Первое издание в США | |
Автор | Х. Дж. Уэллс |
---|---|
Страна | Соединенное Королевство |
Язык | Английский |
Жанр | Научная фантастика |
Опубликовано | 1901 |
Издатель | Джордж Ньюнес (Великобритания). Боуэн-Меррилл (США) |
Тип носителя | Печать (твердый переплет) |
Страницы | 342 |
OCLC | 655463 |
Текст | Первые люди на Луне в Wikisource |
Первые люди на Луне - это научный романс английского автора Х. Дж. Уэллс, первоначально опубликованный в The Strand Magazine с декабря 1900 по август 1901 года и опубликованный в твердом переплете в 1901 году, который назвал его одним из своих «фантастических рассказов». Роман рассказывает о путешествии на Луну, предпринятом двумя главными героями: рассказчиком-бизнесменом мистером Бедфордом; и эксцентричный ученый, мистер Кейвор. Бедфорд и Кейвор обнаруживают, что на Луне обитает сложная внеземная цивилизация насекомоподобных существ, которых они называют «селенитами».
Рассказчик - лондонский бизнесмен по имени Бедфорд, который уходит в сельской местности, чтобы написать роман, в котором он надеется облегчить свои финансовые проблемы. Бедфорд арендует небольшой загородный дом в Lympne, в Kent, где он хочет спокойно работать. Однако каждый день, в одно и то же время, его беспокоят странные звуки прохожего. Через две недели Бедфорд обращается к человеку, который оказывается физиком-затворником по имени мистер Кейвор. Бедфорд подружился с Кейвором, когда узнает, что разрабатывает новый материал, каворит, который может нейтрализовать силу гравитации.
Когда лист каворита преждевременно обрабатывается, это делает воздух над ним невесомым. и улетает в космос. Бедфорд видит в коммерческом производстве кэворита возможный источник «богатства, достаточного для осуществления любой социальной революции, о которой мы мечтаем; мы можем владеть и управлять всем миром». Кейвор наталкивается на идею сферического космического корабля, сделанного из «стали, облицованной стеклом» и со сдвижными «окнами или жалюзи» из каворита, с помощью которых им можно управлять, и убеждает сопротивляющегося Бедфорда отправиться в путешествие к Луна ; Кейвор уверен, что там нет жизни. На пути к Луне они испытывают невесомость, которую Бедфорд считает «чрезвычайно успокаивающей». На поверхности Луны двое мужчин обнаруживают пустынный пейзаж, но по мере восхода Солнца тонкая замороженная атмосфера испаряется, и странные растения начинают расти с необычайной скоростью. Бедфорд и Кейвор покидают капсулу, но в суматохе теряются в быстрорастущих джунглях. Они впервые слышат таинственный гул, исходящий из-под ног. Они сталкиваются с «огромными зверями», «монстрами простого упитания», которых они называют «лунными тельцами», и пятифутовыми «селенитами», ухаживающими за ними. Сначала они прячутся и ползают, но, когда они становятся голодными, попадают в пьянящие «чудовищные коралловые наросты» грибка. Они блуждают в пьяном виде, пока не встречают группу из шести инопланетян, которые их схватывают. Лунные аборигены-инсектоиды (именуемые «селенитами» в честь Селены, богини луны) являются частью сложного и технологически развитого общества, живущего под землей, но это раскрывается только в радиопереговорах, полученных от Кавора после Возвращение Бедфорда на Землю.
Бедфорд и Кейвор вырываются из плена под поверхностью Луны и спасаются бегством, убив нескольких селенитов. В своем полете они обнаруживают, что золото - обычное дело на Луне. Пытаясь найти путь обратно на поверхность и в свою сферу, они наталкиваются на некоторых селенитов, разделывающих лунных тельцов, но пробивающихся мимо. Вернувшись на поверхность, они разделились, чтобы найти свой космический корабль. Бедфорд находит его, но возвращается на Землю без Кейвора, который поранился при падении и был отброшен селенитами, как Бедфорд узнает из наспех нацарапанной записки, которую он оставил.
Глава 20, «Мистер Бедфорд в бесконечном пространстве», не играет никакой роли в сюжете, но представляет собой замечательную декорацию, в которой рассказчик описывает, как испытал квазимистическое «всепроникающее сомнение в моей собственной личности.... мои сомнения все еще могут спорить: «Это не вы читаете, это Бедфорд, но вы же не Бедфорд, знаете ли. Именно в этом и заключается ошибка». «Посчитай это!» - воскликнул я: «А если я не Бедфорд, то кто я?» Но в том направлении света не было, хотя самые странные фантазии приходили мне в голову, странные далекие подозрения, как тень, кажутся издалека... мне казалось, что на самом деле я был чем-то совершенно вне не только мира, но и всех миров, вне пространства и времени, и что этот бедный Бедфорд был просто глазком, через который я смотрел на жизнь... "
К счастью, рассказчик приземляется в море у побережья Британии, недалеко от приморского города Литлстоун, недалеко от пункта отправления. Его состояние сколачивает немного золота, которое он приносит обратно, но он теряет сферу, когда любопытный мальчик по имени Томми Симмонс забирается в оставленную без присмотра сферу и улетает в космос. Бедфорд пишет и публикует свой рассказ в журнале Strand Magazine, а затем узнает, что «мистер Джулиус Вендиги, голландский электрик, экспериментировавший с определенным аппаратом, аналогичным аппарату, который использовал г-н Тесла в Америке», обнаружил фрагменты радиосвязи от Кавора, отправленные с Луны. В период относительной свободы Кейвор обучил двух селенитов английскому языку и многое узнал о лунном обществе.
Отчет Кейвора объясняет, что селениты существуют в тысячах форм и находят воплощение в выполнении определенной социальной функции, для которой они были воспитаны: специализация - это суть селенитского общества. «Со знанием селениты росли и менялись; человечество сохраняло свои знания о них и оставалось скотами - снаряженными», - замечает Великий Лунар, когда наконец встречает Кавора и слышит о жизни на Земле. К сожалению, Кейвор показывает склонность человечества к войне; Лунный лидер и слушающие интервью «поражены изумлением». Бедфорд делает вывод, что именно по этой причине Кейвор не может продолжать вещание на Землю. Передачи Кейвора прерываются, поскольку он пытается описать, как приготовить каворит. Его окончательная судьба неизвестна, но Бедфорд уверен, что «мы никогда… не получим другого сообщения с Луны».
К. С. Льюис прямо заявил, что его научно-фантастические книги были вдохновлены и написаны как противоположность книгам Г. Дж. Уэллса. В частности, он признал «Первые люди на Луне» «лучшей из тех [научной фантастики], которые я читал...» (из письма Роджеру Ланселину Грин ).
Влияние книги Уэллса особенно заметно в Out of the Silent Planet, первой книге Space Trilogy Льюиса. Здесь также центральную роль в сюжетной линии играет партнерство между мирским бизнесменом, заинтересованным в материальных выгодах от космических путешествий (и, в частности, в импорте внеземного золота на Землю), и ученым с более широкими космическими теориями.
Также в книге Льюиса эти двое незаметно строят себе космический корабль в уединении английского загородного дома и отправляются в космос, не будучи замеченными остальным миром. (Можно отметить, что и Уэллс, и Льюис, как практически все писатели-фантасты до 1950-х годов, сильно недооценивали ресурсы, необходимые даже для самой маленькой прогулки за пределами гравитационного поля Земли.) Как и книга Уэллса, книга Льюиса достигает своего апогея, когда ученый-Земле говорит мудрому правителю чужого мира (в данном случае Оярса, правителю Малакандры / Марса) и выпаливанию воинственной и хищной природы человечества.
Однако в книге Льюиса пара бизнесмен-ученый - злодеи пьесы. Более того, его ученый, профессор Уэстон, придерживается философии, диаметрально противоположной философии Кейвора, будучи откровенным сторонником колонизации людьми других планет, вплоть до истребления «примитивных туземцев».
Брайан Стейблфорд утверждает, что это первая инопланетная антиутопия. Можно также считать, что книга положила начало поджанру научной фантастики, изображающему разумных социальных насекомых, в некоторых случаях нечеловеческие виды, такие как путешествующие в космосе «пчелы» Шаара в будущей вселенной А. Бертрам Чендлер, в других (таких как Фрэнк Герберт Улей Хеллстрома ) люди, которые эволюционировали или сознательно спроектировали свое общество в этом направлении. Найджел Книл стал соавтором сценария (с) для киноверсии 1964 года; Разумно предположить, что знакомство Нила с работой могло вдохновить на идею марсианских ульев, которые так значимо фигурируют в Quatermass and the Pit, одном из самых любимых творений Нила.
«Первые люди на Луне» были адаптированы для съемок четыре раза, а один раз до этого - в виде мешанины. наверх Фильм Верна-Уэллса:
Вскоре после публикации «Первые люди на Луне» ирландский писатель Роберт Кроми обвинил Уэллса в краже из своего романа (1890 г.), в котором использовалось антигравитационное устройство, подобное тому, что было в романе Златоуста Трумана ( 1864 г.). В обоих романах есть некоторые общие элементы, такие как шаровидный космический корабль, построенный в секрете после изобретения способа преодоления земного притяжения. Уэллс просто ответил: «Я никогда не слышал ни о мистере Кроми, ни о книге, которую он пытается рекламировать, намекнув на плагиат с моей стороны».
Жюль Верн публично враждебно относился к роману Уэллса в основном из-за того, что Уэллс имел своих персонажей. отправиться на Луну посредством полностью вымышленного создания антигравитационного материала, а не фактического использования технологий.