Codex Calixtinus

редактировать
Коллекция рукописей XII века Деталь из Codex Calixtinus Folio 4r, на которой изображен Святой Иаков Великий

Codex Calixtinus (также Compostellus) - главный свидетель 12-го века Liber Sancti Jacobi, или Книги Святого Иакова. Это псевдоэпиграф, приписываемый Папе Калликсту II ; его основной автор или составитель упоминается как «Псевдо-Калликстус», часто отождествляемый с французским ученым Эмериком Пико. Наиболее вероятная дата его составления - период 1138–1145 гг.

Он был задуман как антология подробностей и советов для паломников, следующих Пути Святого Иакова к алтарю апостола святого Иакова Великого, находящегося в соборе Сантьяго-де-Компостела, Галисия (Испания). В сборник входят проповеди, отчеты о чудесах и литургические тексты, связанные со святым Иаковом, а также набор полифонических музыкальных произведений. В нем также можно найти описание маршрута, произведения искусства, которые можно увидеть по пути, и обычаи местных жителей.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Состав
    • 2.1 Книга I: Книга литургий
    • 2.2 Книга II: Книга чудес
    • 2.3 Книга III: Перенос тела в Сантьяго
    • 2.4 Книга IV: История Карла Великого и Роланда
    • 2.5 Книга V: Путеводитель для путешественника
  • 3 Музыка
  • 4 См. Также
  • 5 Библиография
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
История

Составление Кодекса Каликстина датируется 1173 годом, скорее всего, в период с конца 1130-х до начала 1140-х годов. Эта компиляция, скорее всего, принадлежит французскому ученому Эмерик Пико. Каждой из пяти книг предшествует псевдоэпиграфическая буква, приписываемая Папе Калликсту II (ум. 1124). В приложении содержится письмо Папы Иннокентия II (ум. 1143 г.), в котором законченное произведение преподносится Сантьяго. Есть некоторые подсказки, указывающие на более позднюю дату около 1160 года, но ни один из них не делает невозможной дату около 1140 года. Чудеса в книге II пересчитываются с датами между 1080 и 1135 годами, так что завершение компиляции может некоторая определенность датируется периодом между 1135 и 1173 годами, а с наибольшей вероятностью - 1140 годом.

Хотя отдельные тексты имеют сложную историю, и каждая из пяти книг, вероятно, существовала до того, как они были объединены в единую " энциклопедия паломничества и культа святого Иакова », Codex Calixtinus - это рукопись архетипа для составного Liber sancti Jacobi. По этой причине термины Liber sancti Jacobi и Codex Calixtinus часто используются как синонимы.

Историческое содержание сборника - появление святого Иакова как покровителя борьбы с исламом в Иберии. Также высказывалось предположение, что книга была написана на заведомо плохой латыни и на самом деле является своего рода книгой по грамматике.

Самая старая копия Кодекса, известная как Риполл (по названию монастыря Санта-Мария-де- Риполь в Каталонии ) был изготовлен в 1173 году монахом Арнальдо де Монте. Эта дата служит terminus ante quem для составления Liber (за исключением приложений). Существуют многие более поздние копии работы.

Codex Calixtinus долгое время хранился в архивах собора Сантьяго-де-Компостела и был заново открыт там иезуитским ученым Падре Фиделем Фита в 1886 году. Первое издание Текст был подготовлен в 1932 г. Уолтером Мьюиром Уайтхиллом и опубликован в 1944 г. испанским Consejo Superior de Investigaciones Científicas вместе с музыковедческим исследованием Дом Хермана Прадо Силоса OSB и еще один на миниатюрных иллюстрациях Хесуса Карро Гарсиа.

Книга была украдена из сейфа в архивах собора 3 июля 2011 года. В сообщениях испанской прессы говорилось, что кража могла быть попыткой поставить в неловкое положение администрацию собора из-за слабых мер безопасности. или попытка урегулировать личную или профессиональную претензию.

4 июля 2012 года кодекс был найден в гараже бывшего сотрудника Собора. Бывший сотрудник, считающийся интеллектуальным автором кражи, и трое других членов его семьи были задержаны и допрошены, пока один из них не раскрыл местонахождение кодекса. Было также несколько других ценных вещей, украденных из Собора, найденных в доме бывшего служащего. Кодекс оказался в идеальном состоянии, но для его проверки необходимо провести тщательный анализ. Бывший служащий собора был признан виновным в краже кодекса и 2,4 миллиона евро из ящиков для сбора пожертвований и приговорен к десяти годам тюремного заключения в феврале 2015 года.

Состав
Вступительное письмо якобы от Папа Каликст II

Копия Сантьяго-де-Компостела состоит из пяти томов и двух приложений, всего 225 двусторонних листов 295 × 214 мм каждый. Его негабаритные страницы были обрезаны во время реставрации в 1966 году. За некоторыми исключениями, каждое фолио содержит один столбец из тридцати четырех строк текста. Книга IV была оторвана в 1609 году либо случайно, воровством, либо по указу короля Филиппа III, и она была восстановлена ​​во время реставрации.

Письмо Папы Калликста II, открывающее книгу, занимает как лицевую сторону, так и оборотную сторону первых двух листов. Автор, называющий себя Калликстом II, рассказывает, как он собрал множество свидетельств о добрых делах святого Иакова, «четырнадцать лет странствуя по жестоким землям и провинциям». Он также описывает, как рукопись пережила множество опасностей - от пожара до утопления. Письмо адресовано «очень святому собранию базилики в Клюни » и «Диего, архиепископ Компостелы ».

Книга I: Книга литургий

Anthologia liturgica.. Книга I составляет почти половину всего кодекса и содержит проповеди и проповеди о святом Иакове, два описания его Мученичество и официальные литургии для его почитания. Его относительный размер и содержащаяся в нем информация о духовных аспектах паломничества делают его сердцем кодекса. Проповедь Венеранды умирает - самая длинная работа в Книге 1 и, кажется, была частью празднования дня святого Иакова (25 июля). Он отмечает жизнь, смерть и перевод останков Святого Иакова; обсуждает путь к Компостеле как в физическом, так и в духовном плане; и празднует благословения святого, дарованные паломникам маршрута, Испании и Галисии.

Книга II: Книга чудес

De miraculis sancti Jacobi.. 102>агиографическая Книга II представляет собой отчет о двадцати двух чудесах по всей Европе, приписываемых святому Иакову как при его жизни, так и после его смерти. Получателями и свидетелями этих чудес часто являются паломники.

Книга III: Перенос тела в Сантьяго

Liber de translatione corporis sancti Jacobi ad Compostellam.. Книга III является самой краткой из пяти книг и описывает перевод Святого Иакова ' тело из Иерусалима до его гробницы в Галиции. В нем также рассказывается об обычае, введенном первыми паломниками по сбору сувениров морских раковин с побережья Галиции. Раковина морского гребешка - символ Святого Иакова.

Книга IV: История Карла Великого и Роланда

Historia Caroli Magni et Rotholandi.

Книга IV приписывается архиепископу Турпину из Реймса и обычно упоминается как Псевдо-Турпин, хотя это работа анонимного писателя XII века. В нем описывается приход Карла Великого в Испанию, его поражение в битве при Ронсевском перевале и смерть рыцаря Роланда. В нем рассказывается, как Святой Иаков затем явился во сне Карлу Великому, убеждая его освободить свою гробницу от мавров и показывая ему направление, по которому следует следовать по маршруту Млечного пути. Эта ассоциация дала Млечному Пути альтернативное название в Испании - Камино де Сантьяго. Эта глава также включает отчет о поражении Роландом гиганта сарацина Феррагут.

. Эта широко разрекламированная и тиражируемая книга описывает легенду о Сантьяго Матаморос или Св. Ученые считают, что Джеймс Убийца болот является одним из первых примеров пропаганды со стороны католической церкви по привлечению новобранцев для военного Ордена Сантьяго. Орден был создан для защиты интересов церкви на севере Испании от мавританских захватчиков. Военные ордена Средневековья были тесно связаны с крестовыми походами. В последующие годы легенда стала в некоторой степени затруднительной, поскольку через 800 лет после его смерти Сент-Джеймс изображался как кровожадный мститель. Король Филипп III приказал удалить Книгу IV из кодекса, и некоторое время она распространялась. как отдельный том.

По всей северной Испании, вдоль Пути Святого Иакова, известного как Камино Франсес, в большинстве церквей и соборов до сих пор сохранились скульптуры и часовни, восхваляющие «Святого Иакова Убийцы Мур». Сегодня эта легенда на севере Испании имеет культурное и историческое значение, которое совершенно не связано с первоначальными замыслами католической церкви.

Книга V: Путеводитель для путешественника

Iter pro peregrinis ad Compostellam.. Книга V представляет собой множество практических советов для паломников, сообщающих им, где им следует остановиться, реликвии, которые они должны почитать, святилища, которые они должны посетить, плохая еда, которой следует опасаться, и коммерческое мошенничество, в том числе, по мнению автора, другие церкви, которые утверждали, что хранят мощи Святого Иакова. Книга дает ценное представление о жизни паломника 12 века. Здесь также описывается город Сантьяго-де-Компостела и его собор. Популярность Книги V привела к тому, что она приобрела наибольшую известность, и она была описана как первый путеводитель для туристов. Среди баскских ученых этот отчет считается очень важным, потому что он содержит некоторые из самых ранних баскских слов и фраз постримского периода.

В 1993 г. ЮНЕСКО поместило испанскую часть паломничества в Список всемирного наследия, назвав это «свидетельством силы христианской веры среди людей всех социальных слоев». Французская секция присоединилась к списку в 1998 году, когда ЮНЕСКО объявило о культурной и исторической важности объектов всемирного наследия на маршрутах Сантьяго-де-Компостела во Франции.

Музыка

Три части Codex Calixtinus включают музыка: Книга I, Приложение I и Приложение II. Эти отрывки представляют большой интерес для музыковедов, поскольку они включают ранние образцы полифонии. Кодекс содержит первое известное сочинение для трех голосов: Conductus Congaudeant catholici (Пусть все католики вместе возрадуются); однако крайний диссонанс, возникающий при совместном исполнении всех трех голосов, заставил некоторых ученых предположить, что это не было первоначальным намерением. Популярность музыки сохраняется и по сей день, и современные записи доступны в продаже.

См. Также
Библиография
  • Грелль, Оле Петер (2012). «1». В Оле Питер Грелль (ред.). Контексты - осмысление вещей: введение в материальную культуру. Пирс Бейкер-Бейтс. Открытый университет. ISBN 978-1-8487-3951-2.
  • Мельцер, Уильям (1993). Путеводитель паломников по Сантьяго-де-Компостела] (английский перевод). Italica Pr. ISBN 0-934977-25-9.
  • Мерфи, Денис (2011). Путеводитель паломника: английский онлайн-перевод.
  • Камни, Элисон (1998). Путеводитель паломников по Сантьяго-де-Компостела: критическое издание. Харви Миллер. ISBN 978-0-905203-52-2.
  • Уэбб, Диана (2002). Средневековое европейское паломничество, c.700-c.1500. Макмиллан. ISBN 0-333-76260-6.
  • Van Herwaarden, J.; Шаффер, Венди (2003). «Глава 10». Между Святым Иаковом и Эразмом. Гюнтер Нарр Верлаг. ISBN 90-04-12984-7.
  • Уильямс, Джон; Камни, Элисон, ред. (1992). Кодекс Каликстина и храм святого Иакова. Гюнтер Нарр Верлаг. ISBN 3-8233-4004-2.
  • Coffey, Thomas F.; Дэвидсон, Линда Кей; Данн, Мэриджейн (2008). Чудеса святого Иакова (перевод на английский). Italica Press. ISBN 978-0934977388.
  • Пул, Кевин Р. (2014). Хроника Псевдо-Турпина (английский перевод). Italica Press. ISBN 978-1-59910-289-4.
  • Кайдеда, изд. (1992). Кодекс Якоба Calixtinus факсимиле deluxe edition. Кайдеда. ISBN 978-84-86879-33-4.
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Codex Calixtinus.
Латинский Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Codex Calixtinus
Последняя правка сделана 2021-05-15 13:43:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте