Роберт Уилкс

редактировать
Английский актер и театральный менеджер XVII / XVIII веков

Роберт Уилкс (ок. 1665 - 27 сентября 1732 г.) был британским актером и театральным менеджером, который был одним из ведущих менеджеров Theatre Royal, Drury Lane в период расцвета 1710-х гг. Вместе с Колли Сиббером и Томасом Доггеттом он был одним из «триумвирата» актеров-менеджеров, осужденных Александром Поупом и карикатурно изображенных Уильям Хогарт как лидеры упадка театральных стандартов и деградации литературной традиции сцены.

Гравюра Уильяма Хогарта под названием Справедливый взгляд на британскую сцену 1724 года, на которой изображены Роберт Уилкс, Колли Сиббер и Бартон Бут репетировать пантомиму с марионетками, разыгрывая тюрьму, разрушающую уборную. «Игра» состоит только из спецэффектов, а сценарии для «Гамлета», в частности, представляют собой туалетную бумагу.

На протяжении многих поколений семья базировалась в Бромсгроув, Вустершир. Его двоюродный дедушка служил Карлу I Английскому во время Гражданской войны в Англии, для которого он собрал войска за свой счет. После того, как Оливер Кромвель выиграл гражданскую войну, отец Уилкса переехал в Дублин, где родился Роберт Уилкс.

Он был клерком Роберта Саутвелла, пока не присоединился к вильгельминтской армии. Сразу после увольнения из армии он с 1691 по 1693 год работал в Дублине в Smock Alley Theater. Согласно версии истории Уилкса, он впервые начал действовать, когда его армейская рота поставила на роль любителя Отелло, и он был настолько успешен, что начал актерскую карьеру. В 1693 году Кристофер Рич, управляющий Друри-Лейн, нанял его для работы в Лондоне. В том же году он женился на Элизабет Кнаптон.

В 1698 году он вернулся в Дублин, чтобы выступить в пьесах Джорджа Этериджа, и он был настолько популярен, что, по его словам, ему пришлось бежать в Лондон, а в следующем году он начал сотрудничество с Джорджем Фаркуаром. Фаркуар и Уилкс были близкими друзьями, и они вместе отправились из Дублина в Лондон. В 1699 году Уилкс появился в фильме Фаркухара Постоянная пара в роли Гарри Уайлдэра. Эта роль стала визитной карточкой Уилкса и сделала его сердцеедом среди молодых лондонских леди. На всю оставшуюся жизнь Гарри Уайлдэр будет альтер эго Уилкса, а Уилкс будет играть главные роли в пьесах Фаркухара.

На Друри-Лейн Кристофер Рич правил театром макиавеллистской рукой. В 1702 году Ричу пришлось выбирать между Уилксом и Джорджем Пауэллом, директором репетиций. Борьба за власть пошла путем Уилкса, и Пауэлл уехал в Lincoln's Inn Fields, а Уилкс был назначен директором репетиций. Это поставило Уилкса на влиятельную позицию в театре, и когда в 1706 году произошла забастовка актера, Уилкс получил все возможности для победы. Рич был обвинен в получении одной трети всех доходов актеров, и ведущие актеры ушли в Театр Королевы на Хеймаркет (ныне Театр Ее Величества). Рич и его сын Джон Рич ответили постановкой оперы и пантомимы.

На Хеймаркет Уилкс был звездой. Он сыграл главные роли в фильмах 1 Генрих IV, Гамлет, Юлий Цезарь и Путь мира. Он также дебютировал с пьесами Фаркуара Стратагема Бо и Николасом Роу с Королевским обращенным. В 1709 году Уилкс вместе с Сиббером, Томасом Доггеттом и Энн Олдфилд присоединился к Оуэну Суини в управлении Хеймаркетом. В следующем году группа выиграла свою борьбу и была возвращена на Друри-Лейн, а в 1711 году они стали актерами-менеджерами Друри-Лейн. Томас Доггетт, согласно несколько ненадежным мемуарам Колли Сиббера, запретил любой женщине быть частью группы менеджеров, и Оуэн Свини решил вернуться на Хеймаркет, и оставшиеся менеджеры-актеры образовали «триумвират». У этих трех менеджеров было прибыльное и трудное положение, и вполне вероятно, что с 1711 по 1714 год акции триумвирата никогда не приносили меньше фантастической суммы в 1000 фунтов стерлингов в год.

В 1713 году Бартон Бут сменил Доггетта на посту актера-менеджера, а в 1714 году Ричард Стил присоединился к ним и получил королевский патент на театр. Этот патент позволил компании представить книгу Чарльза Джонсона The Country Lasses без лицензии в 1715 году, и с тех пор сам патент стал чрезвычайно ценным товаром. После смерти Стила в 1729 году три нынешних члена триумвирата получили одну треть доли в патенте.

Менеджеры были очень заняты деталями производства, но они были так же заняты, как актеры. Уилкс, например, сыграл сто сорок спектаклей в сезоне 1721/17, а Уилкс редко выезжал из Лондона (за исключением единственной поездки в Дублин в 1711 году). Уилкс был одной из опор «Друри Лейн» как менеджер и, что еще важнее, как привлекательный мужчина. Колли Сиббер, автобиография которого изображает себя голосом разума и спокойствия, рисует Уилкса как тщеславную и бурную личность, и можно верить жалобам Сиббера на других, не веря его похвале. Александр Поуп высмеивал Уилкса вместе с Сиббером и Доггеттом в Дунсиаде, обе версии. Уильям Хогарт изобразил Уилкса как человека, занятого постановкой пантомимы о побеге из тюрьмы, при этом используя сценарии для Гамлета в качестве туалетной бумаги. Менеджеры актеров отреагировали на растущее движение к «зрелищным» пьесам (контекст см. драма Августа ) и быстрым постановкам с низкими затратами, и поэтому триумвират, в частности, часто высмеивался за удешевление сцены.

Он умер в 1732 году в Лондоне и был похоронен в церкви Святого Павла, Ковент-Гарден. Он заработал исключительную сумму денег в своей жизни, но после своей смерти он не оставил своей второй жене практически ничего, кроме доли в патенте Друри Лейн.

Хотя в то время он был женат, в 1690-х годах у него были отношения с актрисой Джейн Роджерс, что привело к рождению дочери с таким же именем Джейн Роджерс, актриса в Линклонс Инн Филд и Ковент-Гарден в восемнадцатом веке.

Избранные роли
Ссылки

Уэбб, Альфред (1878). «Уилкс, Роберт». Компендиум ирландской биографии. Дублин: М. Х. Гилл и сын - через Wikisource.

Последняя правка сделана 2021-06-04 06:58:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте