Симфония № 103 в E ♭ основной ( Х. 1/103) является одиннадцатым из двенадцати лондонских симфоний, написанных Гайдн. Эта симфония получила название «Барабанная дробь» по имени длинной катушки на литаврах, с которой она начинается. Это предпоследняя симфония 1795 года.
Симфония была одиннадцатой из двенадцати, сочиненных для исполнения в Англии во время двух путешествий Гайдна (1791–1792, 1794–1795), аранжированных и организованных великим импресарио Иоганном Питером Саломоном. Музыка Гайдна была хорошо известна в Англии задолго до того, как композитор приехал туда, и представители британской музыкальной общественности давно выражали желание, чтобы Гайдн посетил ее. Прием композитора в Англии был на самом деле очень восторженным, и английские визиты были одним из самых плодотворных и счастливых периодов в жизни композитора. Гайдн написал симфонию «Барабанная дробь», когда жил в Лондоне зимой 1794–1795 гг.
Премьера состоялась 2 марта 1795 года в рамках цикла концертов «Оперные концерты» в Королевском театре. Оркестр был необычно большим для того времени - около 60 человек. Задача руководства произведением была разделена между концертмейстером, скрипачом Джованни Баттиста Виотти и Гайдном, сидевшим за фортепиано. Премьера, очевидно, удалась, и рецензент The Morning Chronicle написал:
Была исполнена еще одна новая увертюра [то есть симфония] плодородного и чарующего Гайдна; в котором, как обычно, были постоянные гениальные штрихи, как в воздухе, так и в гармонии. Вступление привлекло к себе самое пристальное внимание, Allegro очаровало, Andante закодировало, менуэты, особенно трио, были игривыми и милыми, а последняя часть была равной, если не превосходящей предыдущей.
ВС писал:
Новая увертюра HAYDN вызвала бурные аплодисменты. Это прекрасная смесь величия и фантазии... вторая часть была зашифрована.
Позднее Гайдн исполнил эту работу в Вене и для этого сделал небольшую вырезку в финальной части, что сегодня обычно уважают дирижеры.
С момента премьеры симфония «Барабанная дробь» стала фаворитом среди симфоний Гайдна, и сегодня ее часто исполняют и записывают. В 1831 году Рихард Вагнер переложил ее для фортепиано.
Симфония исполняется около 30 минут.
Произведение оценивается для 2-х флейт, 2-х гобоев, 2-х кларнетов, 2-х фаготов, 2-х валторн, 2-х труб, литавр и струнных.
Работа в стандартном четырех- движения формы.
После вступительной барабанной дроби бас-инструменты играют мрачную вступительную тему:
Как отмечали комментаторы, первые четыре ноты которого соответствуют песнопению Dies Irae, части латинской мессы для мертвых:
HC Роббинс Лэндон заметил, что на старт тема неоднозначна между двухтактным и трехдольным и между клавишами минора и (что в конечном итоге оказывается случай) E ♭ мажор.
Бодрое Allegro con spirito, которое следует за этим вступлением, имеет форму сонаты и 6 8 время с расширенным переходом на второстепенную тему. В ряде мест тема вступления повторяется в гораздо более быстром темпе. Гайдн повторяет часть вступительного вступления в коде, формальную процедуру, ранее примененную Моцартом в его струнном квинтете K. 593 (1790). Бетховен должен был сделать то же самое в своей фортепианной сонате «Патетическая», опубликованной через четыре года после симфонии «Барабанная дробь» в 1799 году.
В форме двойной вариации, с чередованием тем до минор и до мажор плюс код. Двойные вариации были любимой музыкальной формой композитора около 20 лет. Наряду с фортепианным трио H. XV: 23 того же года это был последний набор, который он написал. Говорят, что эти темы были разработаны Гайдном из хорватских народных песен, которые он знал - для обсуждения см. Гайдна и народную музыку. Некоторые отличительные особенности этого движения включают длинное скрипичное соло, а также отсутствие кларнетов.
Менуэт в домашнем ключе E ♭ мажор. Чарльз Розен в своей работе «Классический стиль» выбрал этот менуэт, чтобы проиллюстрировать то обстоятельство, что менуэты классической эпохи часто имеют очень сильные первые доли, в отличие от более плавного ритма менуэта в стиле барокко.
Тема 3 части Симфонии № 103 ГайднаФинал выполнен в быстром темпе, имеет монотематическую экспозицию и выполнен в форме сонатного рондо. Как и первая часть, она начинается с квази-ритуального жеста - в данном случае звукового сигнала:
После звукового сигнала рожка следует пауза, затем повторяется как аккомпанемент к основной теме, и он действительно отражается на протяжении всей части.
Как и темы второй части, открывающая мелодия, по утверждению Франьо Кухач, была взята Гайдном из хорватской народной песни, в данном случае мелодия под названием «Дивойчица поток гази» («Маленькая девочка ступает по ручью»).
Роббинс Лэндон отмечает, что этот финал - один из самых длинных в Лондонских симфониях. Он называет это «один из самых больших туров-де-сила, формально говоря, карьеры Гайдна: создание длительного движения по одной теме, в которой наши процентные никогда не флаги, а, наоборот, это Finale необычного напряжения и сила."
Что довольно необычно для Гайдна, он изменил четвертую часть после того, как она была завершена, убрав 13 тактов довольно близко к концу. Оригинальная партитура с автографом сохраняет эту музыку; он модулирует в тональность C ♭ мажор и включает в себя два такта покоя; с динамической маркировки р и рр. Роббинс Лэндон предполагает, что Гайдн удалил проход, потому что он «задержит ход движения». Симфония иногда исполняется с включенным удаленным отрывком; например, в записанных версиях Антала Дорати и Франса Брюггена.