Династия Ляо

редактировать
Бывшая империя в Восточной Азии

Великий Ляо / Цидань. 大 遼 (Великий Ляо). "Khitan State" / 契丹 國 ( Государство Кидань)
916–1125
Династия Ляо в самом разгаре, ок. 1000 Династия Ляо в наибольшей степени, ок. 1000
СтолицаШанцзин (Линьхуан)
Распространенные языкиКидань, Среднекитайский, Чжурчжэнь
РелигияБольшинство: . Влияния:
ПравительствоМонархия
Император
• 907–926Тайдзу (Абаодзи)
• 926–947Тайцзун
• 947–951Шизонг
• 951–969Музонг
• 969–982Цзинцзун
• 982–1031Шэнцзун
• 1031–1055Синцзун
• 1055–1101Даоцзун
• 1101–1125Тяньцзуо
Историческая эпохаСредневековая Азия
Абаодзи становится каганом китанов907
• Абаоджи принимает титул Небесного императора 916
• «Великий Ляо» принят как династическое имя947
• Подписание Чаньюаньского договора с Сун1005
• Возникновение династии Цзинь 1114–1115
Император Тяньцзуо захвачен Цзинь1125
Западный Ляо основан1124
Район
947 оценка2 600 000 км (1 000 000 кв. Миль)
1111 оценочно.4 500 000 км (1 700 000 кв. Миль)
ВалютаВ основном бартер в кочевые районы, и наличные монеты в южном округе. (См.: монеты династии Ляо )
, предшествовавшие, преемники
китаней
династия Тан
Уйгурский каганат
Позднее Цзинь
Кумо Си
народ Шивэй
Балхэ
Зубу
Карлуки
Династия Цзинь
Северный Ляо
Западная Ся
Западный Ляо
Кхамаг Монгол
Кочо
Сегодня часть
1. Шанцзин (Линьхуан) занял первое место из пяти столиц, основанных Ляо, и все они одновременно служили региональными столицами округа. Четыре другие столицы включали Нанкин (Сицзинь, сегодня Пекин ), Дунцзин (Ляоян ), Сицзин (Датун ) и Чжунцзин (Дадин, сегодняшний Нинчэн ).

династия Ляо (; киданей : Mos Jælud; традиционный китайский : 遼朝; упрощенный китайский : 辽朝; пиньинь : Liáo cháo), также известная как Империя Ляо, официально Великий Ляо (大 遼; 大 辽; Dà Liáo), или Кидан ь (Цидань) Государство (Кидан: Mos diau-d kitai huldʒi gur), был империей и имперской династией в Восточной Азии, которые правила с 916 по 1125 год над Северной и Северо-Восточный Китай, Монголия и части Дальнего Востока России и Северная Корея. Империя была основана Елю Абаодзи (императором Тайцзу из Ляо), каганом из китаней примерно во время краха династии Тан, и был первым, контролируемым всю Маньчжурию. Управляемая киданями кланом Елю, династия Ляо считается историками династией завоевателей Китая.

Практически после своего основания династия Ляо начал процесс территориальной экспансии, и Абаджи возглавил успешное завоевание Балхае. Более поздние императоры получат Шестнадцать префектур, разжигая через посредников, которая привела к краху Позднего Тан (923–936) и установила данник отношения с Корё после проигрыша Войн Корё-Кидань. В 1004 году династия Ляо предприняла имперский поход против династии Северная Сун . После тяжелых боев и больших потерь между двумя империями обе стороны подписали Чаньюаньский договор. Посредством договора династия Ляо вынудила Северную Сун их равными себе и возвестила эру мира и стабильность между двумя державами, которая длилась около 120 лет.

Напряжение между традиционными киданьскими социальными и политическими практиками и китайскими регионами и обычаями было определяющей чертой династии. Эта напряженность привела к серии кризисов преемственности; Императоры Ляо поддерживали китайскую концепцию первородства, в то время как большая часть остальной киданьской элиты поддерживала типичные методы наследования через самого сильного кандидата. Практики киданей и китайцев были настолько разными, что Абаоцзи создал два параллельных правительства. Северная администрация управляла районами киданей, следуя традиционной практике киданей, тогда как южная администрация управляла районами с большим не киданьским населением, перенимая традиционными методами управления Китая.

Различия между китайским и киданьским обществом включали гендерные роли и брачные обычаи: киданьи придерживались более эгалитарного взгляда на гендер, что резко контрастировало с китайскими культурными традициями, которые разделяли мужские и женские роли. Киданьских женщин учили охотиться, управлять семейным имуществом и занимать военные должности. Многие браки не заключаются, женщины не обязаны быть девственницами при первом браке, а женщины имеют право на развод и повторный брак.

Династия Ляо была разрушена чжурчжэнями во главе с династией Цзинь в 1125 году с пленением императора Ляо Тяньцзуо. Однако оставшиеся китани во главе с Елюй Даши (император Дэцзун из Ляо) основали династию Западного Ляо (Кара-Хитай), которые являются некоторыми частями Центральной Азии почти столетие. до того, как был завоеван монголами. Хотя культурные достижения, связанные с династией Ляо, значительны, и в музеях и других коллекциях существуют различные культуры скульптур и других артефактов, остаются серьезные вопросы относительно точной природы и влияния Ляо-Кидань на последующие события, такие как музыкальное и театральное искусство.

Содержание

  • 1 Имена
  • 2 История
    • 2.1 Кидани до Абаоцзи
    • 2.2 Абаоцзи и подъем киданей
    • 2.3 Проблемы наследования и оккупация Кайфэна
    • 2.4 Император Шэнцзун и высота могущества Ляо
      • 2.4.1 Войны Корё и Киданей
      • 2.4.2 Династия Сун и Чаньюаньский договор
    • 2.5 Имперские распри
    • 2.6 Возвышение Цзинь и падение Ляо
  • 3 Правительство
    • 3.1 Закон и управление
    • 3.2 Военные
  • 4 Общество и культура
    • 4.1 Разговорный и письменный языки
    • 4.2 Статус женщин
    • 4.3 Брачные обычаи
    • 4.4 Религия
    • 4.5 Культурное наследие
  • 5 Историческое место
  • 6 См.. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Имена

Официально династия основана в 916 году, когда Абаодзи провозгласил себя императором и принял династическое имя «Киданей » (китайский : 契丹; пиньинь : Ци Дань). В 946 году император Тайцзун из Ляо официально переименовал династию в «Великий Ляо » (китайский : 大 遼; пиньинь : Да Лиао). Название было снова изменено на «Кидань» в 983 году, во время правления императора Шэнцзуна из Ляо. В 1066 году император Даоцзун из Ляо вновь ввел династическое имя «Великий Ляо», и это название оставалось в официальном употреблении до распада династии.

В 1124 году государство-преемник, основанное Елю Даши в Западных регионах, также официально приняло династ название «Великий Ляо». Однако в историографии этот режим чаще называют «западным ляо» или «кара китай».

Среди историков нет единого мнения относительно этимологии слова «Ляо». Некоторые считают, что «Ляо» произошло от слова «железо» на киданьском языке, в то время как другие полагают, что это название произошло от реки Ляо водос который был традиционной родиной киданей.

История

Киданей до Абаджи

Ни происхождение, ни этнический состав, ни ранняя история киданей не задокументированы в историческом источнике. Самое раннее упоминание о киданьском государстве находится в Книге Вэй, истории династии Северная Вэй (386–534), которая завершилась в 554 году. Несколько книг написаны после 554 года. регистрируют киданей как активный в конце третьего и начале четвертого веков. Книга Цзинь (648), история династии Цзинь (265–420), относится к китаням в разделе, посвященном правлению Муронг Шэн (398–401). Самгук Саги (1145), история Трех Королевств Кореи, упоминает набег киданей, имевший место в 378 году.

По мнению китаеведов Денис К. Твитчетта и Клауса-Петера Титце, считать, что кидани произошли из ветви ювен сяньбэй. После поражения от другой ветви сяньбэй в 345 году юйвэнь разделились на три племени, одно из которых называлось Кумо Си. В 388 году сам Кумо Си раскололся, одна группа осталась под названием Кумо Си, а другая группа стала киданами. Это мнение частично подтверждается Книгой Вэй, в которой кидани показаны происходящие из Сяньбэй. Существует также несколько конкурирующих теорий происхождения киданей. Начало с династии Сун, некоторые китайские ученые предполагали, что кидани происходило от народа сюнну. Хотя современные историки отвергают идею о том, что кидани были исключительно хунну по происхождению, есть определенная поддержка утверждению, что они имеют смешанное сянбэйское и сюннуское происхождение. Начиная с Рашид-ад-Дина Хамадани в четырнадцатом веке, что киданцы были монголами по происхождению, а в конце XIX века западные ученые заявили, что киданцы были тунгусами по происхождению - современный лингвистический анализ опроверг это утверждение. Между киданями и корейскими языками существует много похожих слов, которых нет в тунгусских или монгольских языках.

К тому времени, когда в 554 году была написана Книга Вэй, китанцы сформировали государство, где сейчас находятся китайские провинции Цзилинь и Ляонин. Кидани потерпели военных поражений от других кочевых групп в этом регионе, а также от китайской Северной Ци (550-577) и Суй (589-618) династий. Племена киданей в разное время подпадали под влияние тюркских племен, таких как уйгуры, и китайских династий, таких как Суй и Тан. Это влияние оказывает повлияло на киданьский язык и культуру. В Суйшу (Книга Суй, том 84) кидани вил как «воинственные грабители и грабители» и «самые жестокие и высокомерные среди всех варваров». Ляоши (LS, т. 32 и 59) дает следующее описание ранних киданей:

Проживая в Великой пустыне (大漠 - dàmò), где много холода и сильного ветра, они у них был домашний скот и рыболовство. как источник пищи, мех как одежда, и они мигрировали в зависимости от времени года. Их специальностью были повозки и лошади... По старому киданьскому обычаю их богатством лошади, а их сила - солдаты. Лошади были выпущены по всей открытой местности, а демобилизованные солдаты рассредоточились по людям. Когда приложениело важное дело или битва, их добавили к оружию. Если приказ будет отдан в 5 часов утра, они все немедленно соберутся в 7 часов утра. Лошади следовали за водой и травой. Люди полагались на молоко и кумыс. Они гнули мощный лук и стреляли в животных для повседневного использования. У них были сушеные корма и корм. Это был их Путь (道 - dào). Из-за этого они сохраняют победу, и куда бы они ни посмотрели, они не встречают сопротивление.

Ляоши (LS, т. 32) называет древние восемь племен киданей (которые также упоминаются в Weishu ):

Это древние восемь племен: племя Xiwandan, племя Hedahe, племя Fufuyu, племя Yuling, племя Nilin, племя Pixie, племя Li (Блэк), Племя Тулуйю... Вскоре после увеличения они вторглись в Северную Ци (北齊 - Бей Ци), но потеряли в плену сто тысяч человек. Затем под натиском турок (突厥 - Туджуэ) они временно поселились в Корее (高麗 - Гаоли), насчитывая немногим более десяти тысяч семей. Племена рассредоточились и перестали быть восемью древними племенами.

Кидань на росписи гробниц в Аоханском баннере, Внутренняя Монголия

Большую часть столетия между 630 и 730 годами кидани находились под Танской династией. Это было сделано в основном кланом Кидань Дахэ. Император Тан даровал дахэ китайскую фамилию Ли и назначил их лидера на должность губернатора, которую Твитчетт и Титце описали как «офис, специально созданный для косвенного управления киданьскими племенами». Однако на рубеже веков контроль Тан над севером начал ослабевать, поскольку он сосредоточил внимание на других его границах. В 696 году лидер Дахэ Ли Цзиньчжун поднял восстание и повел киданьские войска в Хэбэй. Хотя восстание было побеждено, потребовалось более пятнадцати лет, прежде чем удалось восстановить контроль над киданями, и этот контроль никогда не будет сильным или долгим. Повторный распад отношений киданей и ляо в 730-х годах привел к тому же, что клан яолийцев сменил Дахэ в качестве правящего клана киданей, что вынудило губернатора Тан Ань Лушаня начать два вторжения на территории киданей в 751 и 755 годах. Потерпев поражение от киданей во время первого вторжения, Ань Лушан добился успеха во втором, но затем возглавил восстание против Тан, которое вошли киданские войска в его армию. Восстание Ань Лушань ознаменовало начало конца династии Тан.

После восстания Ань Лушань кидани стали вассалами уйгуров, одновременно платя дань Тан, ситуация, которая длилась с 755 года до падения уйгуров в 840 году. С 840 года и до прихода Абаоцзи кидани остались данниками династии Тан.

Абаодзи и подъем киданей

Абаодзи, ставший роль императором Тайцзу из Ляо, родился в 872 году в семье вождя племени йила. В то время племя йила было самым большим и сильным из восьми связанных племен киданей; Однако Великий Хан, главный лидер киданов, происходил из яолийской линии. В 901 году Совет племени избрал Абаджи главой племени йила. К 903 году Абаджи был назван Юйюэ, во главеначальником киданей, подчиненным только Великому хану. Четыре года, в 907 году, Абаджи стал Великим ханом киданей, положив конец девяти поколениям спустя правления яолийцев. Абаодзи приобрел престиж, необходимые для обеспечения позиции киданьского великого хана, благодаря сочетанию дипломатии и серии успешных военных кампаний, начавшихся в 901 году, против ханьских китайских сил на юге, Си и Шивэя на западе и Чжурчжэни на юге.

Пагода храма Тяньнин (Пекин), построенная около 1120 лет во время династии Ляо

В тот же год, когда Абаодзи стал Великим ханом, китайским военачальником Чжу Вэнь, который в 904 году убил последним законного императора династии Тан, объявил Тан над и назвал себя императором Китая. Его династия быстро распалась, положив начало пятидесяти трехлетнему периоду разобщенности, известному как период Пяти династий. Одна из пяти династий, Поздний Цзинь (936–947), был предостав-клиентом китаней.

На большей части истории Китая положение Императора определялось первородство ; положение переходит от отца к первенцу после смерти отца. Хотя киданьская преемственность также сохранялась в пределах семьи, акцент делался на выбор наиболее подходящего варианта, при этом все братья, племянники и сыновья вождяались правильным выбором для наследования. Ожидалось, что киданьские правители передадут власть родственнику по отцовской линии после трехлетнего срока. Abaoji сигнализировал о своем желании стать постоянным правителем при вступлении на престол в 907 году, закрепив свое положение, убив большинство других киданьских вождей. Между 907 и 910 годами правление Абаджи оставалось неизменным. Только после 910 года, когда Абаджи проигнорировал киданьскую традицию, когда другой член семьи занял положение Великого хана, его правление подверглось прямому вызову. Как в 912 году, так и в 913 году членов семьи Абаоджи, в том числе большинство его братьев, предприняли попытки вооруженного восстания. После того, как первое восстание было обнаружено и разгромлено, Абаоджи простил заговорщиков. После второго были помилованы только его братья, остальные заговорщики погибли насильственной смертью. Братья спланировали дополнительные восстания в 917 и 918 годах, оба из которых были легко подавлены.

В 916 году, когда закончился его третий срок на пребывание постуого киданя, внесение ряда изменений, двигавших Киданьское государство ближе к модели управления, используемой китайскими династиями. Он принял титул Небесного Императора и назначил имя эпохи, назвал своего старшего сына Елю Бей своим преемником и поручил построить конфуцианский храм. Два года спустя он основал столицу Шанцзин (上京), которая имитировала модель китайской столицы.

Перед своей смертью в 926 году Абаоцзи значительно расширил территорию, контролируемые китанями. На пике своего развития династия Ляо охватывала современную Монголию, части Казахстана и Дальний Восток, а также китайские провинции Хэбэй, Хэйлунцзян, Внутреннюю Монголию, Цзилинь, Ляонин и Шаньси.

Проблемы престолонаследия и оккупации Кайфэна

В 916 году император Тайцзу (Абаодзи) официально назначил своего старшего сына Елю Бея своим преемником. Преемственность по первородству была давним стандартом в китайской культуре, но не принятая киданями, создавая трения между желаниями Тайцзу и верованиями киданьской элиты, включая жену Тайцзу, Императрицу Шулу Пин. Тайдзу, предчувствуя возможность того, что процесс преемственности столкнется с трудностями, вынудил руководство киданей присягнуть Елю Бею после того, как он был назначен наследником. Для киданей это считалось радикальным шагом. Это трение между первородством и преемственностью самого сильного кандидата привело бы к повторным кризисам преемственности, первый из которых случился после внезапной и неожиданной смерти Тайцзу в 926 году.

Эта картина под названием «Лошадь и лучник», как полагают, была написана Елюй. Бэй.

Елю Бею было двадцать шесть лет на момент смерти отца. эрудит, Бэй олицетворял многие ценности китайской аристократии; он был знатоком музыки, медицины, гадания, живописи и письма (как на китайском, так и на киданьском). Он также был опытным воином, ведя войска в битву во время завоевания его отцом Балхае. После того, как кампания закончилась победой Ляо в 926 году, император Тай-цзу дал Бэю командование завоеванной территорией, которая стала известна как княжество Дундан, а также титул принца Дунданя. 242>

Императрица Шулу Пин, которая стала известна как вдовствующая императрица Интянь после смерти своего мужа, была исключительно влиятельной фигурой как до, так и после смерти Тайцзу. Пока последний был жив, Шулу Пин командовал армией из 200 000 всадников, которой было поручено поддерживать порядок, в то время как Тайцзу вел военные кампании за границу. Также она сама вела кампании. После смерти мужа императрица отвергла традиционный киданьский обычай хоронить вместе с ним и предпочла вместо этого отрезать свою правую руку и похоронить ее вместе с императором. Затем Шулю Пин захватила всю военную и гражданскую власть, чтобы контролировать наследование империи на своих условиях. Отказ императрицы убить себя и быть похороненным вместе с Тайцзу положил конец давнему обычаю.

Именно потому, что принц Елю Бэй олицетворял как китайские, так и киданьские ценности, императрица Шулу Пин возражала против того, чтобы Бей взял на себя роль императора. Императрица считала, что открытость Бэя китайской культуре умаляет его лидерские способности как киданя, и вместо этого предпочитала более традиционалистского второго сына императора Тайцзу, Елю Дэгуана. Дегуан пользовался поддержкой не только своей матери, но и киданьской знати. Понимая, что он не может занять трон и что это будетК концу 927 года заявлена ​​его способность вызывать вызов восхождения Дэгуана на трон.

Киданьи в росписи гробниц во Внутренней Монголии Храм Гэюань Зал Веншу, построенный в 966 году, является самым старым сохранившимся зданием Ляо

, несмотря на Бэйольно отказавшись от своих прав, Дэгуан, который принял титул императора Тайцзуна Ляо, рассматривал Бэя как угрозу. Бэй по-прежнему играл роль принца Дондана и вернулся туда после отказа от своих имперских притязаний. Чтобы разрушить любую потенциальную базу власти, которую Бэй мог сформировать в Дондане, император Тайцзун приказал, чтобы столица Дунданя и все ее люди переместились на территорию, которая сейчас Ляоян. Сам принц Бэй находился под наблюдением императора. В 930 году принц Бэй бежал в Поздний Тан, где он стал почетным гостем Императора Минцзуна, который зашел так далеко, что дал принцу Бэю собственную фамилию Императора Ли (李). Существуют два противоречивых рассказа о принца Бэя: он был убит либо в 936 г. император Мо из позднего Тан в отместку за поддержку киданей в свержении Тан и замене его более поздним цзинь, либо в 937 г. Император Гаозу из Позднего Цзинь (Ши Цзинтан) как проявление преданности императору Тайцзуну из Ляо.

После смерти императора Минцзуна в 933 году Поздний Тан начал распадаться от своей собственной преемственности кризис. Сын и преемник Минцзуна Ли Конхоу правил всего пять месяцев, прежде чем он был убит в 934 году в результате переворота, применяемого его приемным братом Ли Цунке (император Мо Позднее Тан). Принц Бэй, который был почетным гостем при дворе Тан, написал своему брату императору Тайцзуну (Елюй Дэгуан), посоветовав ему вторгнуться в Тан. Вместо этого Тайцзун оказал военную поддержку восстанию, Ши Цзинтаном, губернатором династии Тан и зятем бывшего императора Минцзуна. С помощью киданей в 936 году Ши Цзинтану удалось заменить Поздний Тан своим Поздним Цзинь. После некоторых переговоров с более могущественными китанями он уступил шестнадцать пограничных префектур, простирающихся от современного Датун (провинция Шаньси ) до побережья Бохайское море к востоку от того, что сейчас Пекин, до Ляо. Имеются неограниченный доступ к равнинам северного Китая, в Шестнадцати префектурах находились многочисленные стратегические проходы и укрепления, кидани. Ши Цзинтан также согласился относиться к императору Тайцзуну Ляо как к собственному отцу, что символически подняло Тайцзун и Ляо на более высокое положение.

Отношения между Ляо и Поздним Цзинь испортились после смерти Ши Цзинтан в 942 году и восхождение на трон Ши Чунгуя, также известный как император Чуди из Позднего Цзинь. Новый император окружил себя анти-киданьскими советниками, а в 943 году изгнал посланника Ляо из столицы Цзинь Кайфэн и захватил собственность, принадлежавшую киданьским купцам в городе. К концу следующего года император Тайцзун начал вторжение в Цзинь. Хотя вторжение заняло три года, и Ляо столкнулся с неудачами, к концу 946 года император Тайцзун добился того, чтобы глава сил Позднего Цзинь сдался, и смог без сопротивления двинуться в Кайфэн. Император Тайцзун отпраздновал свою принятием династического названия «Великий Ляо». Силы вторжения Ляо, которые не принесли с собой достаточных запасов для своего вторжения, начали грабить недавно завоеванные территории и обложили китайское население бывших земель Цзинь высокими налогами. Это вызвано серию восстаний, которые завершились в 947 г. учреждением Поздней Хань бывшим правителем Цзинь Лю Чжиюанем. После оккупации Кайфэна всего на три месяца император Тайцзун и Ляо были вынуждены отступить на север. Во время отступления император Тайцзун умер от внезапной болезни к югу от современного Шицзячжуана, Хэбэй.

Смерть Тайцзуна вызвала второй кризис престолонаследия, снова спровоцированный вдовствующей императрицей Интянь и подпитывается конфликтом между китайским первородством и киданьскими обычаями наследования. Елюй Руань, старший сын принца Бэя и племянник императора Тайцзуна, провозгласил себя императором еще в Хэбэе. Император Тайцзун поднял Елю Жуаня после того, как Елю Бэй ушел в Поздний Тан, и отношения между дядей и племянником были близкими. Елюй Руан сопровождал императора во время его вторжения в Поздний Цзинь, и он заработал репутацию, способный воина и полководца, а также человека с вежливым и благородным нравом. Вдовствующая императрица Интянь поддерживала на престоле младшего брата императора Тайцзуна, Елю Лиху. Вдовствствующая императрица послала две последовательные армии против Е Руана, который победил обоих. В конце концов, Лиху, которого киданьская знать, строгим и избалованным, не смог заручиться достаточной поддержкой, чтобы бросить вызов Елю Руану, и после того, как двоюродный брат клана Елюй заключил мир, Елю Руан формально принял роль императора и титул. императора Шицзун из Ляо. Император Шицзун сразу же изгнал вдовствующую императрицу Интянь и Елю Лиху из столицы, положив конец их политическим амбициям. Правление императора Шизонга описалось серией восстаний в его большой семье. Шицзун наблюдал за уточнением двойной системы правления своего деда, которая приблизила южную администрацию к модели, используемой династии Тан. На смену императору Шицзуну придет сын императора Тайцзуна Елюй Цзин, также известный как Император Музонг из Ляо. Император Музонг, умерший в 969 году, станет вторым и последним из императоров, сменившим Абаодзи, который не был прямым потомком Елю Бэя.

После завоевания Ляо Позднего Цзиня Ляо приобрел нефрит. Печать государственной передачи (chuanguo yuxi) из позднего Цзинь. Идеологически Ляо считал себя законным преемником Позднего Цзинь правителя Китая. Следовательно, он выбрал элемент Воды, элемент, следующий за элементом Металл, династический элемент Позднего Цзинь, в соответствии с последовательностью создания Пяти Элементов (усин). Он также выбрал черный цвет, соответствующий элементу Воды, в качестве своего династического цвета.

Император Шэнцзун и высота власти Ляо

Было представлено правление Императора Шэнцзуна с 982 по 1031 гг. разгар могущества династии Ляо. Шэнцзун руководил успешной военной кампанией династии Сун, которая обеспечила долгосрочное мирное соглашение на условиях, благоприятных для Ляо. Он также руководил неудавшейся военной кампанией против корейской династии Корё. В 990 г. император Ляо признал Ли Юаньхао «Королем Ся».

Войны Корё-Киданей

Местоположение Балхэ в 900 династии Ляо (салатовый) граничащие с Кореей, Сун (оранжевый), Си Ся (изумрудно-зеленый) и Уйгурское Королевство Кочо

Когда Абаоджи завоевал государство Балхэ в 926 году, большая часть населения была переселена на территорию, которая сейчас называется Ляонин, Китай. По крайней мере, три группы остались на территории бывшего Балхае, одна из которых образовала штат Чонган. Несмотря на два вторжения, в 975 и 985 годах, силы Ляо не смогли победить Чонган. Не в силах устранить угрозу и утомленными группами чжурчжэней, в том числе населяющими регион, Ляо построили три форта с военными колониями в районе долины реки реки Ялу.

Военные действия в непосредственной близости от территории Корё, в сочетании с отменой вторжения Ляо в Корё в 947 году и прочими дипломатическими и культурными отношениями между династиями Корё и Сун, отношения Ляо и Корё были очень плохими. И Ляо, и Корё видели друг в друге военную угрозу; Кидани опасались, что Корё попытается разжечь восстания среди населения балхэ на территории Ляо, в то время как Корё опасался вторжения со стороны Ляо. Кидани вторглись в Корё в 992 году, послав отряд, численность которого по утверждению командующего Ляо, составляющая 800000 человек, и потребовали, чтобы Корё уступил территорию вдоль реки Ялу. Корё обратился за помощью к династии Сун, с которой у них был военный союз, но помощи Сун не последовало. Кидани неуклонно продвигались на юг, пока не достигли реки Чонгчон, после чего они призвали к переговорам между военными лидерами Ляо и Корё. В то время как Ляо использовал требовал полной капитуляции от Корё, и Корё изначально, казалось, был готов рассмотреть это, корейский переговорщик в конечном итоге смог убедить китаней принять резолюцию, согласно которой династия Корё стала данником. государство династии Ляо. К 994 году начались регулярные дипломатические обмены между Ляо и Корё, и отношения Корё и Сон безвозвратно похолодели.

Мир не продлился два десятилетия. В 1009 году генерал Корё Ганг Джо убил короля Корё и посадил короля Корё на трон с намерением служить мальчиком регент. Ляо немедленно послал армию в 400000 человек в Корё, чтобы наказать Ганг Джо; однако после начального периода военного успеха и срыва нескольких попыток мирных переговоров Корё и Ляо вступили в десятилетие непрерывной войны. В 1018 году кидани столкнулись с самым значительным военным поражением в истории династии, когда их армия была практически уничтожена в битве при Квиджу силами Корё под командованием генерала Ганг Гама. чан, но к 1019 году они уже собрали другую большую армию для похода на Корё. В этот момент обе стороны осознали, что они не могут победить друг друга в военном отношении, поэтому в 1020 году король Хёнджон возобновил посылку дани Ляо, а в 1022 году Ляо официально признал законность правления короля Хёнджона. Корё останется вассалом, и отношения между Ляо и Корё останутся мирными до конца династии Ляо.

Династия Сун и Чаньюаньский договор

Чжао Куанъинь, также известный как император Тайцзу из Сун, основатель династии Сун

В 951 г. возникла Поздняя Чжоу, последняя из пяти недолговечных династий, составлявших период Пяти династий и Десяти Королевств. Император-основатель Позднего Чжоу умер в 954 году, и ему наследовал его приемный сын, который будет править под именем Император Шицзун из Позднего Чжоу. Шицзун считал, что династия Ляо готова вторгнуться в Чжоу, и в 958 году он начал превентивную военную кампанию против Ляо, стремясь захватить шестнадцать префектур, переданных Ляо императором Гао-цзу из Поздней Цзинь в 938 году. Император Шицзун умер в 959 году. еще до того, как его армия встретила силы Ляо. В 960 г. главнокомандующий дворцовой гвардией Поздней Чжоу Чжао Куанъинь узурпировал трон, который затем занимал семилетний сын императора Шицзуна, и объявил себя основателем династии Сун.

Отношения между Ляо и Сун изначально были мирными, две династии обменялись посольствами в 974 году. После краха династии Тан несколько территорий образовали небольшие независимые государства, которые никогда не воссоединялись во времена Пяти династий и Период десяти королевств. Кроме того, несколько дополнительных территорий, которые контролировались военными губернаторами во время династии Тан, перешли под контроль местных полевых командиров после краха Тан. Вместо того, чтобы сосредоточиться на отвоевании земель у династии Ляо, Чжао Куанъинь, который получит титул Император Тайцзу Сун, сосредоточился на возвращении этих меньших отколовшихся территорий. Он умрет в 976 году, восстановив контроль над всеми этими территориями, кроме одной, Северного Хань королевства. Несмотря на статус Северной Хань как протектората династии Ляо, император Тайцзу из Сун начал вторжение в королевство в 976 году, всего за несколько месяцев до своей смерти. Северный Хань получил помощь от Ляо, и вторжение было отражено. Император Тайцзун из Сун, брат императора-основателя и второго императора династии Сун, начал второе вторжение в 979 году. Северный Хань снова получил помощь Ляо, но это вторжение было успешным; Северный Хань рухнул, и Сун смогли взять на себя контроль над территорией. Император Тайцзун из Сун сразу же последовал за этой победой, предприняв попытку вторжения в шестнадцать префектур, но ненастроенные и недостаточно обеспеченные войска Сун были полностью разбиты Ляо в битве на реке Гаолян.

династии Ляо в 1025 г.

следующие два десятилетия отношения между Ляо и Сун продолжали ухудшаться. Ляо постоянно информировали о попытках Сун создать военные союзы с другими группами, разделяющими границу с Ляо, и мелкие пограничные стычки были обычным явлением. Начиная с 999 император Шэнцзун из Ляо возглавил серию кампаний против Сун, которые, хотя в целом были успешными на поле битвы, не смогли получить от Сун ничего ценного. Ситуация изменилась в 1004 году, когда император Шэнцзун возглавил кампанию, которая быстро продвинулась прямо за пределы столицы Сун Кайфэн, только завоевывая города, которые быстро перешли на сторону армии Ляо, избегая при этом длительных осад городов, которые сильно сопротивлялись. Император Чжэньцзун из Сун выступил и встретил Ляо в Чаньюань, небольшом городке на Желтой реке. В январе 1005 года две династии подписали Чаньюаньский договор, в котором говорилось, что Сун будет давать Ляо 200000 рулонов шелка и 100000 унций серебра каждый год, чтобы два императора обращались друг к другу на равных, что они завершат расположение их спорной границы, и что две династии возобновят дружеские отношения. В то время как суммы (которые Сун называли подарками и данью Ляо) были позже увеличены до 300 000 рулонов шелка и 200 000 унций серебра в год из-за опасений Сун, что Ляо может заключить военный союз с Западная Ся, между е Ляо и Сун на протяжении более столетия после подписания договора не велось крупных войн. Подписав договор, династия Сун функционально уступила свои права на шестнадцать префектур. Часть границы, установленной Договором, проходила не по безбарьерной Северо-Китайской равнине в Хэбэе. Чтобы предотвратить возможные атаки киданьской кавалерии, укрепить эти самые опасные опасные пограничные земли, создать безопасный оборонительный лес вдоль границы Сун-Ляо, чтобы предотвратить возможные атаки киданьской кавалерии.

Имперская борьба

Деревянная резьба сидящего буддиста в свободной раскрашенной мантии. Полихромная резная статуя династии Ляо, изображающая Гуаньинь

Император Шэнцзун умер в 1031 году, оставив после себя инструкции, согласно его сын Елю Цзунчжэнь стал наследником. Елюй Цзунчжэнь, исторически известный под именем император Синцзун из Ляо, стал императором династии Ляо в возрасте пятнадцати лет, и его правление же сразу стало охваченным придворной борьбой. Мать императора Синцзуна была супругой низшего ранга, Нуоу Цзинь, но его воспитывала жена императора Шэнцзуна, императрица Цзи Дянь. Нуу Джин быстро перешла на маргинализацию Цзи Дянь и ее сторонников, сфабриковав переворот и использовала его для оправдания изгнания Цзи Дянь и казни ее сторонников в течение нескольких месяцев чисток. Нуу Джин в конце концов послал убийц, чтобы убить Цзи Дянь; однако Цзи Дянь вместо этого покончила жизнь самоубийством.

После того, как ее соперница по власти умерла, Нуу Джин заявил себя регентом и начала лично выполнять обязанности, обычно в пределах компетенции императора. Когда стало ясно, что император Синцзун недоволен тем, что его мать властила власть, Нуу Цзинь замышляла заменить императора другим своим сыном, Чжун Юань, которого Нуу Цзинь вырастила сама. Однако Чжун Юань сообщил императору о планах их матери, и император сразу же изгнал Нуоу Цзинь.

На оставшуюся часть своего императору Синцзуну придется бороться за власть со своей матерью, сторонники которой все еще держат в руках ключевые позиции. посты, и влияние которой было настолько велико, что ей в конце концов заключили вернуться в столицу и пройти церемонию символического высылки из ссылок. Чжун Юань, со своей стороны, будет вознагражден за раскрытие заговора своей матери, получив череду более высоких и высоких должностей, кульминацией станет должность губернатора за пределами столицы. Историк Фредерик В. Моте объясняет важность этой межфракционной борьбы и ее связи с падением династии Ляо, заявляет, что это «показывает, до какой степени проблема преемственности в имперском клане все еще была слабости в обществе. руководство государства. Это растрачивало людей, отвлекало силы и отвлекало внимание правителей от задач управления ».

Пагода храма Фогун, построенная императором Даоцзуном в 1056 году на этом месте дома его бабушки.

Император Синцзун умер в 1055 году. Его старший сын, Елюй Хунцзи (который позже известен под именем Император Даоцзун из Ляо), вступил на трон, уже получивший опыт в управлял, пока жив его отец. В отличие от своего отца, император Даозун не столкнулся с кризисом преемственности. В то как Цзи Дянь и Чжун остались живы, и оба имели это политическое влияние, чтобы вмешаться в процесс преемственности, ни один из них не сделал.

Хотя правление императора Даоцзуна началось сильным, оно тоже в итоге разразилось межфракционной борьбой, усугубившейся. по собственной общей слабости императора. Первой серьезной ошибкой императора было приказание казнить Сяо А Ла, верного министра и близкого друга императора, которого, тем не менее, император казен казнить соперничающий министр. История Ляо XIV века предполагает, что если бы Сяо А Ла не был убит, можно было бы избежать двух инцидентов, которые повлияли на правление императора Даоцзуна. Первым из этих инцидентов было восстание 1063 года, когда несколько высокопоставленных членов клана Елюй во главе с внуком императора Шэнцзуна попытались выполнить императора Даоцзуна на охоте. Он был спасен с помощью войск, систем его матерью, в смердовствующей императрицей Рен Йи, и в ответ он казнил всех участников заговора, а также их ближайших родственников.

Ступа в городе Кидань Барс-Хот в Монголии

Это важное изменение в укрепило власть канцлера Елюй Исиня и его союзника Елюй Ренсяня, канцлера иеначальника. Когда Елюй Ренсянь умер в 1072 году, Елюй Исинь начал рассматривать сына и наследника императора Даоцзуна, принца Цзюня, как единственную возможную угрозу власти Елюй Исиня, и приступил к планам по устранению принца. Сначала он устранил мать принца Цзюня, жену императора, сфабриковав доказательства того, что у нее был роман с дворцовым музыкантом. Поверив в ловушку Елюй Исиня, император Даоцзун приказал своей жене покончить жизнь самоубийством. Затем Елюй Исинь сфабриковал переворот, обвинив своих врагов в суде в планировании свержения императора Даоцзуна и взятия на трон принца Цзюня. В то время как император изначально был равнодушен, Елюй Исинь в конце концов убедил его изгнать своего сына, сделав ложное признание. Принц Цзюнь был немедленно изгнан, после чего Елюй Исинь послал убийц, чтобы уничтожить принца и его жену, предотвратив возвращение принца к власти и заговор Елю Исиня от раскрытия. В конечном итоге предательство Елюй Исиня было раскрыто, когда в 1079 году он попытался убедить императора оставить нового наследника во дворце во время охоты. Когда другие члены двора заявили, что мальчику грозит смертельная опасность, если он останется с Елюй Исинь, император, наконец, разглядел Елю Исинь. К 1080 году Елюй Исинь был лишен звания и отправлен на низший пост за пределами столицы. Вскоре после этого он был казнен.

Помимо махинаций Елюй Исиня, единственным заметным событием времен правления императора Даоцзуна была война между 1092 и 1102 годами между Ляо и монголом, возможно татаром. племя, группа, известная как Зубу. Цзубу были расположены на северо-западной границе территории Ляо и вели несколько войн с Ляо, когда Ляо пытались расширяться в этом направлении. В 1092 году Ляо напали на несколько других племен на северо-западе, а к 1093 году Цзубу напали на Ляо, нанеся удар вглубь территории киданей. Ляо потребовалось до 11:00, чтобы схватить и убить вождя Зубу, и еще два года, чтобы отбить оставшиеся силы Зубу. Война против Цзубу была последней успешной военной кампанией династии Ляо.

Возвышение Цзинь и падение Ляо

Агуда, основатель династии Цзинь

Перед тем, как чжурчжэни свергнули власть Кидань, замужние чжурчжэньские женщины и девушки-чжурчжэни были изнасилованы посланниками Ляо-Киданя как обычай, который вызвал недовольство чжурчжэней против киданей.

В XII веке произошло быстрое восхождение чжурчжэней, кульминацией которого стал 1115 год. основание династии Цзинь военачальником чжурчжэней Агуда. Чжурчжэни во главе с Агуда захватили верховную столицу династии Ляо в 1120 году и ее центральную столицу в 1122 году. Император Ляо Тяньцзуо бежал из южной столицы Нанкин (сегодняшний Пекин) на запад. региона, и его дядя принц Елюй Чун затем сформировал недолговечный Северный Ляо в южной столице, но вскоре умер. В 1125 году чжурчжэни захватили императора Тяньцзо, положив конец династии Ляо.

В 1124 году, незадолго до окончательного завоевания династии Ляо, группа китаней во главе с Елюй Даши бежала на северо-запад в пограничный район и военный гарнизон Кедуна (Чжэньчжоу), на территории современной северной Монголии. Елюй Даши убедил людей, около 20000 кавалеристов Ляо и их семьи последовать за ним и попытаться восстановить династию Ляо. Елю Даши провозгласил себя императором в 1131 году, после чего двинулся дальше на запад, в современный Казахстан, а затем занял Караханидов город Баласагун (в современном Кыргызстане ). После неудачной попытки в 1134 году вернуть себе территорию, ранее принадлежавшую Ляо, Даши решил вместо этого остаться на месте и основать постоянное государство киданей в Средней Азии. Государство, известное как Кара Китай или династия Западный Ляо, контролировало несколько ключевых торговых городов, было мультикультурным и демонстрировало свидетельства религиозной терпимости. «Кара», что означает черный, соответствует династическому черному цвету Ляо и его династической стихии - воде.

В 1156 году в акте унижения император династии Цзинь (который в то время был Принц Хайлинга ) приказал пленникам Елюй Яньси и бывшему императору Циньцзуну Сун соревноваться в матче поло. Император Циньцзун был слаб и хрупок, быстро упал с лошади. Елюй Яньси, будучи более опытным наездником, пытался бежать, но был застрелен чжурчжэньскими лучниками.

Династия Цзинь просуществовала почти столетие, прежде чем была завоевана Монгольской империей в 1218 году.

Анализ Ф.В. Моте пришел к выводу, что во времена династии Ляо падения, «государство Ляо оставалось сильным, способным функционировать на разумных уровнях и обладать большими ресурсами войны, чем любой из его врагов», и что «нельзя найти признаков серьезного экономического или финансового кризиса, который мог бы привести к обеднению или подорвать его способность реагировать. ". Моте также пришел к выводу, что аккультуризация не привела к замене традиционных киданьских ценностей китайской культурой и что киданьские простолюдины были «в высшей степени способны и готовы сражаться», на что Моте указал как на доказательство того, что киданьское общество осталось сильный. Вместо этого Моте приписывает падение Ляо лидерским качествам Агуда и действиям кланов Киданей Елю и Сяо, которые использовали ранние поражения от руки Агуда в качестве предлога для заговора для свержения императора Тяньцзо. Историк Жак Герне не согласен с Моте, написав, что «к середине XI века кидани утратили боевой дух и заняли оборонительную позицию по отношению к своим соседям, строя стены, валы для своих городов и укрепленные столбы.. " Гернет связывает это изменение с влиянием буддизма, ненавидящего насилие, а также с богатством и культурой Китая в целом. Как и Моте, Гернет приписывает окончательное падение Ляо вмешательству правящих кланов, и он дополнительно приписывает серию засух и наводнений, а также нападения чжурчжэньских племен на северо-восточном краю территории Ляо с ослаблением.

Правительство

На пике своего развития династия Ляо контролировала территорию, которая сейчас называется Шаньси, Хэбэй, Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян и Внутренняя Монголия провинции Китая, а также северные части Корейского полуострова, части Дальнего Востока и большая часть страны Монголии. Пиковая численность населения оценивается в 750 000 киданей и от двух до трех миллионов этнических китайцев хань.

Закон и управление

Пагода Хаотянь в Пекине, построенная во времена династии Ляо

Ляо использовал два отдельных правительства, действующих параллельно друг с другом: Северную администрацию, отвечающую за киданей и другие кочевые народы, большинство из которых проживало на северной стороне территории Ляо, и Южную администрацию, отвечающую за китайское население, которое преимущественно проживало в южная сторона. Когда Абаоцзи впервые установил систему, у этих двух правительств не было строгих территориальных границ, но император Шицзун установил формально очерченные границы для двух администраций в начале своего правления. В недавно выделенной Северной администрации проживало большое количество ханьцев, балхэ и уйгуров, а также был дан собственный набор параллельных северных и южных правительств.

Правительства Северной и южной администрации. Администрация действовала совсем иначе. Северная администрация действовала в соответствии с системой, которую Твитчетт и Титце называли «по сути личной свитой вождя великого племени». Многие правительственные должности занимались делами племен, стадами и слугами императорского дома, а наиболее влиятельные и высокопоставленные должности занимались военными делами. Подавляющее большинство должностных лиц были киданами, в основном из имперского клана Елюй и клана-консорта Сяо. Южная администрация была более структурирована, Твитчетт и Титце называли ее «созданной по образцу танской модели». В отличие от Северной администрации, многие чиновники низкого и среднего звена в Южной администрации были китайцами.

Территория Ляо в 1110 году, которая контролировала почти территорию нынешней Монголии

Династия Ляо была разделена на пять «схемы», каждая со столицей. Общая идея этой системы была взята у Балхае, хотя ни один захваченный город Балхае не был превращен в столицы округа. Пятью столицами были Шанцзин (上京), что означает «Верховная столица», которая расположена на территории современной Внутренней Монголии; Нанкин (南京), что означает Южная столица, которая расположена недалеко от современного Пекина ; Дунцзин (東京), что означает Восточная столица, расположенная недалеко от современного Ляонина; Чжунцзин (中 京), что означает Центральная столица, которая расположена в современной провинции Хэбэй недалеко от; и Сицзин (西京), что означает Западная столица, которая расположена недалеко от современного Датун. Каждый округ возглавлял могущественный вице-король, который имел автономию адаптировать политику для удовлетворения потребностей населения в своем округе. В дальнейшем округа были разделены на администрации, называемые фу (府), которые представляли собой столичные районы, окружающие столичные города, а за пределами мегаполисов были разделены на префектуры, называемые чжоу (州), которые сами были разделены на округа, называемые сянь (縣).

Несмотря на эти административные системы, важные государственные решения по-прежнему принимались императором. Император встречался с чиновниками из Северной и Южной администраций дважды в год, но помимо этого император проводил большую часть своего времени, занимаясь племенными делами за пределами столиц.

Военные

Изначально армия Ляо состояла всего из 2000 человек, отобранных из разных племен в качестве личной свиты Абаодзи. К этим 2000 мужчинам были добавлены пленники, взятые из Балхэ и префектуры Цзинчжоу. К тому времени, когда он стал orda, частной армией императора, он насчитывал 15 000 дворов и мог выставить до 6000 всадников. У каждого из дворян Ляо была своя орда, которую правительство Ляо «одолжило» для кампании. Согласно Истории Ляо, дворяне Ляо относились к государству, как к своей семье. Они предоставили частные армии для помощи правительству во время войны. Более крупные орды насчитывали до тысячи и более всадников, а меньшие - несколько сотен всадников. К концу династии орды вместе составляли 81 000 киданьских семей и 124 000 балхэ и китайских семей, которые вместе могли выставить до 101 000 всадников.

Армия Ляо состояла из 3 частей: Орду, которые были элитная личная конница Императора, племенная конница киданей и вспомогательные силы не-киданьских племен, а также ополчение пехоты китайцев хань и других оседлых народов, которые также обеспечивали пеших лучников и экипажи катапультов. Удельные территории часто отдавались командирам. Ядро армии Ляо составляла тяжелая бронированная кавалерия. В бою они выстроили легкую кавалерию спереди и два яруса танковой кавалерии сзади. Даже фуражиры были в броне. Отряды киданьской тяжелой кавалерии были организованы группами от 500 до 700 человек. В отличие от некоторых других империй, происходящих из кочевых племен, кидани предпочитали сражаться плотными формированиями тяжелой кавалерии, а не широкими формированиями конных лучников.

Общество и культура

Языки разговорной и письменной речи

Мемориал Елю Янььнин, который содержит 271 знак киданьского большого письма

Киданьский разговорный язык наиболее тесно связан с монгольской языковой семьей ; некоторые более широкие определения монгольской семьи включают киданя как члена.

До завоевания северного Китая и установления династии Ляо у киданей не было письменности. В 920 году была разработана первая из двух киданьских письменностей, большая киданьская письменность. Второй сценарий, киданьский малый шрифт, был разработан в 925. Оба сценария основаны на одном и том же разговорном языке, и оба содержат смесь логографов и фонографов. Несмотря на сходство с китайскими иероглифами, киданьские письма функционально отличались от китайских.

Немногие документы, написанные киданьским крупным или мелким шрифтом, сохранились до наших дней. Большинство сохранившихся экземпляров обоих киданьских рукописей - это эпитафии надписи на каменных плитах, а также ряд надписей на монетах, зеркалах и печатях. Известен только один рукописный текст большим письмом киданей (Nova N 176 ), а рукописи малым письмом киданей неизвестны. Императоры Ляо могли читать по-китайски, и хотя некоторые китайские произведения были переведены на кидань во время династии Ляо, конфуцианские классики, которые служили основным руководством по управлению правительством в Китае, неизвестны. были переведены на кидань.

Статус женщин

Женская погребальная маска из династии Ляо

Статус женщин в династии Ляо сильно варьировался, с киданьским Ляо (как и многие другие кочевые общества) с гораздо более эгалитарным взглядом на женщин, чем ханьцы. Китайцев хань, живших при династии Ляо, не заставляли перенимать киданьские обычаи, и хотя некоторые ханьцы это делали, многие этого не делали.

В отличие от ханьского общества, которое имело строгое разделение обязанностей по гендерному признаку и размещало женщин в подчиненной роли мужчин киданьские женщины династии Ляо выполняли многие из тех же функций, что и мужчины-кидани. Киданьских женщин учили охотиться, они управляли семейными стадами, стадами, финансами и имуществом, когда их мужья находились в состоянии войны. Женщины из высшего сословия могли занимать правительственные и военные должности.

Сексуальная свобода Ляо также резко отличалась от сексуальных свобод китайцев хань. Женщины из высших классов Ляо, как и женщины из высших классов ханьских китайцев, заключали браки, в некоторых случаях в политических целях. Однако женщины из низших сословий Ляо не заключали браков и привлекали женихов пением и танцами на улицах. Песни служили саморекламой, в которой женщины рассказывали о своей красоте, семейном статусе и домашних навыках. Девственность не была требованием для брака среди Ляо, и многие женщины Ляо до брака вели беспорядочные половые связи, что резко контрастировало с верованиями ханьцев. Киданьские женщины имели право развестись со своими мужьями и могли снова выйти замуж после развода.

Похищение женщин брачного возраста было обычным делом во время династии Ляо. Киданьцы всех социальных слоев участвовали в этом мероприятии, похищенными были и кидани, и хань. В некоторых случаях это был этап процесса ухаживания, когда женщина соглашалась на похищение и последующий половой акт, а затем похититель и похищенный возвращались в дом женщины, чтобы объявить о своем намерении выйти замуж. Этот процесс был известен как баймен (拜 門). В других случаях похищение происходило бы без согласия и приводило к изнасилованию.

Брачные обычаи

Согласно обычаю Ляо помолвка считалась столь же серьезной для: если не более серьезно, чем сам брак, и его было трудно аннулировать. Жених обязался работать три года на семью невесты, платить выкуп за невесту и одарить семью невесты подарками. Через три года жениху разрешили забрать невесту к себе домой, и невеста обычно разрывала все связи со своей семьей.

Брачные обычаи киданей отличались от практик ханьских китайцев в нескольких аспектах. способами. Мужчины из элитных классов имели тенденцию жениться на женщинах из поколения их старшего поколения. Хотя это не обязательно означало, что между мужем и женой будет большой разрыв в возрасте, это часто имело место. Среди правящего клана Елю средний возраст, в котором выходили замуж мальчики, составлял шестнадцать лет, в то время как средний возраст вступления в брак девочек составлял от шестнадцати до двадцати двух лет. Хотя и редко, но и для мальчиков, и для девочек регистрировали двенадцать лет. Особая разновидность полигамии, известная как сорорат, при которой мужчина женится на двух или более женщинах, которые были сестрами, практиковалась среди элиты Ляо. Многоженство не ограничивалось только сороратом: у некоторых мужчин было три или более жен, только некоторые из которых были сестрами. Сорорат продолжался на протяжении всей династии Ляо, несмотря на законы, запрещающие эту практику. В ходе династии элита Ляо отошла от полигамии и перешла к китайской системе хань, состоящей из одной жены и одной или нескольких наложниц. Это было сделано в основном для того, чтобы сгладить процесс наследования.

Религия

Один из знаменитых наборов в натуральную величину исианьских глазурованных керамических изделий луохань, санцай, начало 12-го века. век

К тому времени, когда Абаджи взял под свой контроль китаней в начале десятого века, большинство киданей приняло буддизм. Буддизм практиковался на протяжении всей династии Ляо. Монастыри были построены во время правления первого императора Тайцзу, и буддизм был особенно заметен во время правления императоров Шэнцзуна, Синцзуна и Даоцзуна.

Буддийские ученые, жившие во времена династии Ляо, предсказывали, что мофа (末法), эпоха, в которой будут уничтожены три сокровища буддизма, должна была начаться в 1052 году. Предыдущие династии, включая Суй и Тан, также были озабочены Мофа, хотя их прогнозы относительно того, когда она начнется, отличались от того, что было выбрано Ляо. Еще при династии Суй предпринимались попытки сохранить буддийские учения, высекая их в камне или закапывая. Эти усилия продолжались и в династии Ляо, когда император Синцзун финансировал несколько проектов в годы, непосредственно предшествующие 1052 году.

Зал Махавира в Храм Шанхуа, построенный в 11 веке в Датун

Свидетельства из раскопанных захоронений Ляо показывают, что анимистические или шаманские практики были слиты с буддизмом и другими практиками в свадебных церемониях и погребальных церемониях. В гробницах Ляо находили жертвоприношения как животных, так и людей, наряду с признаками буддийской практики. Признаки даосского, зодиакального и зороастрийского влияния также были обнаружены в захоронениях Ляо.

Во время правления династии Ляо мечеть Нюцзе была спроектирована Назаруддин, сын местного имама.

Культурное наследие

Влияние династии Ляо на последующую культуру включает в себя большое наследие скульптурного искусства, с важными сохранившимися примерами из окрашенного дерева, металла и трех -цветная глазурованная санчай керамика. Также известно, что музыка и песни династии Ляо косвенно или прямо повлияли на монгольские, чжурчжэньские и китайские музыкальные традиции.

Ритмический и тональный паттерн поэзии ci (词), важная часть поэзии династии Сун, использует набор поэтических размеров и основан на определенных мелодиях музыкальной песни.. Конкретное происхождение этих различных оригинальных мелодий и музыкальных приемов неизвестно, но влияние текстов династии Ляо прямо или косвенно через музыку и тексты династии Чжурчэнь Цзинь представляется вероятным. По крайней мере, один китайский ханьский источник считал музыку Ляо (и чжурчжэней) энергичной и мощной музыкой конных воинов, распространенной через пограничные войны.

Еще одно влияние культурной традиции Ляо проявляется в театр династии Юань zaju (杂剧), связанная с ним оркестровка, а также формы qu (曲) и sanqu (散曲) Классическая китайская поэзия. Одним из задокументированных способов, которым произошло это влияние, было включение киданьских офицеров и солдат на службу монгольским войскам во время первого монгольского вторжения с 1211 по 1215 год. Этот северный путь культурной передачи наследия культуры Ляо был затем возвращен в Китай во времена династии Юань.

Историческое место

Китайское государственное информационное агентство Синьхуа объявило в январе 2018 года, что руины в округе Дуолунь, Внутренняя Монголия, древнего дворца, служившего летним убежищем для королевской семьи и свиты династии Ляо. Они будут перемещаться каждый год с середины апреля до середины июля, чтобы избежать жары. Сайт включает в себя фундаменты 12 зданий площадью более 2500 квадратных футов, которые были зарегистрированы, и артефакты, такие как глазурованная плитка, керамика и медные гвозди, которые использовались для датировки этого места.

  • Исторический портал
  • Ссылки

    Цитаты

    Источники

    Внешние ссылки

    На Викискладе есть материалы, связанные с Династией Ляо.
    На Викискладе есть материалы, связанные с Картами династии Ляо.
    Предшествовало. династии Тан. Пять династий Династии в истории Китая. 907–1125Преемник. династии Цзинь. Северный Ляо. Западный Ляо

    Последняя правка сделана 2021-05-27 08:03:08
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте