Испанский романский обозначает романское искусство, развивавшееся в XI и XII веках. Его стилистические черты в основном общие для европейского романского стиля, хотя в разных регионах полуострова он приобрел особые черты. В южной половине полуострова нет романского искусства, потому что оно оставалось под властью мусульман (Аль-Андалус ). Примеры романских построек в центральной части полуострова немногочисленны и относятся к последнему периоду, практически отсутствуют к югу от Эбро и Тежу. Большинство романских построек можно найти в северной трети полуострова. Романское искусство было представлено на полуострове с востока на запад, поэтому ученые обычно определяли региональные характеристики соответственно: «восточные королевства», включающие Пиренейские области, каталонский романский, арагонский романский и наваррский романский, а также «западные королевства», состоящие из кастильско-леонских Романский, астурийский романский, галисийский и португальский романский.
Первый романский или ломбардный романский стиль особенно присутствует в Каталонии, в то время как полный романский стиль распространился от основ Ордена Клюни вдоль оси Камино де Сантьяго. Поздний романский стиль XIII века можно найти особенно в сельских зданиях.
С XI века европейское художественное влияние, особенно из бургундских монастырей Клуниак и ломбардских монастырей, было наложено на местные художественные традиции, такие как «дороманское, вестготское искусство, астурийское искусство, мозарабское искусство и искусство репобласиона ), а также называются испаноязычными мусульманами и проживают вместе с так называемыми мудехарами романскими (или «романскими из кирпича»), доминирующими в некоторых областях, таких как центр северного плато - от Саагуна до Куэльяра - Толедо или Теруэль, что дает подняться до русское искусство сильной личности.
Хронологию проникновения архитектурных форм можно проследить с востока на запад. Первые примеры находятся в Каталонии (Сант-Пере-де-Родес, 1022 г.) и те, которые были построены вдоль Камино-де-Сантьяго в Арагоне (Собор Хака, с 1054 г.), Наварра (Лейре, 1057), Кастилия (Сан-Мартин-де-Фромиста, 1066) и Леон (Сан-Исидоро - портал 1067 года), заканчивающиеся в Галисии, где была возведена самая выдающаяся работа: собор Сантьяго-де-Компостела (начат в 1075 году с плана паломничества, характерного для большинства церквей Пути (например, Святой Сернин Тулузский <148
В XII веке этот стиль достиг кульминации:
Переход от романского стиля к готическому начинается с конца 12 века и его можно увидеть в соборе Таррагоны и Ла Сеу Велла (Лерида).
Немного но примечательны церкви центрального плана, которые часто ассоциируются с образцами из Святой Земли, привезенными по военным заказам. Основными примерами являются церковь Святой Марии Эунат в Наварре, и.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с романскими скульптурами в Испании. |
Викисклада содержит материалы, связанные с романскими портальными скульптурами в Испании. |
На Викискладе есть материалы, связанные с романскими статуями Мадонны с младенцем в Испании. |
Самые ранние работы Романская скульптура в испанско-христианских королевствах на полуострове - это две перемычки в районе Руссильона, имеющие схожую иконографию. Один можно найти в аббатстве Сен-Жени-де-Фонтен (датируется 1020 годом), а другой - в монастыре. Также с 11 века сохранились тимпан собора Хака, фронтоны Сан-Исидоро (Леон), фасад Платериаса собора Сантьяго-де-Компостела из монастыря и монастыря Санто-Доминго-де-Силос.
Самыми выдающимися образцами XII века являются фасады Санта-Мария-де-Риполь, церкви Санта Мария ла Реаль, Сангуэса, из монастыря Сан-Педро-эль-Вьехо (Уэска) и монастыря монастыря Сан-Хуан-де-ла-Пенья. К концу 12 века относятся фасады и Санто-Доминго (Сория). Переход к готике прослеживается в некоторых работах этого периода: апостольство Камара Санта (Овьедо), фасад Сан-Висенте (Авила) и Портик Славы Собора Сантьяго-де-Космпостела, автором которого Мастер Матео. Другим из ранних скульпторов был Арнау Каделл, который создал капители монастыря Сант-Кугат.
Портик Славы.Круглые выпуклые резные фигурки, сохранившиеся в полихромном дереве, обычно изображают либо распятый Христос в образе, называемом, либо Мадонна с младенцем в образе, называемом sedes sapientiae («Престол мудрости»). Исключительной скульптурной группой является группа, которая демонстрирует переход к готическому стилю.
Давалламент Сан-Хуан-де-ле-АбадесесНа Викискладе есть материалы, связанные с романской живописью в Испании. |
Испанский романский стиль может похвастаться некоторыми выдающимися фресками, такими как Пантеон королей Сан-Исидоро (Леон), сохраненный «на месте», или фрески, удаленные с их первоначальных мест, таких как Сан-Боделио-де-Берланга и, как в Прадо, так и в коллекции, собранной в Национальном художественном музее Каталонии ).
Сотворение Адама и первородного греха. Эрмитаж Ла Вера Крус (Мадеруэло).Панельная живопись, созданная антепендиумами или фронтальными частями алтаря, которые особенно в Каталонии впитали итальянско-византийское влияние XII века (Фронтальный алтарь из La Seu d ' Ургель или Апостолов ). В более поздний период живопись эволюционировала в готический стиль с более высокой повествовательной способностью и меньшей жесткостью (Фронтальный алтарь из Avià ).
Front of Seu d'Urgell или Apostle
Front Avià.
Изготовление рукописей в монастырях и соборах скрипториях было выдающимся делом, продолжившим традицию Беатуса де Лиебана Комментарии об Апокалипсисе и соединились с европейскими влияниями. Некоторые из лучших примеров включают Libro de los testamentos, и Codex Calixtinus.
Некоторые отличные образцы тканей из литургических облачения и гобелены сохранились, например, Гобелен Творения Собора Жироны.
Резьба по слоновой кости андалузского влияния открыл важную мастерскую при леонском дворе.
Ювелиры производили тщательно продуманные изделия, такие как также называемые «of Doña Urraca» -ca 1063- и. S. Некоторые художники использовали технику Лиможских эмалей, как можно увидеть в).
Фрески Сант-Климент-де Тауль.
Башня и апсиды Сан-Климент-де-Тауль.
Портик церкви Санта-Мария-де-Риполь.
Фасад и башни Риполь.
Апсиды и купол Риполла.
Монастырь Риполля.
Западный фасад Собора Хаки.
Церковь-замок Ухуэ.
Монастырь Санто-Доминго-де-Силос.
Сомнения святого Фомы в монастыре Силос.
Центральная колонна Сан-Боделио-де-Берланга.
Свадьбы в Кане, фреска Сан-Боделио-де-Берланга.
Гробница Святых братьев-мучеников в базилике Сан-Висенте (Авила).
Санта-Мария-ла-Майор Аревало (романско-мудехарское).
Сан-Андрес-де-Куэльяр (романско-мудехарское).
Башня и атриум Сан-Эстебан (Сеговия).
Интерьер.
и.
Карбелс в коллегии Сан-Педро-де-Черватос.
Купол Старый собор (Саламанка).
Сан-Роман (Толедо) (романско-мудехарское).
(романско-мудехарское).
Королевский Пантеон Сан-Исидоро (Леон).
Два апостола Камара Санта (Овьедо).
Корбелс в. - Церковь Сан-Мартино-де-Вильяльяна -
Портик Собора Оренсе.
Альфонсо IX Леонский, иллюстрация. - Романские иллюминированные рукописи -
Свод, клирест и арки центрального нефа Собора Сантьяго-де-Компостела.
Собора Сантьяго-де-Компостела.
Codex Calixtinus, 1140.