Город Руан, Нормандия был центром производства фаянса или глазурованной глиняной посуды керамики, по крайней мере с 1540-х гг. В отличие от фаянса Невера, где первые гончары были выходцами из Италии, которые сначала продолжали изготавливать изделия в итальянских стилях майолика итальянскими методами, фаянс был по сути Вдохновением для него послужил французский, но позже исполнился восточноазиатский фарфор. Как и в Невере, в одно и то же время было разработано несколько стилей.
Самая ранняя керамика, начиная с 1540-х годов, специализировалась на крупных узорах и изображениях, составленных из цветной плитки. Спустя столетие король предоставил пятидесятилетнюю монополию, и к 1647 году была основана фабрика. Производимые ею товары сейчас трудно отличить от товаров других центров, но бизнес, очевидно, был успешным. Когда монополия истекла в 1697 году, открылось несколько новых фабрик, и начался лучший период Руана, который продлился примерно до середины века. Украшение лучшего руанского фаянса было очень хорошо выполнено, с замысловатыми узорами в нескольких стилях, обычно сосредоточенными на орнаменте, с относительно небольшими фигурами, если таковые имеются. К концу 18 века производство значительно сократилось, главным образом из-за конкуренции со стороны более дешевой и лучшей английской кремовой посуды.
. В течение короткого периода с 1673 по 1696 год другая фабрика в городе также производила самые ранние французские мягкие изделия. -паста фарфоровая, вероятно, не на коммерческой основе; только девять частей руанского фарфора теперь считаются сохранившимися.
Существуют записи о «фаянсе в итальянской манере» (maiolica ), сделанном в Руане в 1526 году, согласно Муну Массеот Абакесн, чья мастерская, безусловно, была активны к 1540-м годам. Он был французом, но по крайней мере некоторые из его художников могли быть итальянцами. Делали расписные изразцы, а также сосуды. В 1542–1549 гг. Они поставляли плитки для Шато д'Экуэн, построенного Анной де Монморанси, Коннетаблем де Франс или Великим констеблем, главным министром и командующим. французской армии, владевшей службой Urbino maiolica. Другой заказ от окружения Монморанси был укладкой плитки в Château de la Bastie d'Urfé, построенном Клодом д'Урфе. Некоторые из этих плиток датируются ок. 1557–60, и после прохождения через коллекции Гастона Ле Бретона (1845–1920), ведущего искусствоведа французской керамики, и Дж. П. Морган, сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, где также есть три альбарелло и кувшин возле мастерской. В 1543 году Массео подписал контракт на поставку 346 дюжин (4 152) аптекарских банок руану аптекарю.
Другая мастерская была основана сыном Массео Лораном Абакеном и действовала примерно с 1545–1590 гг.
Напольная плитка, Château d'Ecouen, 1540-е годы
Альбарелло, ок. 1545
Плитка с приспособлениями Клода д'Урфе, из Шато де ля Басти д'Урфе, ок. 1557–60
Одиночная плитка из часовни Шато-де-ла-Басти д'Урфе
Плитка с головой, ок. 1549–51
В 1644 году Николя Пуарель, sieur (лорд) Грандвальского, получил пятидесятилетнюю королевскую монополию на производство фаянса в Нормандии. Фабрику основал Эдме Потерат (1612–1687 гг.), Который, вероятно, был опытным гончаром, и достиг договоренности с Пуарелем. Три части, датированные 1647 годом, довольно просто декорированы синим по белому с оттенками желтого и зеленого.
В 1663 году Кольбер, недавно назначенный Людовиком XIV министром финансов, отметил, что фаянс Руана следует защищать и поощрять, присылать чертежи и давать заказы от короля. К 1670 году Потерат получил часть крупных и престижных заказов на Людовика XIV Фарфоровый Трианон, ныне утраченный. В 1674 году Потерат выкупил монополию у Пуареля; Теперь он, очевидно, был преуспевающим и приобрел два лорда.
После смерти Эдме Потерата в 1687 году бизнес взял на себя его младший сын Мишель. Другой сын, Луи, основал еще одну фаянсовую фабрику в 1673 году, а позже должен был создать отдельную фабрику по производству фарфора (см. Ниже).
До конца века Руанский фаянс, очевидно, возглавляемый Луи Потера ( d. 1696), разработал стиль украшения ламбрекен, «барочный зубчатый бордюрный узор» с «подвесным кружевным орнаментом, драпировками и завитками», адаптированный из декоративных стилей, используемых в других типах декоративное искусство, включая переплеты, кружево и изделия из металла, а также их печатные версии в дизайн-книгах. Обычно чередуются крупные и мелкие элементы. Этот стиль оставался ключевым стилем, «виртуальным товарным знаком» Руана вплоть до следующего столетия, и его часто копировали в других фаянсовых центрах, в том числе за пределами Франции, и на фарфоровых заводах, таких как Руан и фарфор Сен-Клу. Этот термин произошел от шарфов, прикрепленных к шлемам средневековыми рыцарями, а затем от геральдики, где на английском языке он называется mantling. Во французском языке он также стал термином для горизонтальных частей (ламбрекен или оконная балка ) занавесок и портьер, особенно вокруг кровати.
Конец монополии Потератов привел к открытию ряда других фабрик, и, как правило, невозможно различить их товары. В 1717 году глава семьи Потератов безуспешно спросил правительство восстановило монополию и подавило шесть других фабрик, работавших в то время в Руане. Были открыты новые фабрики, но правительство хотело ограничить их количество и, в частности, опубликовало в 1731 году таблицу с указанием тех, кому разрешено производить фаянс, и разрешенных размер их печей. В 1734 году один производитель, расширивший свою печь по сравнению с таблицей, был вынужден ее демонтировать. Эти ограничения широко сохранялись до Французской революции, хотя в последующие десятилетия строительство необычного нового завода было разрешено. В 1749 году было 13 фабрик с 23 печами между ними, и в 1759 году на них было нанято 359 рабочих.
С 1720 года Николя Фуке (или Фуке, ум. 1742) купил главную фаянсовую фабрику Poterat и отвечал за нее. за много лучших работ, в том числе небольшое количество исключительных полихромных бюстов на трибунах. Набор "Времен года", который был сделан около 1730 года для кабинета (кабинета) дома Фуке, сейчас находится в Лувре ; Первоначально Аполлон, который сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, завершил группу. Пара неокрашенных белых бюстов Антония и Клеопатры сейчас находится в музее керамики в Руане, а еще одна - в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Другими исключительно большими предметами являются очень редкие пары небесных и земных глобусов на пьедесталах и некоторые большие столешницы.
Стиль ламбрекена изначально обычно был только синим по белому, хотя предмет, датированный 1699 годом, уже имел украшения в стиле бордери. с китайским предметом в центре, используя четыре цвета. К 1720 году полихромная живопись стала доминирующей с использованием ограниченного диапазона цветов, доступного для техники grand feu однократного высокотемпературного обжига. Примерно в то же время был популярен стиль вискоза, версия орнамента ламбрекена, применяемая к круглой посуде, с ламбрекенами, идущими внутрь от краев, а затем обычно пустой областью вокруг круглой украшенной области. Этот же стиль скопировали и другие фабрики.
Другой декоративный стиль, зародившийся в Руане, называется ocher niellé («инкрустированный охрой ») с золотисто-желтой глазурью, а также раскрашенный скручивающийся орнамент из «вьющейся темно-синей, похожей на водоросли листвы», часто уступая место фигурам обнаженных путти или детей в центре произведения. Считается, что это происходит от стиля мебели Boulle Work со вставками из латуни и дерева на панцире черепахи и другими материалами, связанными с André Charles Boulle.
Rococo jardinière. (из набора 3 шт.), гр. 1770Руан. Китайские стили были разнообразны и иногда сочетались с ламбрекенами и чернью охрой. Примерно после 1720 года стали популярны стили цветочной живописи и бордюров, более тесно связанные с китайским экспортным фарфором и японскими стилями, включая Какиемон. Рококо формы и стили появились несколько позже.
Особый руанский стиль, балансирующий между рококо и шинуазри, - это ярко окрашенный декор а-ля корн со стилизованными птицы, цветы, бабочки и насекомые, разбросанные по полю, и рог изобилия corne d'abondance («рог изобилия»), очевидно с четырьмя, а иногда и тремя лицами, из которых появляются цветы. Относительный масштаб всех элементов несвязный, призванный аккуратно заполнять пространство. Сервиз из 200 предметов в этом стиле был заказан царем Петром III в качестве подарка своему любимому графу Головину около 1760 года.
Рококо «никогда не понимали должным образом» в Руане., где этот стиль был опробован примерно с 1750 года. В частности, фабрики долго не могли адаптировать свои формы к новому стилю, и они «оставались окаменевшими в стиле серебряных дел мастеров примерно 1690–1710 годов», часто образуя «несимпатичную структуру для разросшихся домов». цветы, урны и другие атрибуты живописи в стиле рококо ».
Руанская керамика широко копировалась такими мануфактурами, как мануфактура Sinceny, основанная в 1713 году, когда гончары из Руана переехал туда, чтобы основать собственное предприятие, или мануфактурой Saint-Cloud.
В 1781 году при 25 действующих печах было задействовано 570 рабочих, из которых 95 были художниками. Позднее в этом десятилетии в петициях к правительству были заявлены более высокие цифры. Как и повсюду во Франции, накануне революции промышленность Руана страдала от последствий торгового договора с Великобританией 1786 года, согласно которому английский импорт высококачественных и относительно дешевых кремовых изделий имел тариф 12%. Один из владельцев фаянсов, г-н Юэ, получил от властей 600 ливров для посещения Англии и исследования гончарных изделий. Он вернулся с планом построить завод по английской модели, использующий уголь, но этот план был сорван политической ситуацией. Huet's была одной из многих попыток подражать английскому "faience blanche" (белая кремовая, в отличие от традиционной коричневой глиняной посуды "faience brune"), но они не могли сравниться по прочности и дешевизне с английским товар. К 1796 году в эксплуатации находилось всего девять печей, причем на низком уровне, со 150 рабочими.
Горшок конца 17-го века с фестонами
Выливатель сахара, c. 1700.
Ваза с ламбрекенами и сцена с сатирами, 1700–25
Зима, ок. 1730, изготовлен для дома Николя Фуке
Бюст Аполлона (подставка отрезана)
Полихромная жардиньера с китайским драконом, 1725–40.
Полихромная пластина с китайской сценой, ок. 1730.
Тарелка, 1736 г., с Венерой и Адонисом, 23 1/8 дюйма (58,7 см)
Супница, декор а ля роговой, ок. 1740
Тарелка из шинуазри, ок. 1740–45, 24,1 см.
На Викискладе есть материалы, связанные с Руанским фаянсом. |