Буневци

редактировать
Южнославянская этническая группа

Буневци
Общая численность населения
Неизвестно; те, кто в Сербии объявляют себя либо Буневци, либо хорватами
Регионы со значительной численностью населения
Сербия16 706 (перепись 2011 г.)
Венгрияc. 1500 (перепись 2001 г.)
Языки
Хорватский (Буневацкий диалект )
Религия
Римский католицизм
Родственные этнические группы
Шокчи, хорваты и другие южные славяне

Буньевцы (сербо-хорватское произношение: ) - южнославянские этническая группа, проживающая в основном в регионе Бачка в Сербии (провинция Воеводина ) и на юге Венгрии (Бач-Кишкун уезд, особенно в регионе Баха ). Предположительно они происходят из западной Герцеговины, откуда они мигрировали в Далмацию, а оттуда в Лика и Бачка в 17 веке. Буневцы, оставшиеся в Боснии и Герцеговине, а также те, что в современной Хорватии, сегодня сохраняют это обозначение главным образом как региональную идентичность и заявляют как этнические хорваты. Те, кто эмигрировал в Венгрию, были в значительной степени ассимилированы и приняли венгерское или хорватское обозначение. Буневцы в основном Римско-католический и говорит на буневакском диалекте из хорватского с икавским произношением и с некоторыми архаичными характеристиками. В течение 18 и 19 веков они составляли значительную часть населения северной Бачки, но многие из них постепенно ассимилировались в более крупные этнические группы в регионе.

Содержание

  • 1 Этнология
    • 1.1 Этноним
    • 1.2 Теории происхождения
    • 1.3 Спор о национальном статусе
  • 2 История
    • 2.1 Раннее Новое время и Австро-Венгерская империя
    • 2.2 Югославия
    • 2.3 Современный период
      • 2.3.1 Сербия
      • 2.3.2 Венгрия
  • 3 Демография
    • 3.1 Сербия
    • 3.2 Венгрия
  • 4 Культура
  • 5 Известные люди
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Источники и дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Этнология

Буневцы - южнославянская этническая группа, католики по религии и западные Штокавский - икавский по диалекту, большинство из которых, все еще называющие себя Буневци, проживают в районе Бачка в Сербии и уезде Бач-Кишкун в Венгрии.

Этноним

Их эндоним, используемый в сербохорватском языке, - Буневци (сербохорватское произношение: ). В венгерском их зовут bunyevácok, а в немецком Bunjewatzen. Согласно Петру Скоку, они также называли себя в Бачке oò * kac (Шокац ), в то время как венгры в Сегеде также называли их Далматами (далматины; Далматини), который они также использовали для себя в Венгрии. Кроме того, термин означал католическое (хорватское) население от Ливаньского поля до Черногории, которое в основном считалось соседним сербским православным населением, в то время как Перой в Истрии это было уничижительное имя для хорватов, а pobunjevčit уничижительно означало «стать католиком». В 20 веке внутренние районы Нови Винодолски, называвшиеся Крмпоте, Приморье (Приморье ) были экономически менее влиятельными сельскими жителями и, следовательно, имели приписывание «инаковости» с негативным оттенком горожанами. По сравнению с Свети Джурадж они были более могущественными и отказались называть себя Буньевци из-за такой широкой коннотации и использовали скорее «Планинари» (альпинисты), а гражданское имя «Селджари» имело негативный и насмешливый оттенок со стороны Буневци. На территории от Крмпоте до Св. Мария Магдалена в Северной Далмации также существовала многоуровневая региональная идентичность Приморцы и Подгорцы, местные Крмпочани, в то время как субэтнический термин Буневци теряет идентичность на границе с Велебитом Подгорье.

