Струнный инструмент | |
---|---|
Классификация | Щипковый |
Сопутствующие инструменты | |
Тамбурика (или ) или Тамбура (сербохорватский : тамбурица, тамбурика, что означает «маленькая тамбура»; венгерский : тамбура; греческий : Ταμπουράς, иногда пишется tamburrizza или tamburitza) относится к семейству длинношеих лютней, популярных в Южной Европе и Центральной Европе, особенно Хорватия (из которых это национальный струнный инструмент), Босния и Герцеговина, Сербия, Словения и Венгрия. Он также известен в Бургенланде. Все взяли свое имя и с некоторые характеристики от персидского танбур, но также напоминают мандолину и гитару в том смысле, что его струны щипковые Причем часто в паре. Лады могут быть подвижными, что позволяет играть в различных режимах. Разнообразие форм тамбурицы, известных сегодня, было разработано в Сербии и Хорватии рядом местных авторов в конце 19 века.
Достоверных данных, показывающих, как тамбура попала в Центральную Европу, мало. Он уже существовал во времена Византийской империи, и греки и славяне называли «пандурами» (см. пандура ) или «тамбурами » предком современных бузуков. В Византийской империи инструмент назывался θαμπούριν, тамбурин (см. Digenis Akritas, версия Эскориала, ст. 826-827, изд. И перевод Элизабет Джеффри).
Говорят, что он, вероятно, был принесен турками в Боснию, откуда инструмент распространился дальше с миграциями Шокчи и Буневци выше реки Сава во все части Хорватии, Сербии и далее, хотя эта теория не согласуется с общепринятым мнением о том, что прародителем тамбуры является древнегреческий пандурис.
До Великого переселения сербов в конце 17-го века тип тамбура, наиболее часто используемый в Хорватии и Сербии, имел длинную шею и две или три струны (иногда удваивающиеся).). Сходными струнными инструментами являются чешский bratsche, турецкий saz и sargija, çiftelia и bouzouki. Самый старый из известных на сегодняшний день барабанов, который до сих пор хранится в музее в Осиеке, датируется 1847 годом и принадлежал Пайо Коларичу из Осиека, который также является основателем первого любительского оркестра. По его словам, сегодня фестиваль под названием тамбурицан проводится ежегодно в Осиеке.
Процесс разработки современной тамбурицы был инициирован несколькими хорватскими гражданами в течение определенного периода времени. Первоначально тамбурика с длинной шеей, грушевидная, называлась samica, и она была небольшого или большего размера. Контра, 4 струны, настроенные на верхний аккорд A и используемые только в качестве аккомпанемента, возникли в Далмации. Осенью 1875 г., когда вспыхнуло восстание в Боснии, в Сремски-Карловцы прибыло много беженцев. Среди этих беженцев был человек по имени Марко Капкун, который принес с собой две тамбуры. Он называл маленького icitel, а большего sarkija. В этих тамбурах использовались не проволочные струны, а струны, протянутые через небольшие отверстия на шее и завязанные сзади. Мастер по дереву Иосиф из Сремских Карловцов начал делать тамбуры Марко, но вместо традиционной формы груши он превратил их в форму крошечной гитары. Птицелов по имени Джоза построил в 1877 или 1878 году большую тамбуру - намного больше гитары. Она натянула на нее две более толстые и две более тонкие струны, и Джоза назвал ее бас или бердон. Они разработали и оркестр с небольшой тамбурой под названием прима, 5 контра и 1 бас.
Система двойных пятых носит название «Система Фаркаса Милютина Фаркаса». Эта система первоначально состояла из первого и второго бисерном (второе название все еще было kontrašica), трех брача, две из бугарии и берде. Позже у них есть четные čelović и čelo. Эта двухчастная система пятых нот была широко распространена в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Словении, Чехословакии и странах Запада. Во второй половине XIX века в Бачке и Срем существовала двухчастная система четвертей, но она быстро превратилась в тройную. Система трех нот четвертых была разработана в Бачке в конце девятнадцатого века. Она состояла из первой и второй тамбурицы, третьей и четвертой тамбуры, первого и второго братьев. Эта композиция барабана с измененным названием инструментов и дополнительным лбом была распространена в Среме. Все тамбурицы имели грушевидную форму, за исключением баса, который имел форму, похожую на контрабас, и реже как гитара. Пятая система была впервые введена Пера З. Илич в 1897 году. Они состояли из первой и второй тамбурицы, первого и второго братьев, виолончели, баса и контратаки. Все тамбурицы были грушевидными. Эту систему в Хорватии сначала применил Альфонс Гуччи, а позже немного усовершенствовал. В 1930 году эта система стала ведущей системой в Хорватии, в 1939 году она была принята хорватской ассоциацией тамбурицы, а с 1945 года - членом оркестра тамбуры Радио Загреб. Три пятых тамбурицы представляют собой полностью сухие всасывающие двухкомпонентные (Farkas), которые остались только в некоторых регионах Хорватии. В начале двадцатого века в Бачке и Среме, в начале двадцатого века в Бачке и Среме, была разработана система из трех кварт, отсюда и его название «система Срем». Он состоит из первого приема (жемчуг) и tercprima (другой жемчуг), третей басприма и басприма (брац I и II), E-basprim (братья E), целовика, бугарии и окуня (берде, бегеш). В некоторых оркестрах есть также A-cons, а также H-cons. В Славонии также принята система Srijemski, но инструменты настроены на понижение тона, чтобы дать так называемую «д-настройку» вместо «е-неправильную», которая вводит. Была тенденция к и система тройных пятых преобразовывает систему четырех пятых, что без особого успеха доказывает Джозеф Рорбахер из Осиека. На первой конференции специалистов по тамбурице, прошедшей в 1958 году в Нови-Саде, в условиях единства всей системы тамбурицы были приняты уникальные партитуры и, следовательно, уникальные названия. В этой уникальной партитуре представлены: первая и вторая бисерница, первый и второй брак, E-брак, виолончель, бас, а также Болгария и Челович.
Количество струн на тамбурике может быть разным, и она может иметь одинарные или двойные струны или их комбинацию. Струны с двойным курсом настроены в унисон. Основные формы тамбурицы (сербское и хорватское названия приводятся с венгерским названием в скобках, если они отличаются):
Есть мнение, что первый тамбурный оркестр был сформирован в Венгрии в 19 веке. Названия инструментов произошли от венгерских названий музыкальных инструментов симфонического оркестра («cselló» означает виолончель, «bőgő» означает контрабас ) и от венгерские цыганские оркестры (bőgős, prím, kontra). Эти оркестры вскоре распространились на территории Боснии, Австрии, Словении, Чехии и Словакии.
prim (bisernica)
bas-prim (brač)
čelović
bugarija (kontra)
čelo
bas (berda, begeš)
Тамбурика состоит из трех частей; тело, шея и голова. Тело (звукосниматель ) было грушевидным до середины девятнадцатого века нашей эры и было построено путем выкапывания бревна. Сегодня они в основном построены по образцу гитары, и даже самая маленькая, бисерника, имеет сконструированный ящик. На грифе есть лады (сербохорватская латынь : prečnice, krsnice, pragovi). Голова (сербохорватский латиница : čivijište, венгерский : fej) обычно имела заостренную форму, которая до сих пор встречается на некоторых бисерницах, но дизайн «улитка» позже получил превосходство. Дизайн головы грифа улитки датируется по крайней мере 19 веком и венскими гитарами Иоганна Георга Штауффера.
Tamburica оркестры могут иметь различные форматы от трио до большого оркестра. Базовое трио состоит из прим, контры и чело. В более крупных оркестрах также есть бас-прим и бас-прим-терк тамбуры.
Первым крупным композитором тамбурицы был Пайо Коларич, который сформировал первый любительский оркестр тамбурики в Осиеке в 1847 году. Ученик Коларича Мийо Майер сформировал первый хор тамбурицы под руководством дирижера, "Хрватской лиры ", в 1882 году. Среди хорватских композиторов для тамбурицы - Франьо Ксавер Кухач, Синиша Леопольд и Юлия Ньикош. Инструмент ассоциируется с хорватским национализмом. Винко Уганец, сотрудник Белы Бартока, собрал более 19 000 хорватских народных песен.
Памятник Яника Balaz с его чопорная tamburica в Novi Sad, СербияБольшой Tamburica оркестр Radio Novi Sad была основана в 1951 г. под руководством Савы Вукосавлева, сочинившего и аранжировавшего множество пьес для оркестра тамбурицы и издавшего обширную книгу «Войводянская тамбура» («Тамбура Воеводины »). Есть также оркестры Радио Белград и Радио Подгорица, Радио Кикинда и т. Д. Яника Балаж, член оркестра Радио Нови Сад, у которого также был свой октет, была популярной исполнительницей, имя которой стало синонимом тамбурицы. Известные оркестры тамбурицы в Сербии включают в себя оркестры Максы Попова и Александра Араницкого.
Деревня Шандорф в Австрии, хорватско-говорящие жители которой происходят от хорватских иммигрантов 16 века, является домом для тамбурицы. оркестр, отражение его этнического наследия. Оркестр часто выступает, часто за пределами деревни.
Svet Tambure, журнал о музыке тамбура, издается три раза в год в Сербии.
Викискладе есть медиафайлы по теме Тамбурица. |