Стеклянный зверинец | |
---|---|
Автор | Теннесси Уильямс |
Персонажи | Аманда Вингфилд. Том Уингфилд. Лаура Вингфилд. Джим О'Коннор. Мистер Wingfield |
Дата премьеры | 1944 |
Место премьеры | Чикаго |
Язык оригинала | Английский |
Жанр | Воспроизведение на память |
Настройка | A Санкт-Петербург Квартира Луи, конец 1930-х гг. |
Стеклянный зверинец - это пьеса на память Теннесси Уильямса, премьера которой состоялась в 1944 году и катапультировала Уильямса из безвестности в известность. В пьесе есть сильные автобиографические элементы, персонажи основаны на ее авторе, его театральной матери и его умственно хрупкой сестре Лоре. При написании пьесы Уильямс опирался на более ранний рассказ, а также на сценарий, который он написал под названием «Звонящий джентльмен».
Премьера пьесы состоялась в Чикаго в 1944 году. После шаткого старта ее отстаивали критики из Чикаго Эштон Стивенс и Клаудия Кэссиди, чей энтузиазм помог сформировать у публики такую популярность. продюсеры могли перенести пьесу на Бродвей, где она выиграла Премию Нью-Йоркских драматических критиков в 1945 году. Стеклянный зверинец был первой успешной пьесой Уильямса; он стал одним из самых уважаемых драматургов Америки.
Блеклая южная красавица, брошенная ее мужем, который пытается вырастить двоих детей в тяжелых финансовых условиях. Аманда жаждет утешений своей юности, а также хочет, чтобы ее дети имели такие же утешения, но ее преданность им сделала ее - как она признает в какой-то момент - почти «ненавистной» к ним.
сын Аманды. Том работает на обувном складе, чтобы содержать семью, но разочарован своей работой и мечтает стать поэтом. Он изо всех сил пытается писать, все время недосыпает и раздражается. Тем не менее, он убегает от реальности через ночные экскурсии в кино. Том чувствует себя обязанным, но обремененным своей семьей, и очень хочет сбежать.
дочь Аманды и старшая сестра Тома. Из-за детской болезни она хромает, у нее психическая хрупкость и комплекс неполноценности, которые изолировали ее от внешнего мира. Она создала собственный мир, символизируемый ее коллекцией стеклянных статуэток. Единорог может представлять Лауру, потому что он уникален и хрупок.
Старый школьный знакомый Тома и Лоры. Джим был популярным спортсменом и актером во время учебы в средней школе Солдана. Последующие годы были менее добры к Джиму; однако к моменту начала действия пьесы он работает клерком по доставке на том же складе обуви, что и Том. Его надежда снова проявить себя выражается в его изучении публичных выступлений, радиотехники и идей самосовершенствования, которые кажутся родственными с идеями Дейла Карнеги.
отсутствующий муж Аманды, а также отец Лоры и Тома. Мистер Уингфилд был красивым и обаятельным мужчиной, который работал в телефонной компании и в конце концов «полюбил междугороднюю связь», бросив свою семью за 16 лет до начала действия пьесы. Хотя он не появляется на сцене, Аманда часто упоминает мистера Вингфилда, и его фотография широко представлена в гостиной Уингфилдов. Этот невидимый персонаж, похоже, включает в себя элементы отца Уильямса.
Начало вводного монолога Тома.
Пьеса представлена публике Томом, рассказчиком и главным героем, как игра на память, основанная на его воспоминаниях о себе. мать Аманда и его сестра Лаура. Поскольку пьеса основана на воспоминаниях, Том предупреждает публику, что то, что они видят, может не совпадать с тем, что произошло.
Аманда Вингфилд, выцветшая южная красавица среднего возраста, живет в грязной квартире в Сент-Луисе со своим сыном Томом, которому чуть за двадцать, и его немного старшей сестрой Лорой. Несмотря на то, что она выжившая и прагматик, Аманда жаждет комфорта и восхищения, которые она помнит с тех времен, когда она была знаменитой дебютанткой. Особенно ее беспокоит будущее своей дочери Лауры, молодой женщины, хромающей (последствия приступа плевроза ) и трепетной неуверенности в отношении внешнего мира. Том работает на обувном складе, изо всех сил стараясь содержать семью. Он раздражается банальностью и скукой повседневной жизни и изо всех сил пытается писать, проводя большую часть своего свободного времени в кино - по крайней мере, он так он говорит - в любое время ночи.
Аманда одержима поиском жениха (или, как она выражается, «звонящего джентльмена») для Лоры, ее дочери, чья калечащая застенчивость привела к тому, что она бросила как среднюю школу, так и последующую секретаршу Конечно, и которая тратит много времени на полировку и сборку своей коллекции маленьких стеклянных животных. Под давлением своей матери, чтобы найти звонящего для Лоры, Том приглашает Джима, знакомого с работы, домой на ужин.
Восхищенная Аманда приводит в порядок квартиру, готовит особенный ужин и кокетливо разговаривает с Джимом, почти переживая ее молодость, когда к ней приходило множество женихов. Лора обнаруживает, что Джим - мальчик, который ей нравился в старшей школе и о котором она часто вспоминала с тех пор, хотя отношения между застенчивой Лорой и «наиболее вероятным преуспевающим» Джимом никогда не были более чем далеким, дразнящим знакомством. Поначалу Лора настолько охвачена застенчивостью, что не может присоединиться к остальным за ужином и утверждает, что больна. Однако после ужина Джим и Лора остаются одни при свечах в гостиной, ожидая восстановления электричества. (Том не оплатил счет за электроэнергию, что намекает аудитории, что он вкладывает деньги в счет и готовится покинуть дом). По мере того, как наступает вечер, Джим признает чувство неполноценности Лоры и побуждает ее думать лучше о себе. Он и Лора танцуют тихий танец, в котором он случайно задевает ее стеклянный зверинец, сбивая стеклянного единорога на пол и ломая его рог. Затем Джим делает комплимент Лауре и целует ее. После того, как Джим говорит Лоре, что он помолвлен, Лора просит его взять сломанного единорога в подарок, и он уходит. Когда Аманда узнает, что Джим должен жениться, она обращает свой гнев на Тома и жестоко набрасывается на него, хотя Том не знал, что Джим был помолвлен. Том, кажется, очень удивлен этим, и возможно, что Джим только придумывал историю помолвки, поскольку чувствовал, что семья пыталась свести его с Лорой, и у него не было романтического интереса к ней.
Пьеса заканчивается тем, что Том говорит, что вскоре ушел из дома и больше не вернулся. Затем он прощается с матерью и сестрой и просит Лауру задуть свечи.
Стеклянный зверинец открылся на Бродвее в Театре Плейхаус 31 марта 1945 года и играл там до 29 июня 1946 года. Затем он переехал в Театр Рояль с 1 июля 1946 года до его закрытия 3 августа 1946 года. Спектаклем руководили Эдди Доулинг и Марго Джонс. Актерский состав на премьере был следующим:
Игра Лоретт Тейлор в роли Аманды установила стандарт, по которому должны были оцениваться последующие актрисы, берущие роли, обычно в их ущерб. В документальном фильме 2004 года Бродвей: Золотой век легенд, которые были там ветераны Бродвея считают выступление Тейлора самым запоминающимся в своей жизни.
Спектакль получил премию Нью-Йоркской премии драматических критиков как лучшая американская пьеса. Уильямс воздал должное двум чикагским критикам, Клаудии Кэссиди и Эштону Стивенсу, за то, что они «дали ему« начало... в моде »...» Кэссиди написал, что у пьесы «стойкость к успеху...» Стивенс писал, что в пьесе было «мужество истинной поэзии...»
Персонажи и история имитируют собственную жизнь Уильямса более точно, чем любые другие его произведения. Уильямс (настоящее имя Томас) очень похож на Тома; его мать, Аманда. Его болезненная и психически неуравновешенная старшая сестра Роуз является основой для хрупкой Лоры (чье прозвище в пьесе «Голубые розы» - результат приступа плевроза в старшей школе), хотя у нее есть Также было высказано предположение, что Лаура может включать аспекты самого Уильямса, ссылаясь на его интровертную природу и навязчивую сосредоточенность только на одном аспекте жизни (письмо для Уильямса и стеклянных животных в случае Лауры). Уильямс, который был близок к Роуз, к своему ужасу узнал, что в 1943 году в его отсутствие его сестре сделали неудачную лоботомию. Роуз была оставлена недееспособной (и помещена в лечебное учреждение) на всю оставшуюся жизнь. После успеха «Стеклянного зверинца» Уильямс должен был отдать половину гонорара за пьесу своей матери. Позже он назначил половину гонорара за свою пьесу Саммер и Смоук на заботу о Роуз, организовав ее перевод из государственной больницы в частный санаторий. В конце концов, он должен был оставить большую часть своего имения, чтобы обеспечить постоянную заботу о Роуз. Роуз умерла в 1996 году.
Пьеса была переработана из одного из рассказов Уильямса «Портрет девушки в стекле» (1943; опубликовано в 1948 году). История также написана рассказчиком Томом Вингфилдом, и многие из его монологов из «Стеклянного зверинца», кажется, взяты прямо из этого оригинала. Некоторые элементы были опущены из пьесы, в том числе причины увлечения Лоры веснушками Джима (связана с книгой, которую она любила и часто перечитывала, Веснушки Джина Стрэттон-Портера ). Как правило, рассказ содержит тот же сюжет, что и пьеса, с повышенным акцентом на определенные разделы и отредактированными деталями персонажа (например, в рассказе Джим называет Тома «Слим», а не «Шекспир»). Еще одна основа для спектакля - сценарий, написанный Уильямсом под названием «Звонящий джентльмен». Уильямс был кратко заключен по контракту в качестве сценариста для MGM, и он, очевидно, предполагал Этель Бэрримор и Джуди Гарланд на роли, которые в конечном итоге стали Амандой и Лорой, хотя когда в конце концов пьеса была снята в 1950 году, Гертруда Лоуренс сыграла Аманду, а Джейн Вайман Лору.
В 1944 году, после нескольких переделок, во время гастролей, спектакль прибыл в Гражданский театр в Чикаго. Продюсеры хотели больше изменений и сильно требовали от Уильямса счастливого конца. Спектакль не нашел публики, и постановку рассматривали для закрытия после премьеры в Чикаго. Затем вышли отзывы критиков Эштона Стивенса в The Chicago Herald-American и Клаудии Кэссиди в Chicago Tribune. Они высоко оценили постановку, особенно сценарий и исполнение Лоретт Тейлор, и Кэссиди несколько раз писал об этом. Эти обзоры привели публику в Чикаго в Civic Theater, и спектакль стал хитом, продвигая его на Бродвей в следующем году.
Два голливудских фильма выпущены версии Стеклянного зверинца.
первый был выпущен в 1950 году и был снят режиссером Ирвингом Рэппером, звезды Гертруда Лоуренс (Аманда), Джейн Вайман (Лаура), Артур Кеннеди (Том) и Кирк Дуглас (Джим). Уильямс охарактеризовал эту версию, которая имела подразумеваемый счастливый конец, привитый к ней в стиле американских фильмов той эпохи, как худшую адаптацию своей работы. Босли Кроутер из The New York Times писал: «Как бы мы ни ненавидели это говорить, исполнение мисс Лоуренс не может сравниться с нежным и сияющим творением покойной Лоретты. Тейлор на сцене ". На домашних СМИ фильм так и не вышел.
В 1987 году была выпущена вторая адаптация режиссера Пола Ньюмана с Джоанн Вудворд (Аманда), Карен Аллен в главной роли (Лаура), Джон Малкович (Том) и Джеймс Нотон (Джим). Во всяком случае, этот фильм был принят еще хуже, чем предыдущий, и проиграл без особого внимания. Тем не менее, рецензент The New York Times отметил, что фильм «начинается жестко и по мере продвижения становится все лучше, а последовательность званого ужина является самым большим успехом; в этой напряженной ситуации Аманда мисс Вудвард действительно кажется расцветающей. Но преобладающим является тихое благоговение. тон, и, в конце концов, это кажется полностью противоречащим всему, что когда-либо планировал Уильямс ». Как и в предыдущем воплощении, он еще не получил релиза на физическом носителе.
В 2004 году была выпущена индийская адаптация пьесы, снятая на языке малаялам, под названием Akale (На расстоянии). Действие фильма, снятого Шьямапрасадом, происходит в южно-индийском штате Керала в 1970-х годах, в англо-индийской / латино-католической семье. Персонажи были переименованы в соответствии с контекстом (фамилия Вингфилд была изменена на Д'Коста, что отражает частично португальское наследие семьи - вероятно, со стороны отсутствующего отца, поскольку мать англо-индийская), но история остается по существу тем же. В главных ролях Притхвирадж Сукумаран в роли Нила Д'Коста (Том Уингфилд), Гиту Мохандас в роли Розмари Д'Коста (Лаура Уингфилд), Шила в роли Маргарет Д'Коста (Аманда Уингфилд) и Том Джордж Колат как Фредди Эванс (Джим О'Коннор). Шила выиграла Национальную кинопремию за лучшую женскую роль второго плана, а Гиту Мохандас получила премию штата Керала за лучшую женскую роль.
Иранский фильм 2011 года Здесь без меня также является адаптацией пьесы в современной иранской обстановке.
Первая радиоадаптация был показан в программе Theatre Guild в прямом эфире в 1951 году с Хелен Хейс в роли Аманды, Монтгомери Клифт в роли Тома, Кэтрин Бэрд в роли Лоры и Карл Малден в роли Джима.
Адаптация 1953 года появилась в радиосериале «Лучшие пьесы» с Эвелин Варден в роли Аманды и Джеральдин Пейдж в роли Лоры. Джейн Вайман воссоздала свое изображение Лоры в фильме 1954 года на Lux Radio Theater с Фэй Бейнтер в роли Аманды и Фрэнком Лавджоем в роли Тома. и Том Браун в роли Джима. Версия 1953 года не сохранилась, но записи двух других находятся в обращении.
В 1964 году Caedmon Records выпустили LP-версию в качестве первого выпуска своей театральной серии. В постановке снимались Джессика Тэнди в роли Аманды, Монтгомери Клифт в роли Тома, Джули Харрис в роли Лоры и Дэвид Уэйн в роли звонящего джентльмена. Запись теперь доступна в виде аудио-приложения.
В 2020 году BBC Radio 3 адаптировали пьесу с Анастасией Хилле в роли Аманды, Джорджем Маккеем в роли Тома, Пэтси Ферран в роли Лоры, Соп Дирису в роли Джима. Эта версия доступна на BBC iPlayer
Первая телевизионная версия, записанная на видеокассете и с Ширли Бут в главной роли, транслировалась в декабре. 8, 1966, как часть CBS Playhouse. Барбара Лоден играла Лору, Хэл Холбрук играл Тома, а Пэт Хингл играл Джентльмена-звонящего. Бут был номинирован на премию "Эмми" за роль Аманды. Видеозапись, которую долгое время считали утерянной, была восстановлена из неотредактированных дублей, найденных в архивах Университета Южной Калифорнии, и аудиозаписи оригинальной телепередачи. 8 декабря 2016 года, через пятьдесят лет после оригинальной телепередачи, по TCM была показана переработанная версия пьесы.
A вторая телеадаптация транслировалась на ABC в декабре. 16 октября 1973 года, Кэтрин Хепберн в роли Аманды, Сэм Уотерстон в роли Тома, Джоанна Майлз в роли Лоры и Майкл Мориарти в роли Джима. Его снял Энтони Харви. (Первоначальный монолог Тома вырезан из этой версии; он начинается с того, что он идет один по переулку, сидит на валу и читает газету, а голоса его сестры и матери вызывают в воображении первую домашнюю сцену.) Все четыре актера были номинированы на Эмми, с победой Мориарти и Майлз.
В Стеклянном зверинце было несколько бродвейских возрождений. Морин Стэплтон, Энн Питоньяк, Джессика Тэнди, Джули Харрис, Джессика Лэнг, Джудит Айви, Харриет Харрис, Черри Джонс и Салли Филд все изображали Аманду Вингфилд.
В 1997 году Кифер Сазерленд вернулся к своим театральным корням, сыграв главную роль со своей матерью, канадской актрисой Ширли Дуглас, в канадской постановке «Стеклянный зверинец» в Королевском театре Александры в Торонто.
В октябре 2016 года было объявлено, что Стеклянный зверинец вернется в Вест-Энд и откроется в феврале 2017 года на Duke of York's Theater.
Год | Церемония награждения | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|---|
1945 | Нью-Йоркский кружок драматических критиков | Лучшая американская игра | Теннес см. Уильямс | Выиграл |
Год | Церемония награждения | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|---|
1995 | Премия Кларенса Дервента | Самая многообещающая исполнительница | Калиста Флокхарт | Выиграла |
премию Drama Desk | Выдающийся актер в пьесе | Кевин Килнер | Номинация | |
Theatre World Award | Калиста Флокхарт | Выиграл | ||
Кевин Килнер | Выиграл |
Год | Церемония награждения | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|---|
2014 | Премия Drama Desk | Выдающийся актер в пьесе | Брайан Дж. Смит | Номинация |
Лучшая актриса в спектакле | Селия Кинан-Болджер | Вон | ||
Выдающаяся музыка в спектакле | Нико Мухли | Вон | ||
драма Премия лиги | Выдающееся возрождение пьесы | Выиграла | ||
Премия Outer Critics Circle | Выдающееся возрождение пьесы | Выиграла | ||
Выдающаяся актриса в пьесе | Cherry J One | Выиграл | ||
Выдающийся актер в пьесе | Брайан Дж. Смит | Выиграл | ||
Премию Theatre World Award | Премию Дороти Лаудон за выдающиеся достижения в театре | Селия Кинан-Болджер | Выиграна | |
Премия Тони | Лучшее возобновление пьесы | Номинация | ||
Лучшая женская роль в пьесе | Черри Джонс | Номинация | ||
Лучшая мужская роль в пьесе | Брайан Дж.. Смит | Номинация | ||
Лучшая актриса в спектакле | Селия Кинан-Болджер | Номинация | ||
Лучшая постановка пьесы | Джон Тиффани | Номинация | ||
Лучший художник по свету Пьеса | Наташа Кац | Выиграла | ||
Лучший сценический дизайн пьесы | Боб Кроули | Номинация |
Год | Церемония награждения | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|---|
2017 | Премия Outer Critics Circle | Лучшая актриса в спектакле | Салли Филд | Номинация |
Премия драматической лиги | Выдающаяся игра | Номинация | ||
Премия Тони | Лучшая актриса в спектакле | Номинация |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Стеклянный зверинец. |