Самое раннее упоминание этнонима относится к 1550 году. и 1561 г., когда в хартии записан некий Мартин Бунавач в Баранья. Самое раннее упоминание в Бачке относится к 1622 году, когда была записана parochia detta Bunieuzi nell 'arcivescovato Colociense. Одно из первых упоминаний этнонима было сделано епископом Сень Мартином Брайковичем в 1702 году, чья записанная народная традиция знала о существовании пяти этнических идентичностей, составляющих население лика и крбава, одна из которых - католические влахи, также известные как Буневцы (Valachi Bunyevacz). В переписи 1712/1714 г. в Лике и Крбаве был зарегистрирован только один Bunieuacz (Vid Modrich ), однако военное правительство обычно использовало альтернативный термин Valachi Catolici, а Луиджи Фердинандо Марсили называл их Meerkroaten ( Прибрежные хорваты). Альберто Фортис в Виаджио в Далмации (1778, английское издание), описывая Велебит (Montagne della Morlacca), записал, что население отличалось от прежнего, и назвал себя Буньевци, потому что они прибыли из области Буна в Боснии и Герцеговине. В письме полковника Ивана Мургича 1828 года, вероятно, было последнее оригинальное свидетельство Лики-Приморья Буневци об их традиционной идентичности, в котором они сказали, что они «Мы трудолюбивые братья Буневцы», в то время как (католическое) исповедание всегда считалось «Я истинный Буневец».. В более поздних показаниях 1980 г. из Баха, Венгрия говорится, что они пришли из Албании.

Этимологическое происхождение их этнонима неизвестно. Существует несколько теорий происхождения их названия. Самым распространенным является то, что название происходит от реки Буна в центральной Герцеговине, их предполагаемой прародине до их переселений. Однако лингвисты, хотя и сохранились в Приморье и в основном в ветвях Подунавльской народной устной традиции, в целом отклонили такое происхождение. Другая теория состоит в том, что название происходит от термина Бунья, традиционного каменного дома в Далмации, похожего на Казун в Истрии, что означает людей, которые живут в домах такого типа, от личного имени Бундж, происходящего от Бунислава или Бонифацие, Румынское личное имя Бун от Бонуса, от которого происходит топоним Бунич рядом с Госпич, и уничижительное прозвище Обонявци, которое записано с 1199 года в Задаре, вероятно, означает солдаты без порядка и дисциплины.

Теории происхождения

Наиболее распространено мнение, что община бежала из Западной Герцеговины и Далмации в Воеводину во время османского вторжения 17-го века, возглавляемого францисканскими монахами, и была принята на военной границе. Католическая церковь в Суботице отмечает 1686 год как годовщину переселения Буневци, когда произошло самое крупное единичное переселение. Согласно современным историографическим исследованиям, основанным на архивных исследованиях, до сих пор нет единого мнения об их родине, только этнологические элементы указывают на конкретные регионы. Считается, что это Юго-Западная Босния, Герцеговина и Далмация, откуда в 17 веке мигрировали в Бачку и Северную Далмацию, а также в Лику, Приморье и Горски-Котар. Политическая ситуация разделила общину на четыре группы: западно-герцеговинские (османские), далматинские (венецианские), лико-приморские (габсбургские) и Подунавльские (венгерские), хотя этнологи часто рассматривают первые две группы. как одна группа (широкий далматинец), от которой расходились другие. Тем не менее, считается, что некоторые группы уже существовали с 1520 года на Триплекс Конфиниуме (граница между Венецианской, Османской и Габсбургской империями), но не были прямо упомянуты в исторических документах, а не использовались альтернативными терминами из-за социально-регионального- этнолингвистические и культурные причины, такие как Ускокс, Морлахс, Морлачи Католичи, Валачи Католичи и католический Валахен, Рашиани Католичи и Католиш Ратцен (термин имел трансконфессиональное значение), Илири, Хорвати, Меркроатен, Ликанер. На территории хорватской военной границы произошла сложная этнодемографическая интеграция, при этом Леденице был одним из самых ранних примеров интеграции Хорватия-Влахия-Буньевац, когда анонимный священник из Сень в 1696 году назвал их nostris Croatis, в то время как капитан Коронини в 1697 году как хорватский Вентурини, в то же время (1693) вожди Здуничи в Леденицах подчеркнули свою родословную Буневци (Крмпоте).

