестры и матери вызывают в воображении первую домашнюю сцену.) Все четыре актера были номинированы на Эмми, с победой Мориарти и Майлз.

Более поздние постановки

В Стеклянном зверинце было несколько бродвейских возрождений. Морин Стэплтон, Энн Питоньяк, Джессика Тэнди, Джули Харрис, Джессика Лэнг, Джудит Айви, Харриет Харрис, Черри Джонс и Салли Филд все изображали Аманду Вингфилд.

В 1997 году Кифер Сазерленд вернулся к своим театральным корням, сыграв главную роль со своей матерью, канадской актрисой Ширли Дуглас, в канадской постановке «Стеклянный зверинец» в Королевском театре Александры в Торонто.

В октябре 2016 года было объявлено, что Стеклянный зверинец вернется в Вест-Энд и откроется в феврале 2017 года на Duke of York's Theater.

Awards

Original Broadway Production ( 1945)

ГодЦеремония награжденияКатегорияНоминантРезультат
1945Нью-Йоркский кружок драматических критиковЛучшая американская играТеннес см. Уильямс Выиграл

Возрождение Бродвея 1994 года

ГодЦеремония награжденияКатегорияНоминантРезультат
1995Премия Кларенса ДервентаСамая многообещающая исполнительницаКалиста Флокхарт Выиграла
премию Drama Desk Выдающийся актер в пьесеКевин КилнерНоминация
Theatre World AwardКалиста Флокхарт Выиграл
Кевин КилнерВыиграл

2013 Broadway Revival

ГодЦеремония награжденияКатегорияНоминантРезультат
2014Премия Drama Desk Выдающийся актер в пьесеБрайан Дж. Смит Номинация
Лучшая актриса в спектаклеСелия Кинан-Болджер Вон
Выдающаяся музыка в спектаклеНико МухлиВон
драма Премия лиги Выдающееся возрождение пьесыВыиграла
Премия Outer Critics Circle Выдающееся возрождение пьесыВыиграла
Выдающаяся актриса в пьесеCherry J One Выиграл
Выдающийся актер в пьесеБрайан Дж. Смит Выиграл
Премию Theatre World Award Премию Дороти Лаудон за выдающиеся достижения в театреСелия Кинан-Болджер Выиграна
Премия Тони Лучшее возобновление пьесы Номинация
Лучшая женская роль в пьесе Черри Джонс Номинация
Лучшая мужская роль в пьесе Брайан Дж.. Смит Номинация
Лучшая актриса в спектакле Селия Кинан-Болджер Номинация
Лучшая постановка пьесы Джон Тиффани Номинация
Лучший художник по свету Пьеса Наташа КацВыиграла
Лучший сценический дизайн пьесы Боб КроулиНоминация

Возрождение Бродвея 2017

ГодЦеремония награжденияКатегорияНоминантРезультат
2017Премия Outer Critics Circle Лучшая актриса в спектаклеСалли Филд Номинация
Премия драматической лиги Выдающаяся играНоминация
Премия Тони Лучшая актриса в спектакле Номинация
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Стеклянный зверинец.
  • icon Театральный портал
  • flag Портал США
Последняя правка сделана 2021-06-10 08:45:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте