Координаты : 40 ° 00′33,71 ″ с.ш., 119 ° 45′14,92 ″ в.д. / 40,0093639 ° N 119.7541444 ° E / 40.0093639; 119.7541444
перевал Шанхай | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
"" (老 龙头), часть перевала Шанхай, место, где Великая Китайская стена встречается с Бохайским морем | |||||||||||||
китайское название | |||||||||||||
упрощенное китайское | 山海关 | ||||||||||||
Традиционный китайский | 山海關 | ||||||||||||
Буквальное значение | «Гора и морской перевал» | ||||||||||||
| |||||||||||||
маньчжурское имя | |||||||||||||
маньчжурское письмо | ᡧᠠᠨᠠᡥᠠ. ᡶᡠᡵᡩᠠᠨ | ||||||||||||
романизация | шанаха фурдан | ||||||||||||
перевал Шанхай или Шанхайгуань (упрощенный китайский : 山海关; традиционный китайский : 山海關; пиньинь : Shānhǎi Guān) - один из главных проходов в Великой Китайской стене. Он расположен в округе Шаньхайгуань, Циньхуандао, провинции Хэбэй. В 1961 году перевал был выбран главным историческим и культурным памятником, охраняемым на национальном уровне Государственным советом Китая , и был внесен в список как часть Великой стены в качестве памятника архитектуры. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году.
Перевал является популярным туристическим направлением в восточной конечной точке Великой стены династии Мин. Место, где стена встречается с Бохайским морем, называется "" (老 龙头). Перевал находится почти в 300 километрах (190 миль) к востоку от Пекина и связан через скоростную автомагистраль Цзиншэнь, которая проходит на северо-восток с Шэньян.
На протяжении всей истории Китая перевал служил в качестве передовой оборонительной заставы против этнических групп из Маньчжурии, включая киданей, чжурчжэней и маньчжур. Перевал Шанхай является отправной точкой восточного конца Великой стены и первым барьером для охраны границы, поэтому он называется «Первый проход под небом» (天下第一 关).
Расположенный к югу от горы Ян и к северу от Бохайского моря, перевал веками охранял узкий проход между северо-востоком и центрально-восточным Китаем. Династия Северная Ци, Династия Суй и Династия Тан построили здесь проходы. Это место называлось Югуань в период Тан, и к 785 году здесь был основан гарнизон. Еще восемь гарнизонов были созданы от Югуаня до Цзиннюкоу. В период позднего Тан и Пяти династий территория контролировалась автономными губернаторами. К периоду Пяти династий не осталось гарнизонов (кроме югуаньских). Район и перевалы тогда контролировались династией Ляо. Ляо основал уезд Цяньминь к востоку от Югуаня на территории современного Шаньхайгуань. Гарнизоны были построены в районе при династии Цзинь и Юань. В 1381 году генерал Мин Сюй Да построил нынешний перевал, который получил название Шанхайгуань (буквально «горный перевал») из-за его положения между горами и морем. В конце 16 века Мин генерал Ци Цзигуан начал укрепление и строительство военного города вокруг перевала, построив города и форты на востоке, юге и севере, что сделало его одним из самые сильно укрепленные перевалы в Китае.
В период Цяньлун династии Цин перевал Шанхай стал резиденцией (临 榆 县城) под юрисдикцией (永平 府). В конце династии Цин было построено множество фортов для усиления береговой обороны. В период Китайской Республики перевал находился под контролем клики Фэнтянь, Национального правительства Китайской Республики, японской армии и (冀 热辽军 区). 27 ноября 1948 года его захватила Северо-восточная полевая армия. После основания Китайской Народной Республики перевал Шанхай когда-то находился под юрисдикцией провинции Ляоси., а позже под юрисдикцией провинции Хэбэй.
Сегодня перевал Шанхай - один из наиболее хорошо сохранившихся проходов Великой Китайской стены.
В 1644 году Ли Цзычэн повел армию повстанцев в Пекин, столицу династии Мин, что ознаменовало собой официальный конец династии Мин. После оккупации столицы Ли попытался заручиться поддержкой генерала династии Мин Ву Сангуи, командующего могущественным гарнизоном Нингюань к северу от Великой стены. Вместо того, чтобы подчиниться Ли, Ву связался с маньчжурской династией Цин, предложив объединить силы, чтобы изгнать повстанцев из столицы. Доргон, регент Цин, направил свою армию к перевалу Шанхай, чтобы получить сдачу Ву. Вместе Ву и маньчжуры разгромили армию Ли Цзычэна возле перевала, и Ли был вынужден покинуть столицу. Победа Цин позволила их армии беспрепятственно войти в Пекин и утвердила их в качестве доминирующей державы в Китае.
В эпоху Цин Перевал Шанхай, расположенный между Шэньяном и Пекином, упоминался как «Ключ от столиц». В эпоху республиканцев, а также во время Альянса восьми наций и Второй мировой войны перевал стал свидетелем множества конфликтов.
Британская энциклопедия 1911 года отмечает:
ШАНХАЙ-КВАНЬ, гарнизонный город на крайнем востоке провинции Чи-ли, Китай. Поп. около 30 000. Он расположен в месте, где гряда холмов, несущих Великую Китайскую стену, спускается к морю, оставляя квон или проход ограниченной протяженности между собственно Китаем и Маньчжурией. Таким образом, это важный военный пункт и торговая артерия между Маньчжурией и Великой Китайской равниной. Императорская Северная железная дорога от Тяньцзинь и Таку, 174 м. от первого проходит через перевал и огибает берег залива Ляо-дун до договорного порта Ню-чван, где он соединяется с железными дорогами, ведущими из Порт-Артура к главной сибирской магистрали. Перевал образовал южную границу российской сферы влияния, как это определено в соглашении между Великобританией и Россией от 28 апреля 1899 года.
В июле 1900 года 15000 японских войск высадились у Шанхайского прохода, прежде чем двинуться на Пекин в снять осаду с дипломатических миссий боксерами. В предпосадочной бомбардировке местности не было необходимости, так как китайских войск было немного. Межсоюзническим отношениям был нанесен удар, когда у Шанхайского прохода произошла пьяная стычка между японскими и французскими войсками. В бою трое французских и семь японских солдат были убиты, а пять французов и 12 японцев были ранены.
В ноябре 1945 года Северо-Восточная Народно-освободительная армия (НОАК) попыталась удержать Шанхайгуань. против гоминьдановских войск, наступающих с юга. Они стремились не допустить Чан Кайши в Маньчжурию. Силы НОАК численностью 10 000 человек были недостаточно оснащены и слишком малочисленны, чтобы защищать позицию, и отступили к Сипингу.
Шанхайский перевал находится построены в форме квадрата с периметром около четырех километров (2,5 мили). Стены достигают высоты 14 метров (46 футов) и имеют толщину 7 метров (23 фута). Восточная, южная и северная стороны окружены глубокий и широкий ров с разводными мостами над ним. В середине перевала стоит высокая колокольня.
Все четыре стороны перевала Шанхай когда-то имели ворота или мен (門), с воротами Чжендунг (鎮 東門) в восточной стене, ворота Иньэн (迎 恩 門) на западе, ворота Ванъян (望洋 門) на юге и ворота Вэйюань (威遠 門) на севере. Из-за отсутствия ремонта на протяжении веков сегодня остались только ворота Чжэндоун. Это были самые важные ворота из-за своего положения, которые выходили за перевал в сторону Пекина.