Согласно современным и новейшим этнологическим исследованиям, а также антропонимической структуре Буневци имеют существенные элементы неславянского происхождения (валашский, албанский) и происходят от валашско-хорватского этнического симбиоза икавской чакавской / чакавско-штокавской языковой группы, с некоторым сходством с валашско-черногорским симбиозом, но оба они более архаичны и отличаются от валашских -Сербский симбиоз экавианской / джекавско-штокавской группы. Основываясь на этнологических, лингвистических и некоторых исторических признаках, область происхождения могла быть между реками Буна в Герцеговине и Бунэ в Албании, а также между Адриатико-Динарским поясом (Южная Далмация и ее внутренние районы, Бока-Которский залив, побережье Черногории и часть ее внутренних районов), по-видимому, охватывая территорию так называемой Красной Хорватии, независимо от того, было ли это историческое основание, которое, согласно византийским данным, частично населялось хорватами. источники 11 и 12 веков. Это подтверждается наблюдаемым альпийским скотоводством среди Буньевци в Велебите Подгорье, которое является нединарским типом животноводства в Динарских горах. В исследовании о домашнем хозяйстве и семьях на Западных Балканах австрийский историк исторической антропологии Карл Казер утверждал, что Буньевцы были католиками влахского происхождения, которые были поглощены хорватской общиной, а православные влахи были поглощены сербской общиной.

Спор о национальном статусе

Споры по поводу национального статуса Буневци восходят к волне национализма в 19 веке в Австро-Венгрии, но их «национальный статус» оставался неоднозначным с тех пор, как споры возобновились после распада Югославии в 1990-х годах. Утверждалось, что они хорваты, сербы и еще одна четвертая нация Королевства сербов, хорватов и словенцев среди южнославянских народов. В период между 1920 и 1930 годами и снова в 1940 году было три типа манипуляций с целью нейтрализации их хорватской национальности, в первую очередь подчеркивающих их этническую отличимость как от хорватов, так и от сербов, которые могут быть как хорватами, так и сербами, или это неважно, потому что оба они Югославы, и открытое отрицание их этнической и религиозной принадлежности, учитывая, что Буневцы и Шокци являются сербами католической веры. Третий аргументировался сербской академической элитой, в том числе Алекса Ивич, Радивой Симонович, Йован Эрделянович среди других. Некоторые хорватские авторы отвергают эту точку зрения как необоснованную.

История

Раннее Новое время и Австро-Венгерская империя

Карта предполагаемой миграции Буневци (13–17 века)

На миграцию из Северной Далмации повлияло завоевание османами в 15 и 16 века, а первое переселение в Приморье, как полагают, произошло в 1605 году, когда около 50 семей из Крмпота около Земуника поселились в Личе около Fužine Данило Франколь, капитан Сень, по согласованию с Никола и Юрай Зрински, и с несколькими волнами до 1647 года, поселившихся в Личе, внутренних районах Сень (Ledenice, Крмпоте - Св. Яков, Криви Путь, Сеньска драга), а некоторые - на Паг и Истрию. Некоторые также прибыли во время Критской войны (1645–1669), а после поражения османов в Лике (1683–1687) некоторые прибрежные Буневцы переехали в поселения в Лике, такие как Пазариште, Смилян, Госпичко поле, Широкая Кула, долина Ричице и Хотуче. Согласно общей теории, основанной на исторических документах, произошло по крайней мере три больших переселения в Подунавле, первое с начала 17 века (без францисканских монахов), второе в середине 17 века во время Критской войны и третье во время Великой Турции. Война (1683–1699).

В 1788 году была проведена первая австрийская перепись населения, которая назвала иллирийцев Буневци и их язык иллирийским языком. В Суботице числилось 17043 иллирийца. В 1850 году австрийская перепись перечислила их как далматинцев и насчитала 13 894 далматина в городе. Несмотря на это, они традиционно называли себя Bunjevci. Австро-венгерские переписи с 1869 г. по 1910 г. внесли четкую нумерацию Буневци. Их называли «bunyevácok» или «dalmátok» (по переписи 1890 г.). В 1880 году австро-венгерские власти перечислили в Суботице в общей сложности 26 637 Буньевцев и 31 824 человека в 1892 году. В 1910 году 35,29% населения города Суботица (или 33 390 человек) были зарегистрированы как «прочие»; эти люди были в основном Буньевцы. В 1921 году Буневцы были зарегистрированы королевскими югославскими властями как носители сербского или хорватского языка - в городе Суботица было 60 699 человек, говорящих на сербском или хорватском языках, или 66,73% от общего населения города. Якобы 44 999 человек, или 49,47%, составляли Буньевцы. По данным переписи населения Королевской Югославии 1931 года, 43 832 человека, или 44,29% от общей численности населения Суботицы, составляли буневцы.

Подсчитано, что несколько десятков тысяч буневци были мадьяризованными в 19-м и начале 20-го века. Хорватская национальная идентичность была принята некоторыми Буневцами в конце 19 - начале 20 века, особенно большинством духовенства Буневца, особенно одним из титулярных епископов из Калоча, Иван Антунович (1815–1888) поддерживал идею называть Буневци и Шокци именем хорватов. Антунович вместе с журналистом и этнографом Амброзием Шарчевичем (1820–1899) возглавлял национальное движение Буневци в 19 веке, а в 1880 году был основан Буневачская страна («партия Буневца»), местная политическая партия, в основном сосредоточенная на языковых правах. консервация и этнографические работы. Когда в 1905 году их просьба о полицейском патрулировании и церковных службах на хорватском языке была отклонена венгерской языковой политикой, одна группа из 1200 человек обратилась в православие.

Югославия

Приказ Верховного народно-освободительного совета Воеводины от 14 мая 1945 г., в котором говорится, что Буневцы и Шокчи должны рассматриваться как хорваты, независимо от их самопровозглашения

Примерно во время Первой мировой войны аргументировалась идея, что Буневцы были не только отдельной группой, но и четвертая и самая маленькая югославская нация. В октябре 1918 года Буневци провел национальный съезд в Суботице и решил отделить Банат, Бачку и Баранью от Венгерского Королевства и присоединиться к Королевству Сербия. Это было подтверждено на Великом национальном собрании сербов, буневци и других славян в Нови-Сад, которое провозгласило объединение с Королевством Сербия в ноябре 1918 года. последующее создание Королевства сербов, хорватов и словенцев (переименованного в Югославию в 1929 году) привело к тому, что большая часть Бачка-Буневци оказалась в одной стране с хорватами (некоторые остались в Венгрии).

Между мировыми войнами национальный спор включал в себя про-Буневци, прохорватскую и про-сербскую позицию. Поскольку Буньевцы в основном поддерживали хорватскую крестьянскую партию, а этническая граница между сербами и хорватами была установлена ​​по конфессиональной линии, они, естественно, чувствовали себя ближе к хорватам. В конце Второй мировой войны генерал-партизан выступал на национальных советах в Сомборе и Суботице 6 ноября 1944 года, а генерал Иван Рукавина на Рождество в Таванкуте от имени коммунистической партии о хорватском владычестве Буневци. После 1945 года в SFR Югославии в переписи 1948 года официально не признавались Буневцы (ни Шокчи), а вместо этого объединялись их данные с хорватами, даже если человек сам объявлял как Буневац или Шокац. Однако в местных школах использовалась сербская версия сербско-хорватского языка на латинице, а в 1990-х годах даже кириллица была интерпретирована как попытка ассимилировать их в сербской культуре.

Сторонники представители определенной этнической группы буньевац считают это время еще одним мрачным периодом посягательства на их идентичность и считают, что эта ассимиляция не помогла сохранению их языка. В переписи населения 1953 и 1961 годов все заявленные Буневцы были хорватами. В переписи населения 1971 года Буневцы были перечислены отдельно в муниципальной переписи в Суботице по личному запросу организации Буневци в Суботице. В нем числилось 14 892 Буневци или 10,15% населения Суботицы. Несмотря на это, провинциальные и федеральные власти перечислили Буневци как хорватов вместе с Шокци и во всех случаях официально считали их такими. В 1981 году Буньевцы сделали аналогичный запрос - там было 8 895 Буневци, или 5,7% от всего населения Суботицы. Многие, на примере Дони Таванкут, также объявлены югославами.

Современный период

Сербия

Католическая церковь в селе Буневац Биково

После распада Югославии в 1990-х годах национальность буневца была официально признана группой меньшинства в Сербии в 1990 году. Им был предоставлен статус автохтонных людей в 1996 году. По данным переписи 1991 года в Воеводине проживало 74 808 хорватов и 21 434 буневци в Воеводине. в то время как в районе Суботица было примерно равное количество заявленных хорватов и Буневци: 16 369 и 17 439. В административном районе города Суботица насчитывалось 13 553 Буневци и 14 151 в 2011 году. Исторически в деревне Буневац Дони-Таванкут проживало 1234 хорвата, 787 Буневци, 190 сербов и 137 югославов. Опрос, проведенный в 1996 году местным правительством в Суботице, показал, что в общине есть много людей, которые объявляют себя хорватами и считают себя буневци, но есть также люди, которые объявляются буневцами, но считают себя частью более широкой хорватской нации. Тот же опрос показал, что разграничение между прохорватскими и про-буневачскими позициями коррелировало с разграничением между людьми, которые больше поддерживали правящий в то время режим в Сербии, который не одобрял особые права для национальных меньшинств, и, наоборот, те, кто был против тогдашнего правительства и больше заинтересованных в правах меньшинств и связях с тем, что они считали своей второй родиной.

В начале 2005 года проблема Буневаца снова стала популярной, когда правительство Воеводины решило разрешить официальное использование в школах в следующем учебном году «буньевацкого языка с элементами национальной культуры» - штокавский диалект с икавским произношением. Это было опротестовано хорватской общиной Буньеваца как попытка правительства расширить раскол между двумя общинами Буньеваца. Они выступают за интеграцию, независимо от того, заявили ли некоторые люди о себе, потому что права меньшинства (например, право использовать язык меньшинства ) применяются в зависимости от количества членов меньшинства.. В отличие от этого, сторонники варианта в пользу Буневци обвиняют хорватов в попытках ассимилировать Буневцы. В 2011 году политик Буневца Блашко Габрич и Национальный совет Буневаца обратились к сербским властям с просьбой начать судебную процедуру уголовной ответственности в отношении тех хорватов, которые отрицают существование этнической принадлежности Буневци, что, по их мнению, является нарушением законов и конституции Республики Сербия. 231>

Сегодня обе основные части сообщества (выступающая за независимость Буневца и прохорватская) продолжают считать себя этнологически как Буневцы, хотя каждая из них придерживается своего толкования термина.

Венгрия

В Венгрии Буньевцы официально не признаны меньшинством; правительство просто считает их хорватами. В апреле 2006 года группа Буневци начала сбор подписчиков для регистрации Буневци как отдельной группы меньшинства. В Венгрии требуется 1000 действительных подписок для регистрации этнического меньшинства с историческим присутствием. К концу данного 60-дневного периода инициатива получила более 2000 подписок, из которых около. 1700 голосов были признаны действительными национальным бюро голосования, и парламент Будапешта получил крайний срок 9 января 2007 года для разрешения ситуации путем одобрения или отклонения предложения. Ни одна другая подобная инициатива не достигла такого уровня с тех пор, как в 1992 году был принят закон о меньшинствах. 18 декабря Национальное собрание Венгрии отказалось принять инициативу (334 голоса против и 18 голосов за). Решение было основано на исследовании Венгерской академии наук, которое отрицало существование независимого меньшинства Буневца (они заявили, что Буневцы являются хорватской подгруппой). Оппозиция лидеров хорватского меньшинства также сыграла свою роль в исходе голосования и мнении Венгерской академии наук.

Демография

Сербия

Буневцы в Воеводине (перепись 2002 года)

В Сербии, Буневцы живут в Автономной провинции Воеводина, в основном в северной части Бачского региона. Однако община разделилась по вопросу об этнической принадлежности: по данным переписи 2011 года с точки зрения этнической принадлежности 16 706 жителей Воеводины назвали себя Буньевцами, а 47 033 - хорватами. Не все хорваты в Воеводине имеют буневацкие корни; другая большая группа - Шокчи.

Самая большая концентрация Буневци в Сербии (9 235) находится в этнически смешанном городе Суботица, который является их культурным и политическим центром. Другой значительный городской центр народа Буневац - город Сомбор (1629). Все села Буневци со значительным населением расположены в административной зоне города Суботица:

Венгрия

Города и деревни в Венгрии со значительным населением Буневци (названия поселений на диалекте Буневца указаны в скобках):

Деревни, частично заселенные значительным населением Буневци в в прошлом, но сегодня у каждого менее 70 жителей деревни Буневцы:

Культура

Национальные костюмы Буневци и танец

Культурный центр Дуная Буневци из Бачки - город Суботица в Сербия, в Бач-Кишкуне - это Баха (жители Сегеда вымерли как отдельная этническая группа из-за ассимиляции), в то время как прибрежные Буневцы - это город Сень. Поскольку первые живут в регионе, населенном населением той же национальности, они гораздо более ассимилированы, меньше ценят традиционную одежду и наследие из-за внешних факторов, но, хотя в основном осознают свою идентичность, их связь с другими ветвями Буневци безразлична. в Лике и Дунае. Буневцы в Бачке традиционно ассоциируются с землей и сельским хозяйством. Крупные, обычно изолированные фермы в Северной Бачке, называемые салаши, являются важной частью их идентичности. Большинство их обычаев празднуют землю, урожай, коневодство, и их самые важные праздники (кроме Рождества и свадеб):

  • - празднование конца урожая и самый известный фестиваль, а также достопримечательность. Он состоит из нескольких мероприятий, проводимых в населенных пунктами Буневци (Баймок, Дони Таванкут, Горни Таванкут ), с центральным праздником в Суботице. Dužijanca включает религиозные праздники, посвященные сбору урожая, уличному шествию и исполнению фольклора и музыки Bunjevci.
  • Krsno ime - праздник покровителя семьи.
  • Кралице - церемониальные шествия, проводимые в Пятидесятницу.
  • Диван - собрание юношей и девушек для пения и танцев в месте вдали от их родителей. Этот обычай был запрещен церковными властями еще в середине 19 века.

Bunjevačke novine («газета Bunjevac») - основная газета на диалекте Bunjevac, издается на Суботица.

Известные люди

См. Также

Ссылки

Цитаты

Источники и дополнительная литература

  • Беккет, Уивер Эрик (20 11). «Венгерские взгляды на Буньевцы во времена Габсбургов и в межвоенный период». Balcanica. 42 : 77–115.
  • Чернелич, Милана (2016). Буньевцы: Исходишта, судбине, идентитет. FF Press. ISBN 978-953-175-376-0.
  • Мандич, Мийо (2009). «Буни, буниевцы, буниевцы». Bunjevačka matica. Cite journal требует | journal =()
  • Шарич, Марко (2008). «Bunjevci u ranome novom vijeku. Postanak i razvoj jedne predmoderne etnije». Živjeti Na Krivom Putu. Zagreb: FF Press: 15–43.
  • Sekulić, Ante (1989). Bački bunjevci i šokci. Školska knj.
  • Скендерович, Роберт (2012). «Формирование политической идентичности Буневци во второй половине XIX века ». Časopis Za Suvremenu Povijest. 44 (1): 137–160.
  • Тодосиевич, Боян (2002). « Почему Буневцы не стали нация: тематическое исследование ". Центрально-восточная Европа. 29 (1-2): 59-72. doi : 10.1163 / 187633002X00046.
  • Вукич, Александар; Бара, Марио (2013). «Важность наблюдения, классификации и описания в построении этнической идентичности Буневци из Бачки (1851–1910)». Две Домовини. 37 : 69–81.

Внешние ссылки

Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Отдел внутренних дел GNOOV 1040/1 945
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Буневци.
Последняя правка сделана 2021-05-13 05:23:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте