Ширин Нешат | |
---|---|
Нешат в Виеннале 2009 | |
Родился | (1957-03 -26) 26 марта 1957 г. (63 года). Казвин, Иран |
Национальность | Американец иранского происхождения |
Образование | Калифорнийский университет в Беркли (BA, MA, МИД ) |
Известен | смешанной техникой перформансом, видеоинсталляциями, фотографией |
Известные работы | Тень под Интернетом (1997),. Безмолвие (1996),. Женщины без мужчин (2004) Восторг (1999) |
Движение | Современное искусство |
Супруг (а) | Кьонг Пак (разведена) |
Партнер (ы) | Шоджа Азари |
Награды | Серебряный лев Венецианский кинофестиваль, Золотой лев Венецианская биеннале |
Ширин Нешат (Персидский : شیرین نشاط; 1957 г.р.) - иранская художница, живущая в Нью-Йорке, известная прежде всего своими работами в кино, видео и фотографии. Ее работы сосредоточены на контрастах между исламом и Западом, женственности и мужественности, общественной и частной жизни, древности и современности, а также на соединении пробелов между этими предметами.
Поскольку Иран подорвал основные права человека, особенно после Исламской революции, она сказала, что «тяготеет к созданию искусства, связанного с тиранией, диктатурой, угнетением и политической несправедливостью. Хотя я не считаю себя активистом, я считаю, что мое искусство - независимо от его природы - является выражением протеста, призывом к человечеству.
Нешат была признана бесчисленное количество раз за свои работы, от победы на Международной премии XLVIII Венецианской биеннале в 1999 году до победы в e Серебряный лев за лучшую режиссуру на 66-м Венецианском кинофестивале в 2009 году; Huffington Post критик Г. назвал его Артистом десятилетия. Роджер Денсон. Нешат - критик отдела фотографии в Йельской школе искусств.
Нешат - четвертый из пяти детей богатых родителей, выросших в религиозном городке Казвин на северо-западе Ирана в «очень теплой, благоприятной мусульманской семейной среде», где она познала традиционные религиозные ценности через своих бабушку и дедушку по материнской линии. Отец Нешат был врачом, а мать - домохозяйкой. Нешат сказала, что ее отец «фантазировал о Западе, романтизировал Запад и медленно отвергал все свои собственные ценности; оба ее родителя сделали. Я думаю, что произошло то, что их идентичность медленно растворилась, они обменяли ее на утешение. их класс ».
Нешат был зачислен в католическую школу-интернат в Тегеране. Под влиянием западного феминизма ее отец поощрял каждую из своих дочерей «быть индивидуальностью, рисковать, учиться, видеть мир». Он отправил своих дочерей и сыновей в колледж для получения высшего образования.
В 1975 году Нешат уехал из Ирана, чтобы изучать искусство в Калифорнийском университете в Беркли и закончил ее BA, MA и МИД. Нешат окончил Калифорнийский университет в Беркли в 1983 году и вскоре переехал в Нью-Йорк. Там она быстро поняла, что искусство в то время не будет ее профессией. После встречи со своим будущим мужем, который управлял Storefront for Art and Architecture, альтернативным пространством на Манхэттене, она посвятила 10 лет своей жизни работе с ним там, получив второе образование.
За это время Нешат предпринял несколько попыток создания произведений искусства, которые впоследствии были уничтожены. Она была напугана арт-сценой Нью-Йорка и считала, что искусство, которое она создавала, несущественно. Она утверждает, что «в те десять лет я практически не занимался искусством, а искусство, которое я создавал, меня не устраивало, и в конечном итоге оно было уничтожено».
В 1990 году Нешат вернулся в Иран, через год после аятоллы Хомейни 66>смерть. «Это был, вероятно, один из самых шокирующих переживаний, которые у меня когда-либо были. Разница между тем, что я помнил из иранской культуры, и тем, что я был свидетелем, огромна. Перемена была одновременно пугающей и волнующей; я никогда не был в стране это было настолько идеологически обосновано. Самым заметным, конечно же, было изменение внешнего вида людей и их поведения в обществе ».
Поскольку Витрина работала как культурная лаборатория, Нешат был открыт для творцов - художников, архитекторов и философы; она утверждает, что Storefront в конечном итоге помог ей снова дать импульс ее страсти к искусству, заставив ее глубоко задуматься о себе и о том, что она хотела создать как художник. В 1993 году Нешат снова начал серьезно заниматься искусством, начиная с фотографии.
Самыми ранними работами Нешат были фотографии, такие как серии «Разоблачение» (1993) и «Женщины Аллаха» (1993–97)., которые исследуют понятия женственности в связи с исламским фундаментализмом и воинственностью в ее родной стране. Чтобы справиться с несоответствием между культурой, которую она переживала, и культурой дореволюционного Ирана, в котором она выросла, она начала свою первую зрелую работу, серию «Женщины Аллаха», портреты женщин, полностью покрытые Персидская каллиграфия.
Ее работа обращается к социальным, культурным и религиозным кодексам мусульманских обществ и сложности определенных противоположностей, таких как мужчина и женщина. Нешат часто подчеркивает эту тему, показывая два или более скоординированных фильма одновременно, создавая резкие визуальные контрасты с помощью таких мотивов, как свет и тьма, черное и белое, мужской и женский. Нешат также снимал более традиционные повествовательные короткометражные фильмы, такие как «Зарин».
Шоджа Азари, Ширин Нешат и Бабак Паями на фестивале Тирган, 2013Работа Нешат обращается к социальным, политическим и психологическим аспектам опыта женщин в современных исламских обществах. Хотя Нешат активно сопротивляется стереотипным представлениям об исламе, ее художественные цели явно не полемичны. Скорее, ее работа признает сложные интеллектуальные и религиозные силы, формирующие идентичность мусульманских женщин во всем мире. Используя персидскую поэзию и каллиграфию, она исследовала такие понятия, как мученичество, пространство изгнания, вопросы идентичности и женственности.
В 2001–2002 годах Нешат сотрудничал с певцом Сусаном Дейхимом и создал «Логику птиц», продюсером которой занималась куратор и историк искусства РоузЛи Голдберг. Премьера полнометражного мультимедийного спектакля состоялась на Летнем фестивале в Линкольн-центре в 2002 году, а затем он посетил Художественный институт Уокера в Миннеаполисе и Артангель в Лондоне. В этом сотрудничестве, а также в других своих проектах, связанных с музыкой, Нешат использует звук, чтобы помочь создать эмоционально вызывающее воспоминания и красивое произведение, которое найдет отклик у зрителей как восточной, так и западной культур. В интервью журналу Bomb в 2000 году Нешат сказал: «Музыка становится душой, личным, интуитивным и нейтрализует социально-политические аспекты произведения. Эта комбинация изображения и музыки предназначена для создания опыт, который волнует аудиторию ".
Нешат была представлена в журнале The New Yorker 22 октября 2007 года.
Когда Нешат впервые начала использовать фильм, на нее повлияла работа иранского режиссера Аббас Киаростами. Она сняла несколько видеороликов, в том числе «Анкоридж» (1996) и «Спроецированные на две противоположные стены»: «Тень под паутиной» (1997), «Турбулент» (1998), «Восторг» (1999) и «Солилоки» (1999). Признание Нешат стало более международным в 1999 году, когда она выиграла Международную премию XLVIII Венецианской биеннале с Turbulent и Rapture, проектом с участием почти 250 статистов и созданным Galerie Jérôme de Noirmont, который встретил критику и публику. Успех после всемирной авангардной премьеры в Чикагском институте в мае 1999 года. В Rapture Нешат впервые попытался создать чистую фотографию с целью вызвать эстетический, поэтический и эмоциональный шок. «Игры желания», видео- и фотоснимки, демонстрировались с 3 сентября по 3 октября в галерее Gladstone в Брюсселе, а в ноябре переехали в Galerie Jérôme de Noirmont в Париже. Фильм, снятый в Лаосе, посвящен небольшой группе пожилых людей, которые поют народные песни с сексуальными текстами - практика, которая почти устаревает.
В 2009 году она выиграла Серебряного льва за лучшую режиссуру 66-го Венецианского кинофестиваля за режиссерский дебют «Женщины без мужчин» по одноименному роману Шахрнуш Парсипур. Она сказала о фильме: «Это был труд любви на протяжении шести лет... Этот фильм обращается к миру и моей стране». В фильме рассматривается организованный англо-американцами переворот 1953 года, в результате которого демократически избранное правительство Ирана сменилось монархией.
В июле 2009 года Нешат принял участие в трехдневной голодовке в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в знак протеста против президентских выборов 2009 года.
С момента ее первой персональной выставки в Франклин Фернес в Нью-Йорке в 1993 году, Нешат участвовал в персональных выставках в Museo de Arte Moderno, Мехико; Музей современного искусства, Хьюстон; Центр искусств Уокера, Миннеаполис (2002); Кастелло ди Риволи, Турин; Художественный музей Далласа (2000); Центр искусств Векснера, Колумбус; Чикагский институт искусств ; Галерея Серпентина, Лондон; Museo de Arte Contemporáneo de Castilla y León, Леон; и Hamburger Bahnhof, Берлин (2005). В 2008 году ее персональная выставка «Женщины без мужчин» открылась в ARoS Aarhus Kunstmuseum, Дания, и побывала в Национальном музее современного искусства, Афины, и в Kulturhuset, Стокгольм. Она была включена в Проспект 1, Новоорлеанскую биеннале 2008 г., documenta XI, Биеннале Уитни 2000 и Венецианскую биеннале 1999 . В 2012 году Ширин Нешат провела персональную выставку в Сингапуре Game of Desire в Art Plural Gallery. Также в 2012 году фотография Ширин Нешат, Speechless, была куплена и выставлена Музеем искусств округа Лос-Анджелес. Большая ретроспектива работ Нешат, организованная Детройтским институтом искусств, открылась в 2013 году. В 2019 году в Лос-Анджелесе была представлена выставка Ширин Нешат: Я снова встречу солнце. Это было крупнейшая на сегодняшний день международная выставка, охватывающая примерно 30-летнюю карьеру Ширин Нешат.
С 2000 года Нешат также участвовал в кинофестивалях, включая Telluride Film Festival (2000), Чикагский международный кинофестиваль (2001), Сан-Франциско. Международный кинофестиваль (2001), Международный кинофестиваль в Локарно (2002), Tribeca Film Festival (2003), Sundance Film Festival (2003), и Каннский кинофестиваль (2008).
В 2013 году она была членом жюри 63-го Берлинского международного кинофестиваля.
Нешат был художником в Центре искусств Векснера (2000) и MASS MoCA (2001). В 2004 г. ей было присвоено звание почетного профессора Universität der Künste, Берлин. В 2006 году она была удостоена Премии Дороти и Лилиан Гиш, одной из самых богатых премий в области искусства, ежегодно присуждаемой «мужчине или женщине, внесшим выдающийся вклад в красоту мира и человечество. наслаждение и понимание жизни ".
В 2010 году Нешат был назван Артистом десятилетия Huffington Post критиком Г. Роджера Денсона за «степень, в которой мировые события более чем встретили художника, сделав его искусство хронически актуальным для все более глобальной культуры», за отражение «идеологической войны, ведущейся между исламом и светским миром по вопросам гендер, религия и демократия "и потому, что" влияние ее работ далеко выходит за рамки искусства, отражая наиболее важную и далеко идущую борьбу за отстаивание прав человека ".
В 2015 году был выбран Нешат и сфотографировано Энни Лейбовиц в рамках 43-го календаря Pirelli.
На 2017 Зальцбургском фестивале Нешат направил Джузеппе Верди опера Аида с Риккардо Мути в роли дирижера и Анной Нетребко в главной роли. Отвечая на вопрос организаторов фестиваля о том, какая особая задача стоит перед иранской женщиной при постановке пьесы, посвященной угрозам политического послушания и религии для частной жизни и любви, Нешат сказал: «Иногда границы между Аидой и мной стираются».
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Ширин Нешат. |
.