Рикша первоначально обозначало двух- или трехколесное пассажирскую корзину, теперь известный как рикша, который, как правило, тянут одного человека, несущего один пассажир. Первое известное использование этого термина было в 1879 году. Со временем были изобретены велорикши (также известные как велорикши или велорикши), авто-рикши и электрические рикши, которые заменили оригинальные рикши с несколькими исключениями для их использования в туризм.
Тяговые рикши стали популярным видом транспорта и источником занятости для рабочих-мужчин в азиатских городах в 19 веке. Их появление было связано с новыми знаниями о шарикоподшипниковых системах. Их популярность снизилась по мере того, как стали широко доступны автомобили, поезда и другие виды транспорта.
В некоторых городах 21 века в качестве альтернативы такси авто рикши становятся все более популярными из-за их низкой стоимости аренды.
Рикша происходит от японского слова jinrikisha (人力車,人 jin = человек,力 riki = сила или сила,車 sha = транспортное средство), что буквально означает «транспортное средство, приводимое в движение человеком».
Первые рикши были изобретены во Франции в конце 17 века, чтобы удовлетворить, наряду с другими типами экипажей, такими как кабриолеты и фиакры, неудовлетворенный спрос на общественный транспорт, возникший в результате прекращения в 1679 году первого омнибуса в Париже. Эти транспортные средства, названные «винегретами» из-за их сходства с ручными тележками, используемыми современными продавцами уксуса, представляли собой полностью закрытые двухколесные экипажи с местом для одного человека. Обычно их перемещали два человека; один держит перекладину спереди, а другой толкает сзади.
Рикши были независимо изобретены в Японии примерно в 1869 году, после снятия запрета на колесные транспортные средства с периода Токугава (1603–1868) и в начале периода быстрого технического прогресса в Японии.
Существует множество теорий об изобретателе, наиболее вероятная и широко признанная теория, согласно которой рикша была изобретена в Японии в 1869 году Изуми Ёске, который заключил партнерство с Сузуки Токудзиро и Такаяма Косуке для создания транспортных средств. вдохновленный конными экипажами, которые несколько лет назад появились на улицах Токио ».
Другие теории об изобретателе рикши включают:
Японский историк Зайденстикер писал о теориях:
Хотя происхождение рикши не совсем ясно, похоже, они японцы, и в особенности из Токио. Наиболее широко распространенная теория предлагает имена трех изобретателей и дает 1869 год как дату изобретения.
Автомобиль имел деревянную тележку, которая двигалась на «превосходных западных колесах» и была значительным улучшением по сравнению с более ранними видами транспорта. В то время как более ранние кресла-седаны требовали двух человек, рикше обычно требовался только один. Для холмистой или горной местности требовалось более одного человека. Это также обеспечило более плавную езду для пассажира. Другие виды транспортных средств в то время были нарисованы животными или были тачками.
Музей « Электростанция» в Сиднее имеет рикшу в своей коллекции более 120 лет. Он был сделан около 1880 года и описывается как:
Рикша, или джинрикиша, представляет собой легкую двухколесную тележку, состоящую из бездверного кресельного тела, установленного на рессорах со складным капотом и двумя валами. Отделанный черным лаком поверх дерева, он был нарисован одним бегуном-рикшой.
В конце 19 века рикши, запряженные вручную, стали недорогим и популярным средством передвижения по всей Азии. Крестьяне, которые мигрировали в крупные азиатские города, часто сначала работали бегунами на рикше. Это было «самое смертоносное занятие на Востоке, [и] самое унизительное для людей».
Начиная с 1870 года правительство Токио выдало разрешение на строительство и продажу 人力車 (jinrikisha: рикша по-японски) трио, которые в Азии считаются изобретателями рикши: Изуми Ёсукэ, Такаяма Косуке и Судзуки Токудзиро. Чтобы управлять рикшей в Токио, от этих людей требовалась печать. К 1872 году они заменили каго и норимоно, став основным видом транспорта в Японии, где находилось около 40 000 рикш. В то время рабочая сила была намного дешевле лошадиных сил; лошади обычно использовались только военными. Некоторые рикши были художественно украшены картинами и задними фасадами. В это время были запрещены более яркие стили украшения. Если бы семьи были обеспечены в финансовом отношении, у них мог бы быть собственный бегун на рикше. Как правило, бегуны преодолевали от 32 до 48 километров (от 20 до 30 миль) за день при средней скорости движения 8 километров (5,0 миль) в час.
Японские производители рикш производили и экспортировали рикши в страны Азии и Южную Африку.
В Сингапуре появились первые рикши в 1880 году, и вскоре после этого они стали плодовитыми, что «заметно изменило движение на улицах Сингапура». Тележки волов и гарри использовались до того, как были введены рикши.
Многие из самых бедных людей в Сингапуре в конце девятнадцатого века были нищими, неквалифицированными людьми китайского происхождения. Трудолюбивые мужчины, которых иногда называли кули, обнаружили, что катание на рикше - это новая возможность найти работу.
В 1897 году было объявлено военное положение, чтобы положить конец четырехдневной забастовке рабочих рикши.
В Китае рикшу впервые увидели в 1873 году, а в следующем году ее использовали в качестве общественного транспорта. В течение года в эксплуатации было 10 000 рикш. Около 1880 рикши появились в Индии, впервые введенных в Симле по преподобному Дж Фордайс. На рубеже веков они были представлены в Калькутте, Индия, и к 1914 году были арендованным транспортным средством. Рикша также была завезена в Корею в конце 19 века.
После Второй мировой войны произошел серьезный сдвиг в использовании рикш с приводом от человека:
Ручные рикши стали препятствием для модернизации городских элит в странах третьего мира и были широко запрещены, отчасти потому, что они были символом не современности, а феодального мира с явно выраженными классовыми различиями. Возможно, сидящий пассажир рикши находится слишком близко к спине рабочего водителя, который, кроме того, образно является тягловым животным, запряженным между осями.
Рикша цикл был построен в 1880 году и впервые был использован с закономерностью, начиная с 1929 года в Сингапуре. К 1950 году они были обнаружены во всех странах Южной и Восточной Азии. К концу 1980-х годов в мире насчитывалось 4 миллиона велорикш.
Рикши были завезены в Дурбан, Южная Африка, и к 1904 году было зарегистрировано около 2000 рикш. Рикши работали в Найроби в начале 20 века; Пуллеры устроили там забастовку в 1908 году. В 1920-х годах они использовались в Багамойо, Танге, Танзании и других районах Восточной Африки на короткие расстояния.
Популярность рикши в Японии упала к 1930-м годам с появлением автоматизированных видов транспорта, таких как автомобили и поезда. После Второй мировой войны, когда не хватало бензина и автомобилей, они временно вернулись. Традиция рикши сохранилась в районах гейш Киото и Токио. В 1990-е годы велорикши немецкого производства под названием «велотакси» были представлены в городах Японии, в том числе в Кобе.
Ряд рикш, припаркованных возле пирса в Гонконге, c. 1930-е гг.В послевоенном Гонконге рикши были одним из основных средств транспортировки товаров или людей во время японского вторжения, известного как битва за Гонконг. Японские военные наняли множество рикш, чтобы собрать их и организовать с другими поварами и моряками подпольную вооруженную команду, чтобы ввести в действие клан, выступающий против британской колонии. Однако после Второй мировой войны другие виды транспорта, такие как велорикши и трамвай, стали серьезными конкурентами рикш, что привело к застою в бизнесе рикш.
В 20-х годах прошлого века мужчины чиучжоу сформировали фракцию в профсоюзе кантонских рикш. Кроме того, охотников на чиучжоу можно было узнать по их шляпам, которые были закругленными и плоскими наверху; в то время как у соперников Hoklo был головной убор конической формы с острыми концами наверху. Однако использование рикш стало сокращаться в 1920-х годах, когда новое коммунистическое правительство ввело систему трамвая в 1924 году. Количество рикш уменьшилось с 44 200 до 25 877 через шесть месяцев после открытия трамвая. Это также стало причиной беспорядков на трамваях в Пекине в октябре 1929 года. Грубая форма рикши иногда используется для перевозки угля, строительных материалов или других материалов. И моторизованные, и велорикши с педалями или велорикши использовались для пассажирских путешествий на короткие расстояния. Во многих городах все еще есть много рикш для туристических целей (в больших городах, таких как Пекин и Шанхай, с традиционными китайскими рикшами) или для перевозки на короткие расстояния в некоторых округах. Однако новое коммунистическое правительство запретило рикши в Кантоне в начале 1950-х годов, что привело к новому отливу рикш.
В Сингапуре популярность рикши возросла в 20 веке. В 1920 году насчитывалось около 50 000 рикш, а к 1930 году это число увеличилось вдвое. Велорикши использовались в Сингапуре с 1929 года. В течение шести лет велорикши были в меньшинстве, чем велорикши, которые также использовались туристами.
Велорикша Бангладешская рикша в Швеции.В 1930-е годы велорикши использовались в Дакке, Бангладеш, Калькутте, Индия; и Джакарта, Индонезия. К 1950 году их можно было найти во многих странах Южной и Восточной Азии. К концу 20 века в Дакке было 300 000 таких автомобилей. К концу 2013 года в Дели насчитывалось около 100 000 электрических рикш.
Велосипеды были представлены в Северной Америке в 1962 году, где они были средством передвижения на Всемирной выставке в Сиэтле в штате Вашингтон.
В 21 веке наблюдается возрождение рикш, особенно моторизованных рикш и велорикш. Авто-рикши, также называемые велотакси, возродились, поскольку они стоят от 1/3 до 1/2 стоимости обычных такси. Немецкие велотакси - это трехколесные транспортные средства с двигателем, в которых есть место для водителя и место для двух пассажиров позади него. Велорикши используются во многих городах Азии, Северной Америки и Европы. Они все чаще используются как экологически чистый способ передвижения на короткие расстояния, особенно в городских районах. Наряду с авторикшами они также используются (особенно в азиатских городах) для туризма из-за их «новизны как развлекательного вида транспорта».
На Мадагаскаре велотренажеры и авторикши - распространенный вид транспорта в ряде городов, особенно в Анцирабе. Они известны как pousse-pousse, что означает « толкать-толкать».
В Макао до сих пор используется трехколесный велосипедный рикша, или riquexó на португальском языке, поскольку в прошлом Макао был португальской колонией. Этот вид транспорта был очень известен до конца 20-го века из-за того, что это небольшой город и мало автомобилей, не так много мотоциклов, очень плохой общественный транспорт и отсутствие другого транспорта, такого как поезд или метро. Вы можете обойти полуостров Макао и остров двоек на рикше, а также посетить музей Рикшо и увидеть эволюцию рикш с 18 века до наших дней.
Автоматизированные велорикши, называемые велотакси, популярны в Киото и Токио, Япония. Их использование в городах Японии растет примерно на 20–30% в год. Традиционные рикши все еще живы для путешественников в некоторых туристических местах Японии. Рикши водятся в Гонконге. В Китае автоматизированные велорикши и велорикши с педальным приводом используются для пассажирских поездок на короткие расстояния в больших и многих средних городах. Большинство городов Индии предлагают услуги рикши ; рикши, запряженные вручную, действительно существуют в некоторых областях, таких как Калькутта (Калькутта), как часть их транспортной системы, которая также включает в себя велорикши. По состоянию на 2018 год в Шри-Ланке было зарегистрировано более 1 миллиона автомобилей-рикш.
В Австралии велорикши или велорикши (3 колеса) используются в Мельбурне и Сент-Кильде. Их также видели в Cowaramup, Западная Австралия, в Bakehouse '38.
Рикши цикла или trishaws (3 колеса) используется в некоторых крупных континентальных европейских городах, такие как:
В Соединенном Королевстве велорикши работают в:
Типы рикш включают:
Тянутая рикша, Мадагаскар
Велорикши, Непал
Авто рикша, Сан-Франциско, Калифорния
Вытащил рикшу в Калькутте
FRP, Электронная рикша GEM, Харьяна, Индия
Велорикша в Джакарте, Индонезия, известная как «Бечак».