Текле Хейманот

редактировать
эфиопский монах и отшельник тринадцатого века
Святой. Текле Хайманот. ተክለ ሀይማኖት
Икона святого Текле Хайманота из Ethiopia.jpg Большой художественный холст, масло Святой Текле Хайманот
Родилсяоколо 1215 года. Булга, Шева, Эфиопская империя
Умерок. 1313 (97–98 лет). Дебре Либанос, Эфиопская империя
Почитаются вКоптской православной церкви. Эфиопской православной церкви. Эритрейской православной церкви. Католическая церковь Эфиопии. Католическая церковь Эритреи. Коптская католическая церковь.
Майор святыня Св. Церковь Такла Хайманот (Александрия). Дебре Либанос, Эфиопия
Праздник 17 августа. каждый 24-й день месяца (Эфиопская православная)
Атрибуты Человек с крылья на спине и видна только одна нога
Покровительство Эфиопы

Текле Хайманот или Такла Хайманот (Геэз ተክለ ሃይማኖት, takla hāymānōt, современный tekle hāymānōt, "Растение веры"; известный в Коптской церкви как Святой Такла Хайманот из Эфиопии ; ок. 1215 - ок. 1313) был эфиопом святой и монах в основном почитаемый эфиопами как отшельник. Он имеет церковный титул, Лик Папас (Геэз Титул для епископа с более высоким чином, чем другие епископы, но более низким званием, чем архиепископ или Патриарх ), который основал крупный монастырь в своей родной провинции Шева. Он известен как единственный эфиопский святой, популярный как среди эфиопов, так и за пределами этой страны. Текле Хайманот «единственный эфиопский святой, официально чествующийся в зарубежных церквях, таких как Рим и Египет». Его праздник - 17 августа, а 24-й день каждого месяца в эфиопском календаре посвящен Текле Хайманот.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Дальнейшая карьера
  • 3 Более поздние традиции
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Ранние годы

Текле Хайманот родился в Зораре, районе в Селале, который находится на восточная окраина Шева. Он был сыном священника Цега Зеаба (ጸጋ ዘአብ) («Дар веры») и его жены Эгзи'э Харая («Выбор Бога»), также известной как Сара; Текле Хайманот родился после того, как его родители, не имевшие детей, принесли в клятву своего первенца Богу.

В юности Шева подвергся ряду опустошительных набегов языческого царя Дамота, который лежал за рекой Джамма. Одним из самых громких нападений Матоломи был набег, который привел к похищению Эгзи'э Харая; Говорят, что она воссоединилась с Цегой Зиб благодаря заступничеству архангела Михаила, когда Матоломи узнал, что они убегают, он бросил копье, которое повернулось от них в его сторону, и убил его. Есть несколько подобных традиций, некоторые из которых имеют меньшую историческую ценность, чем другие, которые описывают взаимодействия Текле Хайманота с королем Матоломи.

Его отец дал Текле Хайманот их самые ранние религиозные наставления; позже он был рукоположен в священники египетским епископом Кириллом (по-коптски известный как Кироллос).

Дальнейшая карьера

Первым значительным событием в его жизни было то, что Текле Хайманот в возрасте 30 лет отправился на север в поисках дальнейшего религиозного образования. Его путешествие привело его из Селале в, затем в Катату, Дамот, Амхара, чтобы закончиться в монастыре Иясуса Моа, у которого было всего несколько лет прежде основал монастырь на острове посреди озера Айк в районе Амба Сел (нынешний регион Амхара ). Там Текле Хайманот учился у настоятеля девять лет, прежде чем отправиться в Тыграй, где он посетил Аксум, затем некоторое время оставался в монастыре Дебре Дамо, где он учился у аббата Йоханнеса, духовного учителя Иясуса Моа. К этому моменту у него образовалась небольшая группа последователей, привлеченных его репутацией. (В эфиопской культуре обращение к старейшинам и религиозным лидерам с помощью местоимений «они / они» является знаком уважения. Таким образом, Текле Хайманот часто упоминается с этими местоимениями в религиозных текстах, даже если он был одним человеком.)

В конце концов Текле Хайманот покинул Дебре Дамо со своими последователями, чтобы вернуться в Шуу. По пути он остановился в монастыре Иясуса Мо'а на озере Айк, где, как гласит предание, он получил полное наложение одежды эфиопского монаха . Историк Таддесс Тамрат видит в существующих отчетах об этом акте попытку более поздних авторов оправдать старшинство монастыря на озере Хайк над последователями Текле Хайманот.

Однажды в Шеве, он привнес дух обновления, который христианство испытывало в северных провинциях. Он поселился в центральном районе между Селале и Грария, где в 1284 году основал монастырь Дебре Атсбо (переименованный в 15 веке Дебре Либанос ). Этот монастырь стал одним из самых важных религиозных учреждений Эфиопии, не только основав несколько дочерних домов, но и его настоятель стал одним из главных лидеров эфиопской церкви, названным Эчеге, уступая только Абуна.

Текле Хайманот прожил 29 лет после основания этого монастыря, умер за год до того, как это сделал император Ведем Арад ; это датирует смерть Текле Хайманота 1313 годом. Сначала он был похоронен в пещере, где он первоначально жил как отшельник; почти 60 лет спустя он был повторно захоронен в Дебре Либанос. В 1950-х годах император Хайле Селассие построил новую церковь в монастыре Дебре Либанос на месте могилы святого. Он остается местом паломничества и излюбленным местом захоронения многих людей по всей Эфиопии.

Более поздние предания

Текле Хайманот часто изображают в виде старика с крыльями на спине и видимой только одной ногой. У этого популярного изображения есть несколько объяснений. К.Ф. Бекингем и Г.В.Б. Хантингфорд рассказывает одну историю о том, что святой «простоял слишком долго около 34 лет, одна из его ног сломалась или порезалась, когда сатана пытался остановить его молитвы, после чего он стоял на одной ноге в течение 7 лет». Пол Б. Хенце описывает свою отсутствующую ногу как «отрезанную ногу... в нижнем левом углу, осторожно обернутую тканью». Путешественник Томас Пакенхэм узнал от приора Дебре Дамо, как Текле Хайманот получил свои крылья:

Однажды он сказал, что поедет в Иерусалим, чтобы увидеть Гефсиманский сад и холм черепа, который находится называется Голгофа. Но Шайтан (Сатана) планировал помешать Текле Хайманот отправиться в Святую Землю, и он перерезал веревку, ведущую от скалы к земле, когда Текла Хайманот начал спускаться. Затем Бог дал Текле Хайманот шесть крыльев, и он полетел вниз в долину внизу... и с этого дня Теклахайманот будет летать взад и вперед в Иерусалим над облаками, как самолет.

Многие традиции считают, что Текле Хайманот сыграл важную роль. роль в восхождении Екуно Амлака как восстановленной монархии династии Соломоновых, после двух столетий правления династии Загве, хотя историки, такие как Таддесс Тамрат, считают это более поздние изобретения. (Некоторые более древние традиции приписывают эту честь Иясусу Моа.)

Другая традиция приписывает Текле Хайманот единственному лек'э пап'асу из Эфиопии, который родился в Эфиопии и был Эфиопский. Христианское население и епископы Эфиопии хотели, чтобы Текле Хайманот стал лекей папа Эфиопии. После того, как в Эфиопию прибыл новый Lek'e P'ap'as Abuna Yohannes из Египта, посланный Патриархом Александрийским, он решил разделить: одну часть Эфиопии Tekle Haimanot и одну часть себе, но Tekle Хайманот больше не желал высокого звания Лек'э Пап'аса и ушел в отставку, чтобы снова стать монахом.

Было написано несколько житий этого святого.. G.W.B. Хантингфорд упоминает два разных гадлата: «один был написан авбой Самуилом из Вальдибы в первой четверти 15 века, а другой - неким Гибра Маскелем из Дебре Либаноса в начале 16 века». Э.А. Уоллис Бадж перевела третью книгу, озаглавленную «Жизнь Такля Хайманот», которая приписывается некоему Такля Сиону. Тесфайе Гебре Мариам добавляет к этим еще одну версию, популярную в монастыре Дебре Либанос и содержащую гораздо больше подробностей о жизни святого, чем любая другая версия гадлы, и которая, как подтвердил Тесфай, была написана Ичеге Йоханнисом Кемой.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 12:22:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте