Руанский фаянс

редактировать
Руан фаянс кувшин, форма «шлем» с росписью в виде ламбрекена, c. 1720

Город Руан, Нормандия был центром производства фаянса или глазурованной глиняной посуды керамики, по крайней мере с 1540-х гг. В отличие от фаянса Невера, где первые гончары были выходцами из Италии, которые сначала продолжали изготавливать изделия в итальянских стилях майолика итальянскими методами, фаянс был по сути Вдохновением для него послужил французский, но позже исполнился восточноазиатский фарфор. Как и в Невере, в одно и то же время было разработано несколько стилей.

Самая ранняя керамика, начиная с 1540-х годов, специализировалась на крупных узорах и изображениях, составленных из цветной плитки. Спустя столетие король предоставил пятидесятилетнюю монополию, и к 1647 году была основана фабрика. Производимые ею товары сейчас трудно отличить от товаров других центров, но бизнес, очевидно, был успешным. Когда монополия истекла в 1697 году, открылось несколько новых фабрик, и начался лучший период Руана, который продлился примерно до середины века. Украшение лучшего руанского фаянса было очень хорошо выполнено, с замысловатыми узорами в нескольких стилях, обычно сосредоточенными на орнаменте, с относительно небольшими фигурами, если таковые имеются. К концу 18 века производство значительно сократилось, главным образом из-за конкуренции со стороны более дешевой и лучшей английской кремовой посуды.

. В течение короткого периода с 1673 по 1696 год другая фабрика в городе также производила самые ранние французские мягкие изделия. -паста фарфоровая, вероятно, не на коммерческой основе; только девять частей руанского фарфора теперь считаются сохранившимися.

Содержание
  • 1 Руанский фаянс
    • 1.1 Мастерские Abaquesne
    • 1.2 Период монополии, 1647–97
    • 1.3 После 1697 года
  • 2 Примечания
  • 3 Ссылки
  • 4 Дополнительная литература
Руанский фаянс
Ноев ковчег приземлился на горе Арарат, плиточная панель Массеот Абакесн, 1550 год.

Мастерские Абакесна

Существуют записи о «фаянсе в итальянской манере» (maiolica ), сделанном в Руане в 1526 году, согласно Муну Массеот Абакесн, чья мастерская, безусловно, была активны к 1540-м годам. Он был французом, но по крайней мере некоторые из его художников могли быть итальянцами. Делали расписные изразцы, а также сосуды. В 1542–1549 гг. Они поставляли плитки для Шато д'Экуэн, построенного Анной де Монморанси, Коннетаблем де Франс или Великим констеблем, главным министром и командующим. французской армии, владевшей службой Urbino maiolica. Другой заказ от окружения Монморанси был укладкой плитки в Château de la Bastie d'Urfé, построенном Клодом д'Урфе. Некоторые из этих плиток датируются ок. 1557–60, и после прохождения через коллекции Гастона Ле Бретона (1845–1920), ведущего искусствоведа французской керамики, и Дж. П. Морган, сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, где также есть три альбарелло и кувшин возле мастерской. В 1543 году Массео подписал контракт на поставку 346 дюжин (4 152) аптекарских банок руану аптекарю.

Другая мастерская была основана сыном Массео Лораном Абакеном и действовала примерно с 1545–1590 гг.

Период монополии, 1647–97

Полихромное украшение ламбрекена из искусственного шелка с шинуазри центральной сценой. Сделано c. 1710 год, это ранний пример во всех этих отношениях; 23,97 см.

В 1644 году Николя Пуарель, sieur (лорд) Грандвальского, получил пятидесятилетнюю королевскую монополию на производство фаянса в Нормандии. Фабрику основал Эдме Потерат (1612–1687 гг.), Который, вероятно, был опытным гончаром, и достиг договоренности с Пуарелем. Три части, датированные 1647 годом, довольно просто декорированы синим по белому с оттенками желтого и зеленого.

В 1663 году Кольбер, недавно назначенный Людовиком XIV министром финансов, отметил, что фаянс Руана следует защищать и поощрять, присылать чертежи и давать заказы от короля. К 1670 году Потерат получил часть крупных и престижных заказов на Людовика XIV Фарфоровый Трианон, ныне утраченный. В 1674 году Потерат выкупил монополию у Пуареля; Теперь он, очевидно, был преуспевающим и приобрел два лорда.

После смерти Эдме Потерата в 1687 году бизнес взял на себя его младший сын Мишель. Другой сын, Луи, основал еще одну фаянсовую фабрику в 1673 году, а позже должен был создать отдельную фабрику по производству фарфора (см. Ниже).

До конца века Руанский фаянс, очевидно, возглавляемый Луи Потера ( d. 1696), разработал стиль украшения ламбрекен, «барочный зубчатый бордюрный узор» с «подвесным кружевным орнаментом, драпировками и завитками», адаптированный из декоративных стилей, используемых в других типах декоративное искусство, включая переплеты, кружево и изделия из металла, а также их печатные версии в дизайн-книгах. Обычно чередуются крупные и мелкие элементы. Этот стиль оставался ключевым стилем, «виртуальным товарным знаком» Руана вплоть до следующего столетия, и его часто копировали в других фаянсовых центрах, в том числе за пределами Франции, и на фарфоровых заводах, таких как Руан и фарфор Сен-Клу. Этот термин произошел от шарфов, прикрепленных к шлемам средневековыми рыцарями, а затем от геральдики, где на английском языке он называется mantling. Во французском языке он также стал термином для горизонтальных частей (ламбрекен или оконная балка ) занавесок и портьер, особенно вокруг кровати.

После 1697 года

Деталь подноса в стиле охра-чернушка, ок. 1725 г. (весь лоток )

Конец монополии Потератов привел к открытию ряда других фабрик, и, как правило, невозможно различить их товары. В 1717 году глава семьи Потератов безуспешно спросил правительство восстановило монополию и подавило шесть других фабрик, работавших в то время в Руане. Были открыты новые фабрики, но правительство хотело ограничить их количество и, в частности, опубликовало в 1731 году таблицу с указанием тех, кому разрешено производить фаянс, и разрешенных размер их печей. В 1734 году один производитель, расширивший свою печь по сравнению с таблицей, был вынужден ее демонтировать. Эти ограничения широко сохранялись до Французской революции, хотя в последующие десятилетия строительство необычного нового завода было разрешено. В 1749 году было 13 фабрик с 23 печами между ними, и в 1759 году на них было нанято 359 рабочих.

С 1720 года Николя Фуке (или Фуке, ум. 1742) купил главную фаянсовую фабрику Poterat и отвечал за нее. за много лучших работ, в том числе небольшое количество исключительных полихромных бюстов на трибунах. Набор "Времен года", который был сделан около 1730 года для кабинета (кабинета) дома Фуке, сейчас находится в Лувре ; Первоначально Аполлон, который сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, завершил группу. Пара неокрашенных белых бюстов Антония и Клеопатры сейчас находится в музее керамики в Руане, а еще одна - в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Другими исключительно большими предметами являются очень редкие пары небесных и земных глобусов на пьедесталах и некоторые большие столешницы.

Стиль ламбрекена изначально обычно был только синим по белому, хотя предмет, датированный 1699 годом, уже имел украшения в стиле бордери. с китайским предметом в центре, используя четыре цвета. К 1720 году полихромная живопись стала доминирующей с использованием ограниченного диапазона цветов, доступного для техники grand feu однократного высокотемпературного обжига. Примерно в то же время был популярен стиль вискоза, версия орнамента ламбрекена, применяемая к круглой посуде, с ламбрекенами, идущими внутрь от краев, а затем обычно пустой областью вокруг круглой украшенной области. Этот же стиль скопировали и другие фабрики.

Другой декоративный стиль, зародившийся в Руане, называется ocher niellé («инкрустированный охрой ») с золотисто-желтой глазурью, а также раскрашенный скручивающийся орнамент из «вьющейся темно-синей, похожей на водоросли листвы», часто уступая место фигурам обнаженных путти или детей в центре произведения. Считается, что это происходит от стиля мебели Boulle Work со вставками из латуни и дерева на панцире черепахи и другими материалами, связанными с André Charles Boulle.

Rococo jardinière. (из набора 3 шт.), гр. 1770

Руан. Китайские стили были разнообразны и иногда сочетались с ламбрекенами и чернью охрой. Примерно после 1720 года стали популярны стили цветочной живописи и бордюров, более тесно связанные с китайским экспортным фарфором и японскими стилями, включая Какиемон. Рококо формы и стили появились несколько позже.

Особый руанский стиль, балансирующий между рококо и шинуазри, - это ярко окрашенный декор а-ля корн со стилизованными птицы, цветы, бабочки и насекомые, разбросанные по полю, и рог изобилия corne d'abondance («рог изобилия»), очевидно с четырьмя, а иногда и тремя лицами, из которых появляются цветы. Относительный масштаб всех элементов несвязный, призванный аккуратно заполнять пространство. Сервиз из 200 предметов в этом стиле был заказан царем Петром III в качестве подарка своему любимому графу Головину около 1760 года.

Рококо «никогда не понимали должным образом» в Руане., где этот стиль был опробован примерно с 1750 года. В частности, фабрики долго не могли адаптировать свои формы к новому стилю, и они «оставались окаменевшими в стиле серебряных дел мастеров примерно 1690–1710 годов», часто образуя «несимпатичную структуру для разросшихся домов». цветы, урны и другие атрибуты живописи в стиле рококо ».

Руанская керамика широко копировалась такими мануфактурами, как мануфактура Sinceny, основанная в 1713 году, когда гончары из Руана переехал туда, чтобы основать собственное предприятие, или мануфактурой Saint-Cloud.

В 1781 году при 25 действующих печах было задействовано 570 рабочих, из которых 95 были художниками. Позднее в этом десятилетии в петициях к правительству были заявлены более высокие цифры. Как и повсюду во Франции, накануне революции промышленность Руана страдала от последствий торгового договора с Великобританией 1786 года, согласно которому английский импорт высококачественных и относительно дешевых кремовых изделий имел тариф 12%. Один из владельцев фаянсов, г-н Юэ, получил от властей 600 ливров для посещения Англии и исследования гончарных изделий. Он вернулся с планом построить завод по английской модели, использующий уголь, но этот план был сорван политической ситуацией. Huet's была одной из многих попыток подражать английскому "faience blanche" (белая кремовая, в отличие от традиционной коричневой глиняной посуды "faience brune"), но они не могли сравниться по прочности и дешевизне с английским товар. К 1796 году в эксплуатации находилось всего девять печей, причем на низком уровне, со 150 рабочими.

Примечания
Ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Руанским фаянсом.
  • Батти, Дэвид, изд., Sotheby's Concise Encyclopedia of Porcelain, 1990, Конран Осьминог, ISBN 1850292515
  • Чафферс, Уильям, «Самая ранняя фарфоровая мануфактура в Англии», в The Art Journal, 1865, google книги
  • Куттс, Ховард, Искусство керамики: европейский керамический дизайн, 1500–1830, 2001, Yale University Press, ISBN 0300083874, 9780300083873, google books
  • Лейн, Артур, Френч Фаенс, 1948, Faber Faber
  • Макнаб, Джесси, Французское керамическое искусство семнадцатого века, 1987, Музей искусств Метрополитен, ISBN 0870994905, 9780870994906, google books
  • Moon, Iris, "French Faience", в Heilbrunn Timeline of Art History, 2016, Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен, онлайн
  • Мангер, Джеффри, Салливан Элизабет, Европейский фарфор в Музее искусств Метрополитен: Хайли ghts of the collection, 2018, Metropolitan Museum of Art, ISBN 1588396436, 9781588396433, google books
  • Pottier, André, Histoire de la faïence de Rouen, Volume 1, 1870, Le Brument (Rouen), google books (на французском)
  • «Revue», Revue de la Normandie, Volume 9, Eds Gustave Gouellain, Jean Benoît Désiré Cochet, 1869, E. Cagniard, на французском, google books
  • Savage, George, (1959), Pottery Through the Ages, Penguin, 1959
  • Savage, George, (1963), Porcelain Through The Ages, Penguin, (2-е изд.) 1963
  • Сэвидж, Джордж и Ньюман, Гарольд, Иллюстрированный словарь керамики, 1985, Thames Hudson, ISBN 0500273804
Дополнительная литература
  • Perlès, Christophe, La faïence de Rouen (1700–1750) (на французском языке), 2014, Editions Mare et Martin Arts, ISBN 9791092054316
Последняя правка сделана 2021-06-04 11:05:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте