Фортепианные квартеты | |
---|---|
Камерная музыка от Людвиг ван Бетховен | |
Фортепианные квартеты Бетховена- WoO36 - титульный лист (1-е издание 1828 г.) | |
Каталог | WoO 36 |
Составлен | 1785 (1785), Бонн |
Опубликован | 1828 (1828 г.)), Вена |
Издатель | Артария |
Движения | Каждый квартет имеет 3 части |
Счет |
|
Фортепианные квартеты, WoO 36, Людвиг ван Бетховен представляют собой набор из трех фортепианных квартетов, завершенный в 1785 году, когда композитору было 15 лет. Они оцениваются для фортепиано, скрипки, альта и виолончели. Он составил квартет до до мажор, еще один - до ми-бемоль мажор и третий - до ре мажор. Впервые они были опубликованы посмертно в 1828 году, однако пронумерованы в другом порядке: Фортепианный квартет № 1 ми-бемоль мажор, Фортепианный квартет № 2 ре мажор и Фортепианный квартет № 3 до мажор.
Когда Бетховен сочинил эти три фортепианных квартета в 15 лет, этот жанр был редкостью. Два произведения Моцарта, Фортепианный квартет № 1 соль минор (1785) и Фортепианный квартет № 2 ми-бемоль мажор (1786), являются единственными значительными современными достижениями, которые сопоставимы. Бетховен смоделировал свои фортепианные квартеты на основе серии скрипичных сонат Моцарта , опубликованных в 1781 году, с сочинением до мажор Бетховена, написанным в том же ключе и заимствованным некоторым тематическим материалом из Сонаты для скрипки № 17 Моцарта, К. 296. Помимо аранжировки Бетховеном его Квинтета для фортепиано и духовых инструментов (соч. 16) для фортепианного квартета, эти три произведения являются единственными сочинениями, написанными им для фортепиано, скрипки, альта и виолончели.
Бетховен позже повторно использовал материал квартета до мажор для двух своих ранних фортепианных сонат : No. 1 и No. 3. В оригинальной рукописи Бетховена сначала идет работа до мажор, затем ми-бемоль мажор и ре мажор. Когда Артария в Вена опубликовал квартеты после его смерти, они располагались в другом порядке: ми-бемоль мажор, ре мажор и до мажор.
Каждый квартет состоит из трех частей . Они перечислены в порядке оригинала рукописи:
В экспозиции первой части Бетховен написал фортепианную сонату со струнным аккомпанементом, но в развитии и перепросмотре, они играют более индивидуальную роль. Третья часть в форме рондо. Тема вводится фортепиано, а затем берется скрипкой. Первый эпизод сопровождается защипами. Второй эпизод - в ля минор.
Бетховен повторно использовал тему второй части для адажио своей сонаты для фортепиано фа минор, соч. 2/1. Он также повторно использовал материал из первой части своей Сонаты для фортепиано до мажор, соч. 2/3, посвященная Йозефу Гайдну в 1796 году.
Во втором квартете фортепиано и струнные - равноправные партнеры. Он открывается необычно движением Adagio assai. Вторая часть находится в форме сонаты ми-бемоль минор. Некоторые элементы, кажется, предвосхищают последнюю часть Сонаты для фортепиано № 8, Pathétique. Финальная часть представлена в семи вариациях на тему.
Квартет ре мажор начинается более условно, чем другие, с части в сонатной форме с довольно коротким развитием. Вторая часть, отмеченная Andante con moto, находится в фа-диез минор, но средняя часть в ля мажор. Заключительная часть - рондо с темой, введенной фортепиано и повторенной скрипкой. Эпизоды контрастируют и напоминают похожие движения Моцарта.
Фортепианные квартеты были записаны Новозеландским фортепианным квартетом в 2005 году и квартетом Миландера в 2013 году.